Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Кстати, каковы наиболее серьезные ошибки, которые обычно совершают инвесторы?
В моей книге есть глава, в которой описывается восемнадцать таких ошибок.
Следующий перечень распространенных ошибок приводится по книге О'Нила «Как зарабатывать на акциях»1:
1. Большинству инвесторов не дано пересечь «стартовой линии», ибо у них нет хороших критериев выбора акций. Они не знают, на что ориентироваться, чтобы найти прибыльную акцию. В результате покупают
О'Neil.; How to Make Money in Stocks; «McGraw-Hill»; 1988.
246 Уильям О'Hun
третьесортные акции типа «ни себе-ни людям», ничем не отличившиеся на рынке и не являющиеся настоящими лидерами.
2. Надежный способ добиться мизерных результатов — купить падаю щую акцию. Такая сделка кажется выгодной, потому что акция стоит дешевле, чем несколько месяцев назад. Так, в марте 1981 года один мой знакомый купил акции «International Harvester» по цене 19 долл., по тому что они резко упали и казались выгодной покупкой. Это была пер вая инвестиция моего знакомого, и он сделал классическую для новичка ошибку — купил акцию по цене, близкой к ее годовому минимуму. Как потом оказалось, компания-эмитент была в трудном положении и в тот момент ей грозило банкротство.
3. Еще более пагубная тактика — докупать при понижающейся, а не при повышающейся цене. Если вы покупаете акцию за 40 долл., а затем при купаете еще по цене 30, то, усреднив заплаченную цену до 35, вы оказы ваетесь во власти проигрышных иллюзий, считая, что делаете удачную инвестицию после неудачной. Такая дилетантская тактика может при вести к серьезным потерям и чуть ли не к разорению после всего не скольких крупных проигрышей.
4. Люди охотно покупают акции, продающиеся по низкой цене. У них со здается ложное впечатление, будто выгоднее купить больше акций ло тами в 100 или 1000 штук (то есть таких, которые измеряются круглыми числами). От этого они чувствуют себя увереннее, а возможно, и зна чимее. Однако лучше покупать 30 или 50 штук более дорогих акций преуспевающих компаний. Нужно исходить из количества вкладывае мых денег, а не из того, сколько можно приобрести долей. Покупайте самый лучший из доступных товаров, а не самый дешевый. Конечно, почти невозможно устоять перед соблазном купить акцию за 2 долл., 5 долл. или даже за 10 долл. Но акции ценой 10 долл. или ниже так деше вы только потому, что их компании-эмитенты либо раньше имели пло хие показатели, либо их положение ухудшилось за последнее время. Акции — это такой же товар, как и все другое. Нельзя приобрести выс ший сорт по самой низкой цене!
Покупка дешевых акций обычно обходится дороже по комиссионным и наценкам. Риск при этом выше, потому что скорость падения дешевых акций может быть на 15-20 процентов выше, чем у большинства более дорогих акций. Обычно профессионалы и институциональные участники рынка не покупают акций ценой в 5 или 10 долл. Поэтому купившие эти низкопробные ценные бумаги окажутся в компании дер-
Уильям СУ Нил 247
жателей гораздо более низкого ранга. Как уже говорилось, институциональная поддержка — одно из условий, способствующих подорожанию акций.
5. Начинающие спекулянты стремятся сорвать на рынке крупный куш. Они хотят получить слишком много и слишком быстро без необходи мого анализа и подготовки, не овладев основными методами и навыка ми. Они ищут легких путей к быстрому выигрышу, не желая тратить время и силы на изучение того, чем они, собственно, занимаются.
6. Американцы в массе своей любят покупать исходя из подсказок, слу хов, и советов консультационных служб. То есть они готовы рисковать своими кровными деньгами, руководствуясь чужими мыслями, а не соб ственным пониманием того, что они делают. Слухи в большинстве сво ем ложны, и, даже если совет верен, то, по иронии судьбы, акция часто падает в цене.
7. Инвесторы покупают второсортные акции из-за дивидендов или малого коэффициента Р/Е. Дивиденды менее важны, чем доходность на ак цию. Фактически чем выше дивиденды, которые выплачивает компа ния, тем хуже ее положение, так как не исключено, что она вынуждена брать кредиты под высокие проценты, чтобы возместить средства, вып лаченные в дивидендах. Инвестор может потерять величину дивиденда за один-два дня ценовых колебаний акции. Что же касается низкого значения Р/Е, то оно, скорее всего, оказалось таковым из-за плохих показателей компании в прошлом.
8. Люди вкладывают в те компании, названия которых им знакомы. Одна ко если человек работал в «General Motors», то это еще не значит, что именно ее акции хороши для покупки. Многие акции, наилучшие с точ ки зрения инвестиций, могут быть плохо известны. Однако с ними мож но и нужно познакомиться, проведя соответствующее небольшое исследование.
9. У большинства инвесторов нет возможности получить добротную ин формацию и совет. А многие из тех, кто всё же получит хороший совет, не оценит его или не последует ему. Ваш знакомый, средний брокер рын ков акций или рядовая консультационная служба могут оказаться пло хими советчиками. И лишь считанные единицы из их числа, которые сами достаточно преуспели на рынке, заслуживают вашего внимания. Выдающиеся брокеры или консультанты встречаются не чаще выдаю щихся врачей, юристов или бейсболистов. Лишь одному из девяти про фессиональных бейсболистов доводится подписать контракт с клубом
248 Уильям О'Нил
высшей лиги. А большинству бейсболистов-выпускников колледжей не суждено поиграть даже за рядовые профессиональные клубы.
10. Более 98 процентов людей опасаются покупать акцию, которая входит в зону нового максимума, из-за ее цены. Она просто кажется им черес чур высокой. Однако цены на рынках гораздо точнее индивидуальных ощущений и мнений.
11. Большинство неопытных инвесторов упрямо держатся за потери, ког да те невелики и вполне приемлемы. Они могли бы выйти из рынка без больших потерь, но в силу эмоциональной вовлеченности и свойств че ловеческой психики продолжают ждать и надеяться до тех пор, пока потери не станут значительно большими и дорого им обойдутся.
12. Действуя в том же духе, инвесторы снимают мелкую, легкодоступ ную прибыль и сохраняют убыточные позиции. Такая тактика полно стью противоречит правильной инвестиционной процедуре. Зачастую инвестор сначала продаст прибыльную акцию и только потом — убы точную.
13. Индивидуальные инвесторы чрезмерно переживают из-за налогов и комиссионных. Между тем они должны быть озабочены прежде всего получением чистой прибыли. Излишние волнения из-за налогов обыч но оборачиваются неразумными инвестициями в надежде на получение налоговых льгот. В былые времена инвесторы упускали большую при быль, передержав позицию в надежде на долгосрочный прирост вложе ний. Некоторые инвесторы убеждают себя, столь же ошибочно, что не могут продавать из-за налогов: у них гипертрофированное самомнение и слабая аргументация.
Комиссионные затраты на покупку или продажу акций, особенно через дисконтного брокера, имеют второстепенное значение по сравнению с более важными факторами. Прежде всего — это выработка правильного решения и принятие мер по его реализации (при необходимости). Одно из больших преимуществ владения акцией по сравнению с недвижимостью состоит в гораздо более низких комиссионных, немедленной котируемости и ликвидности. Владея акцией, можно быстро и с небольшими потерями защитить себя в неблагоприятном случае или воспользоваться развитием новых высокодоходных тенденций.
14. Многие чрезмерно спекулируют опционами, считая это быстрым спо собом обогащения. Покупая опционы, они ошибочно предпочитают более краткосрочные и дешевые, что связано с большей волатильнос- тью и более рискованно по сравнению с долгосрочными опционами.
Уильям О'Нил 249
Ограниченность периода действия вредит владельцам краткосрочных опционов. Многие опционные спекулянты выписывают так называемые «голые опционы», влекущие огромный риск при малом потенциале выигрыша, то есть проводят довольно неразумную инвестиционную операцию.
15. Начинающие инвесторы любят устанавливать лимитированные при казы. Они редко отдают рыночные приказы. Такая тактика малоэф фективна, потому что в погоне за восьмушками и четвертинками пункта инвестор упускает из вида более важное и широкое движение рынка. В конечном итоге приказы с ограничением цены исполнения абсолютно расходятся с рынком и не позволяют инвестору расстать ся с теми акциями, которые следовало бы продать во избежание суще ственных потерь.
16. Некоторым инвесторам нелегко решиться на покупку или продажу. Вернее, они колеблются, не зная, на что решиться. Они сомневаются потому, что, в сущности, не отдают себе отчета в собственных действи ях. У них нет плана, нет свода руководящих правил или принципов, и поэтому они не уверены в том, как именно нужно поступить.
17. Большинство инвесторов не способны к объективной оценке акций. Они вечно обнадеживают себя, питают личные пристрастия и, исходя из этого, игнорируют мнение рынка, которое чаще всего бывает верным.
18. Инвесторы зачастую руководствуются факторами, которые в действи тельности не являются решающими. Например, дроблением акций, воз росшими дивидендами, новостями и сообщениями, рекомендациями брокерских и консультационных фирм.
|