![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задания для самостоятельной работы с комментариямиСтр 1 из 4Следующая ⇒
Задание 1
Необходимо: · Проверить нормальность распределения результативного признака. · Представить данные в таблице распределения частот, изобразить графически. · Определить параметры распределения признака: · Составить таблицу нормирования (перевода «сырых» баллов в стены). · Сделать выводы о характере распределения признака на основании выполненных заданий. Задание 2 2.1. При выполнении теста в группах А и В средние арифметические значения одинаковы, но 2.2. В каком ряду, которые имеют одинаковые средние арифметические значения, стандартные отклонения больше. Почему? Расчёты не производить!. А: 30; 35; 40; 45; 50; ∑ = 200; В: 20; 30; 40; 50; 60; ∑ = 200; 2.3. Найти моду и медиану, ранжировать переменные. · 6; 9; 3; 5; 8; 3; 6; 8; 3; 6; 3; 6; 7. · 5; 4; 3; 2; 1; 4; 5; 8; 6; 9; 7; 9; 1; 8; 4; 5; 1; 2; 11; 5. · 3; 4; 9; 3; 7; 8; 3; 4; 4; 3; 4; 9; 7; 8. 2.4. В результате проведённого исследования темперамента в 5-ом классе средней школы (n= 31) ученики распределились по следующим группам: холериков – 15; сангвиников – 10; флегматиков – 5; меланхоликов – 1. Необходимо представить данные в форме диаграммы. Задание 3 Используя t – Стъюдента и U – Манна – Уитни необходимо оценить различия в распределении признака между группами А и В. В группе А получены следующие показатели: 28, 27, 21, 17, 15, 15, 11, 7, 7, 7, 6, 4. В группе В получены следующие показатели: 25, 22, 16, 16, 17, 14, 13, 12, 11, 8, 7, 5. Задание 4 Необходимо оценить достоверность изменения показателей по двум параметрам до и после проведения формирующего эксперимента на выборке n=13 с помощью G-критерия.
Задание 6 Необходимо преобразовать исходную информацию, представленную в бланках ответов испытуемых, см. приложение 6, используя стандартные формы обработки и представления данных: · Оценить характер информации при помощи вычисления первичных описательных статистик, например, средних, модальных величин и др. · Произвести качественный анализ результатов табличного, графического, статистического анализа. · Изучить взаимосвязь переменных, используя корреляционный анализ данных. · Интерпретировать результаты измерений в соответствии с заявленной целью проведённого эмпирического исследования. · Написать научный отчет по результатам проведённого эмпирического исследования. На лабораторном занятии в подгруппе студентов 4 курса, состоящей из 12 человек, проведено эмпирическое исследование ряда их личностных особенностей: уровня субъективного контроля, общительности, тревожности, интеллекта, самоуверенности. Использовались методики: «УСК» (Адаптированный вариант Бажин Е. Ф., Голынкина С. А., Эткинд А. М.) и «16-ФЛО-187-А». Р. Кеттелла. Цель исследования: Определить взаимосвязь уровня субъективного контроля с показателями общительности, интеллекта, тревожности, самоуверенности в группе студентов. Задачи исследования: 1. Оценить уровень развития личностных качеств студентов в группе по отдельным параметрам исследования 2. Установить взаимосвязь показателей общей интернальности (шкала Ио) с показателями общительности (фактор А), интеллекта (фактор В), самоуверенности (фактор Е), тревожности (фактор О). 3. Сделать вывод о выраженности исследуемых признаков в группе и тесноте связи между рассматриваемыми параметрами. В ходе исследования проверялось предположение о существовании положительной связи между показателями интернального уровня субъективного контроля и высоким уровнем общительности, интеллекта, самоуверенности студентов, а также наличие отрицательной корреляционной связи между интернальностью и уровнем тревожности студентов. Для примера рассмотрим возможные варианты реализации заявленных в задании задач на меньшей выборке (n = 10). Вариант подобного исследования представлен вглаве 3. Рассматриваемые в ходе исследования локус контроля (Ио), общительность (фактор А), интеллект (фактор В), тревожности (фактор О) являются полярными переменными, например, при рассмотрении показателя Ио возможны два полярных локуса субъективного контроля: экстернальный и интернальнальный. Полярность проявляется в том, что если для человека характерен интернальный УСК, то экстерналнальный УСК у него не выражен, то же и с общительностью и интеллектом, тревожностью, т.е. если человек замкнутый и не умный, то он не относится к группе общительных и умных людей. Поэтому данные очень легко представить в дихотомической шкале, которая является разновидностью шкалы наименований. (см. таблицу 4.2). Таблица 4.1 - Сводная таблица данных по выборке
Таблица 4.2.- Эмпирические данные, измеренные в интервальной (стеновой), номинальной (дихотомической) и порядковой (ранговой) шкалах
Примечание: * С – стеновая шкала * Д – дихотомическая шкала * Р – ранговая шкала При этом показатели, выраженные в стенах, представим в единицах шкалы наименований (в дихотомической шкале). Если признак выражен (6, 7, 8, 9, 10 стенов), ставим – 1, если нет, ниже среднего (1, 2, 3, 4, 5 стенов), ставим – 0. (См. характеристики стеновой шкалы параграф 1.5). Представить «сырые» показатели в стенах достаточно просто, используя таблицы нормирования первичных баллов. Применив правила ранжирования переменных, представим «сырые» тестовые данные в шкале порядка. Таблица нормирования первичных («сырых») баллов по факторам А, В, О методики Кеттела Р.. Женщины 19 – 28 лет.
Таблица нормирования первичных («сырых») баллов по методике УСК
Возможным вариантом первичного анализа данных может стать их группировка по уровням выраженности признака, что в дальнейшем может стать основой качественного анализа данных и описания выборки по уровню выраженности рассматриваемых в исследовании параметров, а также позволит представить данные графически. См. табл. 4.3. Таблица 3- Распределение индивидуальных значений в группе
Характеристики по факторам, представляемые в сборниках психологических тестов, позволит осуществить качественный анализ данных. Фактор А – «замкнутость - общительность» Человек, имеющий низкий балл (1-3 стена) по фактору А склонен к ригидности, холодности, скептицизму и отчужденности. Вещи его привлекают больше, чем люди. Человек предпочитает работать сам, избегая компромиссов, склонен к точности, ригидности в деятельности, личных установках, иногда склонен быть критически настроенным, несгибаемым, твердым, жестким. Повышение до 4 стенов, указывает на сдержанность, обособленность, критичность, холодность. Результаты 1-4 стена свидетельствуют о выраженности шизотимии. Направление в сторону повышения (7 стенов) характеризует человека как обращенного вовне, что проявляет себя в легкости общения. Высокие баллы (8—10 стенов) говорят о склонности человека к добродушию, легкости в общении, эмоциональному выражению; человек готов ксотрудничеству, внимателен к людям, мягкосердечен, добр, приспособляем. Предпочитает ту деятельность, где есть занятия слюдьми, ситуации с социальным значением. Этот человек легко включается в активные группы. Он щедр в личных отношениях, не боится критики. Хорошо запоминает события, фамилии, имена, отчества. Результаты 7-10 стенов свидетельствуют о выраженности циклотимии. Фактор В – «низкий интеллект – высокий интеллект (умный)» 1-3 стена указывают на склонность медленно воспринимать материал в процессе обучения. Человек «туповат», предпочитает конкретную, буквальную интерпретацию событий; 4 стена – указывают на конкретность мышления и возможные трудности при решении абстрактных и логических задач. Показатели 1-4 стена говорят о небольшой способности к обучению. 7 – стенов указывают на более высокий уровень интеллектуального развития; человек абстрактно мыслит, разумный, с высокой способностью к обучению; 8-10 стенов – быстро воспринимает и усваивает новый учебный материал. Имеется корреляция с общим культурным уровнем, а также с реактивностью.
Фактор Е – «смирный - самоуверенный». 1-3 стена – человек, уступающий другим, часто зависим, признаёт свою вину, стремиться к навязчивому соблюдению корректности и правил. 4 стена – указывают на скромность, покорность, мягкость, уступчивость, конформность; 7 стенов – человек самоутверждающийся, независимый, агрессивный, доминантный; 8 – 10 стенов – утверждающий себя, своё «Я», самоуверенный, независимо мыслящий. Склонен руководствоваться собственными правилами поведения, авторитарный, командует другими, не признаёт авторитеты, может проявлять агрессию и враждебность. Фактор О – «спокойный - тревожный» 4 стена – безмятежный, спокойный, доверчивый; 1-3 стена - человек невозмутимый, его трудно вывести из себя, уверен в себе и своих способностях. Жизнерадостный, весёлый, энергичный, гибкий, не чувствует угрозы, иногда до такой степени, что не чувствует, что группа идёт своим путём и он может вызвать неприязнь. Легкоранимый, находится во власти настроений. 7 стенов – тревожный, депрессивный, неуверенный, обеспокоенный, с чувством вины человек; 8 – 10 стенов – депрессивный, преобладает плохое настроение и обеспокоенность. Выражена тенденция к проявлению страхов и тревожности в трудных ситуациях, может возникать чувство, что группа его не принимает. Для проверки предположения о существовании положительной связи между показателями интернального уровня субъективного контроля и высоким уровнем общительности, интеллекта студентов, а также наличия отрицательной корреляционной связи между интернальностью и уровнем тревожности студентов, применим коэффициент корреляции Спирмена (rs) и τ (тау) Кендалла для данных измеренных в ранговой шкале и коэффициент Пирсона ( φ) для дихотомических данных. Алгоритмы представлены в отдельных параграфах главы 2. Задание 7 С помощью критерия – Пирсона необходимо сделать вывод о том, отличается ли эмпирическое распределение признака ЭГ от эмпирического распределения КГ по каждому критерию, указанному в таблице ниже.
*ЭГ – экспериментальная группа **КГ – контрольная группа Задание 8 Проведено исследование вербального интеллекта у учащихся 9 класса (n=24) средней школы. Результаты измерения представлены в таблице.
Задание 8.1. (Введите ответ в поле и поясните его).
|