Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Декларация о регионализме в Европе
Ассамблея Европейских регионов стремится к признанию регионализма не только в Европейском Союзе, но и за его пределами. В то время, когда в Европе происходит усиление роли Европейского Союза, роль регионов в процессе унификации приобретает особо важное значение. Постепенно на первый план выходят такие вопросы, как распределение ответственности и сотрудничество между различными политическими уровнями. Важнейшим принципом определения роли любого участника становятся вопросы структурной подчиненности. Сегодня в Европейском Союзе и за его пределами наблюдается сильное стремление к регионализму. Оно поддерживается уверенностью, что полномочия Европейского Союза, Государств-членов и регионов являются взаимодополняющими. Регионы, федеративные государства и автономные образования в первую очередь являются оплотами и поддержкой демократии; они способствуют развитию разнообразия культур в Европе, являются основными участниками социально-экономического развития. Вот почему именно они должны принять на себя ответственность в политической области, где они обладают конкурентоспособностью, а также ответственность в области экономики (занятости) культуры, охраны окружающей среды, регионального планирования, научных разработок и т.д. Декларация по регионализму, принятая Ассамблеей Регионов Европы, представляет собой надежное руководство для регионов по пути расширения и укрепления их полномочий. Этот документ содержит нормы и стандарты, сущность направления и основных положений. И вместе с тем, это не устав, который устанавливает минимум требований, необходимых для признания региона. В богатом разнообразии регионов АРЕ представлено большое количество моделей и структур, которые определяют пути регионального развития. Декларация по регионализму устанавливает направления, в рамках которых развиваются регионы, члены АРЕ. Таким образом, они способствуют реализации цели Ассамблеи, которая характеризуется усилением регионального развития. Этой Декларацией АРЕ хочет показать, к чему стремятся организация и ее члены, которые могут обогатить и укрепить АРЕ. Именно поэтому Декларация распространялась и обсуждалась как в самой АРЕ, так и за ее пределами. Как бывший и нынешний президенты АРЕ, мы хотели бы способствовать дальнейшему развитию регионализма в Европе, что позволит регионам принять на себя большую ответственность в Европе и стать ближе к людям.
8. Экономический потенциал региона и его оценка. Сегодня для России одной из важнейших является проблема самодостаточности экономического потенциала регионов. Поэтому долгосрочная политика государственного регулирования должна быть направлена в первую очередь на обеспечение последовательного развития экономического потенциала регионов, стимулирования инвестиционной и предпринимательской активности в них. Некоторые финансисты определяют экономический потенциал как способность социально-экономической системы региона за счет использования собственных региональных ресурсов обеспечить достижение в границах обособленной подсистемы государства и национальной экономики, каковой и является регион, долгосрочного, устойчивого экономического роста, позволяющего гарантировать населению региона уровень жизни, соответствующий стандартам развитых стран мира. Наряду с этим определением в экономической литературе потенциал региона рассматривается также как способность имеющихся ресурсов данного региона приносить доходы различным экономическим субъектам в определенный период времени [1]. Эта способность может быть и не реализована, поэтому финансовый потенциал –оценочная, вероятностная категория. Использование экономического потенциала региона позволяет получать доходы различным субъектам хозяйствования – государству (в лице федеральных и региональных властей), муниципальным образованиям, различным организациям, населению. Для оценки объемов экономического потенциала целесообразно выделять такие понятия, как используемый и неиспользуемый экономический потенциал. Первый можно отождествлять с экономическими ресурсами региона и оценивать через их объем, отражаемый в финансовом балансе региона. Неиспользуемая часть экономическогопотенциала связана с оценкой той части ресурсов региона, которая только может быть вовлечена в оборот в течение определенного периода времени, т.е. это не используемая, не реализованная часть экономического потенциала. И здесь проблема состоит в том, когда и какие ресурсы региона можно и нужно использовать [1]. Экономический потенциал региона зависит от наличия различных видов ресурсов, которыми он располагает, независимо от того, используются они или нет. И эти ресурсы, прежде всего, должны быть оценены. Ресурсы государства обычно определяются через стоимость национального богатства. Но экономический потенциал не следует отождествлять со стоимостью национального богатства, хотя стоимостная оценка ресурсов региона лежит в основе оценки экономического потенциала. Следует иметь в виду, что есть разные методики оценки национального богатства. Стоимостная оценка ресурсов региона может колебаться во времени, точно так же может изменяться и их способность приносить доходы. Причем все ресурсы имеют разную способность приносить доходы, и не только собственникам. С точки зрения способности приносить доход для оценки природных ресурсов может быть использован рентный подход, а для основных фондов – метод капитализации. При оценке природных ресурсов важно учитывать, что их рыночная оценка колеблется по времени и зависит от спроса и предложения на рынках. В настоящее время в России стоимостная оценка национального богатства осуществляется только по таким элементам как: основные фонды, материальные оборотные средства и домашнее имущество. В эту оценку не входит стоимость земли, недр, лесов и т.д. Как отмечает Е. С. Строев, ссылаясь на статистические данные, в структуре национального богатства России 87 % приходится на природные ресурсы, около 10 % на производственные фонды, включая открытия, изобретения, патенты и лицензии. Отмечается, что реальной оценки национального богатства нет, соответственно, нет реального макроэкономического прогноза и адекватного национальному богатству бюджета [2].Можно добавить, что нет и соответствующей оценки экономического потенциала государства. При формировании и оценке налогового потенциала целесообразно учитывать возможность трактовать это понятие в широком и узком смысле слова. В широком смысле «налоговый потенциал» – это совокупный объем налогооблагаемых ресурсов территории. В более узком, практическом, смысле «налоговый потенциал» представляет собой максимально возможную сумму поступлений налогов и сборов, исчисленных в условиях действующего законодательства. Выбор того или иного аспекта рассмотрения этого понятия во многом определяется характером поставленных задач. Так, например, планирование и оценку собираемости налогов в рамках административно-территориального образования целесообразно базировать на узкой трактовке налогового потенциала, а процесс совершенствования налоговой системы и реформирования межбюджетных отношений, определение перспектив регионального развития – на оценке налогового потенциала в широком смысле.
|