Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Музыкальная культура индии
Индийская музыкальная культура чрезвычайно богата по формам и жанрам. Индийская классическая музыка в силу ее специфичности представляет известную трудность для восприятия европейцами: ее семизвучная гамма делится на 22 неодинаковых интервала, среди которых некоторые составляют менее четверти тона. Их комбинации образуют музыкальные тематические схемы-раги. Рага — изначальная системная единица индийского музыкального образа. Определенные сочетания звукового ряда с его сложной внутренней градацией создают обширный эмоциональный набор paг — раги грусти и разлуки, раги внутреннего покоя и умиротворения и т. д. Раги различаются по времени суток и по сезонам года, они могут быть мужскими и женскими. Исполнительберет какую-то основную рагу — тему — и создает в зависимости от степени своего дарования богато орнаментированную, сложную по ритмике импровизацию. У нее есть всегда вступление, которое дает представление слушателю о выбранной paгe, затем в сложной нюансировке начинается ее разработка, в которой есть и своя кульминация, и свое разрешение темы. Для индийской музыки характерно одноголосие. Солирующий инструмент (главные многострунные — щипковые ситар и вина) поддерживается ритмической орнаментацией ударных (парные барабаны-табла и др.) и фоновым щипковым четырехструнным инструментом — тампурой. Сопровождающий ситариста музыкант, играющий на табла, должен обладать чутким пониманием импровизационного замысла основного солиста, он не только поддерживает его аккомпанементом, но и вплетает в вязь импровизации свое ощущение ведущей мелодии и в представленной ему паузе не допускает нарушения общего замысла. Таким образом, это больше, чем простой аккомпанемент, это — дуэт, и за верно найденную в нем свою линию исполнитель на табла получает немалую долю благодарности истинных любителей музыки. То же наблюдается, когда таблаист сопровождает игру на духовых — баней или шехнаи. Без акцентирования звучания сопровождающих инструментов проходит лишь солирование певца или певицы. В этом случае певец сам задает нужный ему ритм небольшими цимбалами — талам (иначе — ченда), или аккомпанирует себе клавишным инструментом — гармонией, а оркестр, состоящий из тех же табла (или двустороннего конусного барабана — мриданга), тампури, флейты, а теперь нередко и скрипки, мягко осуществляет необходимое сопровождение вокального выступления. Классическая музыка делится на северную школу — хиндустани, и южную — карнатик. Вторая отличается убыстренным темпом и подчеркнутой ритмикой. Школы севера и юга имеют длительную традицию развития. Преподавание пения, инструментального исполнения и танца ведется представителями каст, наследующих свою профессию в течение очень длительного времени. Поэтому каждое поколение рождает выдающихся музыкантов, певцов и танцоров. В настоящее время непревзойденным исполнителем игры на ситаре является уже в течение нескольких десятков лет Рави Шанкар. Выдающимся исполнителем на саранги (смычковый инструмент) является Шакур Хан, на вине — К.Нарайясвами, Д.Айянгар, на флейте-шехнаи — непревзойденный Устад Бисмилла Хан, а на сароде — Амджад Али Хан. Индия необычайно богата и музыкальным фольклором. Каждый штат обладает несколькими видами народной музыкальной культуры, созданными как крупными народами, так и малочисленными племенами. Носителями этого музыкально-песенного фольклора являются самые широкие слои не только сельского, но и городского населения. Существуют также определенные профессиональные кастовые группы, которые поют и танцуют на свадьбах и иных семейных праздниках, на улицах и площадях в дни ярмарок, в дни национальных и религиозных праздников. В основе народных песен и музыки лежат мелодии и ритмы глубокой древности, связанные с трудовыми процессами, с ритуальными и магическими действиями. Много музыки и песнопений связано с культами того или иного бога. Например, широко используются гимны-бхаджаны вишнуитского содержания или же песнопения в честь многочисленных божеств. Их поют группы странствующих певцов бхаянов, или же одиночные повествователи — катхаки. Все это сопровождается аккомпанементом на очень простых, примитивных инструментах — тростниковых флейтах-дудочках, эктарах (однострунных инструментах, представляющих собой небольшой глиняный резонатор, обтянутый кожей-мембраной, насаженный на палку-гриф без ладов, на которой крепится с помощью палочки-колка одна, чаще металлическая, струна, касающаяся мембраны), больших узких барабанов-мридангов, обтянутых кожей с обоих концов, или маленьких ручных барабанчиков, напоминающих по форме песочные часы, — при быстром их качании кистью руки, привязанный к центру на бечевке глиняный шарик ударяет то в одно, то в другое дно мембраны. Есть у таких оркестрантов и маленькие латунные цимбалы и бубны. Такие инструменталисты и катхаки сопровождают также выступления акробатов-фокусников, спектакли кукольных театров (обычно кукловод и оркестранты — это одна семья, занимающаяся представлениями марионеток, тростевых кукол или теневого театра кукол).
|