Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методика, технологии и методические системы
Успех в проведении занятий достигается не отдельными методами и приемами, а их комплексом, методикой применения. Каждый из них эффективен лишь в правильно составленном комплексе. Нет плохих и хороших методов, но одни хороши в одном случае, другие – в другом. Есть и неумелое использование методов, и виноват в неудачах бывает не метод, а педагог. Прошло то время, когда считали, что стоит применить метод – и результат обеспечен. Даже набор нескольких методов не даст ожидаемого результата, если они не взаимосвязаны, их применение не согласовано. Современные представления об эффективной методике связаны с переходом от методов как единиц методики к более крупным методическим единицам – педагогическим технологиям. Они представляют собой укрепленные методические разработки, особые педагогические микросистемы, не вкрапливающиеся в учебно-педагогический процесс, а пронизывающие его. Это специально подобранные, обоснованные научно и скомпонованные в единую упорядоченную целостность его элементы: педагогическая задача, отвечающие ей содержание и средства, соответствующая их организация, методы и специфика их применения, условия, текущий контроль, оценка достигаемых промежуточных результатов и коррекция. Таким образом обеспечивается высокая вероятность достижения педагогического результата, отвечающего данной задаче. Традиционные способы работы, с которых в сущности и началась разработка технологических основ педагогической работы, – это комплексы приемов и соображений, применявшихся и ранее и применяющихся педагогами сейчас: – привлечение и поддержание внимания обучающихся на занятиях; – установление контакта с аудиторией; – вызов интереса у обучающихся к изучаемому; – обеспечение полного и глубокого усвоения учебного материала; – организация активной деятельности обучающихся на занятии; – формирование навыков; – поддержка дисциплины и организованности на занятиях; – индивидуальная работа в процессе обучения; – руководство самостоятельной работы обучающихся; – выставление оценок и т. д. Вместе с тем в современном обучении резко повышается использование инновационных педагогических технологий. Некоторые из них стали приобретать характер организационно-методических систем обучения при изучении учебной дисциплины, построении процесса обучения в образовательном учреждении, а также в международных тенденциях перемен в обучении. К ним можно отнести: – информативно-объяснительное обучение; – практически ориентированное обучение; – личностно-ориентированное обучение; – развивающее обучение; – программированное обучение; – модульное обучение; – проблемное обучение; – исследовательское обучение; – компьютерное обучение; – заочное, экстерном, дистанционное обучение.
|