Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Медитация об искусстве






Искусство — надежный способ познать и понять истину...

П. Роджерс

Искусство — это сила, которая исцеляет и художника, и зрителя.

Р. Ньюман

Искусство есть призыв.

Ж. -П. Сартр

Безличное — вочеловечить, Несбывшееся — воплотить!

А. Блок


Глава 4. Творческая Мастерская Колдуньи-ведуньи



Искусство призвано заклинать злых духов, уберегать от них человека и предупреждать об опасностях, разоблачая их носителей. Оно пророчествует и проклинает, одновременно благословляет и воспевает.

Бим-Бад

Различают изобразительные виды искусства (жи­вопись, графика, скульптура, художественная фотогра­фия, кино) и неизобразительные виды искусства (му­зыка, архитектура, декоративно-прикладное искусство, танцы).

Все виды искусства выражают отношение человека к каким-то сторонам жизни. Изобразительные искусства изображают жизнь в подобной ей форме и обращают­ся к действительности как к источнику формирования мира человека. Поэтому для изобразительных искусств основой является изображение предметного мира. Мыс­ли же и чувства передаются в них опосредованно: по выражению глаз, мимике, жестикуляции, облику людей можно узнать об их чувствах и переживаниях.

Живопись — искусство, где основным изобрази­тельным средством является система цветовых сочета­ний, выделение чувства цвета в особую сферу.

Графика — искусство однотонного рисунка, ис­пользующее в качестве основного изобразительного средства контурную линию: точку, штрих, пятно.

Скульптура — пространственно-изобразитель­ное искусство, осваивающее мир в пластических об­разах, в объемно-пространственных формах, которые


58 Часть 1. Волшебные помощники преображения женщины...

запечатлеваются в материалах, способных передать жиз­ненный облик явлений: камень, бронза, мрамор, дерево.

По форме изображения различают объемную трех­мерную скульптуру и рельефно-выпуклые изображения на плоскости. В древности представления скульпторов о гармонии и красоте опирались на формулу «золотого се­чения», задающую идеальные пропорции человеческого тела. В частности, эта универсальная формула объясняет «местоположение» талии. Любопытен такой факт: изме­рение нескольких тысяч человеческих тел выявило, что мужские пропорции ближе к канонам «золотого сече­ния», чем женские. Каноны были с особой полнотой от­ражены в творениях великих мастеров. Вспомним Апол­лона Бельведерского или произведения прославленного Фидия — Зевса Олимпийского и Афину из Парфенона.

Приступая к воспроизведению скульптурного об­раза человека, скульптор стремится правильно выбрать материал, поскольку цвет в этом виде искусства является второстепенным изобразительным средством. Например, выполнив платье и шлем Афины из золотых пластин, а обнаженные части тела — из слоновой кости, скульптор явно сделал акцент на игре материала, а не цвета, несу­щего лишь дополнительную смысловую нагрузку. Следу­ет иметь в виду, что мрамор хорошо передает ощущение теплоты человеческого тела и одухотворенность облика. Бронза лучше подходит для изображения человека, бурно проявляющего эмоции. Вместе с тем выбор материала — процесс творческий, жестких рамок здесь не существует, и потому авторский почерк всегда заметен. Существует


Глава 4. Творческая Мастерская Колдуньи-ведуньи



немало материалов и способов для ваяния. Можно выре­зать скульптуру из мыла или дерева — этот процесс на­поминает работу с камнем. Или сделать каркас из прово­локи и залить его гипсом или алебастром. Или научиться моделировать скульптуры из картона, металла. Приятно вылепить что-то из глины или отлить из воска. По этому' поводу хочется вспомнить о старой богине Аруру из древ-нешумерского эпоса о Гильгамеше. Когда боги надумали лепить первых людей, их руки еще не привыкли к подоб­ному занятию. Они обратились к богине Аруру, которая • оказалась не лучше их и лепила из глины одних уродов. Но когда она стала старой, то научилась лепить богаты­рей и красавцев, потому что стала лепить только тех, кого представляла в своем сердце. И она не ошибалась. Прав­да, она считала, что поколение, рожденное теми, кого она слепила уродцами, отжило свой век на земле.

Художественная фотография — искусство созда­ния художественно выразительного и достоверного зри­тельного образа в существенный момент времени, име­ющее документальное значение и отражающее активное отношение художника к объекту (через ракурс съемки, распределение света и теней). Жизненные факты в фото­графии почти без дополнительной обработки переносят­ся из сферы действительности в сферу художественную. И в этом особенность фотографии как искусства.

Кино — искусство создания зрительных подвижных образов, широко охватывающее современную жизнь во всем ее богатстве и своеобразии и вбирающее в себя опыт других видов искусства.


60 Часть 1. Волшебные помощники преображения женщины...

Эти два жанра отражают состояние современного искусства и дают отчетливое представление о том, как с понятием «искусство» соотносятся мыльные оперы и фотографии, сделанные «мыльницами», где за хроно­логией событий на фотоснимке или в очередной серии ничего нет. Совершенно отсутствуют понятия «пережи­вание», «чувство», «настроение».

Неизобразительные искусства передают внутреннее состояние людей и обращаются к результатам влияния действительности на духовный мир личности (пережи­вания, чувства, настроения, дух и т. п.). Основой неизо­бразительных искусств является воплощение мыслей, чувств, настроения.

Архитектура — вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности людей. Архитектура как вид искусства не воспроизводит действительность изобра­зительно, а носит выразительный характер, статичный, пространственный. Поэтому художественный образ отображает определенные идеи, настроения и желания при помощи соотношения масштабов, форм, цвета в связи с окружающим пейзажем.

Музыка — наиболее абстрактное, чувственное искус­ство. Ее находят эквивалентом философии и математики. Издревле музыку считают инструментом создания Вселен­ной. Музыка может восприниматься человеком и воспро­изводиться без включения интеллекта. И если живопись невозможно воспринимать на уровне физиологических


Глава 4. Творческая Мастерская Колдуньи-ведуньи



реакций, то нейрофизиологическое воздействие музыки издавна использовалось в медицине.

Чтобы сотворить что-то новое в своей жизни для себя или для других человек должен подключить подсо­знательный ум, который не откликается на повседневные слова, мысли, чувства. Здесь помогает творчество. Язык творчества — это язык символов, образов, визуальных картин. Чтобы понять смысл новой идеи необходимо смотреть на окружающий мир, где в квинтэссенции со­браны образ (символ) и отражающее его чувство. Для этого ум нуждается в наполнении его прекрасными об­разами. Для этого нужно посещать музеи, художествен­ные галереи, выставки, театры, слушать живую музыку, гулять в парках и наслаждать взор и ухо шедеврами: чудесным вокальным и музыкальным исполнением, ар­хитектурными памятниками, художественной фотогра­фией, хорошими фильмами.

Чтобы ваше творчество не зависело от наличия или отсутствия материалов, лучше заранее позаботиться об этом и подготовить необходимый минимум для своей Творческой Мастерской.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал