Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Медитация о рисунке
Голубое пространство наших душ и голубое небо, нам смеющееся, — одна реальность, один символ. А. Белый Глава 9. Мастерская Интуитивной Художницы Рисунок дает форму существам, цвет дает им жизнь. Д. Дидро Если бы достойные люди знали, какое наслаждение дает это занятие, как отгоняет оно меланхолию, помогает избежать дурных случайностей, избавляет от горя и печали, излечивает гнев и заполняет время, то они не бросили бы его, не достигнув полного удовлетворения. Н. Хиллиард Замените серым камнем сияющий белизной мрамор, и идея смерти утвердится снова. Стендаль Действительно, просто выполняя те или иные художественные работы, можно получить море удовольствия и лекарство для души. Рисовать умеет каждый, если не акцентировать внимание на оценке «красиво — некрасиво». Масляные краски следует использовать только в тех случаях, когда позволяет временной режим. В любых других случаях лучше использовать гуашевые, акварельные, акриловые краски. Вот несколько упражнений рисуночной терапии. Тематическое рисование. Основой изображения является человек и его взаимодействие с окружающим предметным миром и людьми. Темы рисования могут быть свободными или заданными, например: «Я и моя профессия», «Мое любимое занятие», «Я и организация», «Я как руководитель» и др. Часть 2. Источники преображения... Образно-символическое рисование. В его основе рисование, связанное с изображением различных эмоциональных состояний и чувств (радость, гнев, удивление), с нравственно-психологическим анализом абстрактных понятий (общечеловеческие ценности, альтруизм, предназначение человека) в виде образов, созданных воображением. Совместное рисование. Его можно использовать всей семьей. Для этого следует просто вместе рисовать. Вариантов совместного рисования множество. Например: 1) один участник начинает рисовать или создавать глиняную скульптуру, затем посылает свою работу по кругу, чтобы другие члены семьи продолжали; 2) берется один лист бумаги на всех — общаться друг с другом Глава 9. Мастерская Интуитивной Художницы в процессе творчества можно только с помощью образов, красок, оттенков цвета, наносимых на этот лист, и т. д. Чтобы работать было интереснее, можно освоить несколько несложных графических приемов рисования. Графика (от греч. graphike, grapho — «пишу», «черчу», «рисую») — вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (монотипия, гравюра, литография и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Монотипия (от греч. monos — «один», «единый» и typos — «отпечаток») — одна из простейших графических техник. На гладкой поверхности, не пропускающей воду (стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге), делается рисунок масляной или гуа-шевой краской. Сверху кладется лист бумаги и плотно придавливается: получается оттиск в зеркальном отображении. Отпечаток в монотипии получается всего один, но число красок может быть любым. Чтобы изменить или улучшить качество монотипии, необходимо рисовать все заново. Или можно нарисовать рисунок сверху, и тогда этот же отпечаток живописного изображения приобретет новый вид, отличающийся мягкостью и легкой расплывчатостью очертаний. Влажный оттиск оставляют сушить на ровной поверхности. На начальном этапе освоения этой техники не нужно брать сразу много цветов, лучше поработать сначала с одним-двумя. Часть 2. Источники преображения... Дкатипия (от греч. dia — «сквозь», «через» и typos — «отпечаток») — разновидность монотипии, имеющая существенные отличия от нее. Специальным роликом (например, для накатки фотографий) или тампоном наносится легкий слой краски на стекло или гладкую поверхность картонной папки. Сверху прикладывается лист бумаги, на который наносится рисунок. Рисовать можно карандашом (несколькими карандашами) или просто заостренной палочкой. На той стороне, что была прижата к стеклу или картону, получается оттиск — зеркальное повторение рисунка с интересной фактурой и цветным фоном. Можно работать с двумя красками. Чтобы получить прямое воспроизведение рисунка на цветном фоне, нужно нарисовать картину на кальке. Кальку изображением вниз положить на подготовленную для отпечатка бумагу, обвести контуры рисунка заостренной палочкой, и... оттиск готов. Рисунок получается слегка выпуклым, что делает его весьма своеобразным. Обычно используется цветная бумага, но можно отпечатать изображение и на другом фоне. Акватипия (от лат. aqua — «вода») — совсем иная, чем предыдущие, по основным приемам техника, хотя благодаря своей наглядности она перекликается с ними. Помимо бумаги и красок понадобится вода в любой емкости. Нужно развести гуашь и широкими мазками нарисовать на бумаге какой-либо, желательно крупный, рисунок. Когда гуашь подсохнет, весь лист покрыть черной тушью. Тушь сохнет быстро, если ее слой не слишком толстый. Затем рисунок «проявляется» в ванночке с водой. Глава 9. Мастерская Интуитивной Художницы В воде гуашь смывается с бумаги полностью, а тушь — лишь частично. На черном фоне останется своеобразный белый рисунок со слегка размытыми контурами. Бумага, естественно, должна быть плотной, чтобы не разорваться при намокании [29]. Гризайль (от фр. grisaille — «серый») — живопись, выполненная различными оттенками одного цвета, обычно серого. Какого цвета быть гризайлю, решает сам художник. Он бывает черным, коричневым, зеленоватым, розовым. Главное, чтобы соблюдался характеризующий эту технику принцип: использование всего одной краски с добавлением белил. М. А. Врубель говорил, что, работая в технике гризайля, он может одним цветом передать все переливы перламутровой раковины. И конечно, все могут выполнить коллаж. «Искусство клееных картинок» — так поэтично звучит перевод слова «коллаж» с французского «collage» — буквально «наклеивать». Коллаж как искусство — это магия клееных картинок, волшебство визуализации, мудрость в образах. Он привлекает своей загадочностью, привносит привкус тайны и позволяет органично соединить на первый взгляд несоединимые образы, которые вдруг начинают «играть» и говорить, сложившись в некую мозаичную картину. Коллаж как инструмент решения личных задач способствует появлению новых возможностей в повышении личной эффективности. Поскольку образы в коллаже отражают символическую природу человека, можно увидеть пути решения проблемы, которую вы долгое время Часть 2. Источники преображения... не могли решить привычным образом. Он дает ответы на многие вопросы: • Как и что нужно сделать, чтобы внутренние мечты и ожидания превратились в реальность? • Как распознать и прочитать символы в коллаже, помогающие в этом превращении? • Что я могу и хочу сделать прямо сегодня? Коллаж как технология — это наклеивание или прикрепление какого-либо материала (ткани, бумаги, газетных вырезок) на плоскость таким образом, чтобы получилась композиция или картина. Иногда коллаж дополняют рисунком, живописью, словами и фразами. Для коллажа годятся самые разные материалы: бумага (гофрированная, папиросная, чертежная, оберточная, старые открытки, газеты, салфетки, обои), ткань (хлопок, шерсть, фланель, шелк, кружево), мягкие материалы (перо, вата, кусочки меха), грубые материалы (стальная стружка, наждак, губка). Можно использовать и другие предметы: пряжу, бечевки, пуговицы, алюминиевую фольгу, сетку от комаров, пакеты из-под сока, формочки для хранения яиц, пластиковые пакеты, пробки от бутылок, скорлупу, листья, ленты, зерна, лапшу и макароны, обрезки дерева, гальку, пробки, любые предметы, которые можно прикрепить, приклеить или привязать к плоской поверхности. Коллаж можно сделать, используя иллюстрации, ножницы, клей и какую-нибудь основу. Самое важное Глава 9. Мастерская Интуитивной Художницы 127 и интересное — использование иллюстраций из старых и новых журналов, календарей, еженедельников, любых изданий с картинками и фотографиями. Основой может служить доска для объявлений, чертежная или оберточная бумага, грубая ткань (например, мешковина), газета, картон, стекло, дерево, пластмасса. Полезны при такой работе канцелярские скрепки, липкая лента, лента для наклейки на машинописный текст, клей, паста, дырокол, бечевка. Создавать коллаж, как и узоры на песке, можно самыми разными способами. Многие авторы отмечают терапевтические ресурсы коллажа: • интерес, азарт, эстетичность; • отсутствие сопротивления в работе; • информативность, большие диагностические возможности; • экологичная реконструкция (можно менять картинки, добавлять, убирать); • многовариантность тем. Интуитивная Художница предложила Уставшей Женщине самостоятельно выполнить следующие упражнения, которые можете выполнить и вы. МАСТЕР-КЛАСС II. ЖИЗНЬ В ЦВЕТЕ • Представьте, что вы пришли в этот мир в виде опре Часть 2. Источники преображения... • Представьте, как выглядит ваша мечта, и мысленно окрасьте ее своим любимым цветом. Представьте себя и тоже мысленно окрасьте своим любимым цветом. Затем выполните рисунок этих представлений. • Представьте свою жизнь и смело раскрасьте ее своими любимыми цветами. • Исследуйте, используя круг, свои чувства и эмоции, обозначая и раскрашивая их. Обозначьте каждое чувство или эмоцию своим цветом и характерным штрихом. • Передайте ваши чувства посредством подходящих им следующих изображений: - «движущейся» воды (струя фонтана, волны, водопад, водоворот и пр.); - горящего или затухающего огня (пламя костра / свечи, закат, восход солнца); - воздуха (ветер, облака, ураган); - кроны дерева (растущего, качающегося); - земли (гора, степь, пустыня). • Используя бумагу разной фактуры (толстый, тонкий, шершавый, водяной, папирусный лист), нарисуйте много разных цветных композиций. Разрежьте рисунки на квадратики. Из этих квадратиков можно ежедневно складывать лист настроений! • Прикрепите на стену листа ватмана или кусок обоев. Включите приятную музыку и с помощью мелков или пастели рисуйте свои танцевальные движения. При работе с холстом можно использовать кисти и акриловые краски. Можно выполнить рисунок Глава 9. Мастерская Интуитивной Художницы нерабочей рукой. Для разнообразия зажгите свечи, благовония и включите мелодию для релаксации или медленного танца. • Разделите круг диаметром от 24 см и более на двенадцать равных частей (более эффективная работа возможна при разделении на 36 секторов). Закрасьте каждый сектор, используя цветные карандаши, акриловые краски или пастель. Обращайте внимание на чувства, которые возникают при закрашивании каждого сектора: как воспринимается.тот или иной цвет, какие цвета вызывают приятные и неприятные ощущения, какие оттенки приносят удовольствие. • Сделайте себе подарок! Купите диск с приятной или любимой музыкой. Используя акварельную технику монотипии, изобразите на листке бумаги настроение музыки подходящими ей цветами и сделайте новую обложку для диска. • Возвращаясь с прогулки, моря, дачи, захватите с собой несколько камешков. Распишите их, используя краски для работы по керамике или ткани. В традициях восточных славян есть изготовление к праздникам расписных камешков для игры, которыми потом обменивались на празднике. Роспись символическим народным орнаментом маленьких камешков носит медитативный и гармонизирующий характер. Есть специальные упражнения, построенные на игре в расписные камешки. Это особая народная игра, любимая и популярная в прошлом, но не забытая и в Часть 2. Источники преображения... наше время. Суть ее в следующем. Определенное число камешков бросают вверх. Падая, они создают неструктурированный цветной рисунок, вглядываясь в который интуитивно можно увидеть определенный образ. В упражнениях увиденный образ зарисовывается и описывается в виде рассказа. Как правило, многие видят в этом образе символ позитивного будущего.
|