Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Медитация о рисунке






Голубое пространство наших душ и голубое небо, нам смеющееся, — одна реальность, один символ.

А. Белый


Глава 9. Мастерская Интуитивной Художницы



Рисунок дает форму существам, цвет дает им жизнь.

Д. Дидро

Если бы достойные люди знали, какое наслаждение дает это занятие, как отгоняет оно меланхолию, помогает избе­жать дурных случайностей, избавляет от горя и печали, из­лечивает гнев и заполняет время, то они не бросили бы его, не достигнув полного удовлетворения.

Н. Хиллиард

Замените серым камнем сияющий белизной мрамор, и идея смерти утвердится снова.

Стендаль

Действительно, просто выполняя те или иные ху­дожественные работы, можно получить море удоволь­ствия и лекарство для души.

Рисовать умеет каждый, если не акцентировать внимание на оценке «красиво — некрасиво».

Масляные краски следует использовать только в тех случаях, когда позволяет временной режим. В лю­бых других случаях лучше использовать гуашевые, ак­варельные, акриловые краски.

Вот несколько упражнений рисуночной терапии.

Тематическое рисование. Основой изображения яв­ляется человек и его взаимодействие с окружающим предметным миром и людьми. Темы рисования могут быть свободными или заданными, например: «Я и моя профессия», «Мое любимое занятие», «Я и организа­ция», «Я как руководитель» и др.



Часть 2. Источники преображения...


Образно-символическое рисование. В его основе ри­сование, связанное с изображением различных эмоцио­нальных состояний и чувств (радость, гнев, удивление), с нравственно-психологическим анализом абстрактных понятий (общечеловеческие ценности, альтруизм, пред­назначение человека) в виде образов, созданных вооб­ражением.

Совместное рисование. Его можно использовать всей семьей. Для этого следует просто вместе рисовать. Вариантов совместного рисования множество. Напри­мер: 1) один участник начинает рисовать или создавать глиняную скульптуру, затем посылает свою работу по кругу, чтобы другие члены семьи продолжали; 2) берет­ся один лист бумаги на всех — общаться друг с другом


Глава 9. Мастерская Интуитивной Художницы



в процессе творчества можно только с помощью образов, красок, оттенков цвета, наносимых на этот лист, и т. д.

Чтобы работать было интереснее, можно освоить несколько несложных графических приемов рисования.

Графика (от греч. graphike, grapho — «пишу», «черчу», «рисую») — вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изо­бражения (монотипия, гравюра, литография и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие соб­ственными изобразительными средствами и вырази­тельными возможностями.

Монотипия (от греч. monos — «один», «единый» и typos — «отпечаток») — одна из простейших графи­ческих техник. На гладкой поверхности, не пропускаю­щей воду (стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге), делается рисунок масляной или гуа-шевой краской. Сверху кладется лист бумаги и плотно придавливается: получается оттиск в зеркальном ото­бражении. Отпечаток в монотипии получается всего один, но число красок может быть любым. Чтобы из­менить или улучшить качество монотипии, необходимо рисовать все заново. Или можно нарисовать рисунок сверху, и тогда этот же отпечаток живописного изобра­жения приобретет новый вид, отличающийся мягкостью и легкой расплывчатостью очертаний. Влажный оттиск оставляют сушить на ровной поверхности.

На начальном этапе освоения этой техники не нуж­но брать сразу много цветов, лучше поработать сначала с одним-двумя.



Часть 2. Источники преображения...


Дкатипия (от греч. dia — «сквозь», «через» и typos — «отпечаток») — разновидность монотипии, имеющая су­щественные отличия от нее.

Специальным роликом (например, для накатки фо­тографий) или тампоном наносится легкий слой краски на стекло или гладкую поверхность картонной папки. Сверху прикладывается лист бумаги, на который нано­сится рисунок. Рисовать можно карандашом (несколь­кими карандашами) или просто заостренной палочкой.

На той стороне, что была прижата к стеклу или кар­тону, получается оттиск — зеркальное повторение ри­сунка с интересной фактурой и цветным фоном.

Можно работать с двумя красками. Чтобы получить прямое воспроизведение рисунка на цветном фоне, нужно нарисовать картину на кальке. Кальку изображением вниз положить на подготовленную для отпечатка бумагу, обве­сти контуры рисунка заостренной палочкой, и... оттиск го­тов. Рисунок получается слегка выпуклым, что делает его весьма своеобразным. Обычно используется цветная бума­га, но можно отпечатать изображение и на другом фоне.

Акватипия (от лат. aqua — «вода») — совсем иная, чем предыдущие, по основным приемам техника, хотя благодаря своей наглядности она перекликается с ними. Помимо бумаги и красок понадобится вода в любой ем­кости. Нужно развести гуашь и широкими мазками нари­совать на бумаге какой-либо, желательно крупный, ри­сунок. Когда гуашь подсохнет, весь лист покрыть черной тушью. Тушь сохнет быстро, если ее слой не слишком тол­стый. Затем рисунок «проявляется» в ванночке с водой.


Глава 9. Мастерская Интуитивной Художницы



В воде гуашь смывается с бумаги полностью, а тушь — лишь частично. На черном фоне останется своеобразный белый рисунок со слегка размытыми контурами. Бумага, естественно, должна быть плотной, чтобы не разорваться при намокании [29].

Гризайль (от фр. grisaille — «серый») — живопись, выполненная различными оттенками одного цвета, обыч­но серого. Какого цвета быть гризайлю, решает сам ху­дожник. Он бывает черным, коричневым, зеленоватым, розовым. Главное, чтобы соблюдался характеризующий эту технику принцип: использование всего одной краски с добавлением белил. М. А. Врубель говорил, что, рабо­тая в технике гризайля, он может одним цветом передать все переливы перламутровой раковины.

И конечно, все могут выполнить коллаж.

«Искусство клееных картинок» — так поэтично зву­чит перевод слова «коллаж» с французского «collage» — буквально «наклеивать».

Коллаж как искусство — это магия клееных картинок, волшебство визуализации, мудрость в образах. Он при­влекает своей загадочностью, привносит привкус тайны и позволяет органично соединить на первый взгляд не­соединимые образы, которые вдруг начинают «играть» и говорить, сложившись в некую мозаичную картину.

Коллаж как инструмент решения личных задач спо­собствует появлению новых возможностей в повышении личной эффективности. Поскольку образы в коллаже отражают символическую природу человека, можно уви­деть пути решения проблемы, которую вы долгое время



Часть 2. Источники преображения...


не могли решить привычным образом. Он дает ответы на многие вопросы:

• Как и что нужно сделать, чтобы внутренние мечты и ожидания превратились в реальность?

• Как распознать и прочитать символы в коллаже, по­могающие в этом превращении?

• Что я могу и хочу сделать прямо сегодня?
Каждый коллаж требует, с одной стороны, индиви­
дуальной работы по его созданию, с другой — навыков
работы с ним.

Коллаж как технология — это наклеивание или при­крепление какого-либо материала (ткани, бумаги, газет­ных вырезок) на плоскость таким образом, чтобы по­лучилась композиция или картина. Иногда коллаж до­полняют рисунком, живописью, словами и фразами. Для коллажа годятся самые разные материалы: бумага (гофри­рованная, папиросная, чертежная, оберточная, старые от­крытки, газеты, салфетки, обои), ткань (хлопок, шерсть, фланель, шелк, кружево), мягкие материалы (перо, вата, кусочки меха), грубые материалы (стальная стружка, на­ждак, губка). Можно использовать и другие предметы: пряжу, бечевки, пуговицы, алюминиевую фольгу, сетку от комаров, пакеты из-под сока, формочки для хранения яиц, пластиковые пакеты, пробки от бутылок, скорлупу, листья, ленты, зерна, лапшу и макароны, обрезки дерева, гальку, пробки, любые предметы, которые можно прикре­пить, приклеить или привязать к плоской поверхности.

Коллаж можно сделать, используя иллюстрации, ножницы, клей и какую-нибудь основу. Самое важное


Глава 9. Мастерская Интуитивной Художницы 127

и интересное — использование иллюстраций из старых и новых журналов, календарей, еженедельников, любых изданий с картинками и фотографиями.

Основой может служить доска для объявлений, чер­тежная или оберточная бумага, грубая ткань (например, мешковина), газета, картон, стекло, дерево, пластмасса. Полезны при такой работе канцелярские скрепки, липкая лента, лента для наклейки на машинописный текст, клей, паста, дырокол, бечевка. Создавать коллаж, как и узоры на песке, можно самыми разными способами.

Многие авторы отмечают терапевтические ресурсы коллажа:

• интерес, азарт, эстетичность;

• отсутствие сопротивления в работе;

• информативность, большие диагностические воз­можности;

• экологичная реконструкция (можно менять картин­ки, добавлять, убирать);

• многовариантность тем.

Интуитивная Художница предложила Уставшей Женщине самостоятельно выполнить следующие упраж­нения, которые можете выполнить и вы.

МАСТЕР-КЛАСС II. ЖИЗНЬ В ЦВЕТЕ

• Представьте, что вы пришли в этот мир в виде опре­
деленных цветов, оттенков, и выполните рисунок
любыми художественными материалами. Необхо­
димо только иметь в наличии не менее 24 цветов.



Часть 2. Источники преображения...


• Представьте, как выглядит ваша мечта, и мысленно окрасьте ее своим любимым цветом. Представьте себя и тоже мысленно окрасьте своим любимым цве­том. Затем выполните рисунок этих представлений.

• Представьте свою жизнь и смело раскрасьте ее свои­ми любимыми цветами.

• Исследуйте, используя круг, свои чувства и эмоции, обозначая и раскрашивая их. Обозначьте каждое чувство или эмоцию своим цветом и характерным штрихом.

• Передайте ваши чувства посредством подходящих им следующих изображений:

- «движущейся» воды (струя фонтана, волны, во­допад, водоворот и пр.);

- горящего или затухающего огня (пламя костра / свечи, закат, восход солнца);

- воздуха (ветер, облака, ураган);

- кроны дерева (растущего, качающегося);

- земли (гора, степь, пустыня).

• Используя бумагу разной фактуры (толстый, тон­кий, шершавый, водяной, папирусный лист), нари­суйте много разных цветных композиций. Разрежьте рисунки на квадратики. Из этих квадратиков можно ежедневно складывать лист настроений!

• Прикрепите на стену листа ватмана или кусок обо­ев. Включите приятную музыку и с помощью мелков или пастели рисуйте свои танцевальные движения. При работе с холстом можно использовать кисти и акриловые краски. Можно выполнить рисунок


Глава 9. Мастерская Интуитивной Художницы



нерабочей рукой. Для разнообразия зажгите свечи, благовония и включите мелодию для релаксации или медленного танца.

• Разделите круг диаметром от 24 см и более на две­надцать равных частей (более эффективная работа возможна при разделении на 36 секторов). Закрась­те каждый сектор, используя цветные карандаши, акриловые краски или пастель. Обращайте внима­ние на чувства, которые возникают при закрашива­нии каждого сектора: как воспринимается.тот или иной цвет, какие цвета вызывают приятные и не­приятные ощущения, какие оттенки приносят удо­вольствие.

• Сделайте себе подарок! Купите диск с приятной или любимой музыкой. Используя акварельную технику монотипии, изобразите на листке бумаги настрое­ние музыки подходящими ей цветами и сделайте новую обложку для диска.

• Возвращаясь с прогулки, моря, дачи, захватите с со­бой несколько камешков. Распишите их, используя краски для работы по керамике или ткани.

В традициях восточных славян есть изготовление к праздникам расписных камешков для игры, которыми потом обменивались на празднике. Роспись символиче­ским народным орнаментом маленьких камешков носит медитативный и гармонизирующий характер.

Есть специальные упражнения, построенные на игре в расписные камешки. Это особая народная игра, любимая и популярная в прошлом, но не забытая и в



Часть 2. Источники преображения...


наше время. Суть ее в следующем. Определенное число камешков бросают вверх. Падая, они создают неструк­турированный цветной рисунок, вглядываясь в кото­рый интуитивно можно увидеть определенный образ. В упражнениях увиденный образ зарисовывается и опи­сывается в виде рассказа. Как правило, многие видят в этом образе символ позитивного будущего.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал