![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пояснительная записка. Программа дисциплины «введение в спецфилологию (германскую)» разработана в соответствии с Образовательным стандартом Республики Беларусь и предназначена дляСтр 1 из 2Следующая ⇒
Программа дисциплины «Введение в спецфилологию (германскую)» разработана в соответствии с Образовательным стандартом Республики Беларусь и предназначена для студентов, обучающихся по специальности 1-21 05 06 «Романо-германская филология». Программа соответствует стандартному курсу лекций для начального знакомства с германистикой, германской филологией, германскими языками. Краткость курса ««Введение в спецфилологию (германскую)» обусловлена тем, что многие вопросы германистики изучаются подробно в других дисциплинах (история страны изучаемого языка, культура страны изучаемого языка, введение в языкознание, общее языкознание и др.); кроме того, все больший акцент делается на самостоятельную работу студентов (библиография, представленная в программе, освещает большинство основных вопросов германской филологии). Основная цель изучения дисциплины – дать студентам специальные знания по германской филологии: распространение германских языков в мире, их функциональный статус, основные черты языковых ситуаций в германоязычных странах, образование и основные этапы развития современных германских языков, их структурно-типологические и генеалогические черты, история германского языкознания. Основными задачами изучения данной дисциплины являются: · обеспечить усвоение основных категорий филологии и ее места в системе гуманитарного знания; · определить положение изучаемого языка в индоевропейской языковой семье, а также взаимоотношение изучаемого языка с другими близкородственными и неблизкородственными языками; · формировать навыки применения полученных в курсе знаний в процесс изучения других языковых дисциплин; · закреплять навыки осуществления самостоятельного поиска, отбора и первичной обработки филологической информации по конкретной проблеме. Традиционно курс лекций по германской филологии состоит из разделов, посвященных индоевропейскому языку и методам исследования в индоевропеистике; становлению германских языков; общим чертам в их фонетике, грамматике, лексике; внутренней группировке германских языков и отличительным чертам подгрупп: восточногерманских, западногерманских, северогерманских (скандинавских) языков. В целом учебный курс по введению в спецфилологию (германскую), очень сжатый, построен таким образом, чтобы на семинарских занятиях рассматривались иные темы, чем на лекциях. Именно в связи с краткостью курса темы, связанные с характеристикой отдельных германских языков: социолингвистическая характеристика, периодизация, первые письменные свидетельства, памятники, литературные произведения и под., – вынесены на обсуждение во время семинарских занятий на основании докладов, подготовленных студентами. Основную массу учебного материала рекомендуется предлагать студентам в форме лекций, возможно, с предварительным знакомством с основными положениями лекции (план, план-конспект, электронный конспект, электронный учебник). Лекции как основная форма обучения по предмету рекомендуется на том основании, что курс читается на первом году обучения и является ознакомительным. Усвоенный на лекциях материал расширяется и закрепляется на семинарских занятиях, которые рекомендуется проводить в форме сообщений студентов с последующей общей дискуссией, что особенно касается знакомства с отдельными германскими языками. Рекомендуется чтение текста на том или ином германском языке и его анализ. Форма отчетности – зачет. Возможен зачет в электронной форме и ряд промежуточных тестов по отдельным темам. В результате изучения дисциплины студент должен знать: · основные категории филологии и ее место в системе гуманитарного знания; · положение изучаемого языка в индоевропейской языковой семье; · взаимоотношение изучаемого языка с другими близкородственными и неблизкородственными языками; · языковую картину мира изучаемого языка; · историю исследования изучаемого языка; уметь: · определять тенденции развития современного филологического знания; · применять полученные в курсе знания в процесс изучения других языковых дисциплин; · осуществлять самостоятельный поиск, отбор и первичную обработку филологической информации по конкретной проблеме. На изучение дисциплины «Введение в спецфилологию (германскую)» для специальности 1-21 05 06 «Романо-германская филология» отводится 50 часов, из них аудиторных – 34 (18 часов – лекции, 16 часов – практические занятия). ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Принципы классификации языков. Генеалогический принцип классификации языков. Сравнительно-историческое языкознание. 2. Сравнительно-исторический метод. Основные понятия сравнительно-исторического языкознания: родственные языки, праязык, языковая семья, языковая ветвь, группа языков. Индоевропейский праязык и индоевропейские языки. 3. Германские языки: определение, периодизация, состав группы, классификация. Виды письменности, которую использовали носители германских языков. 4. Древние германцы, краткая история. 5. Общегерманская система гласных. Аблаут. Умлаут. Общегерманская система согласных. Первое передвижение согласных. Основные черты общегерманской морфологии. Общеиндоевропейская лексика германских языков. Общегерманская лексика. 6. Общие черты современных германских языков: фонетика, грамматика, лексика. 7. Восточногерманские языки, их основные отличительные черты. Характеристика восточногерманских языков, краткая история, первые письменные свидетельства и первые памятники. 8. Северогерманские (скандинавские) языки: общая характеристика, периодизация, краткая история, основные отличительные черты. Западные скандинавские языки – шведский, датский: социолингвистическая характеристика, периодизация, первые письменные свидетельства, памятники, литературные произведения. Восточные скандинавские языки – исландский, фарерский, норвежский: социолингвистическая характеристика, периодизация, первые письменные свидетельства, памятники, литературные произведения. 9. Западногерманские языки, общая характеристика, периодизация, краткая история, основные отличительные черты. Идиш, люксембургский, фризский язык: социолингвистическая характеристика, периодизация, первые письменные свидетельства, памятники, литературные произведения. Нидерландский, африкаанс: социолингвистическая характеристика, периодизация, первые письменные свидетельства, памятники, литературные произведения. 10. Английский язык: социолингвистическая характеристика, основные отличительные черты, периодизация. 11. Древнеанглийский период развития английского языка. Среднеанглийский период развития английского языка. Новоанглийский период развития английского языка. 12. Немецкий язык: социолингвистическая характеристика, основные отличительные черты, периодизация. 13. Древневерхненемецкий период развития немецкого языка. Средневерхненемецкий период развития немецкого языка. Нововерхненемецкий период развития немецкого языка. 14. Краткая история германского языкознания.
ЛИТЕРАТУРА
|