Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Акушерское отделение

Хирургическое отделение

В современных больницах количество хирургических коек составляет от 25 до 45% коечного фонда.

Хирургическое отделение состоит из палатных секций и хирургического блока.

Гигиенические требования к составу и взаиморасположению палат хирургического отделения мало чем отличаются от требования, предъявляемых к терапевтическим отделениям.

Из дополнительных помещений здесь необходима перевязочная (22 м2).

В настоящее время проектируется два основных варианта организации операционного дела:

1. Наличие операционного блока в каждом хирургическом отделении. Чтобы достичь максимальной изоляции операционного блока, его размещают в тупиковой зоне отделения или в отдельном крыле здания.

2. Второй вариант. Операционные блоки нескольких хирургических отделений объединяются в один операционный комплекс.

Количество операционных определяется из расчета 1 на 30 – 40 хирургических коек

Для хирургического комплекса отводят отдельное крыло здания, верхний этаж или размещают его в пристройке, соединенной со стационаром закрытым переходом.

В составе операционного комплекса предусматриваются раздельно размещенные операционные блоки для асептических (чистых) и септических (гнойных) операций.

Помещения операционного блока условно делят на 4 группы в зависимости от степени соотношения правил асептики. Самые строгие требования предъявляются к операционным, затем следуют предоперационные и наркозные, далее помещения для хранения крови, аппаратуры и, наконец, помещения для персонала (сестринская, лаборатория и «чистая» зона санпропускника для персонала).

Операционные проектируются на один операционный стол, площадью 36 – 48 м2, при высоте – 3, 5м.

 

 

Акушерское отделение

В родовспомогательных отделениях планировка помещений должна обеспечивать:

1. четкое зонирование отделения;

2. цикличность их заполнения и санитарной обработки;

3. упорядочение внутрибольничных потоков;

4. улучшение работы персонала.

В приемно-смотровых помещениях устраивается фильтр, через который роженица проходит из вестибюля. Предусмотрены две смотровые – одна для поступающих в родовое физиологическое отделение и в отделение патологии беременности и вторая – для поступающих в обсервационное отделение. После осмотра в комнате-фильтре, где проводят термометрию, сбор анамнеза, выявление гнойничковых заболеваний, роженица поступает в смотровую. Из нее роженица попадает в помещение для санитарной обработки и затем в отделение.

Как физиологическое, так и обсервационное отделения имеют общую планировочную схему – предродовые палаты, родовой блок, палаты интенсивной терапии, послеродовые палаты, палаты для новорожденных. В каждом отделении предусмотрен самостоятельный набор лечебно-диагностических и вспомогательных помещений. Медицинский персонал закреплен за каждым отделением.

В последнее время появилась новая особенность планировки акушерского отделения – палаты на 1-2 родильницы с новорожденными совместно.

Помещения для выписки родильниц должны быть раздельными для физиологического и обсервационного отделений.

 

 

Инфекционное отделение.

В основе планированных решений инфекционных отделений лежит система изоляции больных.

Инфекционное отделение должно иметь свое приемное отделение, которое состоит из приемно-смотровых боксов (16м2). Кроме приемно-смотровых боксов в приемном отделении должны предусматриваться диагностические боксы для больных с неясным диагнозом.

Инфекционное отделение должно состоять из боксов, полубоксов и палат. В детских инфекционных отделениях предусматриваются боксированные палаты.

Для предотвращения внутрибольничных заражений наиболее надежен бокс – комплекс помещений (входной тамбур, санузел с ванной, палата, шлюз между палатой и коридором). Площадь бокса на 1 койку – 22м2, на 2 койки – 27м2.

Больной поступает в бокс с улицы через входной тамбур. Персонал входит к больному через шлюз. В шлюзе размещены умывальник, вешалка для халатов и шкаф для передачи пищи.

Полубокс состоит из тех же помещений, что и бокс, но не имеет входа с улицы. Больные поступают в полубоксы из коридора отделения. В секции, состоящей из полубоксов, могут находиться больные только с одинаковыми заболеваниями.

В боксированных палатах детских инфекционных отделений между кроватками предусматриваются перегородки высотой 1, 5-2 м, верхняя часть которых застеклена. Это обеспечивает частичную изоляцию детей, находящихся в одной палате.

В каждом инфекционном отделении следует выделять нейтральную зону, где размещаются кабинеты врачей и сестры хозяйки.

При планировке инфекционных отделений следует предусматривать наиболее короткие и прямые пути движения больных, вещей, пищи и транспорта. Входы, лестничные клетки, лифты должны быть отдельными для вновь поступающих больных и выписанных больных. Наиболее благоприятна однокоридорная односторонняя застройка отделения. Двусторонняя планировка даже в боксовых отделениях способствует перегреванию боксов в летнее время, а также представляет известную опасность внутрибольничного переноса «летучих» инфекций (корь, ветрянка).

Наилучшим вариантом планировки являются полностью боксированные отделения.

Больных острыми кишечными инфекциями и инфекционным гепатитом можно размещать в палате без особых изоляционных мер строительного порядка, т.е. не требуется шлюзов для каждой палаты. Для больных воздушно-капельными инфекциями необходимо иметь одно- и двухместные палаты со шлюзом и отдельными санузлами.

Устройство палат более чем на 3 койки считается нецелесообразным. Палаты для больных, находящихся на карантине должны быть однокоечными.

Палаты на 1 койку в инфекционных отделениях – 7, 5м2, для детей – 6, 5м2.

 

 

Санитарно-гигиенические мероприятия по созданию благоприятных

условий пребывания больных в лечебных учреждениях.

Системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха должны обеспечивать оптимальные условия микроклимата и воздушной среды помещений лечебных учреждений.

Система отопления должна обеспечивать:

1. равномерное нагревание воздуха в помещениях;

2. исключать загрязнение воздуха вредными веществами;

3. не создавать шума;

4. должны быть обеспечены регулирующими устройствами;

5. быть удобными для обслуживания и ремонта.

В лечебных учреждениях должно быть водяное отопление.

Нагревательные приборы следует размещать у наружных стен под окнами. В качестве теплоносителя в системах центрального отопления лечебных учреждений используется вода с температурой в нагревательных приборах 850С.

В последнее время в лечебных учреждениях получило распространение панельно-лучистое отопление. В этих системах нагревательные приборы вмонтированы в ограждающие конструкции.

Преимуществом панельно-лучистого отопления являются:

1. более низкая температура нагревательных приборов;

2. равномерное распределение нагретого воздуха по помещению;

3. отсутствие громоздких нагревательных приборов.

Во всех помещениях кроме операционных, акушерских стационаров должна устраиваться естественная вентиляция посредством форточек, фрамуг, створок и других приспособлений в оконных переплетах, а также вентиляционных каналов без механического побуждения воздуха.

Забор наружного воздуха для систем вентиляции и кондиционирования должен производиться из чистой зоны на высоте не менее 1м от поверхности земли.

Воздух, подаваемый в операционные, послеоперационные, родовые, наркозные, палаты для больных с ожогами должен очищаться на бактерицидных фильтрах.

Воздухообмен в палатах отделений должен быть организован так, чтобы максимально ограничить попадание воздуха из палат в палаты смежных этажей.

Для создания изолированного воздушного режима палат их следует проектировать со шлюзом, имеющим сообщение с санузлом, с преобладанием вытяжки в последнем.

Количество воздуха, поступающего в палату должно составлять 80м3/час на 1 больного.

В коридорах палатного отделения необходимо устраивать приточную вентиляцию с кратностью воздухообмена 0, 5 объема коридора.

Для исключения возможности поступления воздушных масс из палатных отделений, лестнично-лифтового узла и других помещений в операционный блок, перед последним необходимо устройство шлюза с подпором воздуха.

Движение воздушных потоков должно быть обеспечено из операционных в прилегающие к ним помещения (предоперационные, наркозные), а из них в коридор.

Количество удаляемого воздуха из нижней зоны операционной должно составлять 60%, а из верхней зоны – 40%. Подача свежего воздуха осуществляется через верхнюю зону. При этом приток не менее чем на 20% должен преобладать над вытяжкой.

В коридорах необходимо устройство вытяжной вентиляции.

Важное место среди факторов внешней среды, обеспечивающих оптимальные условия пребывания в лечебных учреждениях занимает освещение.

Учитывая биологическое, тепловое и бактерицидное действие солнечной радиации, необходимо обеспечить и хорошую инсоляцию и естественное освещение палат.

Облучение ультрафиолетовыми лучами приводит к улучшению иммунобиологической реактивности организма, ускоряет заживление ран, укорачиваеи послеоперационный периот. Поэтому при проектировании больниц необходимо создавать умеренный или максимальный инсоляционный режим. Продолжительность инсоляции должна приниматься с учетом «Санитарных норм, обеспечения инсоляцией жилых и общественных зданий».

Достаточность естественного освещения в палатах и других помещениях больниц обеспечивается достаточной величиной таких показателей, как световой коэффициент (СК) и коэффициент естественной освещенности (КЕО).

В палатах, помещениях дневного пребывания больных, кабинетах врачей КЕО должен быть не менее 1%, в операционных – не менее 2-2, 5%.

 
 

Световой коэффициент – соответственно

Глубина палаты должна быть не более 6м, а отношение глубины к ширине – не более 2м.

Искусственное освещение должно соответствовать назначению помещения, быть достаточным, равномерным, регулируемым и безопасным, не оказывать слепящего действия.

Общее искусственное освещение должно быть предусмотрено во всех без исключения помещениях лечебных учреждений.

Для освещения отдельных функциональных зон и рабочих мест предусматривается местное освещение.

Искусственное освещение помещений стационаров обеспечивается люминесцентными лампами и лампами накаливания.

Светильники общего освещения, размещенные на потолках, должны быть со специальными, закрытыми рассеивателями.

Для освещения палат следует применять настенные светильники общего и местного освещения на высоте, 7м от уровня пола. В каждой палате должен быть светильник ночного освещения, установленный в нише около двери.

К искусственному освещению операционных предъявляются особенно высокие требования:

¨ освещенность операционного поля должна быть 3-10 тыс. люкс;

¨ спектр искусственного освещения должен приближаться к естественному;

¨ отсутствие теней, прямой и отраженной блесткости.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Кафедра акушерства и гинекологии
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал