Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Акушерское отделение
Хирургическое отделение В современных больницах количество хирургических коек составляет от 25 до 45% коечного фонда. Хирургическое отделение состоит из палатных секций и хирургического блока. Гигиенические требования к составу и взаиморасположению палат хирургического отделения мало чем отличаются от требования, предъявляемых к терапевтическим отделениям. Из дополнительных помещений здесь необходима перевязочная (22 м2). В настоящее время проектируется два основных варианта организации операционного дела: 1. Наличие операционного блока в каждом хирургическом отделении. Чтобы достичь максимальной изоляции операционного блока, его размещают в тупиковой зоне отделения или в отдельном крыле здания. 2. Второй вариант. Операционные блоки нескольких хирургических отделений объединяются в один операционный комплекс. Количество операционных определяется из расчета 1 на 30 – 40 хирургических коек Для хирургического комплекса отводят отдельное крыло здания, верхний этаж или размещают его в пристройке, соединенной со стационаром закрытым переходом. В составе операционного комплекса предусматриваются раздельно размещенные операционные блоки для асептических (чистых) и септических (гнойных) операций. Помещения операционного блока условно делят на 4 группы в зависимости от степени соотношения правил асептики. Самые строгие требования предъявляются к операционным, затем следуют предоперационные и наркозные, далее помещения для хранения крови, аппаратуры и, наконец, помещения для персонала (сестринская, лаборатория и «чистая» зона санпропускника для персонала). Операционные проектируются на один операционный стол, площадью 36 – 48 м2, при высоте – 3, 5м.
Акушерское отделение В родовспомогательных отделениях планировка помещений должна обеспечивать: 1. четкое зонирование отделения; 2. цикличность их заполнения и санитарной обработки; 3. упорядочение внутрибольничных потоков; 4. улучшение работы персонала. В приемно-смотровых помещениях устраивается фильтр, через который роженица проходит из вестибюля. Предусмотрены две смотровые – одна для поступающих в родовое физиологическое отделение и в отделение патологии беременности и вторая – для поступающих в обсервационное отделение. После осмотра в комнате-фильтре, где проводят термометрию, сбор анамнеза, выявление гнойничковых заболеваний, роженица поступает в смотровую. Из нее роженица попадает в помещение для санитарной обработки и затем в отделение. Как физиологическое, так и обсервационное отделения имеют общую планировочную схему – предродовые палаты, родовой блок, палаты интенсивной терапии, послеродовые палаты, палаты для новорожденных. В каждом отделении предусмотрен самостоятельный набор лечебно-диагностических и вспомогательных помещений. Медицинский персонал закреплен за каждым отделением. В последнее время появилась новая особенность планировки акушерского отделения – палаты на 1-2 родильницы с новорожденными совместно. Помещения для выписки родильниц должны быть раздельными для физиологического и обсервационного отделений.
Инфекционное отделение. В основе планированных решений инфекционных отделений лежит система изоляции больных. Инфекционное отделение должно иметь свое приемное отделение, которое состоит из приемно-смотровых боксов (16м2). Кроме приемно-смотровых боксов в приемном отделении должны предусматриваться диагностические боксы для больных с неясным диагнозом. Инфекционное отделение должно состоять из боксов, полубоксов и палат. В детских инфекционных отделениях предусматриваются боксированные палаты. Для предотвращения внутрибольничных заражений наиболее надежен бокс – комплекс помещений (входной тамбур, санузел с ванной, палата, шлюз между палатой и коридором). Площадь бокса на 1 койку – 22м2, на 2 койки – 27м2. Больной поступает в бокс с улицы через входной тамбур. Персонал входит к больному через шлюз. В шлюзе размещены умывальник, вешалка для халатов и шкаф для передачи пищи. Полубокс состоит из тех же помещений, что и бокс, но не имеет входа с улицы. Больные поступают в полубоксы из коридора отделения. В секции, состоящей из полубоксов, могут находиться больные только с одинаковыми заболеваниями. В боксированных палатах детских инфекционных отделений между кроватками предусматриваются перегородки высотой 1, 5-2 м, верхняя часть которых застеклена. Это обеспечивает частичную изоляцию детей, находящихся в одной палате. В каждом инфекционном отделении следует выделять нейтральную зону, где размещаются кабинеты врачей и сестры хозяйки. При планировке инфекционных отделений следует предусматривать наиболее короткие и прямые пути движения больных, вещей, пищи и транспорта. Входы, лестничные клетки, лифты должны быть отдельными для вновь поступающих больных и выписанных больных. Наиболее благоприятна однокоридорная односторонняя застройка отделения. Двусторонняя планировка даже в боксовых отделениях способствует перегреванию боксов в летнее время, а также представляет известную опасность внутрибольничного переноса «летучих» инфекций (корь, ветрянка). Наилучшим вариантом планировки являются полностью боксированные отделения. Больных острыми кишечными инфекциями и инфекционным гепатитом можно размещать в палате без особых изоляционных мер строительного порядка, т.е. не требуется шлюзов для каждой палаты. Для больных воздушно-капельными инфекциями необходимо иметь одно- и двухместные палаты со шлюзом и отдельными санузлами. Устройство палат более чем на 3 койки считается нецелесообразным. Палаты для больных, находящихся на карантине должны быть однокоечными. Палаты на 1 койку в инфекционных отделениях – 7, 5м2, для детей – 6, 5м2.
Санитарно-гигиенические мероприятия по созданию благоприятных условий пребывания больных в лечебных учреждениях. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха должны обеспечивать оптимальные условия микроклимата и воздушной среды помещений лечебных учреждений. Система отопления должна обеспечивать: 1. равномерное нагревание воздуха в помещениях; 2. исключать загрязнение воздуха вредными веществами; 3. не создавать шума; 4. должны быть обеспечены регулирующими устройствами; 5. быть удобными для обслуживания и ремонта. В лечебных учреждениях должно быть водяное отопление. Нагревательные приборы следует размещать у наружных стен под окнами. В качестве теплоносителя в системах центрального отопления лечебных учреждений используется вода с температурой в нагревательных приборах 850С. В последнее время в лечебных учреждениях получило распространение панельно-лучистое отопление. В этих системах нагревательные приборы вмонтированы в ограждающие конструкции. Преимуществом панельно-лучистого отопления являются: 1. более низкая температура нагревательных приборов; 2. равномерное распределение нагретого воздуха по помещению; 3. отсутствие громоздких нагревательных приборов. Во всех помещениях кроме операционных, акушерских стационаров должна устраиваться естественная вентиляция посредством форточек, фрамуг, створок и других приспособлений в оконных переплетах, а также вентиляционных каналов без механического побуждения воздуха. Забор наружного воздуха для систем вентиляции и кондиционирования должен производиться из чистой зоны на высоте не менее 1м от поверхности земли. Воздух, подаваемый в операционные, послеоперационные, родовые, наркозные, палаты для больных с ожогами должен очищаться на бактерицидных фильтрах. Воздухообмен в палатах отделений должен быть организован так, чтобы максимально ограничить попадание воздуха из палат в палаты смежных этажей. Для создания изолированного воздушного режима палат их следует проектировать со шлюзом, имеющим сообщение с санузлом, с преобладанием вытяжки в последнем. Количество воздуха, поступающего в палату должно составлять 80м3/час на 1 больного. В коридорах палатного отделения необходимо устраивать приточную вентиляцию с кратностью воздухообмена 0, 5 объема коридора. Для исключения возможности поступления воздушных масс из палатных отделений, лестнично-лифтового узла и других помещений в операционный блок, перед последним необходимо устройство шлюза с подпором воздуха. Движение воздушных потоков должно быть обеспечено из операционных в прилегающие к ним помещения (предоперационные, наркозные), а из них в коридор. Количество удаляемого воздуха из нижней зоны операционной должно составлять 60%, а из верхней зоны – 40%. Подача свежего воздуха осуществляется через верхнюю зону. При этом приток не менее чем на 20% должен преобладать над вытяжкой. В коридорах необходимо устройство вытяжной вентиляции. Важное место среди факторов внешней среды, обеспечивающих оптимальные условия пребывания в лечебных учреждениях занимает освещение. Учитывая биологическое, тепловое и бактерицидное действие солнечной радиации, необходимо обеспечить и хорошую инсоляцию и естественное освещение палат. Облучение ультрафиолетовыми лучами приводит к улучшению иммунобиологической реактивности организма, ускоряет заживление ран, укорачиваеи послеоперационный периот. Поэтому при проектировании больниц необходимо создавать умеренный или максимальный инсоляционный режим. Продолжительность инсоляции должна приниматься с учетом «Санитарных норм, обеспечения инсоляцией жилых и общественных зданий». Достаточность естественного освещения в палатах и других помещениях больниц обеспечивается достаточной величиной таких показателей, как световой коэффициент (СК) и коэффициент естественной освещенности (КЕО). В палатах, помещениях дневного пребывания больных, кабинетах врачей КЕО должен быть не менее 1%, в операционных – не менее 2-2, 5%. Световой коэффициент – соответственно Глубина палаты должна быть не более 6м, а отношение глубины к ширине – не более 2м. Искусственное освещение должно соответствовать назначению помещения, быть достаточным, равномерным, регулируемым и безопасным, не оказывать слепящего действия. Общее искусственное освещение должно быть предусмотрено во всех без исключения помещениях лечебных учреждений. Для освещения отдельных функциональных зон и рабочих мест предусматривается местное освещение. Искусственное освещение помещений стационаров обеспечивается люминесцентными лампами и лампами накаливания. Светильники общего освещения, размещенные на потолках, должны быть со специальными, закрытыми рассеивателями. Для освещения палат следует применять настенные светильники общего и местного освещения на высоте, 7м от уровня пола. В каждой палате должен быть светильник ночного освещения, установленный в нише около двери. К искусственному освещению операционных предъявляются особенно высокие требования: ¨ освещенность операционного поля должна быть 3-10 тыс. люкс; ¨ спектр искусственного освещения должен приближаться к естественному; ¨ отсутствие теней, прямой и отраженной блесткости.
|