Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
СЦЕНА I. Жессика. Что это ты делаешь с кофейником?
Жессика, Уго.
Жессика. Что это ты делаешь с кофейником?
Уго быстро ставит кофейник на место.
Уго. Жессика, тебе запретили заходить в кабинет. Жессика. Что ты делал с кофейником? Уго. А ты что здесь делаешь? Жессика. Пришла тебя повидать, дорогой. Уго. Повидала? Теперь уходи. Хёдерер скоро придет. Жессика. Как я соскучилась по тебе, моя пчелка! Уго. У меня нет времени на игры, Жессика. Жессика (осматриваясь). Конечно, ты неправильно все описал. Здесь пахнет табачным пеплом, как в моем детстве в кабинете отца. О запахе-то нетрудно было рассказать. Уго. Послушай... Жессика. Погоди! (Шарит в кармане своего костюма.) Я пришла, чтобы принести тебе его. Уго. Кого его? Жессика (вынимая из кармана револьвер и протягивая его на ладошке Уго). Вот его! Ты забыл. Уго. Я не забыл, я его никогда не беру с собой. Жессика. А зря, ты не должен с ним расставаться. Уго. Жессика, поскольку ты, очевидно, не поняла, говорю тебе прямо: чтоб ноги твоей здесь больше не было. Если тебе приспичило поиграть, играй в саду или в пристройке. Жессика. Уго, ты говоришь так, как будто мне шесть лет. Уго. А кто виноват? Это невыносимо: ты посмотреть на меня не можешь, не рассмеявшись. Ничего себе будет картинка, когда нам стукнет по пятьдесят. Хватит - это не более чем привычка, и привычка дурная, твоя и моя. Понимаешь? Жессика. Прекрасно понимаю. Уго. Хочешь избавиться от нее? Жессика. Хочу. Уго. Прекрасно. Тогда начни с того, чтобы унести этот револьвер. Жессика. Не могу. Уго. Жессика! Жессика. Он твой, и ты должен его забрать. Уго. Я же сказал, что он мне не нужен. Жессика. А что мне с ним делать? Уго. Что угодно, это меня не касается. Жессика. Ты, значит, хочешь заставить свою жену весь день таскать с собой револьвер? Уго. Иди домой и положи его в мой чемодан. Жессика. Но я не хочу идти домой, ты чудовище! Уго. Не нужно было приносить. Жессика. А тебе - забывать! Уго. Говорю тебе, я его не забывал. Жессика. Ах, не забывал? Значит, Уго, у тебя переменились планы? Уго. Замолчи! Жессика. Уго, посмотри мне в глаза. Изменились твои планы или нет? Уго. Нет, не изменились. Жессика. Ты собираешься или нет?.. Уго. Да, собираюсь, но не сегодня. Жессика. Ах, Уго, миленький, почему же не сегодня? Я так скучаю, прочитала все романы, которые ты мне дал, и не желаю весь день валяться в постели, как одалиска. Так и потолстеть недолго. Чего ты ждешь? Уго. Жессика, а ты все играешь. Жессика. Это ты играешь. Вот уже десять дней ты принимаешь важный вид, чтобы произвести на меня впечатление, а он все еще жив. Если это игра, то она затянулась. Мы и говорить-то вынуждены шепотом, чтобы нас не подслушали, и мне приходится терпеть, когда ты капризничаешь как беременная женщина. Уго. Ты прекрасно знаешь, что это не игра. Жессика (сухо). Тогда еще хуже: ненавижу людей, которые не делают того, что задумали. Если ты хочешь, чтобы я тебе верила, сегодня же покончи с этим. Уго. Сегодня не выйдет. Жессика (обычным голосом). Вот видишь! Уго. Какая ты навязчивая! К нему сегодня придут. Жессика. Сколько народу? Уго. Двое. Жессика. Убей их тоже. Уго. Нет ничего более неуместного, чем человек, продолжающий играть, когда другим надоело. Я совсем не прошу тебя мне помогать. Боже упаси! Я только хочу, чтобы ты мне не мешала. Жессика. Хорошо же. Делай, что хочешь, если уж ты решил, что я должна существовать вне твоей жизни. Только забери револьвер, он мне карман оттягивает. Уго. Если заберу, ты уйдешь? Жессика. Возьми сначала.
Уго берет револьвер и кладет его в карман.
Уго. Теперь уходи. Жессика. Минутку! Имею я право осмотреть рабочее место моего мужа? (Подходит к письменному столу Хёдерера. Указывая на него.) Кто здесь сидит? Он или ты? Уго (неохотно). Он. (Показывая на второй стол.) Я работаю за этим столом. Жессика (не слушая его). Это его почерк? (Берет листок с письменного стола.) Уго. Да. Жессика (сильно заинтересовавшись). Вот как! Уго. Положи. Жессика. Ты заметил, какой странный почерк? Он каждую букву пишет отдельно. Уго. Ну и что? Жессика. Как ну и что? Это очень важно. Уго. Для кого? Жессика. Для того, кто хочет узнать его характер. Нужно же знать, кого убиваешь. А какой зазор он оставляет между словами! Каждая буква как островок, а слово - архипелаг. Это что-нибудь да значит. Уго. Что? Жессика. Не знаю. Как обидно: здесь все можно прочитать - и его детские воспоминания, и про женщин, которые у него были, и как он влюбляется, а я читать не умею... Уго, купи мне книгу по графологии, я чувствую, что я очень способная. Уго. Куплю, если сейчас же уйдешь. Жессика. А это, кажется, табурет для игры на фортепьяно? Уго. Он самый. Жессика (садится на табурет и кружится). Как хорошо! Значит, он усаживается, закуривает, начинает говорить и крутится на табурете. Уго. Да.
Жессика вынимает пробку из графина, стоящего на письменном столе, и нюхает содержимое.
Жессика. Он пьет? Уго. Как сапожник. Жессика. Во время работы? Уго. Да. Жессика. И никогда не напивается? Уго. Никогда. Жессика. Надеюсь, ты не пьешь, когда он тебе предлагает, ты же не выносишь спиртного. Уго. Не изображай из себя старшую сестрицу; я прекрасно знаю, что не переношу ни алкоголя, ни табака, ни горячего, ни холодного, ни сырого, ни запаха сена, ни чего-либо другого. Жессика (медленно). Он говорит, курит, пьет, крутится на табурете... Уго. Да, а я... Жессика (заметив плитку). А это что? Он сам себе готовит? Уго. Да. Жессика (смеется). Зачем? Я могу ему готовить, я же готовлю для тебя, он мог бы обедать с нами. Уго. У тебя так хорошо не получится, и потом ему это, кажется, нравится. Утром он варит нам кофе. Прекрасный контрабандный кофе. Жессика (показывая на кофейник). Здесь? Уго. Да. Жессика. Этот кофейник ты держал в руках, когда я вошла? Уго. Этот. Жессика. А зачем ты его взял? Ты искал что-нибудь? Уго. Не знаю. (Пауза.) Когда он к нему прикасается, тот обретает реальность. (Берет кофейник.) Все, к чему он прикасается, становится реальным. Он разливает кофе в чашки, я пью, смотрю, как он пьет, и чувствую, что он ощущает истинный вкус кофе. (Пауза.) И этот подлинный вкус исчезает, и настоящее тепло, и свет. Только вот это остается. (Показывает на кофейник.) Жессика. Что - это? Уго (широким жестом обводя комнату). Все это ложное. (Ставит кофейник на место.) Я живу в декорации. (Задумывается.) Жессика. Уго! Уго (вздрагивая). Да? Жессика. Запах табака исчезнет, когда он умрет. (Внезапно.) Не убивай его. Уго. Значит, ты веришь, что я его все-таки убью? Отвечай! Веришь? Жессика. Не знаю. Вокруг так спокойно. И пахнет как в моем детстве. Ничего не случится! Не может ничего случиться, ты смеешься надо мной. Уго. Вот он идет. Лезь в окно. (Тащит ее к окну.) Жессика (сопротивляясь). Я хочу на вас посмотреть, когда вы одни. Уго (таща ее). Быстрей! Жессика (скороговоркой). В отцовском кабинете я забиралась под стол и часами смотрела, как отец работает. (Уго левой рукой открывает окно. Жессика вырывается и залезает под стол. Входит Хёдерер.)
|