Наиболее вероятными причинами отказа свечей зажигания является загрязнение их продуктами неполного сгорания или увеличение искрового зазора из-за износа электродов. Причем решающее влияние на работоспособность свечей оказывает техническое состояние двигателя.
Если свечи зажигания систематически покрываются нагаром, следует найти и устранить причину загрязнения (табл. 2).
Очистить свечи зажигания можно с помощью растворителей и щетки (не металлической). На станциях технического обслуживания свечи очищают на специальных пескоструйных аппаратах.
Таблица 2. Определение состояния двигателя по виду свечей зажигания
Вид загрязнений свечи
| Возможная причина
| Сопутствующий признак
| Способ устранения
|
Тонкий слой светло-серого или светло-коричневого налета (рис. 3)
| Двигатель находится в исправном состоянии. Свеча соответствует двигателю по калильному числу.
| Расход топлива, моторного масла и токсичность ОГ соответствуют норме.
| Очистить свечи от налета и при необходимости отрегулировать искровой зазор.
|
Матовая черная копоть (рис. 4)
| Неправильная регулировка карбюратора или угла опережения зажигания.
| Повышенный расход топлива, снижение мощности двигателя, неустойчивая работа на холостом ходу, затруднен пуск.
| Отрегулировать карбюратор или зажигание.
|
Низкая компрессия из-за негерметичности клапанов или износа цилиндро-поршневой группы.
| Отремонтировать двигатель.
|
Загрязнение воздушного фильтра.
| Заменить фильтр.
|
Неправильная установка искрового зазора.
| Отрегулировать искровой зазор.
|
Трещина в изоляторе.
| Заменить свечу.
|
Калильное число свечи больше необходимого для данного двигателя.
| Заменить свечу.
|
Блестящий черный маслянистый нагар (рис. 5)
| Попадание масла в камеру сгорания.
| Повышенный расход масла, неустойчивая работа двигателя на холостом ходу, затруднен пуск.
| Заменить маслосъемные колпачки клапанов или кольца поршней.
|
Толстый слой рыхлых отложений (рис. 6)
| Низкое качество бензина или масла.
| Перебои в работе двигателя, затруднен пуск.
| Заменить топливо или моторное масло. Промыть систему смазки.
|
Отложения красного цвета (рис. 7)
| Превышение допустимых норм концентрации металлосодержащих присадок в бензине.
| Перебои в работе двигателя, затруднен пуск.
| Заменить топливо.
|
Оплавление, выгорание электродов (рис. 8), трещины на тепловом конусе изолятора или его разрушение (рис. 9)
| Калильное число свечи меньше необходимого для данного двигателя.
| Перебои в работе двигателя, затруднен пуск.
| Заменить свечу.
|
Неисправность системы охлаждения.
| Перегрев двигателя.
| Найти и устранить неисправность системы охлаждения.
|
Слишком большой угол опережения зажигания.
| Детонация в цилиндрах (характерный металлический стук).
| Отрегулировать угол опережения зажигания.
|
Применение низкооктанового топлива.
| Заменить топливо.
|
|
Рис. 3. Вид загрязнений свечи при нормальном состоянии двигателя.