Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Темы докладов и сообщений. 1. Групповое поведение как особая форма социального взаимодействия.
1. Групповое поведение как особая форма социального взаимодействия. 2. Лидерские стили в группе. 3. Организационный климат: факторы эффективности. 4. Межгрупповое восприятие. 5. Конфликты в группе. 6. Группы и развитие личности. 7. Проблема принятия решений в группе.
Контрольные вопросы и задания 1. Назовите основные критерии классификации социальных групп. 2. Укажите соответствие между понятиями и их определениями: Понятия: а) первичная группа; ж) «мозговой штурм»; б) референтная группа; з) внешняя группа; в) групповая структура; и) малая группа; г) групповая динамика; к) вторичная группа; д) внутренняя группа; л) групповая сплоченность; е) групповая дискуссия; м) «рефлексивная рамка». Определения: 1) группа, с которой в данный момент конкретный человек себя не идентифицирует; даже будучи её членом, чувствует себя как бы со стороны, наблюдателем; по отношению к другим людям, входящим в её состав, переживает чувство «они»; 2) система иерархически расположенных внутригрупповых отношений; 3) развитие или движение группы во времени, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы между собой и с руководителем группы, а также внешним воздействием на группу; 4) способ принятия группового решения, предполагающий высказывание и обсуждение участниками доводов и аргументации с целью найти верное решение путём всестороннего сопоставления различных мнений; 5) группа, с которой человек в данной ситуации идентифицирует себя, т.е. переживает чувство «мы», чувствует себя комфортно; 6) степень взаимной принадлежности членов группы и группы как целого; 7) объединение людей, для которого характерны немногочисленность, наличие общей цели, непосредственное личное общение, наличие общих норм поведения и развитой структуры; 8) группа, в которой между людьми устанавливаются прямые эмоциональные контакты, личность проявляет себя разносторонне; 9) общность людей, чьи мнения, убеждения и способы действия являются решающими при формировании собственных мнений, убеждений и способов действий индивида, выступают для него образцом для подражания и сравнения; 10) группа, взаимодействие в которой обусловлено стремлением её членов к достижению определенных целей, где основное значение придается умению выполнять определенные функции, между людьми отсутствуют глубокие эмоциональные связи; 11) способ работы группы, при котором первоочередной целью является нахождение новых, альтернативных вариантов решения проблемной ситуации; 12) схема принятия группового решения, состоящая из нескольких взаимосвязанных блоков вопросов.
3. Какие характеристики отличают малую группу от статистической группы и большой группы? 4. Считается, что достаточно точную информацию относительно ролевой структуры группы можно получить, наблюдая за речевой коммуникацией. Для этого нужно обратить внимание на ряд действий: 1) кто говорит, как долго, как часто; 2) на кого смотрят люди, когда они разговаривают; а) на определенных других, возможно, в поиске потенциальной поддержки; б) оглядывая всю группу; в) ни на кого. 3) кто говорит, за кем или кто кого прерывает. Продолжите этот ряд. Какие особенности вербальной коммуникации в группе, помимо перечисленных, также позволяют, на ваш взгляд, определить, кто и какие ролевые функции в группе выполняет? 5. Как известно, выделяют следующие ролевые функции, выполняемые членами группы: 1) роли, ориентированные на решение задачи, среди которых – инициирование, когда член группы определяет проблему, предлагает методы, цели, процедуры. новое направление; поиск и передача информации; прояснение или проработка, когда член группы разрабатывает идеи других, предалагает примеры, иллюстрации, пытается устранить путаницу, внести ясность; обобщение идей; оценка решений и предложений группы; 2) роли, предназначенные на поддержание отношений в группе, среди которых – ободрение и поддержка; гармонизация, когда член группы выступает посредником между участниками и пытается смягчить взаимонепонимание или расхождения, пытается снизить уровень напряженности в группе, используя юмор или иные способы; роль привратника, когда индивид помогает застенчивым членам группы вносить свой вклад в группу, поддерживает дискуссию, если её активность ослабевает; 3) роли, связанные с ориентацией на себя, чаще всего нарушающие работу группы, среди которых – блокирование, когда член группы отвергает усилия группы по решению задачи, демонстрирует, что ничего не достигнуто; стремление к признанию, когда индивид пытается стать центром внимания, хвастаясь своими достижениями в большей мере, чем групповыми задачами; уход, когда индивид проявляет безразличие, мечтательность или хмурость, надутость; доминирование, т.е. настаивание на собственной правоте вопреки и несмотря на доводы других; стремление исповедоваться, когда другие члены группы используются в качестве аудитории для излияния личных, не ориентированных на группу, чувств и мыслей. Попробуйте определить, какие роли выполняют члены группы, в которую вы входите. 6. Какие факторы могут оказаться барьерами на пути к групповой сплоченности? 7. Может ли меньшинство влиять на решения группы? 8. Все ниже перечисленные факторы, за исключением одного, играют роль при формировании в группе лидера. Укажите, какой фактор не имеет к этому отношения: а) господствующий над другими образ жизни; б) простота установления контактов; в) высокая компетенция в тех областях, которые ценятся членами данной группы; г) образцовый конформизм в отношении норм и правил, господствующих в группе; д) тенденция к одобрению предрассудков и к дискриминации меньшинства. 9. Группа, с которой мы себя идентифицируем, хотя и не являемся её членами, - это: а) внутренняя группа; б) внешняя группа; в) позитивная референтная группа; г) негативная референтная группа; д) маргинальная группа. 10. Группа, с которой мы себя не идентифицируем, хотя являемся её членами, - это: а) внутренняя группа; б) значимые другие; в) негативная референтная группа; г) преступная группа; д) студенческая группа. 11. Группу, в которой все права и обязанности членов строго урегулированы, мы называем: а) внешней; б) эксклюзивной; в) формальной; г) первичной; д) этнической. 12. Какие из перечисленных ниже отличительных черт не характерны для первичных групп: а) сильная идентификация с группой; б) большая численность группы; в) интимные отношения между членами группы; г) взаимодействие «лицом к лицу»; д) ранний опыт социализации. 13. Социальная группа отличается от социальной категории тем, что: а) её члены имеют сознание своей общности и вместе с тем отличия от других; б) её члены любят друг друга; в) её члены имеют сознание принадлежности к группе и вступают во взаимодействие друг с другом; г) она более прочная; д) в её состав входят только мужчины. 14. Все, родившиеся в пятницу, - это: а) социальная категория. б) статистическая категория, в) социальная группа, г) социальная организация, д) социальный институт. 15. Группа людей, отличающихся от других каким-либо признаком (свойством) и осознающих это своё отличие, - это: а) социальная организация, б) ассоциация (товарищество, объединение), в) социальная группа, г) социальная категория. д) институт.
|