Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Петр Штомпка






Петр Штомпка родился в Варшаве в 1944 г. в семье выдающе­гося польского пианиста Генриха Штомпки. Мать Елена родилась на территории современной Украины, входившей в состав России. Именно мать привила будущему социологу любовь к русскому языку и российской культуре.

Петр получил двойное образование в Ягеллонском университете (Краков), где его семья жила с 1945 г. В 1966 г. он закончил универ­ситет и стал бакалавром по двум дисциплинам: праву и социологии. Со студенческих лет под руководством профессора Казимежа До­бровольского начинает преподавательскую деятельность в своем университете. По рекомендации профессора Яна Щепаньского (1970-1974 — Президент МСА) вступает в Польскую и Международ­ную социологическую ассоциации. Доктор наук (1970), экстраорди­нарный профессор (1980), ординарный профессор (1987) — высшее научное звание в Польше, утверждаемое Президентом страны. С 1975 г. по настоящее время — руководитель Центра теоретической социологии Ягеллонского университета. Основатель аналогичного исследовательского комитета в Международной социологической ассоциации — одного из наиболее активных комитетов МСА.

С 1972 г. постоянно преподает и занимается исследовательской работой в наиболее престижных университетах США (Калифорний­ский университет (Беркли), Колумбийский университет, Универси­тет Джона Гопкинса, Калифорнийский в Лос-Анжелесе), Италии, Мексики, Швеции, Австрии, Германии, Нидерландах. Считает себя учеником и последователем Роберта Мертона, которому посвятил одно из первых своих монографических исследований (1986). В своих учебниках для студентов и научных работах позитивно оценивает вклад марксизма в мировую социологию. Является автором 20 книг и более 200 статей, опубликованных на 13 языках. На русском языке изданы две крупные работы: «Социология социальных изменений» (1996) и «Социология. Анализ современного общества» (2005). Пере­воды его статей систематически печатаются в СОЦИСе и других соци­ологических изданиях. В 2005 г. МГУ и Российская социологическая ассоциация наградили Штомпку премией Питирима Сорокина за выдающийся вклад в социологическое образование.

Постоянный предмет интереса П. Штомпки — процессы демо­кратизации, развертывающиеся в посткоммунистических странах.


 


48-3033



При изучении этих процессов и соответствующих социальных действий широко использует метод альтернативного анализа си­туаций. Разработал ряд оригинальных теоретических концепций в социологии, среди которых наиболее известны теория культурной травмы и теория становления (" becoming").

В 1998 г. был избран вице-президентом МСА — руководителем программного комитета, главная задача которого — подготовка теоретической платформы очередного конгресса. В 2002 г. избран Президентом Международной социологической ассоциации.

Хрестоматию мы завершаем лекцией, прочитанной профессо­ром П. Штомпкой в Болонском университете и изданную отдельной брошюрой в сентябре 1992 г. Лекция представляет собою всесторон­ний анализ практических проблем, которые достаточно отчетливо обнаружились в странах Восточной Европы уже в начале 90-х гг. В ней систематизированы альтернативы посткоммунистической трансформации, анализ которых не утратил своего значения.

А.З.

АЛЬТЕРНАТИВЫ ВЕЛИКОГО ПЕРЕХОДА*

Страны Восточной и Центральной Европы претерпевают мас­штабную историческую трансформацию. Этот период глубоких сдвигов, несомненно, войдет в учебники истории наряду с другими великими революциями. Ситуация сейчас такова, что у социолога появляется уникальная возможность наблюдать общество в про­цессе его становления. Естественно, что это вдохновляет на раз­работку социологической теории. В конце концов, большинство классических социологических теорий было сформулировано в результате наблюдения за трансформацией, происходившей во вре­мена Великого Перехода, когда в прошлое уходило традиционное общество. Возможно, что конец XX в. ознаменуется таким обнов­лением социологической теории, которое может быть сравнимо с достижениями классиков XIX в.

Подготовка почвы для столь радикального обновления пред­полагает время от времени отвлекаться от хаоса происходящих со­бытий для того, чтобы иметь возможность оценить стремительно

* Перевод с небольшими сокращениями сделан по: Sztompka Piotr. Dilemmas of Great Transition / The John Hopkins University / Bologna Center / Research Institute / Occasional Paper. N 74 / September 1992 /. Переводчик В.Г. Кузьминов, редактор перевода А.Г. Здравомыслов. Цитируемый текст иллюстрирует сложность проблем, рассматриваемых в разделе 7 базового пособия учебного комплекса по общей со­циологии.


сменяющие друг друга ситуации и возрастающую динамику про­исходящего. Только на таком фундаменте может быть предпринята попытка обобщить и систематизировать ход событий. Именно этим я и намерен заняться в данной статье. Естественно, что выводы, пред­лагаемые мною, сугубо предварительны. Они основаны на разных источниках, включая наблюдение, догадки коллег-профессионалов, а также опираются на данные эмпирических исследований (прежде всего на данные опросов общественного мнения). Хотя документы и материалы, собранные для данной статьи, относятся непосредствен­но к Польше, рамки этого исследования могут быть расширены с тем, чтобы распространить его на другие страны, претерпевающие посткоммунистическую трансформацию.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал