![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Диагностика аномального развитияВ процессе обследования детей с отклонениями в развитии следует руководствоваться следующими принципами: 1 принцип комплексного изучения ребенка. Он предполагает всестороннее обследование особенностей развития всех познавательных психических процессов, эмоционально-волевой сферы, личности, поведения, уровня овладения навыками и т. д. Обследование сопровождается анализом состояния органов чувств (зрения, слуха и других), двигательной сферы, состояния нервной системы ребенка. Соблюдение принципа комплексности требует тесного взаимодействия специалистов — педагогов (логопеда, сурдопедагога, олигофренопедагога), психологов и медиков (психоневролога, отоларинголога, офтальмолога, хирурга-ортопеда). Такой состав диагностического комплекса предусматривается Положением о психолого-медико-педагогических консультациях (ПМПК). 2 принцип целостного системного изучения ребенка. Целостный анализ предполагает обнаружение не отдельных проявлений нарушения психического развития, а связей между ними, определение их причин, установление иерархии выявленных отклонений (первичных и вторичных). Целостному изучению ребенка благоприятствует осуществление диагностики в процессе учебной, трудовой или игровой деятельности. 3 принцип динамического изучения ребенка, позволяющий диагностировать нарушения в развитии в соответствии с опорой на знание специфических закономерностей и особенностей, своеобразных для разных категорий аномальных детей. В соответствии с концепцией Л.С. Выготского, реализация принципа динамического изучения предполагает не только применение диагностических методик с учетом возраста обследуемого ребенка, но и выявление его потенциальных возможностей, «зоны его ближайшего развития». Принцип динамического изучения позволяет учесть не только то, что дети знают и могут выполнить в момент исследования, но и их возможности в обучении. Чем выше умственное развитие ребенка, тем успешнее он научится выполнять то или иное задание, переносить полученный опыт в новую ситуацию. Поэтому при обследовании необходимо обращать внимание на то, насколько улучшается работа ребенка /после объяснения, как он выполняет аналогичное задание. Рекомендуется в процессе обследования использовать обучающий эксперимент. 4 Принцип качественно-количественного анализа данных, получаемых в результате психодиагностики, требует учитывать не только конечный результат деятельности ребенка, но и анализировать процесс выполнения — способ, рациональность, логическую последовательность операций, настойчивость в достижении цели, отношение к избранным способам решения и т. д. Следует отметить, что практически невозможно создать такие психологические методики, которые позволили бы однозначно разграничить не только детей с различными аномалиями, но нормальное развитие от нарушенного. Из сказанного вытекает необходимость использования в процессе диагностики батареи методик, каждая из которых должна содержать несколько однотипных заданий, определяющих диапазон количественных различий. В подавляющем большинстве случаев качественные различия между аномальным и нормальным ребенком могут быть установлены только при сопоставлении количественных показателей (переход количества в качество) ПМПК стали создаваться в целях совершенствования системы комплектования специальных учреждений для аномальных детей. В настоящее время существование ПМПК узаконено соответствующим положением. Во всех случаях при консультировании определяется уровень и характер умственного развития детей, поэтому больший объем работы приходится на олигофренопедагога и психолога. Также необходима консультация детского невропатолога. В постоянном штате сотрудников ПМПК должны быть следующие специалисты: врач (невропатолог), дефек-тологи (олигофренопедагог, логопед), психолог. Другие специалисты — сурдопедагог, тифлопедагог, ортопед, отоларинголог, офтальмолог— привлекаются в качестве консультантов по мере необходимости. Обследование детей проводится в присутствии родителей или лиц, их заменяющих. В тех случаях, когда дети направляются на ПМПК по инициативе учреждений народного образования, обязательно предоставляются такие документы, как свидетельство о рождении, подробная выписка из истории развития ребенка с заключениями врачей, педагогическая характеристика, письменные работы, раскрывающие динамику развития ребенка, рисунки. Педагогическая характеристика не просто содержит перечисление недостатков ребенка, но и указывает на характер его затруднений и использованные способы их преодоления. В характеристике отмечаются и положительные качества ребенка, на которые можно опереться в процессе коррекции. В содержание характеристики должны войти формальные данные о ребенке с обязательным указанием количества лет обучения в школе; сведения о семье; сведения об особенностях познавательной деятельности ребенка, данные о школьных знаниях, навыках самообслуживания; указания относительно основных трудностей и причин отставания ребенка; сведения об особенностях эмоционально-волевой сферы и личности. Весь ход обследования ребенка в ПМПК фиксируется в протоколе, передаваемом в учреждение, в которое направляется консультируемый. Протоколы помогают учителям заранее познакомиться с особенностями личности, качеством знаний, особенностями психофизического развития, которые необходимо учесть с первых дней пребывания ребенка в детском саду или школе. На основании данных индивидуального обследования ребенка в консультации составляется заключение о характере отклонений. Принимается коллегиальное решение о месте дальнейшего коррекционного воспитания и обучения и даются рекомендации. Помимо задач, связанных с комплектованием специальных учреждений для детей с отклонениями в развитии, ПМПК проводят также консультирование родителей и педагогов, оказывают детям.коррекционную помощь, ведут пропаганду дефектологических знаний. Всестороннее комплексное изучение аномальных детей предусматривает клиническое исследование, включающее подробный анамнез с генеалогическими и социально-бытовыми данными; неврологический и соматический статус; офтальмологическое обследование; лабораторные исследования, в том числе иммунологические, а при необходимости и цитогенетические; нейрофизиологическое исследование (высшая нервная деятельность и электроэнцефалография); экспериментально-психологическое исследование познавательной деятельности; логопедическое исследование; педагогическое обследование, включающее изучение состояния школьных навыков с анализом имеющихся затруднений при выполнении различных заданий, выявление уровня работоспособности, темпа работы и особенностей поведеняя
Данная страница нарушает авторские права? |