Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие менеджмента. Управление как особый вид деятельности, его спецификаСтр 1 из 41Следующая ⇒
Дорофеева Л.И. Менеджмент Шпаргалки
Издательства: Эксмо, 2007 г., 32 стр.
Информативные ответы на все вопросы курса «Менеджмент» в соответствии с Государственным образовательным стандартом.
Оглавление
1. Понятие менеджмента. Управление как особый вид деятельности, его специфика 2. Организация как объект управления: составные части, уровни, основные процессы 3. Элементы процесса управления. Функции управления 4. Кадры управления и их роли. Необходимые навыки и качества менеджера 5. Классическая школа в управлении 6. Школы человеческих отношений и поведенческих наук 7. Количественный подход куправлению. Системный и ситуационный подходы. Теория «7S» 8. Американская, европейская и японская модели управления. «Новая философия управления» 9. Внутренняя среда и ее переменные: менеджеры, работники, культура 10. Организационная культура, ее элементы и типы 11. Внешняя среда прямого и косвенного воздействия. Характеристики внешней среды 12. Реакции организации на изменения внешней среды 13. Способы повышения этичности поведения руководителей и рядовых работников 14. Проблемы этики и социальной ответственности. Понятие управленческой этики. Критериальные подходы к принятию решений 15. Понятие управленческого решения и его место в процессе управления. Классификация управленческих решений 16. Факторы, влияющие на процесс принятия решений 17. Групповое принятие решений 18. Понятие стратегического управления, его необходимость и особенности 19. Сущность и значение стратегического планирования 20. Стратегия, ее элементы и уровни 21. Формулирование стратегии: основные этапы и инструменты 22. Понятие структуры управления и факторы, ее определяющие. Понятие и роль коммуникаций в управлении 23. Построение вертикальной структуры 24. Многообразие стратегий 25. Департаментализация. Функциональная, дивизиональная и матричная структуры. Структура «команда» и сетевая структура 26. Процесс коммуникаций, его элементы и этапы 27. Формы межличностных коммуникаций и их барьеры 28. Формы организационных коммуникаций, их барьеры 29. Управление коммуникациями в организации 30. Понятие и модель мотивации 31. Развитие концепции мотивации разными школами управления. Основные принципы управления 32. Процессуальные теории мотивации 33. Понятие и классификация методов управления 34. Самоменеджмент. Симптомы и причины нерациональной организации труда руководителей 35. Природа лидерства и его основа 36. Баланс власти и ее формы 37. Эффективный стиль лидерства: подход с позиций личных качеств; поведенческий и ситуационный подходы 38. Классификация стилей руководства в поведенческом подходе. Управленческая решетка Р. Блэйка 39. Лидерство женщин 40. Группы в организации и их типы 41. Неформальные группы и причины их возникновения. Управление неформальной группой 42. Характеристика групп и их эффективность 43. Групповые процессы. Создание команд и управление ими 44. Преимущества и недостатки работы в командах 45. Природа и типы конфликтов в организации 46. Причины и последствия конфликтов 47. Методы разрешения конфликтной ситуации 48. Причины стресса и снижение его уровня 49. Типы организационных изменений 50. Концепция организационного развития 51. Изменение места управления человеческими ресурсами в организации 52. Цели и функции управления. Стратегическая и оперативная роли управления 53. Этапы управления 54. Привлечение эффективной рабочей силы 55. Понятие контроля, его цели и области 56. Этапы процесса контроля
Понятие менеджмента. Управление как особый вид деятельности, его специфика Менеджмент – это управление людьми, работающими в одной организации, имеющей общую конечную цель. Но менеджмент – не просто управление людьми, организацией, а особая его форма, это управление в условиях рынка, рыночной экономики, т. е. в условиях постоянных изменений, риска. Поэтому менеджмент направлен на создание благоприятных условий (технических, экономических, психологических и др.) функционирования организации, на достижение ею успеха. Основными составляющими успеха являются: 1) выживание организации в долгосрочной перспективе; 2) результативность; 3) эффективность. С этих позиций менеджмент предстает как сложная система данных науки управления, опыта лучших управляющих мира и искусства управления. Как система научных данных менеджмент – это совокупность философий, моделей, стратегий, принципов, методов и стилей управления организацией, производством и персоналом в целях повышения ее эффективности и роста прибыли. Управление представляет собой специфический вид трудовой деятельности. Управление устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, вытекающие из движения организации в целом. В этом качестве управление устанавливает общую связь и единство действий всех участников совместного процесса производства для достижения общих целей организации. Дать полное определение управлению трудно, так как это очень сложное, многогранное явление. Можно дать и такое определение: управление – это подготовка, принятие и реализация решений во всех областях деятельности организации, направленных на достижение запланированных целей. Управление как особая разновидность труда отличается от труда, создающего материальные блага и услуги. Оно не принимает непосредственного участия в создании благ, а находится как бы рядом с этим процессом, руководит им. Специфику управления составляют: 1) предмет труда, которым является труд других людей; 2) средства труда – организационная и вычислительная техника, информация, система ее сбора, обработки и передачи; 3) объект труда, в качестве которого выступает коллектив людей в рамках определенной кооперации; 4) продукт труда, которым является управленческое решение; 5) результаты труда, выражающиеся в конечных результатах деятельности коллектива.
2. Организация как объект управления: составные части, уровни, основные процессы Организация -это относительно автономная группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Она представляет собой планируемую систему совокупных (кооперативных) усилий, в которой каждый участник имеет свою, четко определенную роль, свои задачи или обязанности, которые необходимо выполнять. Организациями являются частные и государственные фирмы, государственные учреждения, общественные объединения, учреждения культуры, образования и т. п. Любая организация состоит из трех основных элементов. Это люди, входящие в данную организацию, цели и задачи, для решения которых она создается, и управление, которое формирует и мобилизует потенциал организации для решения стоящих задач. Любая организация представляет собой открытую систему, встроенную во внешнюю среду, с которой организация находится в состоянии постоянного обмена. На входе она получает ресурсы из внешней среды, на выходе она отдает во внешнюю среду созданный продукт. Поэтому жизнедеятельность организации состоит из трех основных процессов: 1) получение ресурсов из внешней среды; 2) преобразование ресурсов в готовый продукт; 3) передача произведенного продукта во внешнюю среду. При этом ключевую роль выполняет процесс управления, который поддерживает соответствие между этими процессами, а также мобилизует ресурсы организации на осуществление этих процессов. В современной организации основными являются процессы, осуществляемые на входах и выходах, которые обеспечивают соответствие между организацией и ее средой. Осуществление внутренних процессов, производственной функции подчинено обеспечению долгосрочной готовности организации адаптироваться к изменениям внешнего окружения.
|