Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Многообразие стратегий
Существует два основных подхода к формулированию корпоративной стратегии – формулирование главной (основополагающей) стратегии и анализ бизнес-портфеля. Существуют три основные главные стратегии: рост, стабилизация, сокращение. Рост осуществляется как путем слияния, поглощения новых структур, так и путем расширения изнутри. К третьей группе стратегий роста относятся: 1) стратегия концентрической диверсификации; 2) стратегия горизонтальной диверсификации; 3) стратегия конгломеративной диверсификации. Стратегиями сокращения являются: 1) стратегия ликвидации; 2) стратегия «сбора урожая»; 3) стратегия отсечения лишнего; 4) стратегия сокращения расходов. Бизнес-стратегия формулируется для каждой бизнес-единицы. Она направлена на поиск наилучших методов конкурентной борьбы на своем рынке. Структура конкуренции в отрасли, по мнению М. Портера, формируется под воздействием пяти сил конкуренции. Это: 1) проникновение новых конкурентов; 2) угроза появления на рынке товаров-субститутов; 3) возможности покупателей отстаивать свои интересы; 4) возможности поставщиков диктовать свои условия; 5) конкуренция между компаниями, уже укрепившимися на рынке. М. Портер представляет три общие конкурентные стратегии, которые могут быть использованы организациями для создания конкурентных преимуществ и повышения конкурентоспособности. Это: 1) лидерство в снижении издержек; 2) дифференциация; 3) фокусирование. На этапе зрелости замедляется темп роста сбыта. Компания пытается сохранить отличительные преимущества как можно дольше. Конкуренция на этом этапе достигает максимума, в результате сокращаются прибыли в целом по отрасли на единицу продукции, так как распространяется система скидок. Часть конкурентов начинает покидать отрасль. Здесь полезны стратегии модификации рынка, модификации товара и комплекса маркетинга. Последний этап ЖЦП – спад, сокращается объем продаж. Причин для этого много: изменение вкусов, появление новых товаров, обострение конкуренции. Фирма должна либо продолжать производство товара, либо снимать его с производства, либо применить стратегию «снятия урожая» за счет сокращения всех возможных издержек (на НИОКР, рекламу, штат продавцов и т. д.). Функциональные стратегии фокусируют внимание на планировании функциональной деятельности организации, СБЕ. Многие организации разрабатывают маркетинговую, финансовую, производственную стратегии, а также стратегии в области человеческих ресурсов и научных исследований и разработок.
25. Департаментализация. Функциональная, дивизиональная и матричная структуры. Структура «команда» и сетевая структура Типы организационных структур. Линейная структура. Понятие линейной структуры связано с делением организации по вертикали сверху вниз и непосредственной подчиненностью низшего звена управления высшему. Преимущества линейного управления: 1) получение подчиненными непротиворечивых, увязанных между собой распоряжений, заданий; 2) полная ответственность каждого руководителя за результаты работы подчиненных ему подразделений; 3) обеспечение единства руководства сверху донизу. Но линейные структуры не обладают гибкостью, адаптивностью, что не позволяет им решать сложные задачи выживания в рыночной среде. Функциональная структура. При функциональном управлении подчинение осуществляется в пределах реализации определенной функции управления. Такая структура повышает эффективность управления за счет участия в работе квалифицированных специалистов по конкретным областям деятельности организации. Линейно-функциональная структура свободна от недостатков, присущих линейной и функциональной структурам. В такой структуре у линейного руководителя появляется штаб, состоящий из функциональных органов управления (отделов, бюро, групп, отдельных специалистов). В настоящее время появляются продуктовые и региональные структуры, структуры, ориентированные на потребителя. Такие новые элементы, как управление по продукту, потребителю, рынку, встроенные в линейно-функциональные структуры, позволяют группировать работы вокруг результата. Преимущества дивизиональных структур: 1) быстрая реакция организации на изменения внешней среды; 2) отделение текущих проблем управления производством какого-либо товара от стратегических проблем выживания организации в целом; 3) перенесение ответственности за прибыль на уровень дивизионов, что развивает широту мышления и предприимчивость их руководителей; 4) улучшение коммуникаций; 5) ориентация организации на конечный результат; 6) высокий уровень координации функциональных отделов каждого подразделения; 7) сокращение уровней управления, что делает процесс принятия решений более децентрализованным. Недостатки продуктовой дивизиональной структуры: 1) увеличение численности персонала, дублирование работ; 2) рост расходов на содержание дополнительных служб, что снижает общую эффективность; 3) затруднение осуществления контроля сверху донизу; 4) сохранение в рамках дивизионов линейно-функциональных структур и всех их недостатков. Матричная структура. Структура максимизирует преимущества и минимизирует слабые стороны функционального и продуктового подходов. В матричной структуре для работы над конкретным проектом сотрудников набирают из различных функциональных подразделений на временной основе. Члены группы подчиняются не только руководителю проекта, но и руководителям тех функциональных подразделений, в которых они постоянно работают.
|