Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. Методические указания по изучению программного материала по дисциплине «Региональная экономика» для студентов экономических специальностейСтр 1 из 17Следующая ⇒
Методические указания по изучению программного материала по дисциплине «Региональная экономика» для студентов экономических специальностей. / Составили: Карпов В.С. – Днепропетровск: ПГАСА, 2008 – 104 с.
Методические указания разработаны с целью повышения уровня знаний студентов при изучении курса «Региональная экономика». Методические рекомендации раскрывают теоретические и методические вопросы размещения производительных сил и региональной экономики, а также сущность современных теорий и концепций региональной экономики, принципов и факторов размещения производительных сил. Проанализировано современное состояние территориальной организации, отраслевой структуры и ресурсообеспечения каждого региона народнохозяйственного комплекса. Особое внимание уделено специфике каждого региона и экономике в целом. Рассмотрены традиционные и новые подходы региональной экономики по вопросам оптимального размещения производительных сил в условиях формирования рыночных отношений в Украине.
-Составили: В.С. Карпов, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и права;
Ответственный за выпуск: Н.И. Кобзарь, кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой экономической теории и права.
Рецензент: В.Н. Хоменко, ст. преподаватель кафедры экономической теории и права
Утверждено на заседании кафедры экономической теории и права. Протокол № 3 від 29.10.2008 р. Зав. кафедры ________ Кобзар Н.И.
Утверждено на заседании Методического Совета ПГАСА Протокол № 1 (54) від 30.10.2008 р.
Введение
Методические рекомендации подготовлены в соответствии с учебной программой дисциплины «Региональная экономика», которая является фундаментальной наукой для студентов экономического факультета. Кроме того, они разработаны с учетом обучения по кредитно-модульной системе. Вступление Украины в новое XXI столетие и реализация объективной необходимости интегрирования в мировое сообщество обусловили новые задачи и подходы в сфере размещения и развития производительных сил с позиций научного обоснования их принципов, теоретико-методологических условий, расчетом общественных мировых тенденций, глобализации и регионализации. В современных условиях создается радикальная структурная трансформация национальной и ее неотъемлемой составной части – региональной экономики во всех аспектах хозяйственной деятельности. Важнейшими направлениями региональной политики является изучение территориального разделения труда и специализации, а также создание отраслевых структур, которые должны отвечать природным условиям региона и критериям оценки современного комплексного развития, эффективности и качеству производства, инфраструктуре и региональному рынку. Эффективная организация размещения и развития производительных сил предусматривает осуществление региональной политики в направлении рационального использования местных природных и трудовых ресурсов, широкого использования достижений НТП, обеспечения открытости экономики и безопасности страны в целом. Стратегически важнейшим социальным ориентиром использования всех производительных сил страны и развития её регионов является повышение уровня жизни народа, удовлетворение постоянно растущих потребностей населения.
Рабочая программа по дисциплине: «Региональная экономика»
Краткое содержание дисциплины: «Региональная экономика» Тема 1: Предмет, методы и задачи дисциплины: «Региональная экономика». План 1. Предмет курса «Региональная экономика». 2. Методологические основы курса «Региональная экономика». 3. Задачи курса «Региональная экономика». 4. Структура курса «Региональная экономика».
Первый вопрос. Дисциплина «Региональная экономика» изучает основные закономерности и проблемы рационального (оптимального) размещения производительных сил и территориальной (пространственной) организации национальной и региональной экономики Украины. Объектами изучения этой науки являются: элементы пространственной (территориальной) организации производительных сил, как природно-ресурсный, людской и трудовой потенциалы, отраслевые и межотраслевые комплексы, социальная инфраструктура, экологическая среда, территориальные системы хозяйствования. Цель науки – всеобщее демографическое, экологическое, экономическое обоснование перспективного размещения производительных сил, повышения социально-экономической эффективности экономики регионов. Во втором вопросе рассматриваются методологические основы курса«Региональная экономика». Следует отметить, что основоположниками рыночной теории размещения производства являются: И.Тюнен, А.Вебер, А.Гетнер, А.Льош, В.Кристаллер и др. Становление и развитие науки о размещении и развитии производительных сил и региональной экономики в Украине осуществлялось под руководством академика В.И.Вернадского. Весомый вклад в теорию размещения производительных сил и региональной экономики внесли ученые: А.М. Алымов, П.Т. Ващенко, К.Г. Воблий, А.Т. Диброва, Ф.Д. Заставной, М.М. Паламарчук, В.В. Ковалевский, Е.П. Качан, А.П. Голиков и многие другие. Методологической основой курса выступает материалистическая диалектика, следовательно, экономические категории и законы. Законы диалектики (переход количественных изменений в качественные, отрицания, единства и борьбы противоположностей) дают возможность раскрыть глубину сущности процессов и явлений, которые происходят в процессе размещения производительных сил и территориальной организации национальной экономики, т.е. все явления и процессы, происходящие в размещении производительных сил, следует рассматривать исторически и в динамике, во взаимосвязи и взаимозависимости, в единстве общего, особенного и единичного. В размещении производительных сил и региональной экономике используются четыре уровня научных методов исследования: общенаучный; междисциплинарный (общий для нескольких отраслей знаний); конкретно-научный или специальный; методо-технический. Так, например, среди специальных методов используются такие как: учет своеобразия отдельных отраслей с народнохозяйственной оценкой экономической эффективности отдельного предприятия; анализ и синтез; сопоставление различных вариантов размещения производства; экономико-математическое моделирование и прогнозирование; картографический и статистический. При методико-техническом уровне используются технико-экономические расчеты разной сложности и показатели. В современных условиях наибольшее значение в исследованиях занимают проблемы размещения и развития производительных сил через призму социальных потребностей населения и социальных приоритетов и в основе современной теории развития региональной экономики является ее стабильность, а именно: сбалансированность экономических, социальных и экологических условий. В Украине для решения задач стабильного развития экономики необходимо преодолеть последствия социально-экономического кризиса и постепенного адаптирования народнохозяйственного комплекса к рыночным условиям и ускорение темпов интеграции в мировое хозяйство. В третьем вопросе определяются основные задачи курса «Региональная экономика». Региональная экономика принадлежит к тем дисциплинам, которые обеспечивают фундаментальную подготовку специалиста экономического направления, а именно, формируют у них научное видение общественных тенденций и перспектив развития национальной экономической системы, прививают определенные навыки анализа и научного обоснования отраслевого и территориального размещения производительных сил, организации производства в зависимости от наличия в стране природного и ресурсного потенциала. В связи с этим перед студентами первоначальными задачами являются: - овладение способами эффективного реформирования национальной экономики, ибо структурная трансформация экономики – приоритетное направление реформирования. При этом в самой ближайшей перспективе в Украине придется изменить соотношение между секторами и отраслями экономики в пользу потребительского сектора и социальной инфраструктуры; - формирование у молодых людей разумной и сложной системы взаимосвязей между особенностями развития и размещения производительных сил и уровнем социально-экономического развития регионов с одной стороны, и национальной экономической безопасностью – с другой; - ознакомление студентов с новейшими знаниями мировых тенденций регионального развития и достижениями государственной региональной экономической политики стран мира с оценкой возможности их использования в отечественной практике хозяйствования, а именно в плане определения статуса регионов, механизмов регионального управления, участие Украины в интеграционных процессах; - понимание того, что участие Украины в мировых интеграционных процессах обуславливает не только оценки особенности формирования экспортно-импортного потенциала страны и ее регионов, а главное – обеспечение достижений в производстве конкурентоспособной продукции отечественных товаропроизводителей на внешнем и внутреннем рынках и изменение в структуре экспорта, с точки зрения уменьшения зависимости страны от импорта отдельных групп товаров потребительского и производственного назначения от других стран. В четвертом вопросе дается структура курса «Региональная экономика», которая состоит из следующих разделов: · Теоретические основы размещения производительных сил и региональной экономики. · Хозяйственный комплекс Украины и природно-трудоресурсный потенциал ее регионов. · Региональная экономическая политика и международные экономические связи Украины.
Тема 2: Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил и формирования экономики регионов. План 1. Закономерности размещения производительных сил и формирования экономических регионов. 2. Принципы размещения производительных сил и формирования экономических регионов. 3. Факторы размещения производительных сил и формирования экономических регионов.
В первом вопросе дается содержание основных понятий «закон», «закономерность», «принцип», «фактор» и подчеркивается их объективный характер. В экономической литературе в термин «закон» вкладывается следующее содержание. Экономический закон отражает наибольшие и стабильные взаимосвязи явлений и процессов в сфере производственной деятельности. Это необходимые и устойчивые зависимости между экономическими явлениями в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. Экономические законы носят объективный характер, они независимы от воли и сознания людей, они переходят из поколения в поколение. Законы природы и законы развития общества – это законы диалектики. Экономические законы делятся на общие законы, которые действуют на протяжении существования мировой цивилизации (закон соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил, закон воспроизводства, закон экономии времени и т.д.), и специфические законы, что определяют экономическое развитие общества в границах определенных конкретно-исторических эпох, формации или стадии (закон стоимости, закон спроса и предложения, закон денежного обращения, закон накопления и т.д.). В конкретных экономических условиях общие и специфические законы выступают как закономерности. Таким образом, закономерность – это проявление (процесс) одного или определенной совокупности экономических законов. Знание законов и закономерностей и практическое использование их в хозяйственной деятельности позволяет рационально (эффективно) использовать природно-ресурсный и трудовой потенциал страны, регионов, оптимизировать экономическую деятельность на национальном и региональном уровнях. Реализация законов и закономерностей требует разработки определенных правил их использования в различных сферах экономической деятельности. Однако в хозяйственной деятельности субъекты должны на основе познания законов и закономерностей руководствоваться определенными принципами, которые научно обоснованы и нарушение которых может привести к нежелательным отрицательным последствиям в экономической, социальной и экологической сферах. Принципы – это деятельность, направленная на наиболее полное проявление объективных закономерностей размещения производительных сил с учетом факторов. На региональную экономику, размещение производительных сил оказывают большое влияние факторы. Факторы – это совокупность аргументов (причин), которые обуславливают особенности развития определенных экономических процессов в конкретном регионе. Факторы могут повлиять на объемы производства, определение социальных приоритетов, на окружающую среду обитания человека. Факторы – это инструмент выполнения тех или иных экономических задач. В каждом экономическом регионе факторы определяют специфику функционирования его экономической системы. Рассмотрим основные закономерности размещения производительных сил и региональной экономики. · Социально-экономическая направленность при развитии региональной экономики. Эта закономерность закреплена в Конституции Украины, принятой на пятой сессии Верховного Совета 28 июня 1996г., где Украина (стр. 1) провозглашена социальным государством, и задекларировано (стр. 3), что человек признается наивысшей социальной ценностью общества. Социальная направленность экономики обуславливает интенсивное развитие социальной инфраструктуры, особенно в сельской местности, создание благоприятных условий труда, среды обитания человека, снижение техногенной нагрузки на территории, рациональное расселение населения, рост местных региональных рынков труда, товаров и капитала. · Стабильное развитие производства. Такая закономерность предполагает разработку и принятие национальной концепции стабильного развития. Такая концепция разработана в Украине, однако экономический и политический кризисы не позволяют эффективно ее реализовать. · Планомерность и руководство при размещении и развитии производительных сил и региональной экономикой. Руководство этими процессами по стране и в регионах должно осуществляться со стороны государства путем проведения промышленной, аграрной, структурной, инвестиционной, финансово-кредитной и социальной политики. · Обеспечение достаточной национальной безопасности страны. Национальная безопасность страны зависит от: уровня обеспеченности собственных потребностей: энергетических и минерально-сырьевых ресурсов; отраслевой и производственной структуры хозяйственных комплексов и завершённости технологических циклов в производстве: уровня конкуренции производительных систем, особенно ВПК; интегрированности в мировое экономическое пространство; развитости транспортных и коммуникационных систем и, конечно же, от экономической и политической стабильности. · Ориентация общественного производства на выпуск конкурентоспособной продукции и услуг. · Экономическая эффективность размещения производительных сил и региональной экономики. · Комплексность развития и размещения производительных сил и региональной политики. Основными путями комплексного развития экономических регионов являются: - наиболее полное экологическое и экономическое использование ресурсов региона; - рациональная отраслевая и территориальная структура хозяйства, которая отвечает социальным и экономическим условиям региона; - тесная взаимосвязь и сбалансированность всех звеньев хозяйства региона; - территориальная концентрация производства. •Глобализация и регионализация размещения и развития производительных сил и региональной экономики. Это закономерность проявляется в следующем: - участие в мировом сотрудничестве; - децентрализация хозяйствования, что обеспечивает развитие самоуправления в регионе. Во втором вопросе рассматриваются основополагающие принципы размещения производительных сил и формирования экономики регионов: - принцип рационального размещения производства, на основе научно-обоснованного его размещения; - принцип комплексного размещения производства; - принцип сбалансированности и пропорциональности размещения производства; - принцип единства внутригосударственного и международного разделения труда; - принцип ограниченности централизма; - принцип выравнивания социально-экономического развития регионов; - принцип обеспечения экологического равновесия; - принцип обеспечение экономической безопасности страны. В третьем вопросе дается анализ факторов размещения производительных сил и региональной экономики. Факторы играют важную роль при размещении производства, особенно при выборе места создания промышленных предприятий, формирования территориально-промышленных комплексов (ТПК). Среди основных факторов размещения и развития экономики регионов следует назвать: - природно-географические; - демографические факторы; - технико-экономические (НТП, транспортные, форма общественной организации производства); - социально-экономические (соотношение между уровнем развития города и села, между промышленностью и сельским хозяйством, уровнем жизни, средой услуг, охраной окружающей среды, развитие и здравоохранения, образования, занятости населения, жилищно-коммунального хозяйства, уровня оказания потребительских услуг); - факторы рыночной конъюнктуры; - экологические факторы; - политические факторы (роль Украины в формировании внешнеэкономических связей, учитывая очень удобное географическое положение страны). Научное обоснование важнейших экономических закономерностей, принципов и факторов является основой для перспективных направлений развития региональной экономики и страны в целом. Среди них требуется выделить: - структурную трансформацию народного хозяйства, в части роста отраслей потребительского сектора экономики; - интенсивное развитие социальной инфраструктуры; - снижение водо-, -энерго -и материалоемкости производства; - развитие экологобезопасности производства; - углубление экономической интеграции Украины в мировое сообщество.
Тема 3: Экономическое районирование и территориальная организация хозяйства. План 1. Сущность экономического районирования и объективный характер его формирования. 2. Основные факторы, принципы и критерии создания больших экономических районов. 3. Иерархия экономических районов, их основные типы. 4. Границы экономических районов Украины и их практическое значение. 5. Система показателей для определения уровня развития региона.
В первом вопросе раскрывается понятие экономического района и его объективный характер в процессе формирования. Большой вклад в развитие научных способов экономического районирования внесли такие экономисты как М.М.Баранский, М.М.Колосовский, П.М.Алампиев, Л.Г.Фейгин, Л.Я.Зиман и др. Так, по определению П.М.Алампиева, экономический район – это географическая целостная территория части народного хозяйства страны, которая имеет свою производственную специализацию, местные внутренние экономические связи и неразрывно связана с другими частями общественного разделения труда. Иными словами, общими для экономических районов являются следующие черты: территориальная целостность, тесные внутренние и межрайонные экономические связи, особенности экономико-географического положения. Таким образом, экономический район представляет собой тесно взаимосвязанные части единой экономики, которые возникают и развиваются на основе общественного разделения труда в силу географического расположения, наличия природно-трудоресурсного потенциала, национальных и исторических особенностей. Процесс возникновения и развития экономических районов вполне объективен, причем этот процесс непрерывен и находится в динамике. Потребность в создании экономических районов и их реформировании будет осуществляться всегда. В Украине уже в начале XX века складывалось несколько разных по специализации и структуре хозяйства экономических районов. На сегодня в результате глубоких научных разработок и дискуссий определились общепринятые способы экономического районирования. Во втором вопросе рассматриваются основные факторы, принципы и критерии создания больших экономических районов. На формирование больших экономических районов оказывают влияние разные факторы: природные, экономические и исторические. Среди них определяющими являются экономические. В результате действия общего экономического закона общественного разделения труда в каждом экономическом районе осуществляется специализация производственной деятельности с учетом наличия природных и трудовых ресурсов. Специализация производства обеспечивает наиболее эффективное использование всех видов ресурсов. Другим важным экономическим фактором в создании района, который является следствием территориального разделения труда – это территориально-производительные комплексы (ТПК). ТПК – это взаимообусловленное сочетание предприятий в одной промышленной точке или районе, при котором достигается максимальный общественный экономический эффект за счет рационального подбора предприятий на основе природно-трудоресурсного потенциала и транспортно-географического расположения. Экономический район и ТПК не одно и тоже экономическое понятие, поскольку ТПК является материально-технической базой экономического района и в нем может быть один или несколько ТПК. По степени сложности ТПК могут быть разной значимости от простых (молокозавод с их сырьевыми зонами и связанный с животноводством) до сложных крупных комплексов. Различают: начальные, простые, начально-сложные, мезокомплексные, макрокомплексные. Кроме того, ТПК подразделяются на интегральные, территориальные, многоотраслевые территориальные. Об этом более подробно в третьем вопросе. На формирование экономического района оказывают влияние также такие факторы, как взаимосвязь и взаимозависимость регионального центра и периферии экономического района. В Украине такими центрами являются: Харьков, Донецк, Днепропетровск, Одесса, Львов. Самой большой зоной формирования экономического района является Киев. Важное значение при формировании экономического района занимают особенности экономико-географического положения территории района. Так, например, расположение Причерноморского экономического района возле берегов Черного и Азовского морей обусловил значительное развитие в хозяйственном комплексе морского транспорта, портово-промышленных центров, судостроения и судоремонта, курортно-туристического комплекса, рыболовства и рыбоперерабатывающей промышленности. Важную роль в формировании экономических районов играют такие факторы как: наличие и уровень разработки природных ресурсов, состояние транспортной системы и ее инфраструктура. Нельзя не учитывать при формировании и функционировании экономических районов национально-политический строй и административно-территориальное разделение страны. В научной литературе обоснованы и используются в практической деятельности, следующие основные принципы и критерии экономического районирования. К ним следует отнести: · общий (интегральный, межотраслевой), экономический район должен быть большой экономически целостной территорией, в которой имеются значительные природные ресурсы, необходимые для специализации производства и обеспечения перспективного развития; · размеры территории должны максимально сократить перевозки больших грузов в границах района, а величина экономического потенциала районов должна быть близкой между собой. Это определяется количеством населения, объемом ВВП, валовой продукцией промышленности и сельского хозяйства, стоимостью ОПФ, показателями на душу населения на 1000 чел и др.; · на территории интегрального экономического района должен быть сформирован достаточно сильный хозяйственный комплекс, с определенной отраслевой структурой; · при определении экономического района необходим расчет экономико-географического положения территории, его влияния на специализацию и особенности расширения производительных сил; · при определении больших экономических районов необходимо полностью включить территории административных областей, краев, автономных республик без нарушения их границ; · при образовании экономического района следует придерживаться принципа экономического соединения, т. е. необходимости включения в его границы основной территориальной части или всей зоны, формируется влияние его главного регионального центра. В третьем вопросе рассматривается иерархия экономических районов и их основные типы. В результате научного обоснования учеными-экономистами определена систематизация разных экономических районов. В Украине в настоящее время функционируют два типа экономических районов: отраслевые и общие (интегральные). Отраслевое (специальное) экономическое районирование необходимо для изучения особенностей размещения и проблем развития других отраслей производства. Такой тип экономического района возникает под влиянием закономерностей территориальной концентрации производств, кроме отраслей народного хозяйства и связанных с ними обслуживающих производств. Их территориальная локализация зависит в основном от наличия на данной территории необходимых природных условий (грунтово-климатических и сырьевых ресурсов), большого потребления продукции, благоприятных транспортных связей. Так, например, в сельском хозяйстве выделяют районы производства технических и зерновых культур, виноградоводства и садоводства, а в промышленности – района угольной, металлургической, химической, легкой и других отраслей индустрии. Отраслевой экономический район является составной частью общего экономического района. Общее (интегральное) экономическое районирование базируется на региональных хозяйственных комплексах, в основе которых ТПК разной степени формирования. Общий (интегральный) экономический район подразделяется на три подтипа: большие (макрорайоны), средние (мезорайоны) и малые (микрорайоны). Большие (интегральные) экономические районы – это деление территории страны на большие территориальные части, которые объединяют несколько административных областей, включая и автономную республику Крым. Главная цель создания таких районов – обеспечить эффективное использование ресурсного потенциала за счёт образования ТПК, СЭЗ. Такие районы создаются и для долгосрочного прогнозирования сил, формирования общегосударственных баз промышленного и сельскохозяйственного производства, которые не могут быть созданы в границах одной административной области. Такие экономические районы формируются на территории не менее 300 – 500км², на меньших территориях создаются мезо- и микрорайоны. Средние (интегральные) экономические районы являются, как правило, подрайонами больших экономических районов. Такие районы создаются для прогнозирования уровня развития в производственной и непроизводственной сферах для разработки государственных программ отраслевого развития и управления хозяйственной деятельностью. Малые районы (микрорайоны) – это самая низкая ступень интегральных экономических районов. Они органически связаны с низшим уровнем административно-хозяйственного районирования. Такие районы создаются в основном в зонах сельскохозяйственного производства, они используются для текущего планирования и оперативного управления производством. При дальнейшем развитии частного сектора экономики эта функция будет изменяться. В четвертом вопросе кратко дается научное обоснование границ экономических районов Украины и их практическое значение. Процесс формирования экономических районов прошел длительный период времени, начиная с 1921года, под руководством И.Г.Александрова, естественно, не всегда заканчивался успехом. Потом были попытки формирования экономических районов в 1952г под руководством К.Г.Воблого, который обосновал пять экономических районов, затем было сформировано семь районов в 1960году А.Т. Диброва в 1958 году определила границы шести основных экономических районов. В 1962 году Госплан Украины определил границы 7 экономических районов. Это: - Донецкий (Донецкая и Луганская области); -Приднепровский (Днепропетровская, Запорожская и Кировоградская области); - Харьковский (Харьковская, Полтавская, Сумская области); - Киевский (Киевская, Житомирская, Черниговская, Черкасская области); - Подольский (Винницкая, Хмельницкая, Тернопольская, Черновицкая области); - Львовский (Львовская, Волынская, Ровенская, Ивано-Франковская, Закарпатская области); - Черноморский (Одесская, Николаевская, Херсонская и Крымская области). Современные границы экономических районов Украины, сформированные КБМ Украины, следующие: - Донецкий (Донецкая и Луганская области); -Приднепровский (Днепропетровская, Запорожская и Кировоградская области); - Восточный (Харьковская, Полтавская, Сумская области); - Центральный (Киевская, Черкасская области, г. Киев); - Полесский (Волынская, Житомирская, Черниговская, Ровенская области); - Подольский (Винницкая, Тернопольская, Хмельницкая области); - Причерноморский (Одесская, Николаевская, Херсонская области и А.Р.Крым, г. Севастополь); - Карпатский (Закарпатская, Львовская, Ивано-Франковская, Черновицкая области). Таким образом, экономическое районирование – это научный метод территориальной организации народного хозяйства и в тоже время является одним из способов рационального размещения производства с целью социально-экономического развития. В пятом вопросе дается характеристика тех показателей, которые определяют уровень развития региона. Уровень развития региона оценивается многими видами показателей, которые условно можно поделить на экономические, социальные и политические. Среди экономических показателей основными являются: ВВП, ВНП, НД на душу населения, соотношение промышленности, сельского хозяйства, инфраструктуры, объем инвестиций на душу населения, темпы роста, соотношение экспорта и импорта, их структура, экспортная квота. Среди социальных показателей главным является – уровень жизни населения. Такой интеграционный показатель складывается из множества других: рост доходов на душу населения, прожиточный минимум, уровень бедности, безработицы, инфляции, охрана здоровья, уровень образования, обеспечение жильем, продолжительность жизни, естественный прирост, детская смертность, миграционный баланс, обеспеченность населения платными услугами, уровень торговли и т.д. Среди важнейших показателей развития районов является уровень экологической безопасности (уровень безопасности производства, уровень загрязнения окружающей среды и т. д.). Среди политических показателей следует назвать наличие политических и религиозных свобод в обществе (уровень экономической свободы, состояние демократии и демократичности власти, уровень коррумпированности, инвестиционного риска, реализация прав человека и т.д.). Для экономической оценки экономического района или региона используется ряд конкретных показателей и в их числе: - коэффициент межрайонной специализации С = Рв /Р; - коэффициент межрайонной товарности Кмт =Вр / Ввр; - коэффициент локализации отрасли Кл = Пур / Пус; - коэффициент производства продукции в районе на одного жителя Кл = Пор / Пнр; Эффективность комплексного развития региона: Ек = [(Е – i)/i ] * [ Пр / Пс ] Приведем все условные обозначения: С – коэффициент межрайонной специализации; РВ – часть СОП района, что выводится за пределы района в стоимостном выражении; Р – СОП, созданный в районе в стоимостном выражении; КМТ – коэффициент межрайонной товарности; ВР – стоимость продукции данной отрасли района, что вывозится; ВВР – общая стоимость продукции, что производится в районе; КЛ – коэффициент локализации отрасли; ПУР – удельный вес отрасли района в производстве продукции в промышленности или сельском хозяйстве; ПУС – удельный вес ведущей отрасли в стране; К – коэффициент производства продукции в районе на одного жителя; ПОР – удельный вес отрасли района в производстве продукции ведущей отрасли в масштабе всей страны; ПНР – население района; ЭК – эффективность регионального комплекса; Е – стоимость продукции, которая вывозится из района; i – стоимость продукции, которая ввозится в район; ПР – потребление продукции на душу населения в регионе; ПС – потребление продукции на душу населения в стране.
Тема 4: Сущность, цели и задачи региональной экономической политики. План 1. Сущность государственной региональной экономической политики. 2. Объекты и субъекты государственной региональной политики. 3. Цели и задачи государственной региональной экономической политики.
В первом вопросе дается анализ сущности государственной региональной экономической политики в условиях перехода к рыночной экономике. Региональная экономика является составной частью общегосударственной экономической политики. Региональная экономическая политика – это совокупность организационных, правовых и экономических способов, задействованных государством в сфере регионального развития соответствующих текущим и стратегическим целям. Региональная политика Украины формируется таким образом, чтобы обеспечить территориальную целостность государства, создать равно-выгодные условия функционирования региональных хозяйственных комплексов. Она базируется на следующих принципах: · конституционности и законности, на условиях четкого разграничения задач, технологий и ответственности между исполнительной властью и органами местного самоуправления; · обеспечения унитарности Украины и целостности ее территории, включая единство экономического пространства на всей территории страны (ее денежно-кредитной, налоговой, таможенной, бюджетной систем); · обеспечение приоритетов общегосударственного значения и органического единства развития производительных сил регионов и задач социально-экономического развития страны в целом; · обеспечение экологической безопасности производства во время реформирования структуры хозяйственных комплексов региона и размещения новых предприятий; · дифференциация государственной поддержки регионам в части создания критериев, сроков, определенных законодательством Украины; · разработка стратегии экономического социального развития страны и регионов. Во втором вопросе рассматриваются объекты и субъекты региональной экономической политики. Субъектами региональной политики являются центральные и местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, которые в границах своей компетенции решают вопросы социально-экономического развития регионов. Региональная экономика предусматривает соединение широких полномочий местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления с координирующей ролью государства для обеспечения сбалансированного развития хозяйства и стабилизации социально-экономической ситуации в каждом регионе. Основными объектами региональной политики выступают: общественные отношения, формы общественной жизни, интересы разных слоев населения и противоречия, которые возникают между ними. В широком смысле объектами государственной региональной экономики в рыночных условиях выступают сами регионы. В узком смысле – их административно-территориальные организации. Специальным объектом региональной политики могут быть депрессивные или монопрофильные территории, зоны стихийного бедствия, природных, антропо- и техногенных катастроф. С целью формирования и реализации эффективной региональной политики составляют технологию регионов, как объект такой политики. В основе технологии могут быть заложены разные черты: природно-географические, геополитические, демографические, социально-экономические. По уровню социально-экономического развития регионы подразделяются на: высоко, слаборазвитые регионы, а также и среднийуровень их развития. В зависимости от структуры экономики региона подразделяются на: индустриальные, индустриально-аграрные и аграрные территории. Типология регионов дает возможность четко определить применение методов и форм регулирования и дифференцирования их в зависимости от реальной социально-экономической ситуации. Исходя из этих условий возрастает роль государства в разработке стратегических направлений региональной политики, в определении ее приоритетов и ресурсов, необходимых для успешного выполнения. Следует отметить, что субъектно-объектные отношения носят динамический характер. В третьем вопросе рассматриваются цели и задачи государственной региональной экономической политики. Приоритетными целями государственной региональной экономической политики являются: · рост национального богатства страны на основе эффективного использования природно-ресурсного, трудового и НТП каждого региона в тесной взаимосвязи между ними; · последовательное выравнивание и сближение уровней социально-экономического развития регионов Украины; · поддержка внутрирегиональной сбалансированности экономического развития, экологического состояния, депрессивным и проблемным регионам; · создание единых минимальных стандартов и действенных механизмов социальной защиты населения независимо от экономических возможностей регионов; · структурная перестройка экономики регионов, создание высокоэффективных производственных возможностей; · достижение продуктивности занятых в производстве, стабилизации демографической ситуации, повышение уровня жизни населения и естественного прироста; · перераспределение полномочий между разными уровнями власти на основе децентрализации управления социально-экономическими процессами. Главными задачами региональной экономической политики в экономической сфере являются: · создание правовой базы для развития предпринимательства и функционирования рыночной инфраструктуры, проведения приватизации, реформа системы государственного налогообложения; · формирование и развитие специальных (свободных) экономических зон (СЭЗ); · достижение экономического и социально-необходимого уровня комплексности и рациональности структуры хозяйств регионов; · совершенствование экономического районирования Украины, узаконения на высшем уровне экономических районов страны. Задачи в социальной сфере: · гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией Украины; · повышение уровня потребления, обеспечение единых минимальных социальных стандартов и социальной защиты населения независимо от экономических возможностей регионов; · гарантированное обеспечение регионов продовольствием, создание высокопроизводительных отраслей в аграрном производстве, выход АПК на мировые рынки сбыта; · изменение в демографической ситуации населения в части естественного прироста и миграции населения; · широкое развитие приграничной торговли и мирового сотрудничества, в первую очередь с соседними странами и странами СНГ; · формирование рациональной системы расселения населения с учетом сбережения действующих и создания новых населенных пунктов. Задачами региональной политики в экологической сфере являются: · экологическое обоснование размещения производительных сил; · создание экономического механизма природопользования; · эффективное использование всех резервов, сбережение генетического фонда живой природы, уникальных территорий и природных объектов; · регулирование природо-хозяйственной сбалансированности регионов, ликвидация последствий загрязнения окружающей среды.
Тема 5: Механизм реализации региональной экономической политики. План 1. Сущность механизма реализации государственной региональной экономической политики. 2. Организационно-правовая база реализации региональной экономической политики. 3. Ключевые элементы механизма реализации региональной экономической политики.
В первом вопросе дается анализ сущности механизма реализации государственной экономической политики, а именно, - это система конкретных экономических инструментов и организационно-экономических способов, с помощью которых осуществляется государственное влияние на пространственную организацию производительных сил, обеспечивается социально-экономическое развитие регионов, совершенствуется структура их хозяйственного комплекса. Государство определяет, в зависимости от экономической ситуации региона, выбор системы финансово-экономических, социальных, организационных инструментов, которая должна учитывать специфику каждого региона, а главное, обеспечить социально-экономическую эффективность региона. Основными составными частями механизма государственной региональной политики Украины, определенные соответствующими нормативными документами, выступают: соответствующая законодательно-нормативная база, бюджетно-финансовое регулирование регионального развития, прогнозирование и программирование, развитие различных форм территориальной организации производительных сил таких как: СЭЗ; межрегиональное, приграничное сотрудничество и ТПК и т. д. Механизм государственной региональной политики включает в себя методы прямого и опосредованного влияния на социально-экономическое развитие. Методы могут быть активные и пассивные. Их комплексное соединение дает возможность обеспечить высокую результативность государственного влияния на социально-экономические процессы, особенно на региональном уровне. К числу прямого экономического регулирования относится: целевое финансирование, прямая финансовая помощь, субсидии и субвенции. К опосредованному экономическому регулированию относится: налоговая, кредитно-денежная, амортизационная и внешнеэкономическая политики. Государственные органы управления могут влиять на региональное развитие через способы протекционализма (предоставления налоговых льгот для развития наукоемких производств, создание акционерных обществ для завершения начатых производств, выдачу регионам инвестиционных премий за сооружение объектов, которые улучшают структуру экономики региона, улучшение экологической среды, создание новых рабочих мест и т. п.). При этом, по данным специалистов, протекционализм как метод регулирования региональной политики может составлять до 40% хозяйственного оборота. Одним из важнейших элементов в региональной экономической политике является: разработка долгосрочных, среднесрочных прогнозов социально-экономического развития АР Крым, областей Украины, г. Киева и Севастополя и государственных региональных программ, чтобы обеспечить планомерность их развития и единство экономических интересов отраслей и регионов. В региональной политике особое место занимает экономическое стимулирование размещения новых производственных объектов, которые должны производить конкурентную продукцию, реагирующие на изменение рыночной конъюнктуры, а также развитие малого и среднего предпринимательства. Особое место в региональной политике занимает государственное влияние на развитие депрессивных регионов (регионов, которые перенесли техногенные катастрофы, стихийные бедствия, с высоким уровнем безработицы и деформированными структурами экономики). Во втором вопросе рассматривается организационно-правовая основа реализации региональной экономической политики. В условиях демократизации и развития рыночных отношений, роста самостоятельности регионов объективной необходимостью является формирование нормативно-правового поля, в границах которого реализуется региональная экономическая политика. Важнейшими документами, регламентирующими управление региональным развитием являются: Конституция Украины, законы Украины «Про местное самоуправление в Украине», «Про стимулирование развития регионов» №2850-IV и другие государственные законодательные и нормативные акты, среди которых следует выделить: Закон Украины «Про Кабинет Министров Украины», Закон Украины «Про бюджетную систему Украины». Перечисленные правовые акты предусматривают правовые, экономические и организационные способы реализации государственной региональной экономической политики, которые предусматривают стимулирование развития регионов, разграничение полномочий между центральными и местными органами власти, преодоление депрессивности территорий с целью эффективности производства и повышения жизненного уровня народа. Государство на основе принятых нормативно-законодательных актов должно осуществлять постоянный контроль за соблюдением национальных интересов, использованию национального богатства (природно-территориального потенциала), сохранением окружающей среды, социальной защитой населения. Особая роль государства проявляется в контроле за монопольными рынками, в разработке и применении стандартов, ГОСТов, СНИПов, в реализации социальных стандартов качества жизни. Следует отметить, как доказывает мировой опыт, что единой модели создания универсальной организационно-правовой основы региональной экономической политики не существует. Лучшей есть та модель, которая создает правовые основы для эффективного использования внутреннего потенциала территории страны. В третьем вопросе анализируются ключевые элементы механизма реализации государственной региональной экономической политики. Важным элементом механизма реализации государственной региональной экономической политики являются бюджетно-финансовые инструменты. В Украине межбюджетные отношения регулируются Законом Украины «О бюджетной системе Украины» и Конституция Украины, особенно статья 140. Среди важнейших инструментов в бюджетно-финансовой системе, которые регулируют отношения между центром и регионами являются: виды и ставки налогов, объекты налогообложения, льготы; норма обязательных резервов; ставка межбанковского кредита; операции национального банка с государственными облигациями на рынке ценных бумаг; норма амортизационных отчислений; ускоренная амортизация; квоты и лицензии; внешнеэкономические регуляторы; таможенные пошлины; дотации и субсидии; стимулирование поставок продукции и предоставление услуг для государственных потребностей и т. д. Результативность государственного регулирования разных направлений регионального развития зависит от эффективности системы управления. Особое внимание необходимо уделить четкому разделению полномочий и ответственности между различными уровнями власти, территориальными и отраслевыми органами управления. Важным составным элементом в механизме реализации государственной региональной экономической политики является прогнозирование и программирование. Прогноз – это научно обоснованное видение перспектив социально-экономического развития регионов и страны в целом, а также возможных путей и способов достижения поставленных целей. При этом региональное прогнозирование базируется на определенных принципах и осуществляется в несколько этапов. Принципы: системность; многовариантность; единство количественных и качественных характеристик; оптимальность; программность; последовательность. Этапы. На первом этапе – осуществляется комплексный анализ и систематизация региональных и межрегиональных проблем развития. На втором этапе – определяются цели развития. На третьем этапе – формируются возможности, критерии и способы достижения целей. На четвертом этапе – вырабатываются возможные сценарии развития в деятельности региона в перспективе, т. е. разрабатывается модель развития. При этом модели могут быть: экономико-математические; статистические. Особое место в механизме реализации государственной региональной политики отводится разработке региональных программ. Они представляют собой комплекс способов, с учетом ресурсов, исполнителей, сроков действия, которые обеспечивают исполнение задач регионального развития в экономической, экологической, социальной и научно-технической сферах. Региональные программы подразделяются на: общегосударственного, регионального и местного значения; а по срокам: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные; по месту реализации проблем: комплексные и функциональные; по характеру программных способов: освоение новых территорий, дальнейшее развитие или реконструкция. Одним из важных элементов механизма реализации государственной региональной политики является создание специальных (свободных) экономических зон (СЭЗ) на территории приоритетного развития (ТПР). СЭЗ – часть территории страны, где созданы благоприятные условия для движения товаров и капитала, развития предпринимательства. Для этой зоны создаются благоприятные кредитные, таможенные и налоговые режимы. Виды СЭЗ: · функциональные; · комплексные; · внешнеторговые. По каждой СЭЗ Верховный Совет принимает Закон Украины, где обозначены все условия. Цель создания СЭЗ – повышение эффективности использования всех видов ресурсов на основе интенсификации и интеграции экономических процессов.
Тема 6: Природно-трудоресурсный потенциал Украины. План 1. Природно-ресурсный потенциал и его экономическая оценка. 2. Трудовые ресурсы, их структура. Проблемы эффективного использования трудовых ресурсов. 3. Научно-технический потенциал Украины и экономическая оценка его состояния.
В первом вопросе дается характеристика природно-ресурсного потенциала и его экономической оценки. Структура природно-ресурсного потенциала страны характеризуется следующими составными частями. Таблица №1 Структура природно-ресурсного потенциала Украины
Как видно из таблицы соотношение потенциала ресурсов показывает, что Украина располагает большими запасами минеральных ресурсов, а также земельными, при этом 40% мировых черноземных ресурсов расположены в Украине. Из всех земель на территории страны – 60% черноземные с содержанием гумуса 4 – 9% и глубиной залегания 1 – 1, 5 метра. Украина занимает восьмое место в мире по добыче полезных ископаемых, разведанные запасы минеральных ресурсов оцениваются в 7, 3 триллиона долларов США, ежегодно добывается полезных ископаемых на сумму более 20 млрд. долларов. Фундаментом по добыче основных полезных ископаемых является украинский кристаллический щит, длина которого 100 км и ширина от 100 до 250 км, площадь – 180 тыс. км2. Экономическая оценка минерально-ресурсного потенциала представлена в таблице №2. Таблица №2 Минерально-ресурсный потенциал Украины и ее регионов в 2001г., млн.т.[1])
|