Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экономика Полесского экономического района: особенности развития и размещения производительных сил.
В этот экономический район входят: Волынская, Ровенская, Житомирская и Черниговская области с территорией 102, 1 тыс.км2. Расположение района географически выгодное: граничит с Белоруссией, Польшей, Россией и др. Численность населения – 10% от уровня Украины, трудовые ресурсы – 9, 5%, основные производственные фонды – 7, 7%, инвестиции в основной капитал – 5, 6%, продукция промышленности – 4, 7%, с/х – 14, 3%. Приведенные показатели этого района характеризуют его как аграрно-индустриальный комплекс. На экспорт поставляется товаров – 3, 4%, импорт – 5, 1%. Плотность населения низкая в пределах от 41 чел./км2 до 59 чел./км2 в Ровенской области. Природно-климатические и социально-экономические условия определили специализацию Полесского района и аграрно-промышленную ориентацию. Это прежде всего пищевая, лёгкая промышленность, приборостроение, автомобилестроение, выпуск пожарного оборудования, с/х машин, химия и нефтехимия, минеральных удобрений, электроэнергетика, лесодеревообработка, добыча угля, торфа, нефти и газа, добыча титановой руды. Если проанализировать потенциал ресурсов по структуре, то следует отметить, что минеральных ресурсов в районе явно недостаточно, так, например, в Волынской области 1%, Ровенской – 5%, Житомирской – 5, 5%, Черниговской – 10, 8%. Этот экономический район богат земельными ресурсами: в Волынской области – 55, 2%, Ровенской – 55%, Житомирской – 59, 8%, Черниговской – 59, 1%. Достаточно высокий уровень лесных ресурсов, особенно, в Волынской области – 16, 2%, Ровенской – 16, 1%, Житомирской – 12, 6%, Черниговской – 6, 7%. Характеризуя трудовые ресурсы региона, а это по отношению к Украине – 9, 8%, следует отметить, что большое количество населения работает за рубежом вследствие экономического кризиса, техногенной катастрофы на Чернобыльской атомной станции и последующих меры по её закрытию. В целом численность занятых в Житомирской, Волынской и Ровенской областях резко сокращается. Если рассматривать территориальную структуру Полесского экономического района, то энергетика составляет – 7%, промышленность – 4, 7%, топливная – 7, 2%, химическая и нефтехимическая – 7, 8% (в основном за счёт Черниговской области), машиностроение – 5, 3%, деревообработка и целлюлозно-бумажная промышленность – 22%, пищевая – 14, 9%. Если рассматривать отраслевую структуру промышленности в этом регионе, то следует отметить энергетику – 18, 1%, топливную – 15, 3%, машиностроение и металлообработка – 14, 7%, пищевую промышленность – 55, 1%, остальные виды от 1% до 6%. В Полесском экономическом районе видную роль в экономике играет сельское хозяйство и с ним связанные отрасли – пищевая, лёгкая и отрасли обслуживающие АПК. В структуре посевных площадей доминирующее положение занимают зерновые культуры - 45, 3%, производство сахарной свеклы – 12, 5%, картофель – 23, 2%, овощи – 3, 1%, мясо – 13, 9%, молоко – 17%, а 10, 4% - от всей Украины. Характеризуя транспортный комплекс, следует отметить, что через этот регион проходят важнейшие железнодорожные и автомобильные дороги, в том числе и международные транспортные коридоры: Россия – Украина – Польша, Украина – Беларусь, Киев – Нежин – Конотоп и др. Во внешнеэкономической деятельности район выглядит слабо. Сальдо экспортно-импортных операций отрицательное(-219 млн.дол.США на 2000 год). В экспортных операциях больше всех участвует Черниговская, Житомирская области. В социальной сфере регион выглядит следующим образом: уровень торговли – 8, 5%, платные услуги – 6, 9%, бытовые услуги – 10, 3%, образование: по количеству учебных заведений и количеству студентов в пределах 10%, за исключением высших учебных заведений III-IV аккредитации - 0, 3%, а студентов – 0, 1%. По доходам – 6, 6%, а по затратам– 6, 7%. Проблемы и перспективы развития и размещения производительных сил района. - главная проблема для этого района – это ликвидация Чернобыльской катастрофы; - обеспечение социально-экономического выравнивания как внутри района, так и в стране; - переход от экстенсивного типа расширенного воспроизводства к интенсивному; - обеспечение реструктуризации экономики, создание новых рабочих мест, осуществление конверсии; - развитие транспортной системы, особенно международных транспортных коридоров; - создание свободных экономических зон (СЭЗ) по примеру “Интерпорт-Ковель”; - ускорение темпов развития социальной сферы и её инфраструктуры.
|