![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сравнительная характеристика дислалий и дизартрии
Как уже было указано выше, описанные две группы речевых нарушений по внешнему виду сходны между собой, так как и в том и другом случае речь у детей непонятная, с неправильным произношением отдельных звуков или группы звуков. Однако имеются и существенные различия, которые проявляются не только со стороны неврологического статуса, но и в психическом и речевом отношении. Этиология дислалий (в данном случае речь идет о функциональной форме) далеко не ясна, она не связана с грубыми утробными и природовыми травмами, мозговыми заболеваниями и т. п. Чаще наблюдаются ранние инфекции у детей, вызывающие общую задержку в развитии. В отдельных случаях дислалия возникает от неблагоприятного речевого окружения (диалекты, архаизмы). Причинами возникновения дизартрии являются тяжелые поражения нервной системы на различных этапах развития — природовые травмы, мозговые заболевания (энцефалиты, менингоэнцефалиты), интоксикации. Со стороны физического статуса дислалики значительно меньше отстают в физическом развитии, чем дизартрики. Что касается состояния внутренних органов, то при обеих формах грубых изменений не наблюдалось. В неврологическом статусе отмечается большая разница между этими речевыми нарушениями. Так, при дислалиях мы не наблюдали грубых поражений центральной нервной системы, а только в отдельных случаях определялась органическая микросимптоматика. Чаще имело место нарушение вегетативной нервной системы в виде симптома Хвостека, стойкого красного дермографизма и др. При дизартриях грубо выступала неврологическая симптоматика с наличием парезов, гиперкинезов, с вовлечением в процесс V, VII, IX, X и XII пар черенномозговых нервов. Поражение этих нервов обусловливало фонетические дефекты речи, неправильность дыхания, пульса, слюнотечения, жевания, а также голоса, выраженные в различной степени. При функциональных дислалиях преимущественно страдает только фонетическая сторона речи; дыхание, сердечная деятельность, моторика и голос, как правило, не нарушаются. Только в случаях ринолалий (механических дислалий), когда имеются анатомические дефекты нёба, речь бывает с носовым оттенком, нарушается голос и дыхание. Однако такие случаи легко отдифференцировать от дизартрии, так как здесь имеют место дефекты нёба или других органов артикуляции. В неврологическом статусе таких детей грубых поражений центральной нервной системы обычно не бывает. Со стороны психики у дислаликов в основном отклонений от возрастной нормы не отмечалось. Иногда имели место временные задержки психического развития. В отдельных случаях дислалий протекали на фоне олигофрении. При дизартриях чаще встречаются задержки психического развития по органическому типу, а иногда и олигофрении. Эмоционально-волевая сфера и характер } дислаликов страдают лишь в отдельных случаях, у дизартриков в большинстве случаев наблюдается трудное поведение с неустойчивым настроением, сопровождающимся плачем, часто бывают аффективные вспышки...
|