Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Журналы⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
Бытование журналов почти всегда связано только с интересами аудитории, ее увлечениями, запросами, ожиданиями. В принципе журнальных изданий может быть столько, сколько аудиторных групп удастся выделить в обществе, руководствуясь сложившимися социологическими критериями или сугубо личностными интересами. Журнал может обращаться к читателю и как к гражданину, и как к специалисту, и как к семьянину, и как к личности определенного возраста или пола, и как к любителю компьютерных игр, и как к владельцу автомобиля и т.д. То есть один человек может быть потенциальным читателем нескольких журналов или один журнал представлять интересы для нескольких аудиторных групп. Интересы аудитории можно условно расположить на вертикальной и горизонтальной осях. Вертикальную ось составляют уровни запросов аудитории, три из которых можно считать опорными, корневыми: профессиональный уровень, обусловливающий жизнь теоретико-научных и технико-производственных журналов; специализированный уровень, обеспечивающий специалистов-практиков и так называемых любителей информацией о проблемах и новинках в той или иной научно-производственной или культурной сфере; уровень массовой аудитории, нуждающейся в общих и занимательных сведениях (понятие «массовая аудитория» означает в равной мере и стереотипы массового сознания, и широту интересов множества людей, принадлежащих к разным социальным, профессиональным, возрастным и прочим группам, поэтому так обширны количество и тиражи журналов именно для этой аудитории). Горизонтальную ось составляет все многообразие сфер читательского интереса: политика, спорт, искусство и т.д. В тех точках, где пересекаются уровень и сфера, как раз и возникают журналы. Например, такие журналы, как историко-теоретический «Киноведческие записки», специализированный «Искусство кино», массовые «Экран», «Сеанс», «Видео-Ас», относятся к одной сфере, но представляют разный уровень. Это же можно сказать и о таких журналах, как «Патофизиология и экспериментальная терапия», «Врач», «Здоровье», «Здоровье женщины». Аудитория побуждает издателей учитывать два момента: направление информации, объективно необходимой той или иной группе населения, и особенности информационных интересов читателей, их сложившиеся ценностные ориентации. Наибольший эффект достигается при совпадении информационной необходимости (которая не всегда ясно осознается читателем, но должна учитываться редакцией) и информационных интересов (недостаточный учет которых редакцией грозит отторжением аудитории). Относительная насыщенность журнального рынка и конкурентная борьба за читательский спрос ввели в обиход не совсем научное, но вполне жизненное понятие «ниша», обозначающее незанятую или плохо осваиваемую ячейку информационного пространства, которая позволяет привлечь определенное количество заинтересованных читателей («Домашний адвокат», «Няня», «Горные лыжи»). Интересы аудитории можно схематично представить в виде двух кругов – внешнего и внутреннего. Внешний круг образуют интересы, связанные с жизнью человека в социуме, с его трудовой деятельностью, обусловливая наличие общественно-политических и научно-производственных журналов, а внутренний круг заполняют интересы, относящиеся к личностной сфере жизнедеятельности людей. Отвечая этим потребностям в 90-е гг. появились издания, названия которых прежде были просто непредставимыми: «Смак», «Каприз», «Гурман», «Птюч», «Супермен» и т.д. И хотя внешний и внутренний круги не разделены какой-либо жесткой границей, а во многих изданиях они взаимопереплетаются, нельзя не учитывать их специфику, тем более что именно она определяет характер, облик журналов, обусловливая их различие. Предмет издания. Первостепенное значение для определения целевого назначения журнала имеет его предмет, т.е. тема, соотнесенная с интересами аудитории. Например, в ряду общественно-политических изданий в 1996 г. появился журнал «Лица», предметом внимания которого стали жизнь, характеры, увлечения «звезд» –политиков, бизнесменов, актеров, что отвечало извечному стремлению людей знать (причем по самым разным побудительным причинам) как можно больше не только о профессиональной деятельности, но и о личной жизни знаменитостей. Открытость в освещении личной жизни «звезд» является завоеванием свободной печати и в ее борьбе за общественную нравственность, и в создании, как говорили прежде, образцов для подражания. Нормальный интерес к личной жизни ничего общего не имеет с приемами «желтой» прессы – все дело в правильно поставленной цели и в хорошем вкусе. Особенности аудитории определяют и разные средства овладения «своим» контингентом: информировать, просвещать, увлекать, развлекать. Эти задачи могут быть одинаковыми в разных тематических сферах, но различаться внутри одной сферы. Именно так возникают «гнезда», т.е. в сравнительно узкой тематической группе изданий каждый журнал обретает свою нишу, откликаясь на явные ожидания аудитории или же самостоятельно формируя пока еще неосознанные потребности читателей. Так, самый массовый и пришедший еще «из старых времен» журнал для автомобилистов «За рулем» оказался в одном «гнезде» с сопутствующими и удерживающими свою нишу журналами «Автопилот», «Автошоп», «Автозапчасти», «Автопанорама», «Автомотоспорт», «Автомагазин», «Автомобильные дороги», «Автомобильный транспорт», «Мотор», «Колесо», «Саг». В условиях такой насыщенности необходимо выделить предмет, о котором будет говорить со своими читателями издание. Это и определит нишу для конкретного издания в своем «гнезде». Для России самыми значимыми традиционно считаются политические интересы, позволяющие людям ориентироваться в обществе и мире, осознавать свою принадлежность к той или иной общественной группе и тем самым ощущать большую социальную устойчивость. События политической жизни находятся в центре внимания практически всей взрослой аудитории, поэтому редакциям приходится очень точно определяться в соответствии с установками той части аудитории, которую они избирают в качестве адресата. По сравнению с партийно-советской печатью общее число общественно-политических журналов увеличилось незначительно, поскольку ослабла напористая идеологизация, социализация граждан «сверху» и возрос интерес людей к «занимательной» политике (отсюда появление таких журналов, как «Лица», «Итоги») и к философской проблематике, в рамках которой возможно переосмысление прежних постулатов («Человек», «Логос»). К журналам, предметом внимания которых является общественно-политическая жизнь, относятся издания различных партий и общественных объединений, а также журналы, сосредоточенные на этнических, конфессиональных, региональных проблемах. В одних случаях они принимают на себя в некоторой степени роль газеты, в других, наоборот, отдав информационные функции газетам, бюллетеням, вестникам, обращаются в большей степени к фундаментальным проблемам и просветительским задачам. В России издается много журналов, предмет которых определяется профессиональными потребностями читателей: быть в курсе новостей, проблем, разработок в своей производственной отрасли или научной специальности. В нынешних условиях значительно увеличилось количество изданий, посвященных исследованию рыночных отношений (финансы, менеджмент, торговля, экономика), и появились новые технологические сферы (прежде всего компьютеризация и информатика). Каждая научная или производственная отрасль в большинстве случаев образует журнальные «гнезда» в соответствии с разнообразием конкретных интересов многослойной аудитории, что обеспечивает нормальное функционирование государственных и коммерческих структур. Всеаудиторным, всеохватным является удовлетворение культурных и эстетических интересов личности. В рамках этой цели выходят журналы разного уровня: литературоведческие и искусствоведческие, предметом которых служит научное осмысление явлений культуры; литературно-художественные, рассчитанные на широкий слой любителей словесности и искусства; красочно иллюстрированные, включающие материалы о жизни знаменитостей. «Легитимизация» прежде подавляемых интересов в сфере культуры решительно повлияла как на целевое назначение, так и на количество журналов по литературе и искусству. Причем основной прорыв совершился не в круге традиционных «толстых» литературно-художественных журналов (он-то как раз расширился незначительно), а в изданиях по искусству, особенно авангардному, и молодежной культуре. Появилось множество журналов, посвященных современной музыке, особенно той, которой увлекается молодежь: «Музыкальный Олимп», «Popcorn», «Стас», «Алла», «О». На своеобразной грани между наукой и культурой укоренились журналы, направление которых – популяризация науки; их нельзя относить к «научным» массовым журналам не только потому, что гуманитарные науки являются одновременно и частью культуры, но и потому, что по своей концепции они популяризируют науку как часть общекультурного развития личности и общечеловеческой культуры. Сюда же относятся краеведческие издания с широким предметным спектром – от историко-научных публикаций до представления современных художественных произведений и изделий местных авторов. Ощутимо расширился круг журналов, предметом которых служит проведение, заполнение досуга. Образовались крупные и мелкие «гнезда» – рукоделие и поделки, сад и огород, дизайн и ремонт квартиры, т.е. все, что отвечает девизу «Сделай сам». Среди подобных изданий – детский журнал «ПиР» («Прочти и раскрась»), подростковый – «Моделист-конструктор», журналы для взрослых «Я – мастер» и «Наталья». Сюда же входят разные досуговые издания – «Игры» и «Хобби», которые способствуют установлению неформальных связей между людьми сходных ориентации, представляя собой своеобразные клубы по интересам, только в масштабах государства. Руководствуясь возрастным признаком, можно выделить женские и детские журналы. Радикальный массированный прорыв на рынок периодики, который совершили журналы для женщин, произошел не столько за счет деловых изданий (не может быть научных и производственных журналов, выпускаемых специально для женщин), сколько благодаря журналам, акцентирующим внимание на женственности, заботе о красоте, изяществе, привлекательности, здоровье, материнстве. Появились журналы, обращенные к мужчинам, к поощрению их мужественности: «Медведь» — «настоящий мужской журнал», «Супермен» – «журнал для сильных личностей», «Playboy», «Kasanova» и другие издания эротического толка. Если цепочка изданий для взрослых выстроена по принципу все большего знания о предмете (от массовых и популярных – к специализированным и профессиональным), то в изданиях для детей она строится с учетом взросления ребенка, перехода его от детства к отрочеству и юности. А журналы для юношества уже носят переходный характер, поскольку та часть юношества, которую интересует какая-то узкая сфера искусства, науки, техники, приобщается к соответствующим журналам для взрослых. АО «Молодая гвардия» в дополнение к «Ровеснику» – международному молодежному иллюстрированному ежемесячнику выпускает еще три журнала: «Шестнадцать» (все, что вы хотите знать о сексе, но боитесь спросить); «Штучка» (журнал для девушек); «Все звезды» (собрание постеров и плакатов звезд мирового кино и эстрады). Резко усилилась ориентация журналов на семью (прежде «семейным журналом» считала себя лишь «Наука и жизнь»), но не как на «ячейку общества», а как на самодостаточную ячейку, скрепленную общими интересами и заботами. Так, сохранившаяся с прежних времен «Работница» уже именует себя «журналом для женщин и семьи». Такая маркировка изданий, как «журнал для всей семьи», «журнал для семейного чтения», «журнал для дома», весьма распространена и означает не только широту предполагаемой аудитории, но и внимание к роли женщины в жизни семьи. Среди журналов этой тематики – «Домашний очаг», «Добрые советы», «Берегиня». В 90-е гг. начал формироваться круг журналов, предметом которых стали элитарные запросы аудитории. Если раньше элитой общества считалась только небольшая, «звездная», часть творческой интеллигенции, то теперь к ней причисляются и богатые люди, ведущие светскую жизнь. В связи с этим сформировался достаточно пестрый круг изданий, которые именуются элитарными, престижными. Потребители таких журналов хотят, чтобы им рассказывали о стиле жизни, соответствующем их богатству и претензиям, и поставляли материал для так называемого светского общения: слухи, сплетни об отечественных и зарубежных знаменитостях, информацию о новых веяниях в моде, устройстве интерьера, драгоценностях и пр. Роскошная жизнь требует и роскошных журналов – среди других изданий они выделяются пышностью и изысканностью оформления. Ежеквартальный журнал «Новая Россия» является, наверное, единственным в этой группе изданий, кто претендует не на бытовую, а на интеллектуальную престижность. Сохраняя оформление, которое соответствует изданиям, предназначенным для богатых людей, он отказался от рекламы и публикует серьезные статьи о духовности, национальной ментальности, добротную прозу и поэзию. Именно в сфере элитарной прессы часто появляются «кальки» с зарубежных изданий, хорошо известных в мире журналистики. Такие издания либо просто переводятся на русский язык, либо имеют некоторое количество сменных полос с материалами на российские темы, либо представляют собой новое издание на русском языке, выходящее под иностранным названием. Такие варианты предлагают журналы «Harper's Bazaar», «Cosmopolitan», «Salon». К элитарным изданиям примыкают и рекламные журналы, предмет которых – представление рынка престижных товаров и услуг, рассчитанных не на массового потребителя, а на тех, кто заботится об имидже богатого человека. В некоторых случаях такие журналы, чтобы отделить себя от рекламных проспектов (типа каталога элитных товаров «Lux»), публикуют какое-нибудь занимательное чтиво. Характер текста. Тип издания определяется его содержанием. Однако немаловажное значение имеет и форма – жанр, стиль, характер иллюстрирования. Жанр – это конкретная форма бытования данного издания в журнальном мире. В формировании жанров взаимодействуют несколько составляющих: публицистика, информация, художественные произведения, изобразительный ряд. Различное их сочетание и рождает конкретные жанры, например научный и производственный. Обычно журналы такого типа представляют собой сборники статей и научных сообщений, снабженные графическими пояснениями, иногда такие издания правомерно относятся к «Бюллетеням», «Вестникам», «Вопросам» («Почвоведение», «Финансы», «Офтальмохирургия» и т.д.). Среди общественно-политических изданий можно выделить как минимум три жанра: теоретико-проблемный журнал («Свободная мысль»), «тонкий» общественно-политический и литературно-художественный журнал (иллюстрированное издание «Мир женщины» и преимущественно текстовое типа «Диалог»), общественно-политический еженедельник («Новое время», «Эхо планеты», «Итоги»). Большинство изданий этого направления, не претендуя на изобразительное насыщение и оформительскую броскость, в основном заполнены публицистическими материалами и документальными фотографиями. В традиционном для России жанре — «толстом» литературно-художественном журнале, кроме публикации литературных произведений, представлены общественная и научная публицистика, критика и библиография. В последние годы некоторые редакции изменили каноническое определение «литературно-художественный и общественно-политический журнал» на более свободные: «журнал литературы и общественной мысли» («Новый мир»), «журнал русской культуры» («Москва»), «литературный, публицистический и религиозный журнал» («Континент»). Но это скорее идеологические, а не жанровые новации. К популярным жанрам относятся журналы, не имеющие четкого определения приоритетного предмета – тут и жизнь звезд, и спорт, и книжные новинки, и занимательные истории, и гороскопы, и бытовые советы, и всякая увлекательная смесь. Показательна в этом отношении структура «Огонька», сменившего свой прежний жанр общественно-политического и литературно-художественного иллюстрированного еженедельника на жанр общенационального иллюстрированного журнала, в котором есть новости, российская политика, экономика, региональные программы, частная жизнь, расследования, культура, массовая культура, наука и техника, здоровье, досуг, масс-медиа, спецпроекты, спорт, фотоиллюстрации (полтора десятка отделов-направлений!). Достаточно гибким является жанр научно-популярного журнала («Химия и жизнь», «Здоровье», «Терра инкогнита», «Знание – сила»). Среди других жанров легко различимы семейные журналы, юмористические издания для детей младших возрастов. Среди доминирующих журнальных стилей отметим научный, деловой, публицистический, художественно-публицистический, научно-популярный, информационный, общедоступный (ибо существуют не только уровни сложности представляемого материала, но и уровни простоты, доступности его изложения). В последнее время появился постмодернистский стиль, который можно охарактеризовать как информационно-иронический, когда обо всем говорится с некоторой усмешкой, без пафоса и каких-либо определенных оценок. В его основе – мировоззренческая позиция: в жизни все относительно или необъяснимо, поэтому ничего не следует принимать всерьез. Ирония в данном случае и используется как средство защиты от сложности жизни. Этот стиль характерен для изданий элитарно-престижных и связанных с молодежной культурой. Постмодернистскому стилю соответствует и характер иллюстративного материала, призванного усилить, подчеркнуть не реальность, вещность, достоверность, а, наоборот, зыбкость, отстраненность, ироничность. Для жанра и стиля журнала важна публикация художественных произведений – прозы, поэзии, репродукций творений искусства, художественных фотографий и др. Речь в данном случае идет не о литературных и художественных журналах, а о принципе отбора этих произведений и их месте в других жанрах журнальной периодики. Кроме чисто эстетического воздействия, эти произведения играют несомненную смысловую и структурообразующую роль в реализации общего типа издания в каждом отдельном номере. Характер иллюстрирования. Существует особый жанр иллюстрированного журнала, представляющего произведения изобразительного искусства и художественной фотографии, где основной акцент приходится на сами работы, текст же выполняет лишь служебную информационно-комментирующую роль. Однако чаще мы имеем дело не с жанром, представленным в чистом виде, а с одним из жанрообразующих качеств («научно-популярный иллюстрированный», «общественно-политический иллюстрированный»). Вообще, понятие иллюстративности является многосторонним: есть иллюстративность документальная (репортажная и портретная фотосъемка), декоративно-графическая (оформительская игра шрифтами, пространством полосы, фигуративными подложками, рисованными миниатюрами), художественная (репродукции произведений искусства, художественная фотография), рекламная и т.д. Простейшие случаи иллюстрирования – цветные обложки у черно-белого издания или цветная вклейка в середине номера. Однако обширное иллюстрирование, относящее издание к разряду «иллюстрированных», в некоторых случаях является их необходимой рабочей частью («TV-парк», «Семь дней» – журналы для телезрителей, «Да!» – журнал для дизайнеров), а в других оно дополняет событийную информацию («Огонек», «Империал», краеведческие и «досуговые» журналы). Кроме того, иллюстрации в некоторых изданиях оказывают самостоятельное эстетическое воздействие («Новая Россия», «Матадор»). Значительную роль иллюстрирование играет в женских и элитарных журналах, предназначенных в основном для просматривания («Долорес» – журнал о прическах и декоративной косметике, «Cosmetic international» и др.). Как правило, в подобных изданиях художественная фотография почти аналогична красочной рекламе, широко использующей коллажи и иные средства буклетной оформительской техники. Еще дальше идут в этом отношении рекламно-информационные журналы, отличающиеся от обычных рекламных каталогов тем, что в них присутствует еще и разнообразная занимательная информация (еженедельник о телевидении «Семь дней»). Своеобразием отличается изобразительное решение в журналах для детей младшего возраста: в них почти нет фотографий, а пространство заполнено преимущественно рисунками-картинками. В типе издания диалектически взаимосвязаны стабильное и динамическое, консервативное и новаторское. В одних случаях журнал стремится сохранить в полном объеме сложившийся и полюбившийся читателям статус, в других — подходить новаторски к работе, испытывая воздействие перемен в общественном сознании и вкусах (например, «Наука и жизнь» и «Огонек»). Поэтому каждый журнал – внутренне противоречивый организм, развивающийся в тесной зависимости от противоборства этих двух позиций. На облик журнала также оказывают влияние периодичность выхода и тираж. Существует определенная сетка периодичности выхода журналов, обусловленная мировой практикой и отечественной традицией: ежемесячники всех типов, независимо от предмета издания и его жанра. В некоторых случаях особо респектабельные и научные журналы выходят один раз в два месяца, что не влечет за собой каких-либо кардинальных изменений в типе издания («Вопросы литературы», «Маркетинг», «Каприз»); еженедельники разных типов – событийно-политические новостные («Эхо планеты»), оперативные информационные финансово-экономические («Деньги», «Капитал»), «пестрые» («Огонек», «Лиза») и некоторые другие; журналы, выходящие с двухнедельной периодичностью, большей частью это общественно-политические издания («Диалог») и репертуарно-информационные; ежеквартальные издания – элитарные («Новая Россия») или научные («Дискретная математика»). Однако каких-либо обязательных условий, обосновывающих необходимость выпуска изданий с двухмесячной или же с ежеквартальной периодичностью, нет: все зависит в основном от финансовых возможностей. По сохранившейся традиции продолжает выходить 18 раз в году (не ежемесячник и не двухнедельник!) «Свободная мысль» (бывший главный теоретический журнал КПСС «Коммунист»). С периодичностью один раз в 10 дней когда-то выходил сатирический журнал «Крокодил».
Свои «подводные течения» имеют и тиражи журналов. Критерий массовости не может являться решающим при определении эффективности, успешности журнала, поскольку все зависит от установки на потенциальную аудиторию – массовую или узкопрофессиональную: не большие тиражи предполагают массовую аудиторию и популярность изложения, а установка на массовую аудиторию предполагает большие тиражи. И успех будет оцениваться по тому, как осуществится эта установка. Сейчас лидируют журналы, тираж которых насчитывает 150–220–360 тыс. экз. («Крестьянка», «Работница», «За рулем»), тогда как в былые годы многотиражными считались издания с тиражом, доходящим до 15–18 млн. экз., –так изменился критерий массовости. Когда-то бывший многомиллионным «Огонек» сегодня едва пересекает отметку в 50 тыс. экз. В основном же массовые журналы держатся в пределах нескольких десятков тысяч экземпляров, а профессиональные, научные и особо роскошные ограничиваются тиражами в несколько тысяч. Красочные издания совсем оттеснили прежде самый уважаемый жанр «толстых» литературно-публицистических журналов: бывшие властители дум теперь вынуждены держаться на уровне 20 (и менее) тыс. экз. Наблюдения за типами изданий, их тиражами и качеством оформления дают обильную пищу для познания общественных процессов, умонастроений граждан, направленности читательских интересов, их стабильности и изменчивости.
|