![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Финансовая основа осуществления местного самоуправления
Конституцией РФ предусмотрены следующие условия осуществления полномочий местными органами местного самоуправления: • четкое разграничение компетенции между уровнями публичной власти, наделение органов местного самоуправления правами в сфере местных финансов; • независимое формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, установление местных налогов и иных взносов; • завершение формирования финансово-экономической базы местного самоуправления в рамках системы налогообложения и бюджетных реформ; • улучшение системы бюджетного и налогового регулирования, прежде всего посредством: — перераспределения средств, выделенных из федерального бюджета для консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, обеспечения финансовой независимости муниципальных образований для решения проблем, относящихся к их компетенции; — выработки принципов взаимодействия между государственными органами власти и местными органами, включая взаимодействие при осуществлении определенных государственных полномочий, переданных местным органам; — установления минимальных государственных социальных стандартов как основы расчетов при осуществлении межбюджетных отношений; • активное формирование муниципальной собственности как важного компонента финансово-экономической базы местного самоуправления; • развитие рынка недвижимости; • проведение инвестиционной политики, обеспечивающей привлечение доходов населения и ориентированной на участие представителей малого и среднего бизнеса. Механизмом решения вышеперечисленных проблем должно быть установление такого бюджетного и налогового регулирования, которое обеспечивает формирование минимальных местных бюджетов и создает условия для оптимизации базы налогообложения муниципальных образований. При упоминании основных финансово-бюджетных проблем местного самоуправления, указанных в «Основных положениях государственной политики...» важно отметить, что подобные проблемы существуют на протяжении многих лет. Несмотря на некоторые изменения в практике принятия федеральных законов, бюджеты муниципальных образований все еще несбалансированны и бедны. Между тем во всех странах, имеющих местное самоуправление, местные органы самоуправления играют решающую роль в достижении социального консенсуса, экономического благосостояния и стабильного развития не только в пределах подотчетной им территории, но и в стране в целом. Для этой цели местные органы должны обладать необходимыми финансовыми ресурсами. Все страны — члены Совета Европы сталкиваются в настоящее время с проблемой выбора соответствующего баланса контроля и сокращения государственных расходов, с одной стороны, и предоставления большей финансовой самодостаточности местным органам — с другой. Таким образом, они изыскивают возможности справедливого распределения средств на всех уровнях государственного управления. Не существует универсальной модели в области местных финансов и местного бюджета, применимой для всех европейских стран. Каждая модель характерна своими нуждами и решениями. Тем не менее ст. 9 Европейского закона о местном самоуправлении (принятого и действующего в России с 1 сентября 1998 г.) предусматривает некоторые общие принципы, касающиеся финансовых ресурсов, выделенных местным органам. Она гласит, что в рамках государственной экономической политики в соответствующей стране местные органы имеют право обладать достаточными собственными финансовыми ресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться в пределах своих полномочий. Такие финансовые ресурсы должны отвечать объему полномочий, возложенных на местные органы, в соответствии с конституцией и действующим законодательством. Федеральное законодательство, регулирующее общие организационные принципы и финансовую базу местного самоуправления в Российской Федерации, провозгласило принципы оказания финансовой поддержки в исполнении обязательств, возложенных на местные органы; но как региональные, так и федеральные органы власти ими пренебрегают. Контрольные вопросы 1. Что лежит в основе финансово-экономической деятельности местного самоуправления? 2. Как формируется финансовая база органов местного самоуправления? 3. Какие принципы обеспечивают эффективную систему денежных поступлений? ЛИТЕРАТУРА 1. Алексеев Ю.П. Основы местного самоуправления. — М., 1996. 2. Брячихин А.М. Россия — город — власть. — М., 1995. 3. Велихов Л.А. Основы городского хозяйства: — Обнинск, 1995. 4. Гаврилов А.И. Проблемы повышения эффективности местного самоуправления. — М.: БЕК, 1994. 5. Гапоненко А.Л. Управление экономическим развитием. — М., 1993. 6. Гладышев А.В. Правовые основы местного самоуправления. ― М., 1996. 7. Дульщиков Ю.С. Региональная политика и управление. — М, 1997. 8. Европейская хартия о местном самоуправлении. Совет Европы, Страсбург, 1990. 9. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию // Российская газета. — 1996. — 9 апреля. 10. Мацнов Д.А. и др. Анализ экономического взаимодействия регионов России // Проблемы прогнозирования. — 1995. — №7. 11. Мацнов Д.А. Сохраним ли целостность общероссийского экономического пространства? // Российский экономический журнал. — 1995. — № 7. 12. Мельников С.Б. Корпоратизм — российский путь реформ. — М., 1996. 13. Менеджмент в сфере услуг / Под. ред. В.Ф. Уколова. — М., 1995. 14. Мельников С.Б. Формирование корпоративного управления муниципальными образованиями в России в условиях кризиса. — М., 1996. 15. Местное самоуправление в зарубежных странах. Информационный обзор. — М., 1994. 16. Местное самоуправление в России: Сборник материалов по проблемам становления местного самоуправления в Российской Федерации. Вып. 1. — М., 1995. 17. Местное самоуправление в России: технологии, проблемы, перспективы. Спецкурс. Вып. 6. — М., 1997. 18. Моргачев В.Н. Формы и методы территориального управления в США и Канаде. — М., 1987. 19. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Федеральный закон // Российская газета. — 1995.— 9 апреля. 20. Омаров А.М. Руководитель. Размышления о стиле управления. ― М., 1987. 21. Региональное управление. Зарубежный опыт / Отв. ред. Г.И. Иванов. ― М., 1993. 22. Региональная экономика / Под ред. Т.Г. Морозовой. — М., 1993. 23. Регион и Федерация: в поисках оптимума. — Невельск, 1966. 24. Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики / Под общ. ред. Б.М. Штульберга. — М., 1997. 25. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Пулатова. — М.: БЕК, 1994. ОГЛАВЛЕНИЕ
|