Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Четвертый вопрос. Послереволюционный этап развития национально-освободительного движения.






ПЕРВЫЙ ВОПРОС. Чешское общество в период складывания капиталистических отношений проходит в своем развитии несколько этапов. Тут национальные ценности не были утрачены, потому к Чехии часто не применяют термин «возрождение».

1) Эпоха просвещения (последняя треть XVIII – 20-е годы XIX века). Для нее характерно формирование нового философского мировоззрения, рост естественнонаучных знаний, создание художественных центров, учебных заведений. В Болгарии в этот период был Поисий Хилендарский. В Чехии в это время происходит формирование нового философского мышления, создаются новые научные и художественные центры. Тут действуют просветители, которых принято называть будителями.

Чешские просветители выходят из мелкой буржуазии. На этом этапе чешские будители удовлетворяются политикой просвещенного абсолютизма. Чехия, входя в австрийскую монархию, использовала ту политику, которую проводило государство в лице Марии Терезии и Иосифа II. Во-первых, в 1781 был издан патент, упразднивший прикрепление крестьян к земле и объявил их лично свободными.

Этот патент дал стимул развитию промышленности, хотя барщина еще сохранялась. Этим же патентом 1781 от тисков регламентации были освобождены многие профессии. В Чехии существовали ремесла, которыми мог заниматься лишь узкий круг лиц: учитель, художник, аптекарь. Теперь подданные по желанию могут обучаться любым ремеслам. Этот патент дал толчок для нового витка развития чешской культуры.

2) В рамках политики просвещенного абсолютизма был издан декрет о веротерпимости, чрезвычайно важный для Чехии. Чехи – утраквисты. Несмотря на то, что многие культурные ценности были уничтожены, разрешение вернуться в свою историю для чехов было важно. Имущество монастырей и орденов передавалось в государственную казну.

Этот указ стал толчком к развитию школы и науки. На средства орденов и монастырей проводилась школьная реформа. Политика просвещенного абсолютизма и тот факт, что будители приняли ее, обусловили нерасчлененность течений общеавстрийского, местного немецкого и чешского просвещения. Все это развивалось в одной куче. Эта нерасчлененность проявлялась в том, что чешская интеллигенция воспитывается в местных гимназиях, где господствует немецкий язык, на немецкой научной и художественной литературе. У чешского просвещения был немецкий фон.

Особенность чешского просвещения в том, что традиции национальной культуры были выпестованы немецкой культурной средой.

Как проявляется стремление к созданию чешской культуры?

Во-первых, с конца XVIII века обостряется внимание к языковому вопросу. В конце столетия чешские просветители выразили опасения, не станет ли чешский язык мертвым. Они обратили внимание широкой публики, что язык не употребляется ни в литературе, ни в науке. Его можно встретить только в деревне. Потому начинает распространяться художественно-публицистический жанр защиты языка. Основоположник его – Карел Там. Он одним из первых написал произведение «Защита языка чешского от злобных его гонителей».

Из жанра защиты языка в начале XIX века появляются первые серьезные произведения чешской поэзии, филологические труды о чешском языке. Великими лингвистами начала XIX века были Юнгман, Шафарик, Палацкий. Это ученые, известные всей Европе. Одновременно они являлись и политиками, т.к. тогда связь науки и политики была очевидна. Они пытались изменить место Чехии в национальном пространстве.

Во-вторых, в конце XVIII – начале XIX века повышается интерес к истории. С одной стороны, видна активная историографическая деятельность. Это создание новых научных трудов. В конце XVIII века чешский историк Добнер собрал более 1 000 источников по чешской истории, проанализировал их и издал. Он дал им критический анализ. Эта книга вышла одновременно с трудом Поисия Хилендарского. Вся неправдоподобность источников – это повод к осмеянию народов. Зачем великое прошлое, если оно может подвергаться сомнению?

В Чехии Добнера называют первым историографом нового времени. С одной стороны, есть интерес к подлинной истории, который реализуется в науке. С другой стороны, в конце XVIII – начале XIX века само общество показывает интерес к истории, что проявляется в репертуаре театров. В театрах появляется много исторических пьес. Например, «Ирже из Подебрат».

В конце XVIII века в Чехии был издан капитальный географический словарь «Изображение чешских и моравских ученых и художников». Он составлял 4 тома. Тогда же появляются новые формы распространение культуры – общественные здания культурного назначения: библиотеки, театры, парки, концерты, выставки, читательские клубы, литературные кружки. Это все позволяет говорить о массовости культурных тенденций.

В Чехии появляется королевское чешское научное общество, затем на его базе будет основан политехнический институт.

17.12

Было создано книгоиздательство «Чешская экспедиция», основанное Крамериусом. «Чешская экспедиция» издавала книги на чешском. Начинает свою деятельность академия художеств. Была открыта публичная картинная галерея, музыкальная академия. Во всех областях культуры чешская жизнь была полной и очень яркой.

Такой уровень развития культуры привел к тому, что на начале XIX века происходит переход от идеологии просветительского типа к национальной идеологии. Этот переход способствовал переходу ко второму этапу развития чешской земли.

ВТОРОЙ ВОПРОС. Этот этап длится в 1820-х – 1848. У чехов складывается политическая программа развития чешских земель. Появляются два лагеря с разными программами:

1) Буржуазно-либеральный лагерь. Его идеологи – историк Палацкий, адвокат Ригер и публицист Гавличек. Эти люди опирались на организацию «Промышленное общество» и выражали его интересы. Их идеологию принимала крупная буржуазия, предприниматели. Идеология этого лагеря получила название австрославизм. Австрославизм – политическая теория, по которой национальные проблемы славянских народов, входящих в состав австрийской империи, могут быть наилучшим образом решены самой империей путем:

a. Ее федерализации – предоставления чехам и другим народам автономии;

b. Ее либерализации (принятия конституции).

Главным печатным органом была газета «Пражские новины». Она доносила идеи австрославизма до людей. Австрийская империя – лучшая гарантия сохранения чешской национальности от русской и немецкой угроз

2) Лагерь радикально-демократический. Это более молодой лагерь, его составляли в основном студенты. Два крупных представителя – поэт Собина и юрст Йозеф Фрич. Радикальные демократы создали тайное общество «Чешский репил».

a. Радикальные демократы выступают за национальную самостоятельность.

b. Также они призывали к социальным реформам: освобождение крестьян от повинностей, уничтожение власти дворянства.

Радикальные демократы шли дальше в социальных реформах и национальном устройстве. Эти идеологические программы были сформулированы в тот момент, когда чешские земли вошли в революцию 1848.

ТРЕТИЙ ВОПРОС. Революционные события в Чехии начинаются 11 марта 1848. В здании Святовацловских купален собирается около 3 000 человек на митинг. Тут присутстсвуют лидеры национально-освободительного движения, а также чешские репилисты. Оба течения вместе идут в революцию 1848. Результат митинга – создание Святовацловского комитета. Этот комитет готовит две петиции императору.

В ответ император обещает:

1) Признать равноправие чешского и немецкого языков;

2) Создать ответственную власть по делам чешского королевства.

На такие уступки император идет. Он ничего не отвечает на требования изменить положение крестьян. Это требование о барщине, которое было занесено в петицию. Когда святовацловский комитет обсуждает вопрос о барщине, появляются разногласия. Либералы выступают за выкуп барщины, радикалы – за ее отмену. Дальше разногласия между левыми и правыми начинают нарастать.

Но для либералов это обещание много чего значило. Они создали свою гвардию, задача которой – соблюдать порядок. Эти функции были нейтральными. С одной стороны, императору дают понять, что реформы будут контролироваться. С другой – не конфликтный путь развития. Молодежь обращается к студенчеству и создает академический легион, который занимается пропагандистской деятельностью среди рабочих. Рабочие начинают выступать с требованиями сокращения рабочего дня. Ситуация накаляется, и начинается подготовка к восстанию, чтобы полностью разорвать отношения с Габсбургами.

10 апреля 1848 состоялось новое народное собрание в Святовацловских купальнях. Народу на нем было меньше, организаторами были только либералы. Создается национальный комитет, где радикалов уже не было. Либералы решили показать императору, что они против радикализма.

К апрелю 1848 наметилась еще одна линия раскола в движении: чехи/немцы. В революционную атмосферу вступили все вместе. В апреле в чешских землях начинают обсуждать вопрос об участии во Франкфуртском парламенте. Он должен был положить конец раздробленности немецких земель и создать единую Германию. Палацкий получает приглашение на Франкфуртский парламент и пишет в ответ во Франкфурт.

В нем он формулирует теорию австрославизма. Палацкий говорит, что включение австрийской империи (а вместе с ней и Чехии) в состав Германии не только лишено оснований, но повлечет за собой лишение Чехии самостоятельности. Не будь Австрии, Чехия должна была бы в интересах Европы немедленно его создать.

Австрийская монархия для чехов – не немецкое, а гораздо более широкое государство. А при объединении немцев уже будет больше, и славяне потеряют свое право на реальную политическую жизнь. Это все публиковалось, обсуждалось. Чехи создают свою организацию «Славянская липа». Руководил ей один из родоначальников славяноведения Шафарик. Задача ее – объединить усилия всех славянских народов, входящих в состав австрийской монархии, чтобы не дать ей развалиться. Поскольку чехи выступают инициаторами создания «Славянской липы», то немцы создают свою организацию «Конституционный комитет», агитирующий за выборы во Франкфуртский парламент. «Славянская липа» созывает первый славянский конгресс.

2 июня 1848 года в Праге открылся первый славянский конгресс. На нем присутствовало 340 делегатов, поделенных по чешской, польско-русинской и южнославянской секциям. Съезд принимает обобщающий документ «Манифест европейским народам». С одной стороны, это прогрессивный документ, который возлагает принципы взаимоотношений народов. Они подводят к идее автономии. По факту, «Манифест…» сводится к тому, что все народы должны обладать равными правами. Плюс речь идет о сохранении австрийской монархии.

Она должна быть переустроена на принципах равенства. Съезд открылся, и все время его работы вокруг здания находилось множество молодежи. По этому поводу австрийские власти подтянули к Праге дополнительные войска. Студенты восприняли это появление как вызов. 10 июня руководство академического легиона потребовало у властей выдать им оружие. Им ничего не выдали, но люди стали подпольно вооружаться.

12 июня утром народ отправлялся в церковь, и студенты стали подбивать рабочих строить баррикады. Среди рабочих были откликнувшиеся, и 12 июня в Праге начались строительство баррикад и стрельба. 12-17 июня – студенческое восстание в Праге, которое сразу было обречено на провал. Австрийские войска на возвышенностях над Прагой имели бастионы и расстреляли восставших. Сразу же реальную позицию заняли либералы. Они начали вести переговоры о прекращении огня.

Переговоры не имели никакого результата, и жертвы были большие. В июне-июле 1848 состоялись выборы в имперское собрание, которое потом и прошло. В нем были представлены и чешские земли. Оно принимает закон об отмене барщины. Прикрепление крестьян к Земле было отменено еще раньше, и все элементы феодального строя были уничтожены.

Осенью-весной 1848 активизировались радикалы. Они создают несколько тайных обществ для подготовки восстания. В Праге было создано общество «маркомания». Его члены ставили задачу подготовить новое восстание 12 мая 1849. Но за два дня до восстания руководство было арестовано, и восстание не было реализовано. После разгрома радикального крыла революционные настроения были прекращены.

Но! Все-таки некоторых уступок чехи добились. Речь шла о полной отмене крестьянской зависимости.

ЧЕТВЕРТЫЙ ВОПРОС. Следующий подъем чешского освободительного движения начинается в 1860-х. Во-первых, в 1859 Франц Иосиф опубликовал манифест с обещанием реформ. В 1859 австрийская монархия потерпела неудачу в войне с Францией, и это тоже заставляло Франца Иосифа думать о своей внутренней политике. В 1862 начинается движение «Свой к своему». Это движение пропагандируется через журнал «Промышленник». В 1861 выходит «Экономическая газета». Через эти издания призывают чешское население покупать дорогие и качественные товары только у чешских торговцев, бойкотировать немецких торговцев.

В деревенских районах в Чехии повсюду создаются сберегательные кассы взаимопомощи, чтобы крестьяне брали там деньги.

Национальная кампания «Свой своему» имела экономическое значение, но становилась и патриотической. Патриотизм чехов вначале 1860-х гг. проявлялся в создании разных кружков и объединений. Такими объединениями были общества интеллигенции «Умелемска беседа». В 1861 в Праге создается певческое общество «Лабол». В 1862 возникло национально-патриотическое физкультурное общество «Сокол». Это тоже была форма единения.

Этот национальный порыв имел точкой отсчета и вдохновлялся созданием в 1860-ом году Национальной партии. Ведущую роль в ней играли Ригер и Палацкий. Программа партии выходила из лозунгов австрославизма. Национальная партия развила идею исторического права Чехии на автономию.

Национальная партия считала необходимым привлечь в качестве союзников историческое дворянство. Отношение к нему привело к разногласию в рядах национальной партии, и в ней выделилось два течения: старочехи и младочехи. Старочехи выступили за союз с дворянством, младочехи ориентировались на мелкобуржуазную городскую среду и считали, что дворянство должно действовать само по себе.

Пока младо- и старочехи – два течения одной партии. Национальная партия вначале попыталась реализовать свою программу легально. Император принимал Ригера и Палацкого. Партия шла петиционным путем. С точки зрения деятельности, партия использовала приемы 1948.

Большое влияние на национальное движение в Чехии оказали события 1867. Австрия проиграла войну с Пруссией. Следствием поражения стал подъем революционного движения в Венгрии. Император, боясь потерять венгерские земли, пошел на соглашение с сословиями. В 1868 произошла дуализация монархии: Австрия стала Австро-Венгрией. Появились Цислейтания и Трнаслейтания по реке Лейте – Австрийская и Венгерская часть Империи. Чехи встретили такой шаг крайне болезненно, т.к. именно этого хотели.

Такое решение стало ударом по концепции австрославизма. Но чехи не отказались от него, а выдвинули лозунг триализации монархии. Впервые в 1867 году чешские лидеры пошли на явный демарш. После того, как стало известно о предстоящей дуализации, Ригер подал протест, в котором говорилось об отказе признать австро-венгерское соглашение. Чехи протестовали против него, и в 1867 чешская делегация отправилась участвовать во всероссийской этнографической выставке. Австро-Венгрия не поддерживала отношений с Россией. Проявлением недовольства стало движение новых таборов в 1868-1871.

В нем принимало участие 500 000 человек. 20 000 человек собрались на горе Ржиб и протестовали против соглашения Дальше такие же собрания стали распространены. Правительство перешло к переговорам. В 1871 прошла серия переговоров правительства с лидерами национальной партии. В их ходе Чехия уже почти получила автономию. Но! Франко-прусская война привела к взрыву немецкого национализма не только в Пруссии, но и в немецких областях австрийской монархии. В этой обстановке стали появляться известия о предоставлении чехам автономии. Немцы восприняли это как шаг к славянизации австрийской монархии.

Пошла бурная волна протестов, и правительство не получило соглашение. Эти события приводят к расколу национальной партии. В 1874 из нее выделяется национальная партия свободомыслящих. Это младочехи, которые выступали за решительный разрыв со всем старым. Партия выступила за использование трибуны парламента, тактики публичных демаршей.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал