![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Порядок выполнения работы. Работа выполняется звеньями (по два-три студента в каждом звене).
Работа выполняется звеньями (по два-три студента в каждом звене). 1. Изучить учебное пособие. 2. Получить жидкий сплав одного из составов (разд.2), установить термопару в кварцевый наконечник, погруженный в сплав, записать показания температуры через 30 с. Замер прекратить при температуре 140°С. 3. Построить по полученным данным кривую охлаждения сплава в координатах температура-время (рис.1). 4. Определить критические точки по перегибам кривой охлаждения, т. е. температуру начала и конца кристаллизации, отметить их на графике. 5. Указать в таблице критические точки сплавов, определенные другими звеньями студентов. 6. Построить диаграмму состояния олово-цинк (рис.2): а) отложить на левой вертикали температуру кристаллизации олова – 232°С; б) отложить на правой вертикали температуру кристаллизации цинка – 419°С; в) найти положение сплава эвтектического состава и отметить температуру его кристаллизации; г) найти положение сплавов доэвтектического и заэвтектического составов и отметить точки начала и конца кристаллизации; д) соединить плавной кривой все точки начала кристаллизации и прямой линией – точки конца кристаллизации. 7. Выполнить индивидуальное задание.
Содержание отчета
1. Цель работы. 2. Кривая охлаждения заданного сплава. 3. Диаграмма состояния олово-цинк, на которой указаны: а) линии ликвидус и солидус данной системы; б) линия начала кристаллизации олова и цинка; в) линия кристаллизации эвтектики; г) эвтектическая точка. 4. Структура сплавов доэвтектического, заэвтектического и эвтектического составов (рис. 3). 5. Индивидуальное задание: а) зарисовать данную преподавателем диаграмму состояния; б) установить тип данной диаграммы; в) определить структурный и фазовый состав различных ее областей; г) определить положение сплава, данного преподавателем, на диаграмме состояния; д) определить его критические точки, число степеней свободы в каждой критической точке по правилу фаз Гиббса и построить кривую охлаждения в координатах температура-время; е) определить концентрацию компонентов в твердой и жидкой фазах по правилу отрезков, а также весовое количество фаз при заданной температуре; ж) определить структуру заданного сплава.
Контрольные вопросы
1. Что такое диаграмма состояния? 2. Какой метод положен в основу построения диаграммы олово-цинк? 3. Что называется компонентом, фазой? 4. Как определяется концентрация фаз? 5. Как определяется соотношение масс фаз? 6. Каковы особенности эвтектического сплава? 7. Нарисовать диаграмму состояния с ограниченной и неограниченной растворимостью компонентов в твердом состоянии и проставить все фазы. 8. Нарисовать диаграмму состояния, когда компоненты не растворяются друг в друге, когда образуется устойчивое химическое соединение, проставить все фазы. 9. Как определяется число степеней свободы в критических точках?
|