Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И оценки профессионализма педагога-психолога методистом-психологом






Таблица

Для самоанализа педагогом-психологом своей профессиональной позиции

и оценки профессионализма педагога-психолога методистом-психологом

Профессиональная позиция педагога-психолога: совокупность отношений(внутренний план)
    Уровни профессионализма
низкий   средний   высокий   Очень высокий  
  Наличие метавзгляда на роль психологии в жизни человека, и, в частности, своего места как психолога в жизни вообще, и в данном образовательном учреждении, в частности.   Отсутствует   Отсутствие или начало формирования метавзгляда на роль психологии в жизни человека, и, в частности, своего места как психолога в жизни вообще, и в данном образовательном учреждении, в частности.   0-1 Формирование метавзгляда на роль психологии в жизни человека, и, в частности, своего места как психолога в жизни вообще, и в данном образовательном учреждении, в частности.     Наличие метавзгляда на роль психологии в жизни человека, и, в частности, своего места как психолога в жизни вообще, и в данном образовательном учреждении, в частности.    
  Наличие смысла собственной жизни и осознание смысла профессиональной деятельности, понимание своего предназначения.   Непонимание смысла своей профессиональной деятельности. Отсутствие представлений о своей профессиональной миссии.     Отсутствие глубокого осознания смыслов профессиональной деятельности. Отсутствие отношения к своей профессиональной деятельности как к миссии.   0-1 Достаточно глубокое осознание смыслов профессиональной деятельности. Появление четких представлений о собственном предназначении в профессиональной деятельности, формирование отношения к своей работе как к миссии.     -Глубокое осознание смыслов профессиональной деятельности. -Четкое представление о собственном предназначении в профессиональной деятельности, отношение к своей работе как к миссии.    
  Способность к конкретизации цели, основных направлений (задач) деятельности в конкретном ОУ: не только ЧТО я буду делать, но и ПОЧЕМУ, КАК; определении приоритетных направлений).   Отсутствует   Появление отдельных собственных представлений о том, ЧТО и КАК нужно делать психологу в данном образовательном учреждении.     Наличие собственных представлений о том, ЧТО и КАК нужно делать психологу в данном образовательном учреждении.     Наличие собственных представлений о том, ЧТО и КАК нужно делать психологу в данном образовательном учреждении.    
  Приверженность гуманистическим ценностям   Может отсутствовать или быть недостаточно выраженной 0-1 Может отсутствовать или быть недостаточно выраженной 0-1 Выражена   Выражена  
  Выраженность профессионально важных качеств(эмпатия, рефлексия, гибкость, эмоц.устойчивость)   Неразвиты или развиты в недостаточной степени 0-1 Развиты в недостаточной степени   Развиты в достаточной степени   Высоко развиты  
  Форма саморегуляции (индивидная или личностная); активность жизненной позиции   Форма саморегуляции индивидная; жизненная позиция - пассивная;     Проявления личностной саморегуляции, жизненная позиция не очень активная.     Личностная саморегуляция, активная жизненная позиция.     Личностная саморегуляция, активная жизненная позиция.    
  Стремление к личностному росту, самосовершенствованию, профессиональному развитию; гармоничность соотношения личностной и профессиональной позиций   -Стремление к личностному и профессиональному росту не выражено. -Дезинтеграция личностной и профессиональной позиций.     -Стремление к личностному и профессиональному росту не выражено. -Частичная интеграция личностной и профессиональной позиций.     -Выраженное стремление к личностному и профессиональному росту. -Значительная интеграция личностной и профессиональной позиций.     -Выраженное стремление к личностному и профессиональному росту. -Гармоничное соотношение личностной и профессиональной позиций.    
  Соблюдение этических принципов в профессиональной деятельности.   Частые нарушения   Отдельные мелкие нарушения этических принципов профессиональной деятельности.     Соблюдаются   Соблюдаются  
  Интерес к различным аспектам социальной жизни, склонность к анализу социальной жизни, выделению возможных причин возникновения психологических проблем у детей или взрослых   Отсутствует   Отсутствует или выражен незначительно     Появляется, может быть достаточно выражен   Становится устойчивым  
  Интерес и готовность к осмыслению целей, задач, актуальных проблем психологической службы образования   Отсутствуют   Появление интереса, потребности в осмыслении целей, задач, актуальных проблем психологической службы образования.     Выражен   Устойчив  
  Способность самостоятельно выделять психологическую проблему (или психологические составляющие проблемы) в социально-педагогической ситуации и предлагать пути ее решения;   Отсутствует   Появление отдельных самостоятельных шагов по выделению психологической проблемы (или психологических составляющих проблемы) в социально-педагогической ситуации.     Самостоятельное выделение психологической проблемы (или психологических составляющих проблемы) в социально-педагогической ситуации.     Самостоятельное выделение психологической проблемы (или психологических составляющих проблемы) в социально-педагогической ситуации.    
  Способность выделять и анализировать внепсихологические характеристики, являющиеся причинами возникновения психологических проблем, учитывать их, совместно с администрацией искать пути их устранения;   Отсутствует   Появление шагов по выделению и анализированию внепсихологических характеристик, являющихся причинами возникновения психологических проблем. Часто неумение организовать взаимодействие с администрацией по устранению выявленных внепсихологических причин проблемы.     Выделение и анализ внепсихологических характеристик, являющихся причинами возникновения психологических проблем.     -Самостоятельное ыделение и анализ внепсихологических характеристик, являющихся причинами возникновения психологических проблем, учитывать их. - взаимодействие с администрацией по определению путей их устранения;    
  Потребность в расширении сферы профессиональной деятельности, работы с более широкими слоями населения (например, через СМИ, общественные организации). Отсутствует   Отсутствие или появление потребности в расширении сферы профессиональной деятельности, работы с более широкими слоями населения (например, через СМИ, общественные организации).   0-1 Выраженная потребность в расширении сферы профессиональной деятельности, работы с более широкими слоями населения (например, через СМИ, общественные организации). Наличие системы такого взаимодействия.       Осуществление широких контактов в сфере профессиональной деятельности, работа с более широкими слоями населения (например, через СМИ, общественные организации).    
      0-2   9-13        

Система работы: действенная практическая реализация совокупности отношений (внешний план)

№№ Сформированность системы работы Уровни профессионализма и оценочные баллы по каждому параметру
Низкий Средний высокий очень высокий
  Целостный взгляд на ОУ как на систему Отсутствует   Появление признаков системности в работе   - Целостный взгляд на образовательное учреждение как на систему. - Наличие системности в работе, своего стиля деятельности.     -Целостный взгляд на образовательное учреждение как на систему. -Наличие собственной (не противоречащей научным принципам и этическим нормам) системы труда; своего стиля деятельности.  
  Самостоятельное выделение проблемы(в т.ч. запроса), ее причин. Целеполагание. Отсутствует   Попытки самостоятельного выделения проблемы. Трудности целеполагания достаточно выражены   Профессионально грамотное выделение психологической проблемы и выбор путей ее решения. Отсутствие трудностей в целеполагании.   Профессионально грамотное выделение психологической проблемы и выбор путей ее решения. Отсутствие трудностей в целеполагании.  
  Готовность к осуществлению прогностической функции Отсутствует   Отсутствует   Может осуществлять прогностическую функцию 1-2 Осуществляет  
  Обоснованность, адекватность целям, непротиворечивость методов и форм работы Хаотичность и разбросанность в выборе методов и форм работы.   Испытывает трудности. Периодическая потеря смысла реализуемых ме тодов и форм работы   Оптимальный подбор адекватных целям и задачам методов и форм работы.   Оптимальный и творческий выбор методов и форм работы, их очередности.    
  Соблюдение принципов целесообразности, логической закономерности, последовательности, преемственности при организации работы;   Не соблюдает или не всегда соблюдает 0-1 Отдельные нарушения   Соблюдает   Соблюдает  
  Определение приоритетных направлений развития психологической службы в конкретном ОУ с учетом его специфики Определять не может   Затруднения в определении   Определяет   Определяет  
  Профессиональное взаимодействие с администрацией и педагогами ОУ Не налажено   Наличие некоторой системы профессионального взаимодействия с администрацией и педагогами.     Налажено   Сложившееся, надежное и длительное профессиональное взаимодействие с администрацией образовательного учреждения;    
  Профессиональное взаимодействие с психологами и специалистами мед. и соц.учреждений Не налажено   Наличие отдельных контактов с учреждениями родственного профиля: социально-психологическими центрами, кафедрами психологии ВУЗов, поликлиниками, общественными организациями и пр. Уровень контактов чаще потребительский.     Налажено   Наличие широкого спектра профессионального взаимодействия с други­ми психологами, а также учреждениямРегулярное и содержательное профессиональное сотрудничество.    
  Планирование профессиональной деятельности Значительные трудности   Отдельные трудности   Самостоятельное   Самостоятельность и индивидуальность в планировании своей профессиональной деятельности.    
  Самоанализ профессиональной деятельности Отсутствие адекватной оценки и анализа собственной профессиональной деятельности. Среди трудностей, как правило, называются, внешние   Отсутствие или фрагментарность адекватной оценки и полноценного анализа собственной профессиональной деятельности. Среди трудностей, как правило, называются, внешние: маленькая зарплата, отсутствие достаточного материального или методического оснащения в рабочем кабинете.   0-1 Адекватное оценивание и анализ своей профессиональной деятельности. Развитая профессиональная рефлексия. Внутренний локус профессионального контроля выражается в стремлении выявить и ликвидировать личностные и организационные трудности.   Адекватная оценка и анализ своей профессиональной деятельности. Развитая профессиональная рефлексия. Внутренний локус профессионального контроля выражается в стремлении выявить и ликвидировать личностные и организационные трудности.    
  Работа с социально-педагогической ситуацией Отсутствует   Работа с наиболее простыми социально-педагогическими ситуациями.     Значительное внимание уделяется работе с социально-педагогическими ситуациями (в т.ч. сложными).   Значительный объем работы приходится на проектирование и коррекцию социально-педагогических ситуаци­й, что способствует оптимизации социально-психологических ус­ловий образовательной и воспитательной среды.    
  Составление психолого-педагогической характеристики ребенка Вызывает значительные затруднения, характеристики краткие, не содержательные   Самостоятельное составление профессионально грамотной (устной или письменной) психологической характеристики peбенкa;     Самостоятельное составление профессионально грамотной (устной или письменной), глубокой психологической характеристики peбенкa;   Самостоятельное составление профессионально грамотной (устной или письменной), глубокой психологической характеристики peбенкa;  
  Уровень обобщения, выделения типического при характеристике психологической проблемы ребенка, семьи   Отсутствует, каждую проблему характеризует описательно   Отсутствует или делаются отдельные попытки 0-1 Уровень обобщения, выделения типического при описании психологических про­блем, своей работы в целом;   Высокий уровень обобщения, выделения типического при описании психологических про­блем, своей работы в целом.    
  Оптимальность соотношения различных направлений работы Приоритет в работе отдается диагностическому направлению   Приоритет в работе отдается диагностическому, просветительскому, профилактическому видам деятельности.     Оптимальное соотношение различных направлений работы при приоритетном осуществлении консультативного, психокоррекционного, просветительского видов деятельности.   Оптимальное соотношение различных направлений работы при приоритетном осуществлении консультативного, психокоррекционного, просветительского видов деятельности.  
  Выполнение профессиональных обязанностей Частое выполнение обязанностей, не связанных с занимаемой должностью психолога (Непродуктивная профессиональная позиция).   В основном соответствует должностной инструкции   Выполнение обязанностей, не связанных с занимаемой должностью психолога отсутствует. Продуктивная профессиональная позиция.   Продуктивная профессиональная позиция.  
  Содержательность, сложность и степень личного участия психолога в разработке концептуальных и программных документов Самостоятельно не разрабатывает; или документы методологически не грамотны   Адаптирует или модифицирует образцы   Разрабатывает самостоятельно и методологически грамотно   Создает оригинальные, авторские концепции или программы  
  Наличие, грамотность и своевременность оформления текущей документации: 1. Календарный план. 2.Журнал инд.консультаций. 3.Журнал диагностических исследований. 4.Журнал групповых форм работы 5. Годовой отчет (статистический и аналитический) Отсутствие некоторых обязательных форм документации. содержательные нарушения в ее заполнении. 0-1 Уменьшение количества затруднений в грамотном оформлении и ведении документации     Документация оформляется грамотно и своевременно   Документация оформляется грамотно и своевременно  
  Владение понятийным аппаратом науки, корректность, экологичность высказываний Низкий уровень владения понятийным аппаратом психологической науки, жесткость, категоричность высказываний     Отдельные затруднения в использовании понятийного аппарата психологической науки, возможная категоричность, трудности в выборе корректной формы высказываний, отсутствие стремления к использованию метафоричности в речи.       Хорошее владение понятийным аппаратом психологической науки. Мягкость, корректность высказываний, метафоричность речи.   Хорошее владение понятийным аппаратом психологической науки. Мягкость, корректность высказываний, метафорич-ность речи. Яркая индивидуальность психо-техники речи.      
  Участие в научно-практических конференциях, заседаниях РМО и ГМО, семинарах районного, городского, краевого уровня Избегание участия в научно-практических конференциях, методически семинарах. В случае посещения – форма участия пассивная (участник, слушатель). Эффективность мероприятий оценивается по возможностям приобретения новых методических материалов. 0-1 Чаще всего в форме пассивного участия Эффективность мероприятий оценивается по возможностям приобретения новых методических материалов.     Участие чаще всего в форме активного участия (выступление, ведение). Эффективность мероприятий оценивается по возможностям повышения уровня своей методологической, теоретической подготовки.   Наличие наработок для обобщения опыта и готовности к передаче опыта (преимущественно активные формы участия в психологических семинарах, научно-практических кон­ференциях различного уровня); критерии оценки эффективности семинаров, конференций: возможности повышения уровня своей теоретической, методологической подготовки.    
  Общее количество баллов   5-8   18-20   37-38    

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал