Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Региональная экономическая политика России и развитие национальных отношений

Существуют различные теоретические подходы понимания этничности и национализма: неомарксистский, модернистский, культурно-плюралистический, статусно-групповой и рационалистический. Достоинства неомарксистского и рационалистического подходов в том, что они показывают важность экономических факторов для понимания национализма. Общеизвестно, что экономические и политические интересы регионов (в лице правящей элиты, а также определенных групп населения) могут не совпадать с интересами страны (в лице центрального правительства, других регионов и групп населения). Призывы к национальному самоопределению в данном контексте зачастую являются не самоцелью, а средством защиты интересов определенных групп. Ухудшение социально-экономической ситуации в регионах, спад производства, рост уровня безработицы, бедности, невыплаты заработной платы - эти чисто экономические проблемы могут стать побудительным толчком к попыткам повысить статус региона, а в своем крайнем проявлении могут привести к национальному сепаратизму.
Однако здесь не все так прозрачно, как может показаться на первый взгляд. Фактором сепаратизма может стать не только низкий уровень экономического развития, но, как ни странно, и высокий. Во втором случае более богатые регионы могут стремиться освободиться от " балласта", или на первый план выходят политические, культурные, религиозные, исторические и другие движущие силы. Но, как правило, экономическое процветание усиливает межэтническое сотрудничество. Считается, что для создания условий для стабилизации национальных отношений требуется политика, направленная не только на создание системы поддержки для слаборазвитых территорий, но и на экономический рост в целом.
В России региональная проблема осложняется экономическим и политическим неравенством субъектов Федерации. Хорошо известная особенность российского федерализма в том, что он базируется на двух началах: национально-территориальном и административно-территориальном. И хотя Конституция 1993 г. устанавливает равенство субъектов РФ в их взаимоотношении с федеральными властями (ст.5), фактически принцип равноправия не реализуется. Каждый субъект Федерации стремится установить свои собственные " правила игры" с центром - подписано около 30 договоров (из возможных 89), устанавливающих особые отношения между Правительством РФ и субъектами Федерации, в том числе и в бюджетно-налоговой сфере. Данный факт не только увеличивает разрыв между " бедными" и " богатыми" регионами, но и усиливает противоречия между субъектами федерации, приводит к обострению национальных конфликтов. В результате расширения различных льгот и привилегий центр недополучает финансовые ресурсы, что в известной степени ослабляет его позиции. Таким образом, региональная и национальная проблемы в России тесно взаимосвязаны.
Одним из необходимых условий разрешения региональной проблемы является разработка региональной стратегии страны. Одной из составляющих такой стратегии, наряду с политическими, электоральными и иными изменениями, можно считать региональную политику РФ, и особенно региональную экономическую политику.
Под региональной политикой понимается деятельность государства по регулированию экономического, социального, этнополитического, экологического развития страны в пространственном аспекте. Опыт современной региональной политики в России невелик, и при разумности и важности декларируемых целей и задач реальные успехи в этой сфере пока что оставляют желать лучшего. Так, среди долгосрочных приоритетных задач региональной политики называются следующие:

  • формирование и укрепление экономической основы для самостоятельного социально-экономического развития регионов посредством четкого разграничения компетенции и ответственности между органами государственной власти РФ, субъектов Федерации и органами местного самоуправления;
  • укрепление финансовой самостоятельности регионов на основе бюджетного федерализма;
  • сглаживание межрегиональных различий в уровнях социально-экономического развития с использованием централизованной поддержки, в т.ч. через федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Федерации;
  • осуществление государственной политики стимулирования развития районов и городов, располагающих крупным научно-техническим и производственным потенциалом и могущих стать " точками роста" экономики субъектов РФ;
  • использование преимуществ территориального разделения труда, формирование общероссийского и региональных рынков с учетом исторически сложившейся специализации, ее развития и принимаемых мер по государственному регулированию транспортных тарифов;
  • обеспечение принципа единства экономического пространства и свободы перемещения товаров, капитала и рабочей силы на всей территории РФ.

Таким образом, в идеале, эффективная региональная политика должна быть нацелена на преодоление хозяйственной раздробленности, на создание общероссийского хозяйственного комплекса, на обеспечение стабильности в стране путем согласования частных, групповых (в том числе национальных) и общественных интересов путем выработки стратегий регионального экономического развития.
Это долгосрочная программа, и наивно ожидать немедленных результатов, однако, при достаточно эффективной реализации региональной политики должны наблюдаться позитивные тенденции развития. Что же мы имеем на сегодня? По многим вышеперечисленным задачам позитивных сдвигов практически нет, а в ряде случаев можно говорить и об ухудшении ситуации. Например, спад промышленного производства в Свердловской области (одной из областей-доноров федерального бюджета) после примерно 5% в 1995, составлял 17% в 1996 г. Количество регионов-доноров сокращается год от года, поэтому нет оснований говорить о создании экономической основы для самостоятельного социально-экономического развития регионов. Особенно негативный характер имеют тенденции в усилении разрыва по уровню социального и экономического развития субъектов Федерации. Различия в региональных уровнях безработицы и бедности имеют тенденцию к увеличению, а концентрация финансовых ресурсов в Москве по различным данным составляет от 50% до 80%. Причем, привязка поправочных коэффициентов бюджетных расходов к достаточно крупным территориям, каковыми являются субъекты федерации, не отражает реальных различий в социально-экономических условиях внутри самих субъектов. Например, в Свердловской области насчитывается 73 муниципальных образования, из них только 8 доноров. С виду благополучная в целом Свердловская область в основном состоит из промышленных депрессивных и неразвитых сельскохозяйственных территорий.
Наиболее последовательно в рамках региональной политики реализуется задача создания единого экономического пространства и в РФ. Например, были признаны незаконными решения ряда правительств субъектов РФ по взиманию пошлин за провоз товаров на подведомственную территорию. Однако и здесь не все так гладко. Если рынки товаров и услуг сформировались и развиваются, то рынки земли, капитала в большинстве регионов находятся в зачаточном состоянии, мобильность рабочей силы до сих пор низкая, что тормозит создание развитого рынка труда.
Однако данные факты нельзя трактовать как ненужность региональной политики, ее фиаско. Видимо, нужно говорить о неразработанности механизма региональной политики, отсутствие которого не позволяет достигать декларируемых целей и задач.
Механизмы региональной политики могут быть достаточно традиционными (субвенции, дотации, различные льготы, прямые инвестиции, специальные программы для особо нуждающихся регионов и групп и т.п.). Обычно разделяют прямые и косвенные методы. При использовании прямых методов государство активно участвует в капвложениях, направленных на совершенствование территориальной структуры хозяйства. При использовании косвенных методов государство через финансовую (налоговую, кредитную, таможенную) систему стремится создать соответствующий экономический климат в тех или иных районах для стимулирования их ускоренного развития и управления миграционными потоками.
Основными формами прямого участия государства в регулировании регионального развития являются: использование федерального бюджета для перераспределения финансовых ресурсов между регионами; разработка и осуществление федеральных программ развития регионов и отраслей с долевым государственным финансированием, участие в отдельных структурообразующих инвестиционных проектах с использованием конкурсной и контрактной систем их реализации; размещение федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд и др.
Одним из непременных условий реализации региональной политики является развитие бюджетного федерализма. Бюджетный федерализм - понятие экономическое, характеризует многоуровневость бюджетной системы государства, функционирование и взаимодействие бюджетов различных уровней власти (центрального, регионального и местного). Основными принципами бюджетного федерализма являются: четкое разграничение полномочий между всеми уровнями власти; наделение всех уровней власти достаточными финансовыми ресурсами для реализации этих полномочий; сглаживание региональных дисбалансов с помощью четко обоснованной и основанной на расчетах системы бюджетных трансфертов.
И хотя с 1994 г. взаимоотношения федерации и субъектов изменились в сторону расширения прав и ответственности региональных органов власти, механизм бюджетного федерализма в России окончательно не сложился и далек от совершенства. Так, процесс передачи определенных полномочий и функций нижестоящим уровням власти носит достаточно бессистемный характер и не сопровождается соответствующими бюджетными ресурсами. Региональные органы власти, и особенно органы местного самоуправления, не наделяются достаточными для реализации своих полномочий фискальными ресурсами; не всегда существует четкое разграничение полномочий между различными уровнями власти; передача трансфертов и различных финансовых льгот осуществляется, во-первых, на бессистемной основе, а, во-вторых, подобные действия зачастую противоречат основной задаче региональной политики - сглаживанию межрегиональных диспропорций. По мнению ряда экономистов, федеральные программы и ссуды не только не устраняют, но и усиливают территориальные различия. И это не удивительно, если учесть, что добиться выравнивания прав субъектов федерации не удалось. Под большим вопросом находится и уровень экономической эффективности трансфертов. Уже признается, что получение финансовой поддержки должно связываться с требованиями по ее эффективному и целевому использованию с последующим контролем расходования денежных средств. По различным оценкам, до 10% целевых средств расходуется по иным статьям. Для повышения экономической эффективности системы трансфертов необходимо поставить получение финансовых ресурсов в зависимость от экономической и хозяйственной ситуации в регионе, успешности программы стабилизации.
Кроме того, важным моментом является пересмотр взаимоотношений между центральным и региональными органами власти. Так, при разработке и выборе форм реализации региональных программ за рубежом все больше отходят от традиционного понимания роли государства, когда ресурсы просто перераспределяются от сильных к слабым и государство выступает как единственный источник финансирования и как центр принятия решений. Такая политика достаточно неэффективна. Новое понимание региональной политики все более рассматривает регионы как равноправных партнеров не только в принятии решений, но и с точки зрения их возможного долевого участия в программах и проектах. Подобный подход может найти место и в России. Формы реализации такого подхода к региональной политике достаточно разнообразны и могут быть реализованы через:

  • контракты между государством и регионами;
  • контракты между крупными фирмами, национальными и региональными государственными органами власти;
  • консорциумы по конкретным проектам;
  • межрегиональные и внутрирегиональные рабочие группы;
  • ассоциации по конкретным проектам и т.п.

Базой для принятия решений в финансовой области должен стать мониторинг социально-экономической ситуации, а не политическое давление со стороны региона. Одним из политических шагов для создания " противовеса" региональному лоббированию является усиление местного самоуправления и, тем самым, создание более равновесного баланса государственных, региональных и местных уровней власти. Усиление позиций местного самоуправления может нейтрализовать деятельность региональных властей в процессе " административного торга". Кроме того, согласно основам экономической теории, чем больше население ценит разнообразие в предоставляемых правительством услугах, тем дробнее должна быть власть и меньше территориальная единица. В многонациональных регионах, особенно там, где национальности имеют тенденцию расселяться локально, концентрироваться, население будет предъявлять специфические требования (культурные, образовательные и другие), которые могут реализовываться через систему самоуправления.
Продуманная региональная экономическая политика в перспективе позволила бы решать национальные вопросы не путем обособления, а путем обеспечения надлежащих социально-экономических условий для жизни народов всех национальностей в регионах.
Основные положения государственной региональной политики должны разрабатываться параллельно и с учетом концепции национальной безопасности России, стратегии регионального развития страны, механизма взаимоотношений между субъектами Федерации и центром. Разумная и обоснованная региональная экономическая политика, конечно, не является панацеей для " лечения национальных болезней" и не решит все национальные проблемы и конфликты, но она, по крайней мере, может смягчить экономические побудительные причины дезинтеграции с использованием национальных лозунгов.

Комментарий
(А.Барабашев, Кеннан, г.Москва)

Наличие малого количества регионов-доноров внушает пессимизм в отношении благосостояния Российской Федерации в целом. Но еще больший пессимизм возникнет, если сокращение количества регионов-доноров будет происходить и далее. Тогда, в перспективе, останется один донорский регион - Москва. Роль Москвы по преимуществу заключается в том, что сюда через банки перекачиваются средства, здесь средства " прокручиваются" и далее уже как " донорские" поступают в регионы. Если эта роль усилится, то регионы станут столь сильно привязанными к Москве, что создание полицентричной Федерации окажется невозможным. Альтернативой может стать политика " демосквизации", т.е. создание препятствий для использования Москвой природной ренты. Мне представляется, что обе указанные альтернативы плохие, и поэтому их необходимо избежать. К сожалению (я буду рад, если это не так), отсутствуют исследования и предложения о том, какие иные варианты экономического взаимоотношения Москвы и регионов существуют и как эти варианты можно реализовать.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экзокринные железы | 
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал