![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды мышления. Мыслительная деятельность человека разнообразна и многопланова
Мыслительная деятельность человека разнообразна и многопланова. Это особенно проявляется в существовании различных видов мышления. В психологии наибольшую популярность получили классификации мышления по следующим основаниям: · по форме; · по характеру решаемых задач; · по степени развернутости; · по степени новизны и оригинальности. По форме выделяют 3 вида мышления: наглядно-действенное, наглядно- образное и абстрактно-логическое. Наглядно-действенное мышление связано с первой стадией развития мышления человека и характеризуется тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального физического преобразования проблемной ситуации. Другими словами, осуществляемые операции происходят во внешней практической форме посредством осуществления манипуляций с предметами. Данный вид мышления, соответственно, наблюдается и у высших животных.
Наглядно-образное мышление наблюдается в ситуациях, когда для нахождения решения индивид использует конкретные образы. Имея возможность активно изменять представления о предметах, полученные благодаря органам чувств, человек может формировать разностороннее вимвние проблемы, что позволяет найти наиболее оптимальное решение. Наглядно-образное мышление особенно характерно для дошкольников и младших школьников. Поэтому не случайно, что ученики начальных классов стремятся наполнить абстрактные понятия конкретными образами.
Абстрактно-логическое (или словесно-логическое) мышление основывается на использовании понятий и рассуждений для решения стоящих задач, т. е. в основе функционирования данного вида мышления лежит использование слов, которые отражают различные отвлеченные понятия, поэтому именно благодаря ему человек способен обобщенно отражать окружающую действительность. Абстрактно-логическое мышление в онтогенезе возникает на более поздних этапах онтогенеза. У зрелого человека все рассмотренные виды мышления тесно связаны между собой и взаимодополняют друг друга. В то же время, часто можно говорить о преобладании того или иного вида мышления.
По характеру решаемых задач условно выделяют теоретическое и практическое мышление. Теоретическое мышление связано с постижением законов, закономерностей, свойств предметов и явлений. Практическое мышление определяет успешность решения реальных, практических задач, поэтому оно подразумевает разработку планов и постановку целей, а также практическую их реализацию, ведущую к изменению действительности. Чаще всего наиболее оптимальным является гармоничное сочетание теоретического и практического мышления. В ином случае мы вправе говорить об определенной ограниченности познавательной сферы человека. По степени развернутости также выделяют два вида мышления: дискурсивное и интуитивное. Если в ходе мыслительной деятельности человек осознает все ее этапы, говорят о дискурсивном (развернутом) мышлении. Если же мы наблюдаем ситуацию, когда решение задачи приходит быстро и неожиданно, человек не осознает последовательность основных этапов, то данное мышление обозначают как интуитивное.
Результат мыслительной деятельности может быть рассмотрен и с точки зрения новизны (оригинальности). Репродуктивное (воспроизводящее) мышление — вид мышления, при котором человек использует имеющиеся способы решения задачи. Продуктивное (творческое) мышление связано с созданием новых, до этого не используемых подходов, способов к решению мыслительной задачи.
|