Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Словарь терминов. Административно – правовая Норма – это правило поведения, установленное государством (органом исполнительной власти) с целью регулирования общественных
административно – правовая норма – это правило поведения, установленное государством (органом исполнительной власти) с целью регулирования общественных отношений в сфере государственного управления. Нормы административного права определяют границы надлежащего, допустимого и рекомендованного поведения людей, деятельности органов исполнительной власти, их должностных лиц, а также предприятий, учреждений, организаций и трудовых коллективов в сфере исполнительной власти. Нормы административного права устанавливают правовой режим взаимоотношений субъектов государственного управления и местного самоуправления, порядок осуществления организационно-управленческой деятельности, определяют права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти и гарантии их реализации. гипотеза – часть правовой нормы, описывающая условия, при наступлении которых следует применять данную норму. В ней указываются обстоятельства, при которых у субъектов правоотношений возникают права и обязанности. Гипотеза нередко обнаруживает себя в виде юридических фактов (например, достижение определенного возраста, совершение административного правонарушения и т.п.). При регламентации деятельности аппарата управления она прямо не выражается, а предполагается в качестве условия соответствия его деятельности установленной компетенции. Например, ст. 2.3 КоАП предусматривает, что административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста. диспозиция – центральный элемент нормы права, содержащий правило поведения, которому должны следовать участники правовых отношений. Она устанавливает права и обязанности сторон, определяет варианты поведения участников общественных отношений. Диспозиция – это соответствующие предписания, запреты или дозволения. исполнение – активное поведение субъектов, направленная на выполнение юридических обязанностей, зафиксированных в административно-правовых нормах. Суть исполнения заключается в четкой реализации обязывающих норм административного права, когда субъекты указанной отрасли права (и соответственно возникающих правоотношений) своими активными действиями воплощают в жизнь возложенные на них обязанности; использование – активное поведение субъектов административного права, при которой они сами решают вопрос об осуществлении соответствующих действий или воздержанию от них. В этом случае норма права будет реализовано и тогда, когда субъект выбрал активное поведение (в форме действий), и тогда, когда он избрал пассивную форму поведения. Использование норм административного права является добровольным делом. Никто не может принуждать к их использованию, время никто не должен нести ответственность за неиспользование норм административного права; материальные нормы – юридически закрепляют комплекс обязанностей, прав, а также ответственность участников регулируемых общественных отношений, т. е. фактически их административно-правовой статус. Например, ФЗ-79 «О государственной гражданской службе РФ» определяет государственную службу в качестве профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Эта норма статична, т. к. лишь фиксирует возможность приобрести охарактеризованный в ней в общей форме статус государственного служащего. применение – проявление властной деятельности уполномоченных государственных органов по поводу конкретных дел и с изданием индивидуальных юридических актов. В отличие от первых трех способов реализации административно-правовых норм, применение является прерогативой только органов, имеющих государственно-властные полномочия. Правоприменение осуществляется применительно к субъектам административно-правовых отношений с целью реализации абстрактных предписаний норм права по конкретной жизненной ситуации. Результатом правоприменительной деятельности является акт применения права, под которым следует понимать решение уполномоченного органа (должностного лица), принятое в результате рассмотрения конкретного юридического дела в сфере публичного управления. процессуальные нормы – по своему назначению определяют (регламентируют) процедуру или порядок реализации обязанностей и прав, устанавливаемых нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений. В частности, они определяют порядок поступления на государственную службу и ее прохождения. Различают четыре основных способа реализации административно-правовых норм: реализация административно-правовых норм – это процесс практического воплощения в жизнь предписаний, содержащихся в административно-правовых нормах. санкция – элемент правовой нормы, указывающий на меры государственного принуждения, применяемые при нарушении предписания, содержащегося в норме права. Санкция, как правило, предусматривает ту или иную меру административно-предупредительного (например, реквизиция имущества) или пресекательного (например, запрещение эксплуатации транспортного средства) характера. соблюдение – пассивное поведение субъектов, не допускает нарушение административно-правовых норм (например, если гражданин или должностное лицо не нарушают санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм); структура административно – правовой нормы – она состоит из 3 элементов: гипотеза, диспозиция и санкция.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Нормативные правовые акты Кодекс РФ об административных правонарушениях. М., 2012г. Трудовой кодекс РФ. М., 2011. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. М., 2011. Арбитражный процессуальный кодекс РФ. М., 2011. Федеральный закон от 27 июля 2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе» (ред. от 6.12.2011г.) //СЗ РФ, 2004, №31, Ст. 3215. Конституции республик, входящих в состав РФ. Уставы областей и краев, городов федерального значения - субъектов РФ. Основная Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. М.: Норма, 2009г.* Россинский Б.В.Административное право: Учебник/ Россинский Б.В., Старилов Ю.Н., 4-ое издание, пересм. и доп. М.: Норма Инфра, 2010.* Конин Н.М. Административное право: Учебник, 2-ое издание. М.: Проспект, 2009г.* Дополнительная Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право. Учебник. М., 2003* Иванов В.В. Перспективы внутрифедеральных договоров как источников регулирования федеративных отношений //Правоведение, 2000, №6, С.40. Козлов Ю. М. Административные правоотношения. М., 1976. Коваль Л. В. Административно-деликтное отношение. Киев, 1979. Коренев А.П. Нормы административного права и их применение. М., 1978. Масленников М.Я. Административно-процессуальные нормы – содержательная база формирования Российского административно-процессуального кодекса // Административное право и процесс, №1, 2011. Сорокин В. Д. Административно-процессуальное отношение. Л., 1968. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. Т. 1.: История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты. М.: Норма, 2002. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. Т. 2.: Государственная служба. Управленческие действия. Правовые акты управления. Административная юстиция. М.: Норма, 2002. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: Полный курс. М., 2005.* Халфина Р. О. Общее учение о правоотношении. М., 1974. Юсупов В. А. Теория административного права. М., 1985.
|