![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды повреждения передач
Поломка зуба (выламывание углов или целого зуба у основания, рис. 10.21) является одним из распространенных видов повреждений передач. Рис. 10.21
Основная причина такого разрушения связана с образованием и развитием усталостной трещины (трещин) в зоне (зонах) концентрации напряжений от длительной циклической нагрузки. Поломка зуба может происходить и в результате больших перегрузок статического и ударного характера. Описанный вид разрушения типичен для открытых передач и в закрытых передачах с высокой твердостью поверхностей зубьев. Выкрашивание или отрыв от рабочей поверхности зубьев мелких частичек металла, приводящий к образованию ямок (раковин, рис. 10.22), является другим типичным видом повреждения передач. Оно начинается обычно вблизи полюсных линий с образования (на ножках зубьев) мелких ямок. Рис. 10.22
Выкрашивание контактирующих поверхностей наблюдается преимущественно в закрытых (работающих в смазке) передачах и происходит под действием длительных рабочих нагрузок в зонах концентрации контактных напряжений. При невысокой твердости поверхности зубьев выкрашивание часто носит ограниченный характер. Оно начинается в зонах концентрации нагрузки и спустя непродолжительное время прекращается (происходит приработка зубьев). При высокой твердости поверхности зубьев ямки быстро разрастаются, нарушаются условия смазки, появляются дополнительные динамические нагрузки, способствующие преждевременному разрушению зубьев. Износ зубьев является причиной выхода из строя преимущественно открытых передач, недостаточно защищенных от попадания абразивных частиц. Искажение профиля в результате износа приводит к увеличению динамических нагрузок, повышению напряжения изгиба и поломке зуба. Заедание наблюдается в высоконагруженных и высокоскоростных передачах и является следствием разрыва масляной пленки из-за высоких контактных давлений. Оно проявляется в образовании молекулярного сцепления (сварки) поверхностных слоев металла и последующего разрушения этих связей в процессе скольжения зубьев. Основными критериями работоспособности зубчатых передач являются изгибная и контактная прочность. Для уменьшения износа повышают износостойкость передачи путем увеличения твердости контактирующих поверхностей, защитой от попадания абразивных частиц в зону контакта, применением смазочных материалов с повышенной вязкостью. Меры предупреждения заедания включают повышение поверхностной твердости зубьев путем их химико-термической обработки, фланкирования, применения противозадирных смазок и т. д.
|