Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Периодизация детского развития в теории ЭльконинаСтр 1 из 22Следующая ⇒
Д.Б. Эльконин рассматривал ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир: мир предметов и мир людей. Существуют: «ребёнок – общественный взрослый» входят деятельности, внутри которых происходит понимание основ: смысл человеческой деятельности, нормы отношений между людьми, освоение задач и мотивов. «ребёнок – общественный предмет» входят деятельности, внутри которых происходит понимание способов действий с предметами. Ведущая деятельность обуславливает: 1) Развитие отдельных психических процессов (память, мышление, эмоции и т.д.) 2) Развитие личности ребенка в целом. 3) В рамках, которой зарождаются новые формы деятельности ребенка.
Рассматривая ведущие деятельности детей для определенных возрастных этапов Эльконин заметил, закономерность (периодизация), которая показывала чередование типов деятельности по группам: Обозначим основные проблемы возрастной периодизации психического развития: 1. Проблема органической и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека. 2. Влияние обучения и воспитания на развитие детей. 3. Соотношение задатков и способностей. 4. Сравнительное влияние эволюционных, революционных, ситуационных изменений в психике и поведении ребенка. 5. Соотношение интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии ребенка. Д.Б. Эльконин говорит, что основным механизмом смены возрастных периодов развития является ведущая деятельность. Основные положения периодизации развития Д.Б. Эльконина таковы: процесс детского развития делится на три этапа: 1. Дошкольное детство (от рождения до 6-7 лет); 2. Младший школьный возраст (от 7 до 10-11 лет, с первого по четвертый класс школы); 3. Средний и старший школьный возраст (от 11 до 16-17 лет, с пятого по одиннадцатый класс школы).
Весь период детства по возрастной физической классификации делится на семь периодов:
. Выделено 4 основных кризиса возраста в детской психологии:
итоги. Развитие ребенка следует рассматривать, как развитие эпох, состоящих из связанных периодов. Возникает логичный вопрос, как определить момент перехода от периода к периоду, от одной эпохи к другой? Даниил Борисович Эльконин определял возраст, как относительно замкнутый период, который характеризуется следующими показателями: 1) Определение социальной ситуации развития – форма отношений, в которой находится ребёнок с взрослым. 2) Ведущий тип деятельности. 3) Основные психические новообразования – приобретённые на данном этапе развития ребенка. Поведение и психика человека не определяются биологической наследственностью или воздействием среды. Главная характеристика человека заключается в самодетерминации – способность человека выбирать и иметь собственный выбор. Самодетерминация делает человека сознательным и свободным субъектом собственной жизни. Это возможно благодаря сознанию и осознанию своего поведения. Высшие психические функции имеют культурную основу, по происхождению: произвольны и опосредованны знаками. Психическое развитие ребенка – процесс присвоения и освоения культурно заданных средств или развитие высших психических функций. Это возможно, только при участии в жизнедеятельности ребенка взрослых людей, так как процесс психического развития имеет культурную природу происхождения. Открытый закон высших психических функций Выготского говорит о том, что всякая психическая функция «выходит на сцену дважды» в интер- и интрапсихической форме. Передача культуры происходит в процессе обучения от взрослых к детям. Обучение – взаимодействие ребенка с идеальной культурной формой, опосредованной взрослым. Согласно культурно-исторической теории обучение опережает развитие ребенка и введёт за собой («зона ближайшего развития»). Не стоит думать, что любое обучение способно вести за собой развитие, между ними существует собственная деятельность ребенка, в которой раскрывается отношение ребенка к миру и собственно обучению. Согласно теории Леонтьева каждая стадия развития ребёнка, характеризуется ведущей деятельностью, которая обуславливает главные изменения психических процессов и личности ребенка в целом. Структура деятельности состоит из трёх уровней: деятельность – действия – операция, им соответствует психический ряд: мотив – цель – задача. Важный механизм развития деятельности называется «сдвиг мотива на цель». Общение ребенка с взрослым в процессе развития принимает разные формы. Развитие общения в концепции Лисиной, рассматривается, как особый вид деятельности, имеющий структуру: потребности – предмет – мотивы – средства. В общении с взрослым ребенок усваивает не только способы деятельности и культурные нормы, но и олицетворяет новые мотивационные уровни и ценности. Важнейшая проблема в детской психологии – периодизация детского развития. Эльконин выделял две группы деятельности ребенка: освоение человеческой деятельности и её мотивов и задач, освоение способов действий с предметами. Эти деятельности чередуются, причем освоение человеческой деятельности, предшествует освоению действий с предметами. Переход между возрастными периодами характеризуется кризисами развития.
Особенности кризиса (по Выготскому): А) временные границы кризиса неотчетливы. В середине кризиса есть резкое обострение – кульминационная точка. Б) во время кризисов – трудновоспитуемость (не желание учиться, конфликты с окружающими, острые переживания. Но у некоторых детей этого не наблюдается.) В) негативный характер развития – ребенок теряет интересы, направляющие всю его деятельность, прежние формы внешних отношений и внутренней жизни как бы запустевают. Кризисы бывают:
|