Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Кризисы взрослого возраста.
Кризисы зрелости, четко выделены: кризис тридцати лет, кризис середины жизни (40-45 лет), кризис позднего возраста (55—60 лет).По мнению Л.С. Выготского, кризис, или критический период, — время качественных позитивных изменений, результатом которых является переход личности на новую, более высокую ступень развития. Содержание кризиса — это распад сложившейся социальной ситуации и возникновение новой. Основными характеристиками кризисных периодов, по Л.С. Выготскому, можно назвать:
Кризисы взрослых, по сравнению с кризисами детей, не имеют столь жесткой привязанности к возрасту. Зачастую они зреют постепенно, но могут возникать и внезапно — в случае появления резких изменений в социальной ситуации человека. Возраст первого кризиса определить однозначно трудно, он зависит от времени начала самостоятельной профессиональной деятельности человека. Под кризисом перехода к старости будем подразумевать период, соответствующий времени выхода человека на пенсию. К сожалению, как правило, возрастные кризисы взрослых людей приобретают характер экзистенциальных, поскольку в их переживание включаются проблемы смысла жизни и индивидуального существования. Помимо экзистенциальных кризисов, у взрослых могут наблюдаться, духовные кризисы, общей чертой которых является обращение к высшим ценностям. Личностный кризис у взрослых может возникнуть на почве переживания той или иной трудной ситуации. Семейный кризис связывается с переходом семьи на новую ступень жизненного цикла, который влечет изменения в ее структуре и взаимосвязях с другими социальными группами (например, рождение ребенка, развод родителей, «отделение» подростка от семьи). Случаются и профессиональные кризисы, обусловленные профессиональным ростом или изменением сферы деятельности. По мнению многих авторов, объединяющим параметром всех кризисов является наличие в них ситуации выбора. Особенность возрастных кризисов зрелости заключается в том, что Их возникновение и протекание зависит от того, как человек относится к течению времени и насколько выражен у него страх перед будущим. Грядущее тревожит, и его образ чаще негативен, прошлое, наоборот, эмоционально заряжено и видится более позитивно. Страх будущего вызывает отрицание своего возраста. Человеку хочется быть моложе, как следствие, возникает стремление казаться моложе. Поэтому свидетельствующие о возрасте изменения во внешности воспринимаются очень болезненно. Критериями успешного проживания кризиса можно считать:
Такое восприятие внутреннего неблагополучия дает человеку возможность для появления тех или иных личностных новообразований.Зачем же нужны эти личностные новообразования, приобретаемые в процессе проживания кризисов? Как нам представляется, они необходимы для того, чтобы человек в целом был удовлетворен качеством своей жизни, считал себя счастливым, чтобы основной эмоциональный фон его был позитивным, отсутствовали психосоматические заболевания. Две точки зрения на процесс развития: непрерывная и дискретная. Первая допускает, что развитие идёт не останавливаясь, не ускоряясь и не замедляясь, поэтому каких-либо чётких границ, отделяющих один этап от другого, не существует. Согласно другой точки зрения развитие идёт неравномерно, то ускоряясь, то замедляясь, и это даёт основания для выделения стадий или этапов развития, качественно отличающихся друг от друга. На каждой стадии развития существует какой-либо главный, ведущий фактор, определяющий собой процесс развития на этой стадии. Все дети независимо от индивидуальных особенностей проходят через каждую стадию развития, не пропуская ни одной и не забегая вперёд. Типы развития психики (Л.С.Выготский): 1) преформированный тип – это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдёт, так и конечный результат, который явление достигнет (например, эмбриональное развитие); 2) непреформированный тип – это тип развития, который не предопределён заранее. С самого начала, с момента рождения ребёнка не даны ни те стадии, через которые он должен пойти, ни итог, которого он должен достигнуть. Подходы к периодизации детского развития (В.С.Выготский): 1) периодизация детства на основе ступенчатого построения других процессов, так или иначе связанных с детским развитием (теория рекапитуляции С.Холла; периодизация детского развития, исходя из способа добывания пищи К.Гетчинсон; периодизация развития в соответствии со ступенями воспитания и обучения); 2) периодизация детства на основе выделения какого-нибудь одного признака (теория конвергенции В.Штерна, периодизация детского развития на основании дентиции П.П.Блонского); 3) периодизация детского развития на основе выделения существенных особенностей самого детского развития (периодизация психического развития А.Л.Гезелла на основе темпа психического развития).
|