![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура службы маркетинга
Структура службы маркетинга опред-ся объемами внешнеэкономических операций и кол-м рынков на которых работает предприятие. 1 этап: когда объемы малы, то специалистам отдела сбыта или отдела маркетинга вменяются функции по международным исследованиям. 2 этап: при росте масштабов работ могут создавать спец.должности маркетологов 3 этап: в дальнейшем маркетологи занимающиеся зарубежными рынками объединяются в отдел 4 этап: а в дальнейшем в отдельный департамент, в рамках которого формируются отделы по различным направлениям При формировании служб учитываются 2 ориентира: · Товарный – один специалист (служба) ведет один товар на всех рынках · Страновый – один специалист ведет (сопровождает) все товары на одном рынке
ТЕМА 4: ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 1. Внешняя торговля 2. Экспорт капитала 3. Совместная деятельность 4. Свободные экономические зоны ВОПРОС 1: ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ Внешняя торговля – вывоз и ввоз или только вывоз, или только ввоз Т и У из одной страны в другую. В зависимости от объекта торговли различают: 1. Товары в вещественно-материальной форме – это ГП, п/сырьё (хар-ку внешней торговли см в след.темах)
2. Услуги – в эту сферу внешней торговли включаются все виды услуг, которые предоставляются нерезидентом, в т.ч. консультационные услуги, которые могут быть разделены на 2 осн.категории: - Управленческие (консалтинг) - Инженерные (инжинеринг) В данном случае услуга оплачивается по контракту (или соотв.соглашению) и по истечению периода его действия взаимоотношение сторон прекращаются. Услуги могут предоставляться как фирмами, так и ФЛ. Кроме того к торговле услугами относятся операции обеспечивающие внешнюю торговлю (международ.расчеты, перевозка грузов, страхование и т.п.)
3. Интеллектуальная собственность (НТО – научно-технический обмен) – предполагают передачу интеллектуальной собственности на возмездной основе. Право использования интелект.собственностью подтверждается лицензией. Лицензия – это разрешение владельца интелект.собственности (лицензиара) на ее использование на право использования 3м лицом (лицензиатом) в течении опред.периода времени за установленное влицензион.соглашении вознаграждение. Лицензия для лицензиара – это: - Средство увеличения доходов и на опред.этапе единственная возможность коммерч.использования нововведений - Альтернатива экспорту, которая позволяет сохранять в секрете конструкцию изделия - Возможность преодоления таможенных барьеров - Средство расширения экспорта сопутствующих лицензии оборудования, материалов и т.п. Лицензия для лицензиата – это: - Возможность доступа к технологиям мирового уровня - Возможность экспорта продукции выпускаемой по лицензии - Возможность дальнейшего обмена результатами НИОКР - Гарантия технической обработанности новшества Интелектуал.собственность может быть юридически защищена или незащищена. Формами юридической защиты являются: 1. Патенты (для технологических и технических изобретений) 2. Авторское право – применяется в области искусства, науки, лит-ры. 3. Товарный знак – для изделий компаний
Существуют 3 формы НТО: 1. Продажа патентов (патентные лицензии) - это документ, который выдается компетен.гос.органом и удостоверяет признания авторитета (приоритета) изобретения, авторства и исключительное право патентообладателя на изобретение. Проблема патентообладателя предполагающего экспортировать товар, в котором воплощена интелектуал.собственность состоит в том, что он для её защиты должен патентовать изобретения на территории той страны, куда предполагается экспортировать продукцию.
2. Ноу-хау – это технические знания, практический опыт, коммерческая и управленческая инф-я не имеющие правовой защиты, но представляющие собой коммерческую ценность. Предметом торговли в этом случае яв-ся коммерческая тайна.
3. Франчайзинг - это предоставление самостоятельному предприятию (франчайзи) исключит.права реализации продукции или услуг в конкретном регионе с использованием торговой марки известной компании (франчайзира). Обязанности сторон по франчайзингу: - Франчайзер предоставляет партнеру ноу-хау связанный с торговой маркой, а так же оказывает помощь в орга-ии управления и сбыта продукции - Франчайзи соблюдение технологии изготовления продукта или предоставления услуги - Франчайзи выплачивает вознаграждение франчайзеру по контракту - Франчайзи охраняет права интелектуал.собственности франчайзира Формы лицензионных вознаграждений: · Роялти – это равномерные периодические процентные отчисления, которые определяются в виде фиксированных ставок от фактического экономического результата, полученного в результате исп-я предмета лицензии · Паушальный платеж – это твердо-фиксированная сумма вознаграждения, которая устанавливается на основе оценки возможного экономического эффекта и ожидаемых прибыли лицензиата. Платеж может произ-ся единовременно или в рассрочку. Как правило в соглашениях исп-т оба типа платежа – часть вознаграждения выплачивается единовременно при подписании контракта, а вторая часть в виде роялти размер которого пропорционально уменьшается.
ВОПРОС 2: ЭКСПОРТ КАПИТАЛА Экспорт капитала – это изъятие капитла из процесса национального оборота в одной стране и включение его в оборот в другой стране. Мотивы экспорта капитала: 1. Более высокая норма прибыли на вкладываемый капитал 2. Экономия на экологических затратах 3. Возможность преодоления внешней закрытости сраны с ёмким потребительским рынком 4. Контроль за компаниями Формы экспорта в капитал: 1. Прямые инвестиции – обеспечивают получение дохода при непосредственном участии инвестора в управлении или контроле за использованием денеж.средств, вложенных в производство или ценные бумаги: · Зарубежное предприятие – предполагает создание нового ЮЛ на территории иностр.гос-ва, которое яв-ся местом его регистрации.
· Зарубежный филиала предприятия – это подразделение зарубеж.компании, которое административно подчинённо головному офису. Основной формой компаний располагающих филиальной сетью за рубежом яв-ся транснациональные корпорации (компании). Транснациональные корпорации (ТНК) – это концерны национальные по капиталу и контролю над ним (осуществляет головной офис), но международные по деятельности.
· Совместные предприятия (СП) – это ЮЛ, созданное на территории како-либо страны на основании договора и путем вкладов участников в качестве коллективного образования, в целях осуществления любого вида дея-ти, разрешенного законодательством, обладающее обособленным имуществом и несущее самостоятельную ответственность по своим обязательствам. В зависимости от вклада участников СП в уставный фонд различают: - Преимущественное владение (когда вклад участника больше 50%) - Равное владение (при равных вкладах) - Участие (менее 50% вклада)
· Концессии – это правовой механизм передачи гос-м (муниципалитетом) частному лицу на временной и платной основе права исп-ть в предпринимательских целях гос.имущество или права на отдельные виды хоз.дея-ти, на которые установлена гос.монополия. Объекты концессии: - Природные ресурсы - Существующие объекты соц-произ.инфраструктуры - Право на создание объекта соц-произв.инфраструктуры и их последующую эксплуатацию - Общественные службы Примечание: 1) концессия в опред.смысле яв-ся долгосроч.арендой гос.имущества при этом очень часто концессионные контракты предусматривают обязательства арендатора по инвестированию средств не только в объект концессии, но и в инфраструктуру региона (территории) в котором этот объект располагается.
· Контрольный пакет акций – дает возможность прямого управления капиталом. Контрольный пакет как правило это более 25%. · Лизинг Все рассмотренные ранее виды прямых инвестиций регулируются законодательством страны, в которую осущ-ся экспорт капитала. 2. Портфельные инвестиции – это вложения средств в ценные бумаги зарубежных предприятий, орг-ий и правительств с целью получения доп.дохода, но не дающие возможности непосредственного контроля за их использованием.
3. Банковские кредиты – это предоставление денежных средств в виде финансовых кредитов на обычных условиях кредита. Признаки классификации банковских кредитов: · Валюта займа. Кредит может быть предоставлен в валюте: - Страны должника - Страны кредитора - Третьей страны - Коллективной валюте
· Срок займа: - Суперкраткосрочные: от часа до суток - Краткосрочные: до года - Среднесрочные: от года до 5 лет - Долгосрочные: от 5 до 10 лет - Сверхдолгосрочные: более 10 лет
· Обеспеченность займа: - Обеспеченные (кредит выдается под залог товаров, товарных документов, векселей, а так же учета тратт - Бланковые займы (не имеют формального обеспечения)
4. Официальные кредиты – это гос.вывоз капитала. Формы официального вывоза капитала: · Безвозмездные субсидии и кредиты – предоставляются странам попавшим в ЧС (землетрясения, наводнения и т.д.)
· Государственные долгосрочные кредиты на развитие – предоставляются зарубеж.странам нац.банками
· Государственные коммерческие кредиты – предполагают открытия кредитной линии, как правило в гос.банке, средства которой могут исп-ся зарубеж.правительством на определенные по соглашению цели. Предполагают приобретение Т или У обычно в стране кредиторе.
· Государственные гарантии частных экспортных кредитов – предполагает оплату поставленного товара гос.банком в случае если импортер, т.е. нац.покупатель не расплатился по контракту.
· Кредиты международных экономических организаций – это система образований различного вида, создаваемых на основе договоров (соглашений) между правительствами или гос.органами для координации хоз.решений, кооперирования или совместной произв.дея-ти в опред.отраслях экономики и техники. Данные орг-ии как правило осущ-т фин.поддержку проектов соответ-х целям создания орг-ии.
Ведущими международными экономическими организациями яв-ся: - Международный валютный фонд (предоставляет кредиты для поддержания платежного баланса страны) - Международный банк реконструкции и развития (предоставляет кредиты на развитие отдельных отраслей экономики) - Международная финансовая корпорация (предоставляет кредиты частным компаниям) · Международная ассоциация развития (предоставление кредитов развивающимся странам)
ВОПРОС 3: СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Совместная деятельность – это сотрудничество пред-ий и орг-ий в любой сфере деятельности на основе договорных отношений, но без создания единого ЮЛ. Формы совместной деятельности: 1. Международная специализация и кооперация (координации) – это когда отдельные фирмы, пердприятия и объединения различ.стран специализируются на производстве конкрет.видах продукции или на конкрет.стадиях производ-технологич.процесса. Формы МСиК: · Порядное кооперирование – это отраслевая форма специализации при которой в соответствии с соглашением компании субподрядчики изготавливают комплектующие, которые затем поставляются на сборку.
· Совместное производство – это когда сотрудничающие компании принадлежат различным звеньям технологич.цепочки начиная от рисурсообеспеченья и заканчивая сервисным обслуживанием.
· Соглашение о договорной специализации – предусматривает разграничение исследовательских и производственных программ участников соглашения с целью исключения их дублирования, при этом участники с одной стороны обмениваются результатами НИОКР, а с другой могут договариваться о разделе рынков сбыта.
2. Международное сотрудничество: · Научно-техническое сотрудничество – это согласованная деятельность участников из разных стран, которая направлена на ускорение научно-технического прогресса. Осуществляется в форме: - Взаимного планирования, координации, совместного осуществления научных разработок - Обмена научно-технической информации - Подготовке научных кадров - Помощи обеспеченности НИОКР материально-тех.ресурсами, в том числе предоставления грантов Организация научно-тех.сотрудничество оформляется в виде научно-технических альянсов. Научно-технические альянсы – это устойчивые объединения фирм различных размеров между собой и/или науч.орг-ми на основе соглашения о совместном финансировании НИОКР и владении интеллектуальной собственностью: - Научно-исследовательские (в рамках проводятся научные проекты) - Научно-производственные (продуктом сотрудничества которых яв-ся продукция) Основные сферы деятельности НТА: - Информационные технологии - Биотехнологии - Новые материалы
· Сотрудничество на компенсационной основе - это получение фин.целевого кредита от иностр.инвестора, за счет которого создаются новые произв.мощности, и который погашается (возврат с %) за счет выручки от продажи продукции, произведенной на созданных мощностях.
· Сотрудничество на условиях разделения продукции – полное или частное финансирование проекта сотрудничества с полным или частичным покрытием текущих расходов иностран.партнером и возмещение затрат иностран.партнера или путем предоставления ему части продукции в натуральной форме или части выручки от её продажи. Доля иностран.партнера опред-ся соглашением, которое как правило действует в течении всего периода произв-ва и реализации соотв.продукции.
3. Переработка давальческого сырья (толлинг) – вывоз сырья в другую страну с целью его переработки в ГП или п/ф с последующим возвратом их в страну владельца ВОПРОС 4: СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ Свободные экономические зоны – определенный участок эк.пространства, в рамках которого законодательно устанавливается преференциальной (льготный) режим хозяйствования. Группы преференций в рамках СЭЗ: 1. Внешнеторговые – это льготы, предусматривающие ведение особого таможенно-тарифного режима (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин) и упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций.
2. Фискальные – это льготы, содержат нормы связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности или поведения предпринимателей. ………
3. Финансовые – это различного рода субсидии: - Установление пониженных цен на коммунальные услуги - Снижение арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями - Предоставление преференциальных гос.кредитов
4. Административные – предоставляется администрацией зоны с целью упращения: - Процедур регистрации предприятий - Режима въезда-выезда иностр.граждан - Процедур оказания различных услуг
ТЕМА 5: ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПОНЯТИЯ И ВИДЫ ОСНОВНЫХ КОММЕРЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ 1. Понятия внешнеэкономических коммерческих операций 2. Характеристика основных коммерческих операций ВОПРОС 1: ПОНЯТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ КОММЕРЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ Коммерческие операции – это приемы по подготовке и проведенного торгового сотрудничества на основе заключенного соглашения. Сделка – это соглашение между двумя или более сторонами результатом которого яв-ся изменение, прекращение или приобретение гражданских прав и обязанностей, в том числе в отношении собственности. Признаки внешнеэкономической деятельности: 1. По крайне мере одна из сторон сделки яв-ся нерезидентом 2. Продаваемый товар пересекает границу страны продавца Сделки бывают: 1. Письменные (форма – договор, а во внешней торговле – контракт 2. Устная стороны договора контрагенты продавец экспортер покупатель импортер) Коммерческие операции: 1. Основные – это операции сутью которых яв-ся возмездный обмен между непосредственными участниками сделки: - Поставка товара - Платеж за товар 2. Обеспечивающие – относятся: - Операции связанные с продвижение товара от продавца к покупателю - Сведение международных расчетов Виды обеспечивающих операций: · Транспортные · Экспедиторские · Складские · Страховые · Банковские (расчетные, коммерческие кредиты, страхование платеджей)
ВОПРОС 2: ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ КОММЕРЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ Виды основных коммерческих операций: все операции рассматриваются по отношению к контрагенту А 1. Экспорт – поставка товара зарубежному покупателю, который рассчитывается за нее по полному объему поставки Рис1. 2. Импорт – закупка товара у иностр.продавца с оплатой поставки в полном объеме Рис2 3. Реэкспорт – предполагает закупку товара за рубежом с целью его перепродажи в третью страну: - Реэкспорт с завозом в страну реэкспортера рис3 - Реэкспорт без завоза в страну реэкспортера Рис 4 Причины реэкспортных операций: - Использование исторически сложившихся форм торговли, таких как международные биржи и аукционы - Вынужденный реэкспорт - Реэкспорт как составная часть более сложной операции - Реэкспорт с целью получения прибыли на разнице в ценах
4. Реимпорт – предполагает вывоз товара на территорию др.страны с дальнейшим его возвратом без доп.обработки. Рис 5 Операция осущ-ся в случае если: - Возвращается товар непроданный в рамках выставок, ярмарок - В случае возврата непроданных товаров с накопительных складов в рамках консигнационных отношений (реализация)
5. Операции встречной торговли – продавец товара (первоначальный экспортер) берет на себя обязательство принять в оплату своих товаров полностью или частично товары своего контрагента (встречная поставка) или способствовать их реализации 3му лицу.
Виды операций встречной торговли: · Чистый товарообмен: - Бартер (контрагенты подписывают договор о взаимной поставке товаров согласовывая в контракте. Перечень товаров и указывая сбалансированный объем поставки в денежной форме: Va(ден.ед)=Vб. Рис 6 · Операции связанные с участием продавца в реализации товаров контрагента (партнера) предполагают: - Расчет за поставленный товар осущ-ся в денежной форме частично или полностью - Первоначальный экспортер принимает на себя обязательство принять товары своего партнёра в опред.объеме. Этот объем определяет долю встречной поставки в объеме первоначальной. Эта доля в контракте фиксируется в виде коэф-та компенсации. Ккомп = Vвстреч.поставки/Vпервонач.поставки, при условии Vпервонач.поставки > Vвстреч.поставки Типы основных коммерческих организаций связанных с участием продавца в реализации товаров контрагента (партнера): · Компенсационные – контрагент А поставляет свой товар контрагенту Б, который данную поставку частично компенсирует поставкой своего товара, а остальное оплачивает в денежной форме, при этом при этом должно выполняться условие: Va(д.ед) = Vб (д.ед) +Пл.Т «А» (д.е) Рис 7 · Параллельные – контрагент А поставляет товар контрагенту Б, который производит платеж по полной стоимости поставки. Затем контрагент Б отправляет контрагенту А свой товар и этот контрагент рассчитывается за эту поставку так же в полном объеме. Рис 8 При таких сделках могут заключатся 3 контракта: - Отражает обязательства контрагента А о встречной поставке - Два других конкретизируют условия поставок товара А и товара Б
· Авансовые – имеют место в том случае если первоначальный экспортер более заинтересован в сбыте своей продукции, чем контрагент Б или использует товар Б в собственном производстве. Исходя из этих условий в авансовых сделках первой по времени исполнения яв-ся встречная поставка, а второй первоначальная, при этом оплата в полном объеме осуществляется как по товару А, так и по товару Б. Рис 9 · С передачей обязательств - контрагент А поставляет свои товары контрагенту Б, получает за них платеж по полному объёму их поставки. Обязательства по встречной поставке контрагент А передает контрагенту С (обычно это торговая фирма) в адрес которого контрагент Б направляет свои товары. Контрагент рассчитывается по полному объему поставке. (SWITCH). Рис 10
ТЕМА 6: ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ КОНТРАКТ: СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ Внешнеторговый контракт – это коммерческий документ представляющий собой договор поставки товара и сопутствующих услуг, согласованный и подписанный экспортером и импортером. СТРУКТУРА ВНЕШНЕТОРГОВОГОГО КОНТРАКТА: 1. Преамбула 2. Предмет и объект контракта 3. Объем поставки 4. Срок, дата и базисные условия поставки 5. Цена и сумма контракта 6. Условия платежа и формы расчета 7. Упаковка 8. Страхование груза 9. Качество товара 10. Рекламации и штрафные акции 11. Гарантии продавца 12. Оговорка о форс-мажоре 13. Арбитраж ПРЕАМБУЛА: Реквизиты по разделу - Наименование и номер контракта - Место и дата заключения контракта - Наименование сторон - Определение сторон (полное фирменное название, правовое положение и место нахождения)
|