Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тарифные льготы






 

Тарифная льгота — льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу ТС, предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики РФ. Тарифные льготы в отношении товаров установлены в ст. 34—38 Закона о таможенном тарифе и не могут носить индивидуального характера, за исключением установленных случаев. Тарифные льготы предоставляются исключительно по решению Правительства РФ.

Тарифные льготы могут предоставляться в виде:

-возврата ранее уплаченной пошлины;

-освобождения от оплаты пошлиной;

-снижения ставки пошлины;

-установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара (ст. 34).

Тарифную льготу, определение которой содержится в ст. 34 Закона РФ " О таможенном тарифе", следует отличать от таможенной льготы. Под таможенной льготой понимается любая льгота, касающаяся правил, установленных таможенным законодательством (льготы по таможенному оформлению, таможенному контролю и т.д.), в том числе и льготы по уплате таможенных платежей, к которым помимо таможенной пошлины отнесены НДС, акцизы, таможенные сборы и другие обязательные платежи, взимаемые в связи с перемещением товара через таможенную границу.

Тарифная льгота подразумевает предоставление льготы в связи с взиманием таможенной пошлины, ставка которой содержится в таможенном тарифе (отсюда и название - тарифная льгота). Таким образом, понятие таможенной льготы шире понятия тарифной льготы. В комментируемой статье законодатель отождествляет понятия тарифной льготы и тарифной преференции. Однако из текста Закона РФ " О таможенном тарифе" следует, что эти понятия не являются тождественными.

Анализируя нормы, содержащиеся в ст. ст. 36 и 37 комментируемого Закона, можно сделать следующие выводы. Во-первых, что предоставление тарифных льгот и преференции осуществляется в разных видах. Во-вторых, тарифные льготы и тарифные преференции также отличаются и по основаниям предоставления. Предоставление тарифных преференций, прежде всего, зависит от страны происхождения товара. Для решения вопроса о возможности использования тарифных льгот, необходимо определить, например, под каким таможенным режимом ввозится товар, в каких целях он ввозится на таможенную территорию Российской Федерации и т.д. В-третьих, тарифные льготы могут предоставляться в связи с уплатой как ввозных, так и вывозных таможенных пошлин. Тарифные преференции предоставляются в связи с уплатой исключительно ввозных таможенных пошлин.

Разграничивая тарифные льготы и тарифные преференции, таможенно-правовая доктрина нередко объединяет их в единое понятие " таможенно-тарифные льготы", под которыми понимаются все виды льгот, используемых при осуществлении таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности.

В статье 34 Закона РФ " О таможенном тарифе" определены основные характеристики тарифных льгот. Предоставление льгот по уплате таможенной пошлины не должно входить в противоречие с фискальным предназначением таможенной пошлины. Игнорирование этого обстоятельства неизбежно приводит к негативным последствиям для финансовой системы Российской Федерации, поскольку активное использование льготного таможенного обложения ведет к " недопоставкам" в доходную часть федерального бюджета. Тарифные льготы не могут носить индивидуального характера, кроме случаев, предусмотренных статьями 35 (освобождение от пошлины), 36 (предоставление тарифных преференций) и 37 (предоставление тарифных льгот). Запрет индивидуализации тарифных льгот отвечает принципам государственного регулирования внешнеторговой деятельности и, в частности, принципу равенства участников внешнеторговой деятельности и их недискриминации.

Тарифная льгота представляет собой инструмент реализации торговой политики Российской Федерации, используемый как в одностороннем порядке, так и на условиях взаимности. В последнем случае льгота может содержаться как в акте российского таможенного законодательства, так и в международном договоре (соглашении) Российской Федерации. При этом норма международного договора (соглашения), участником которого является Российская Федерация, имеет преимущественную силу по сравнению с аналогичной нормой внутреннего законодательства (ст. 15 Конституции РФ, ст. 38 Закона РФ " О таможенном тарифе").

В Законе РФ " О таможенном тарифе" закреплены основные виды тарифных льгот:

а) возврат ранее уплаченной пошлины;

б) освобождение от уплаты пошлины;

в) снижение ставки пошлины;

г) установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

Исчерпывающий перечень случаев освобождения от оплаты пошлиной содержится в статье 35 комментируемого Закона. Отметим, что действие отдельных пунктов статьи 35 Закона РФ " О таможенном тарифе" может быть приостановлено в соответствии с законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Снижение ставки пошлины - одна из важнейших торгово-политических льгот в механизме таможенно-тарифного регулирования. Так, например, в соответствии со статьей 36 комментируемого Закона тарифная льгота в виде снижения ставок пошлины может предоставляться в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации. В Постановлении Правительства РФ от 11 апреля 1996 года N 413 определено, что такие товары облагаются по ставкам в размере 75% действующих ставок таможенного тарифа.

Установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара - специфическая для внешнеторговой деятельности льгота. Под тарифной квотой понимается установление пониженных по сравнению со ставками ввозных таможенных пошлин, применяемыми в соответствии с Таможенным тарифом РФ, ставок ввозных таможенных пошлин на определенное количество товара, ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации в течение определенного периода (п. 2 ст. 36 Закона РФ " О таможенном тарифе").

Следует отметить, что в практике таможенно-тарифного регулирования встречаются и иные формы льгот по уплате таможенных пошлин, помимо тех, что упомянуты в статье 34 комментируемого Закона.

Еще одна форма таможенно-тарифной льготы, встречающаяся на практике, - применение единых ставок таможенных платежей в отношении товаров, предназначенных для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц, перемещаемых ими через таможенную границу Российской Федерации.

Таможенное законодательство, устанавливая ту или иную тарифную льготу, может закрепить требование обязательного соблюдения условий целевого использования товаров, в отношении которых установлены льготы. В этом случае товары, в отношении которых представлены тарифные льготы, могут использоваться только в тех целях, в связи с которыми льготы были предоставлены. Использование их в иных целях влечет за собой отмену соответствующей льготы и выполнение требований таможенного законодательства по уплате таможенных платежей и иных процедур. Товары, предназначенные для официального пользования дипломатических представительств, при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налогов. Отметим, что полного освобождения от всех видов таможенных платежей не предусмотрено. Дипломатические представительства уплачивают таможенные сборы за хранение, сборы за таможенное оформление вне определенных для этого мест и вне времени работы таможенных органов, некоторые другие таможенные платежи (плату за информирование и консультирование и т.д.).

Среди товаров, ввозимых дипломатическими представительствами для официального пользования: автотранспортные средства, мебель, оргтехника, строительные материалы, канцелярские товары и др. Предназначение этих товаров для официальных нужд дипломатических представительств подтверждается соответствующими письмами, письменными обращениями и т.д., направляемыми руководителем дипломатического представительства в адрес таможенного органа, производящего таможенное оформление. Предназначение товаров может оговариваться в контракте или обозначаться иным способом. Количество машин, которые могут быть ввезены дипломатическими представительствами иностранных государств и международных организаций для официального (служебного) пользования, устанавливается МИД России.

В целях недопущения использования дипломатических льгот для извлечения дохода исходя из принципа несовместимости дипломатического представительства с коммерческой деятельностью (ст. 42 Венской конвенции 1961 года), таможенное законодательство может устанавливать ограничения в отношении некоторых товаров, предназначенных для официального пользования дипломатического представительства. Устанавливается, например, срок обновления или замены автомашины. Сейчас он составляет три года. В случае нарушения этой нормы обновление автомобиля возможно только при уплате таможенных платежей в полном размере. При отчуждении автомобиля до истечения трехлетнего срока с момента его ввоза необходимо получить разрешение на совершение такой сделки от таможенного органа, в котором данный автомобиль состоит на учете.

Таможенно-тарифные льготы для главы дипломатического представительства иностранного государства и членов дипломатического персонала представительства сводятся к предоставлению дипломатическим агентам и проживающим вместе с ними членам их семей права перемещать через российскую таможенную границу товары, предназначенные для их личного пользования (включая товары для первоначального обзаведения), с освобождением от таможенных платежей. В соответствии с принципом законности данная таможенно-тарифная льгота предоставляется при условии соблюдения установленного порядка перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Таможенно-тарифные льготы для сотрудников административно-технического персонала (референты, переводчики, бухгалтеры, секретари и т.д.). Сотрудники административно-технического персонала и проживающие вместе с ними члены их семей могут ввозить в Россию товары, предназначенные для первоначального обзаведения, с освобождением от таможенных платежей.

С точки зрения международного права ничто не препятствует отдельным государствам на основе взаимности распространять таможенно-тарифные льготы, предусмотренные Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года, на весь персонал дипломатического представительства, то есть как на дипломатических агентов, так и на административно-технический и обслуживающий персонал.

Таможенно-тарифные льготы для консульских представительств и членов их персонала аналогичны льготам, предоставляемым соответствующим категориям персонала дипломатического представительства.

Таможенно-тарифные льготы для иностранных дипломатических и консульских курьеров предоставляются на основе взаимности и сводятся к освобождению товаров, предназначенных для личного пользования, от таможенных платежей при их перемещении через российскую таможенную границу.

Таможенно-тарифные льготы представителям иностранных государств, членам парламентских и правительственных делегаций, а также на основе взаимности сотрудникам иностранных делегаций, которые приезжают в Россию для участия в межгосударственных переговорах, международных совещаниях или с другими официальными поручениями, аналогичны льготам, предусмотренным для членов дипломатического персонала представительства иностранного государства (Конвенция о специальных миссиях 1969 года).

Таможенно-тарифные льготы для международных межправительственных организаций, представительств иностранных государств при них, а также для персонала этих организаций и представительств устанавливаются в соответствующих международных договорах Российской Федерации. Под тарифными преференциями понимаются такие льготы по уплате ввозных и вывозных пошлин, которые применяются в зависимости от страны происхождения товара, перемещаемого через таможенную границу.

Обычно под преференциями (от латин. praeferre - предпочитать) понимаются особые (предпочтительные) льготы, предоставляемые одним государством другому на началах взаимности либо в одностороннем порядке без распространения на третьи страны. Такие льготы устанавливаются в отношении всех товаров или их отдельных видов.

На эту особенность обращает внимание и сам законодатель, когда акцентирует внимание на то, что предоставление тарифных преференций допускается " при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами".

Основы правового режима тарифных льгот устанавливаются Законом " О таможенном тарифе". Тарифные льготы должны быть установлены нормами упомянутого Закона. Порядок предоставления льгот, установленных Законом " О таможенном тарифе", определяется Правительством РФ.

Тарифные льготы, в том числе преференции, предоставляются исключительно по решению Правительства РФ (ст. 34 комментируемого Закона).

В Законе РФ " О таможенном тарифе" предусматривается установление тарифных преференций в виде:

1) освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины;

2) снижения ставок ввозной таможенной пошлины;

3) установления тарифных квот.

Под таможенно-тарифный режим преференциального ввоза могут помещаться товары, происходящие из государств, образующих вместе с Россией зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза, а также товары, происходящие из развивающихся стран-пользователей российской национальной системой преференций.

Развитие внешнеэкономических связей предполагает активизацию коммерческих операций по международному обмену техническими услугами, научно-техническими знаниями, заключение разнообразных соглашений о международном производственно-техническом сотрудничестве. Одной из важных форм государственного стимулирования внешнеэкономических связей по указанному направлению является предоставление тарифных льгот в отношении товаров, вывозимых в составе комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за рубежом. Как правило, такие льготы устанавливаются в соответствующих межправительственных соглашениях.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал