Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ко всем живым существам помогли мне постичь крупицу того, что называют сознанием Кришны. 6 страница






Женщины принимались как полноправная часть ятры. Они участвовали во всех публичных программах, проводили дома пуджу, вели киртаны, проповедовали и заботились о членах своих групп — грихастхах, как любящая мать заботится о собственных детях. Когда мой муж был в отъезде, я давала лекции и проводила семинары, и община принимала это как норму. Мужчины ценили усилия, которые прикладывали их жены, и всячески вдохновляли их на дальнейшую деятельность. Обе половины нашей общины осознали, насколько счастливее может быть жизнь, если они будут дополнять друг друга в своем стремлении все больше и лучше служить Кришне. Благодаря служению мы смогли лучше понять своих супругов. Возможно, это произошло потому, что мы концентрировались на наших духовных качествах, а не на материальных различиях.

Шрила Прабхупада писал своей ученице Хемавати деви даси 20 декабря 1969 года:

«Я очень горжусь тем, как мои ученики-домохозяева проповедуют
миссию Господа Чайтаньи. Это новый виток в истории движения санкиртаны. В Индии все ачарьи и их последователи испокон веков были мужчинами и проповедовали также среди мужчин. Их жены оставались дома, поскольку такова была система: женщинам не нужно было заниматься духовной деятельностью. Однако в «Бхагавад-гите» говорится, что женщины так же способны действовать в сознании Кришны, как и мужчины. Поэтому, пожалуйста, продолжайте свою миссионерскую деятельность и докажите на своем примере, что для проповеди сознания Кришны не существует никаких ограничений».

Джаяпатака Махарадж рассказывал нам о Джахнави Мате, супруге Господа Шри Нитьянанды Прабху, которая прославилась в Бенгалии как мощная проповедница.

Хари Мадхава прабху отметил, что ятра может процветать лишь в том случае, если ее женская половина вдохновлена играть важную роль в проповеди.

У нас было несколько мужей, которые не интересовались сознанием Кришны, однако они не давали своим женам полного запрета принимать участие в Движении. Они накладывали определенные ограничения на их служение, но проведение в их домах встреч Бхакти-врикша вскоре растопило их сердца, и они стали более склонными к сотрудничеству, получив милость Господа Чайтаньи.

Нам также приходилось преодолевать языковые барьеры, которые ставили под угрозу гармонию в нашем духовном сообществе. Хотя это не выражалось в открытую, но иногда преданные, говорящие на одном языке, становились слишком взыскательными и разборчивыми в своих взаимоотношениях с другими. Несмотря на то, что это происходило ненамеренно, их поведение не позволяло преданным другого происхождения чувствовать себя желанными в их кругу.

Суть системы Бхакти-врикша состоит в том, чтобы активизировать каждого члена общины и научить их общаться друг с другом, особенно во время групповых обсуждений. Этот принцип с легкостью проникал в умы людей, и вскоре преданные естественным образом преодолели тенденцию к избирательности. В результате каждый чувствовал себя членом одной большой группы, ятры-семьи. Это чувство вскоре стало распространяться и на весь ИСККОН. Преданные стали терпимыми и придерживались широких взглядов.

Преданные постепенно прогрессировали, и многие из них захотели поклоняться дома Божествам. Чтобы обеспечить регулярность поклонения и соблюдение всех стандартов, мы определили уровень «Гуру ашрая» как надлежащую квалификацию для поклонения Божествам. Начинающим мы советовали поклоняться Божествам Гаура-Нитай.

Преданные, начинавшие домашнее поклонение, организовывали большую программу у себя дома, где собиралось не меньше народа, чем на утренних программах по пятницам. Мы ознаменовывали начало поклонения, проводя абхишеку Шри Шри Гаура-Нитай пятью благоприятными ингредиентами, в то время как остальные преданные в великом энтузиазме пели «Брахма-самхиту». Мы одевали Их Светлости в новые одежды и украшали их, а после длинного киртана и арати мы слушали лекцию о важности домашнего поклонения. Затем у нас был огромный пир, часто представлявший собой комбинацию того, что матаджи приготовили дома, и «высшего пилотажа» прабху. Такие церемонии стали очень популярны и создавали приподнятое, праздничное настроение.

Мы также проводили самскары с огненными жертвоприношениями, такие, как симантоннаяна — шестой месяц беременности, церемония наречения именем новорожденного — нама-карана, первое кормление зерном в возрасте шести месяцев — анна-прашана, церемония обрезания волос — чуда-карма, а также начало обучения ребенка — видьярамбха. Эти очистительные церемонии предназначались не только для того, чтобы к удовольствию родителей обозначить прогресс ребенка: они становились социально-религиозными поводами собраться вместе. Новые посетители также привлекались этими самскарами.

Мы отказались от централизованного проведения праздников. Вместо того чтобы устраивать один огромный фестиваль для всей ятры, три или четыре группы солидарно праздновали в разных местах. Мы начали с десяти мест по всей стране, а позже дошли до двадцати и более.

По выходным мы объясняли, как достичь единообразия в проведении праздников. Во всех центрах празднования — будь то частные дома или залы в лагерях сезонных рабочих — должны быть установлены празднично украшенные алтари с Божествами Гаура-Нитай и Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры, а также фотографиями Шри Шри Радха-Мадхавы (или других Божеств Радха-Кришны из храмов ИСККОН), Господа Нрисимхадевы и, безусловно, гуру-парампары.

Комната должна быть украшена красивыми картинами с изображениями Их Светлостей, а также плакатами нашего изготовления, которые демонстрировали различную деятельность ИСККОН. Мы также рекомендовали повесить флажки и шарики, чтобы создать атмосферу праздника.

Фестиваль обычно начинался с арати в сопровождении киртана. После этого один из чакра-пати давал лекцию. Перед праздничным пиром, приготовленным инициированными преданными, мы проводили викторины, показывали небольшие спектакли и часто пели бхаджаны.

Преданные раздавали листовки, рассказывающие о повторении святого имени или бхакти-йоге. Они тщательно собирали имена и адреса вновь пришедших, чтобы пригласить их на встречу группы Бхакти-врикша. Около тридцати процентов всех преданных, включенных в систему Бхакти-врикша, пришли благодаря этим программам, и этот процент стоил того, чтобы их проводить.

Мы обнаружили, что качество контактов с таких публичных программ улучшалось с каждым годом. Возможно, причиной этого было возросший профессионализм проповеди преданных, а может быть, это была просто милость Господа.

Такие фестивали давали преданным возможность занять себя разнообразным служением и пообщаться с членами других групп. Децентрализация помогла привлечь многих людей в разных областях страны и предоставила преданным особый шанс обучиться, обрести опыт и уверенность в себе.

Мы с Виджая Венугопалом прабху старались посетить как можно больше центров празднований. Вскоре преданные поднаторели в менеджменте, и мы оставались практически не у дел даже во время крупных программ и фестивалей, проводимых сообща. Преданные трудились в умонастроении служения; они всегда держали нас в курсе событий и обращались за помощью в случае надобности.

Мы также проводили крупные программы в огромной алтарной зале, вмещавшей в себя более тысячи человек. Джанмаштами, Гаура Пурнима и Говардхана Пуджа были праздниками, которые мы обычно проводили в храмепри большом скоплении народа, получавшего прасад и проповеднические листовки. Мы передавали послание сознания Кришны не только через лекции, но и посредством спектаклей и ярких танцев. На таких праздниках мы собирали множество контактов для дальнейшего привлечения людей.

Поскольку в этой мусульманской стране запрещены публичные процессии, мы организовывали Ратха-ятру внутри зала. Бушевавшая толпа тянула четырнадцатифутовую колесницу (около 4, 27 метров), ощущая, как милость Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры проливается на них непрерывным потоком. Колесница делала несколько кругов по залу, в то время как люди танцевали, пели и хватали пакетики с прасадом, которые разбрасывались с колесницы. Все также получили праздничную порцию кичри. Эту Ратха-ятру посетило около шести тысяч человек, и все они получили тарелку с прасадом. Колесница путешествовала по залу в течение двух часов, после чего мы провели лекцию и культурную программу, в которой раскрывалось значение праздника Ратха-ятры.

В 1992 году в течение двух месяцев Вигхнанасана Говинда дас работал в другом городе. Кто-то дал ему адрес одного тамошнего поклонника Саи-бабы. Говинда быстро убедил этого человека в истинности сознания Кришны, и тот пригласил его попроповедовать всему собранию последователей Саи. Казалось, они только и ждали наших наставлений: большинство из них тут же приняли сознание Кришны. Говинде удалось вдохновить одну пару серьезно заняться практикой преданного служения. После его отъезда они продолжили проводить программы с киртанами, джапой и чтением вслух книг Шрилы Прабхупады.

Эта пара продолжала поддерживать те стандарты, которым их обучили, и вскоре они уже поднялись на уровень «Гуру Ашрая». Говинда продолжал держать с ними связь и присылал им книги и атрибутику. Преданные, посещавшие этот город, выделяли время из своего расписания, чтобы дать им свое общение.

Эта пара продолжала практиковать вплоть до того момента, когда во время очередного двухмесячного визита Говинда рассказал им о системе Бхакти-врикша. В этот раз ему помогала его жена Гауранги Гопи. Матаджи получили огромное благо, общаясь с ней. Вскоре в этой маленькой ятре было уже восемь преданных, повторяющих шестнадцать кругов. Джаяпатака Махарадж также посетил этот город. Когда они попросили его продолжать приезжать к ним, он ответил, что если они будут продолжать воспевать, ему не останется ничего, кроме как продолжать приезжать. Они стабильно проводили встречи четырех групп Бхакти-врикша. Каждый месяц они спонсировали приезд к ним в город одного нашего преданного. Вскоре там появилось множество кандидатов, достойных получить диплом одного из уровней программы «Шикша».

Глава 7

Мощный толчок

За четыре года наша ятра выросла до 120 групп Бхакти-врикша и насчитывала более 2000 человек. Каждые шесть месяцев около 30 преданных получали первую инициацию, и несколько старших преданных — вторую.

Однако наше число не удваивалось каждые шесть месяцев и даже раз в год, как планировалось ранее. Поэтому мы почувствовали необходимость разобраться, как улучшить качество собиравшихся групп.

Практически каждый выходной Виджая Венугопал прабху раздавал членам групп дипломы «Шикша». Мы также объявляли всем о появлении новых групп, новых «ростков бхакти-врикши» и проведении различных программ. Нам пришлось немало потрудиться, чтобы наладить подобное информирование, улучшить качество программ и регулярно обсуждать с лидерами групп все возникающие проблемы.

К тому времени уже был опубликован учебник по системе Бхакти-врикша. Мы выделили наиболее важные моменты здоровой жизни группы. Вместе с мужем мы посещали встречи всех групп, чтобы выяснить, какие ее части требуют улучшения. В действительности это было обязанностью упачакра-пати и чакра-пати, но, поскольку дело требовало тщательного изучения, мы решили сделать это самостоятельно. То, что мы увидели, было настоящим откровением.

Мы осознали необходимость обучать лидеров технике фасилитации, искусству проведения обсуждения, в котором участвуют все члены группы. Ломка льда и проповедническая часть программы также нуждались в серьезной корректировке.

Мы составили план правильного проведения встречи Бхакти-врикша. Мы также давали лидерам групп подсказки, как решать те или иные проблемы. В течение двух месяцев в разных частях города мы проводили обучающий курс для лидеров.

Мне представилась возможность проводить эти интерактивные занятия. Я хотела из первых рук узнать об опыте лидеров групп, и была чрезвычайно довольна увиденным и услышанным. Они глубоко впитали умонастроение Бхакти-врикша и изрядно насытились им. Оставалось лишь отшлифовать кое-какие техники. Во время занятий лидеры проявили свое умение сотрудничать. Через сочетание теории и практики мы работали над улучшением их мастерства фасилитации в группе.

Основное качество, над которым приходилось работать снова и снова, — это умение терпеливо слушать. Это очень важное качество, поскольку гораздо легче высказать все, что ты знаешь, и уйти. Вначале лидеры групп стремились занимать пассивную роль, вместо того, чтобы заставить себя думать и, преодолевая стеснение, пытаться раскрыться.

Лидер группы должен быть глубоко убежден в необходимости интерактивных обсуждений, в которых участвуют все члены группы. Только в этом случае они смогут быстро и качественно прогрессировать. Каждый обязательно найдет, что сказать, так как абзац из писаний был только что прочитан, и в случае необходимости всегда можно обратиться к нему снова. Будучи всегда готовым вдохновлять преданных раскрываться, лидер, тем не менее, должен исправлять все утверждения, противоречащие заключениям шастр, однако делать это нужно аккуратно, чтобы не оскорбить человека и не уничтожить его желание высказываться. Необходимо всегда помнить, что официальный термин, которым обозначают лидера группы, — лидер-слуга группы Бхакти-врикша.

Пока преданные делятся своими соображениями, лидер группы имеет возможность глубже понять и оценить по достоинству каждого, что делает его более смиренным при передаче своих знаний группе.

Часто лидеры жаловались на то, что члены группы постоянно опаздывают. Они тянутся вереницей один за другим, и поэтому невозможно начинать программу с ломки льда. Лидеры решили начинать с киртана, тем самым поощряя недисциплинированность.

Мы предложили следующее решение проблемы. Преданные должны были сами договориться о времени, к которому они могут подойти, чтобы начинать программу вовремя и принимать участие с самого начала. Нечестно заставлять большинство дожидаться нескольких. Эта идея сработала, поскольку подобные договоренности между равными всегда уважаются; приходить вовремя стало вопросом престижа. Вполне понятно, что лидер группы рассматривался как старший, и поэтому его настойчивые просьбы приходить вовремя были не всегда эффективны.

Что касается ломки льда, мы предложили преданным делиться тем, что они прочитали за прошедшую неделю. Это помогло побудить их к регулярному чтению. Делиться своим пониманием — это очень глубокий метод сближения, и группа способна на такой шаг, когда все уже достаточно узнали друг друга. Что касается новичков, мы продолжали использовать традиционные вопросы, которые действительно эффективны, если вы хотите привлечь внимание человека и сделать так, чтобы он чувствовал себя непринужденно.

Киртан, следовавший за ломкой льда, был так популярен, что в
некоторых группах он затягивался больше, чем на пятнадцать минут. Это укорачивало время, отведенное для остальных частей программы, которые являются не менее важными. Проблему необходимо было решать на местах. Во время киртана члены группы выходили по одному, чтобы предложить благовоние Божествам. Это также было очень популярно.

После киртана группа зачитывала абзац из «Шри Намамриты», сборника цитат Шрилы Прабхупады о повторении святого имени. Затем все преданные читали вместе круг джапы. Это занимало чуть меньше пятнадцати минут. Мы говорили, что лидеры должны следить, чтобы все повторяли мантру, и подбадривать новичков через контакт глаз, улыбки и т.д. Говоря об обсуждении, которое мы называем «уроком наставлений», мы подчеркивали необходимость проводить его в полном соответствии со всеми стандартами обсуждения, а не уподоблять его обычной лекции. Мы составили подробный план для всех групп с нормированными абзацами для обсуждения и примерными вопросами.

Проведение обсуждения подразумевает умение вытащить людей из их «скорлупы». Когда они начинают участвовать, у них просыпается энтузиазм и желание высказываться. Будучи вынужденными применять разум, члены группы узнают и запоминают гораздо больше, чем после прослушивания стандартной лекции. Многие люди стесняются говорить о своих сомнениях на публике, а у некоторых есть проблемы с языком. Группа Бхакти-врикша создана именно так, чтобы удовлетворить все потребности человека в образовании.

Знание шастр должно передаваться таким, как оно есть, однако очень важно понимать, как лучше сделать это в трудных ситуациях, например, общаясь со спорщиками-майявади или теми, кто поклоняется полубогам. Лидеру-слуге очень важно развить умонастроение служения, иначе такие люди просто отвернутся, особенно, если с ними начинают спорить. Лидер группы играет особенную роль в духовной жизни новых членов группы. На начальных стадиях они полностью зависимы от него. Он должен быть глубоко заинтересован в судьбе каждого и заботиться об их благе.

Подобные умения приобретаются в результате опыта и постоянной работы над собой. Можно попытаться делать вид, что обладаешь ими, однако это не может продолжаться долго. Но если лидер искренне стремится принять эти принципы в свою жизнь и следовать им, то это создает отличную базу для дальнейшего духовного роста как самого лидера, так и членов его группы. Многие из принципов сознания Кришны играют важную роль в проповеди по системе Бхакти-врикша.

Обсуждение проповеди начиналось с зачитывания отрывка из книги «Проповедь — это наша сущность», после чего следовали отчеты о попытках проповеди со стороны лидера группы, помощника лидера, старших и младших членов.

Нельзя считать человека старшим членом группы лишь на основании того, что он уже долгое время посещает все встречи. Необходимо судить по его действительному духовному статусу. В рамках программы Бхакти-врикша преданного можно считать старшим проповедником только с уровня Кришна-садхака. Это означает, что он должен повторять не менее восьми кругов, читать книги Шрилы Прабхупады, следовать четырем регулирующим принципам, соблюдать экадаши и поклоняться дома Кришне и Туласи. Этот преданный должен также хорошо знать шастры и глубоко понимать нашу философию. Он должен быть способен приблизиться к каждому и доходчиво проповедовать людям, которые совсем ничего не знают о сознании Кришны.

Младший проповедник должен находиться на уровне не ниже Кришна-севаки: повторять, по меньшей мере четыре круга и воздерживаться от употребления в пищу мяса. Благодаря чтению книг Шрилы Прабхупады он должен усвоить основы философии сознания Кришны. Младший проповедник может заниматься культивированием новых контактов по телефону или посещая заинтересовавшихся людей.

Новый член группы — это тот, кто совсем недавно присоединился к ней и получил диплом Шраддхаван, пообещав повторять каждый день один круг джапы и регулярно посещать встречи группы. Новичка можно вдохновлять приводить с собой друзей и родственников. Он также может сопровождать старших проповедников во время визитов.

Большинство лидеров признались, что раньше, во время проповеднической части, они просто читали отрывок из книги «Проповедь — наша сущность» и призывали всех приводить в группу новых людей. В результате эта жизненно важная часть встречи не давала запланированных результатов. Времени всегда оставалось мало, поэтому они быстро прочитывали абзац и приступали к прасаду. После прасада преданные обменивались парой слов и расходились.

Вся программа была рассчитана таким образом, чтобы занимать два часа десять минут. Официальный учебник по бхакти-врикше предлагает два с половиной часа в качестве стандартной продолжительности программы, но, поскольку наши встречи начинались в 8: 30 вечера, у преданных не было возможности засиживаться так долго.

После усовершенствования проповеднической части все члены группы стали делиться своими попытками проповеди. Они обсуждали свои визиты к заинтересовавшимся людям, проповедь по телефону. Затем группа
строила планы на будущую неделю, и каждый член группы получал особое
проповедническое задание. Старших проповедников просили присматривать за духовным прогрессом младших преданных. Они держали с ними связь по телефону и приглашали их на следующую встречу. Старшие и младшие проповедники часто ходили с визитами в парах. Иногда такие пары состояли из мужа и жены, которые проповедовали вместе.

После этих обучающих курсов качество обсуждений значительно улучшилось, однако другие части программы до сих пор требовали доработки. Во время наших визитов мы обнаружили одну бхакти-врикшу, в которой все было устроено идеальным образом. Мы записали на видеокассету всю встречу и попросили других лидеров попарно посещать эту группу (по одной паре в неделю).

Как раз в это время Каунтея прабху, секретарь Министерства проповеди прихожанам ИСККОН, приехал к нам, чтобы обучить наших лидеров навыкам преподавания. Этот семидневный семинар был очень интересным и интерактивным. Тридцать лидеров посещали его каждый вечер. Мы обучались планированию творческих уроков, использованию аудио — и визуальных средств для поддержания интереса и активности аудитории.

Это помогло нам составить семинар, имеющий своей целью вдохновить преданных разных ступеней программы «Шикша» повышать свой уровень предания и переходить на следующую ступень. Основная ответственность за это лежит на лидерах групп, но из-за нехватки времени или опыта, а возможно, из-за того, что их считают кем-то вроде родителей, им не всегда удавалось вдохновлять преданных быстрее взбираться по ступенькам программы «Шикша».

Очень часто в большой семье дети с гораздо б о льшим вниманием прислушиваются к тому, что говорят им дяди, тети, бабушки и дедушки, нежели к словам своих родителей. Следуя этому правилу, мы решили, что проводить семинар будут не лидеры групп, а другие преданные. Поскольку каждый урок был построен таким образом, чтобы вдохновить преданных определенного уровня подниматься выше, мы сгруппировали их в соответствии с их уровнем «Шикша»: шраддхаванов вместе со шраддхаванами, кришна-севак с кришна-севаками и т.д. Способствуя наилучшей посещаемости, мы устраивали занятия в разных частях города.

Эти уроки оказались эффективны, так как старшие чакра-пати и упачакра-пати, проводившие их, использовали во время уроков огромное количество различных таблиц, инсценировок, «мозговых штурмов», групповых обсуждений и других интерактивных методов. Эти занятия были направлены на то, чтобы побудить преданных увеличить свой уровень предания.

Мы хотели, чтобы в каждой группе был помощник лидера. С этой целью мы решили провести шестинедельный семинар по «Бхагавад-гите», который касался наиболее часто задаваемых вопросов и раскрывал такие темы, как наука о душе, положение полубогов и т.д. Этим курсом мы обязаны храму Шри-Шри Радха-Гопинатхи в Бомбее. Вел этот семинар Мукунда Мурари прабху. В конце семинара преданные письменно отвечали на вопросы теста.

Мы проводили специальные встречи с лидерами, надеясь вдохновить их регулярно сдавать отчеты и планировать свою деятельность. Чтобы получить отчеты, необходимо было, за редкими исключениями, упрашивать об этом лидеров и постоянно напоминать им об этом. Меня всегда удивляло то, что преданные, отдававшие колоссальное количество времени другой деятельности в сознании Кришны, не могли заставить себя заполнить бланки отчета, хотя это занимает всего несколько минут. В отчетах указываются имена членов групп, их статус в системе «Шикша», а также комментарии по поводу их прогресса: какие книги они читают, какое служение выполняют и какие дополнительные занятия посещают.

Мы распределили недели, в которые все лидеры будут собираться вместе и обсуждать свои планы. Первую неделю чакра-пати (слуги округов) должны были встречаться с упачакра-пати (слугами секторов), а на следующую неделю упачакра-пати встречались с лидерами самих групп. Благодаря этим собраниям отчетность и взаимоотношения между лидерами заметно улучшились.

Мы также приглашали действующих и потенциальных лидеров к себе на ужин, чтобы лучше узнать каждого и вдохновить их на дальнейшее служение.

Мы поставили своей целью деление всех групп на две части, как и предусмотрено в классическом варианте бхакти-врикши. У нас уже было несколько успехов в этом отношении. Если члены группы решали, что деление разобьет их сердца, мы предлагали двум образовавшимся группам собираться в двух комнатах одного дома до тех пор, пока все не привыкнут к новому лидеру и не согласятся продолжать.

Если бы лидеры ставили своей целью рост и прогресс группы, система бы работала, как часы. У всех проблем есть свое решение. Мы не должны падать духом из-за секундных препятствий. Со временем такое понимание приходит ко всем лидерам.

Мы предложили группам проводить еженедельные встречи в домах разных преданных. Это позволило всем членам группы оказаться в роли хозяина и проводить встречи в разной обстановке. Это также уменьшило бремя лидеров групп, которые, вдобавок ко всему, каждый раз вынуждены были принимать преданных в своем доме. Они готовили для всех прасад и
непосредственно отвечали за то, чтобы каждую неделю была стопроцентная посещаемость.

Мы также ввели в практику новый вид проповеди — проповедь в зданиях. В тех домах, где жили новички, готовые начать проведение программ у себя дома, мы ходили от двери к двери и разговаривали с жильцами. Мы просто приглашали их на сат-сангу с бхаджанами и обсуждением «Бхагавад-гиты» — совершенно нейтральные вещи для любого индуса, независимо от принадлежности к каким-либо конфессиям. Поскольку программы намечались в их здании, многие соглашались прийти, а некоторые становились регулярными посетителями. Чтобы напрямую подходить к незнакомым людям с таким предложением, нашим проповедникам бхакти-врикши приходилось становиться более дружелюбными и общительными. Вначале на это соглашались лишь самые смелые преданные. К всеобщему удивлению, наибольшее желание заняться этим выказали матаджи.

Джаяшри Джанани, Преманандини и Баладайини — вот три матаджи, которые с успехом приняли это служение. Муж Джаяшри Джанани повторял шестнадцать кругов и читал книги Шрилы Прабхупады, но не слишком активно принимал участие в наших программах. Она же была большим энтузиастом проповеди и в одиночку вела три группы, параллельно работая в качестве преподавателя колледжа и воспитывая двух маленьких детей.

Преманандини также была матерью двоих детей, один из которых был уже подростком. Вместе со своим мужем, инициированным преданным, являвшимся генеральным директором крупной компании, она вела группу у себя дома и с большим энтузиазмом культивировала все ее членов. Вдобавок ко всему, она вела группу для матаджи и один «росток бхакти-врикши».

Баладайини была ягненком дома и тигрицей на охоте. Очень мягкая и тихая, она без устали проповедовала многим людям. Ее муж был инженером; вместе они вели три группы и одну программу для детей. Она также вела четыре группы для матаджи.

Преданные чувствовали, что с децентрализацией и передачей полномочий их общение с нами заметно сократилось. Чтобы исправить это положение, мы начали вести группу изучения «Шримад-Бхагаватам» для всех инициированных преданных, а также тех, кто находится на уровне Гуру Ашрая. Раз в неделю все мужчины встречались с моим мужем; я же вела занятия для матаджи. Я также заботилась о преданных-бенгальцах и вела обучающий курс для говорящих на хинди.

Наш Гуру Махарадж приехал к нам с очередным визитом и впервые посетил дома всех инициированных учеников, а также тех, кто формально принял у него прибежище. Это очень сильно вдохновило всех. По милости Гуру и Гауранги мы чувствовали себя готовыми к новому прорыву.

Глава 8

Преодоление препятствий

Мы вступили в фазу успеха, однако перед новым прорывом нам предстояло взять еще несколько барьеров.

Первым затруднением был временный характер работы преданных — ситуация, типичная для этих мест. За годы существования нашей ятры около пятидесяти пяти инициированных преданных покинули страну по этой причине. Другим опытным проповедникам приходилось постоянно «сидеть на чемоданах» из-за работы, связанной с переездами. В какой-то момент правительство развернуло кампанию по выдворению из страны всех нелегально проживающих эмигрантов. В результате многие преданные из Бангладеш вернулись на родную землю. При такой текучести нам приходилось прикладывать недюжинные усилия, чтобы поддерживать существующий стандарт проповеди.

С каждым днем экономика приходила во все больший упадок, и преданным приходилось работать не покладая рук, чтобы продавать вещи, которые на замороженном рынке не пользовались спросом. Это означало, что, если ранее у преданных было свободное время и энергия, чтобы расширять свою проповедь, теперь у них едва хватало сил, чтобы поддерживать существующие стандарты.

Многие молодые холостяки женились, и их жены были беременны. В этих краях рождение ребенка обходится очень дорого. По этой причине большинство будущих матерей отправлялись рожать в Индию. Они уезжали еще и потому, что домработницы обходятся здесь также недешево, и им было бы сложно после родов выполнять всю работу по дому самостоятельно. Вдобавок ко всему, компании, в которых работали их мужья, оплачивали своим работникам все медицинские издержки, кроме услуг стоматологов и гинекологов. В результате на несколько месяцев ятра лишалась проповеднического вклада этих матаджи.

Однако оставались и другие молодые матаджи, нуждавшиеся в обучении. Практически всех их я записала в свою группу изучения «Шримад-Бхагаватам». Это произвело удивительный эффект: все они начали очень бурно прогрессировать. Многие из них стали вести свои группы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал