Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы организации деятельности прокуратуры
Принципы – руководящие начала, взятые законодателем за основу правового регулирования организации деятельности Прокуратуры. 1. общеорганизационные (общеотраслевые): · законности – применительно к деятельности прокуратуры имеет внешнюю и внутреннюю направленность. Внутренняя направленность – все действия и решения органов прокуратуры и их должностных лиц должны быть основаны на законе, в своей повседневной деятельности прокурорские работники при принятии решений руководствуются внутренним убеждением, основанным на законе. При этом такие понятия, как целесообразность, разумность могут применяться только если это не выходит за установленные рамки закона. Внешняя сторона – органы прокуратуры осуществляют надзор за законностью действий и решения органов и должностных лиц. · гласности – органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит законодательству о государственной и иной охраняемой законе тайне, охраняемым правам, свободам, интересам граждан РФ. Применительно к деятельности генерального прокурора принцип гласности заключается в том, что он обязан ежегодно представлять СФ и Президенту доклад о состоянии законности и правопорядка в стране, при этом данный доклад представляет на заседании СФ лично. Применительно к деятельности прокуроров субъектов данная норма не установлена, но на практике прокуроры представляют доклад о состоянии законности и правопорядка на поднадзорной территории в сфере законодательной и исполнительной власти. · информативности – органы прокуратуры обязаны информировать широкие слои населения о своей деятельности широкие слои населения в целях повышения уровня правосознания граждан, снижение уровня правового нигилизма в стране. Информирование осуществляется с помощью СМИ, телевидения, интернета. · федерализма; · равенства всех перед законом и судом. 2. специфические (прокурорские): · единства (принцип единства и централизации – в некоторых учебниках) – ст.129 К РФ – вся прокурорская система действует на основе единого федерального законодательства, у всех прокурорских работников, вне зависимости от занимаемой должности и места работы, единые полномочия и средства реагирования, используются одни и те же акты прокурорского реагирования, действует на основе единых целей и задач, стоящих перед органами прокуратуры, создание и действие органов прокуратуры, не входящих в единую систему – не допускается. Вне зависимости от места работы прокурора, он всё равно является федеральным государственным служащим. · централизации – ч.1 ст.129 К РФ – принцип, связанный с построением системы прокуратуры. Выделяется внешняя и внутренняя форма. Внутренняя форма централизации состоит в том, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим прокурорам, а те в свою очередь, генеральному прокурору РФ. Внешняя форма – генеральный прокурор назначается и освобождается СФ по представлению Президента, т.е. подотчётен только указанным 2-м органам. Эта подотчётность носит ограниченный характер, т.е. нигде не прописывается, что Президент РФ м. давать обязательные для исполнения указания генеральному прокурору. При неудовлетворительной работе СФ по представлению Президента м. досрочно освободить генерального прокурора от занимаемой должности. · единоначалия с элементами коллегиальности – связан со способом управления в органах прокуратуры. Прокурор, руководитель прокурорского звена единолично принимает решение, обязательные для исполнения всеми нижестоящими прокурорами. Он несёт персональную ответственность за деятельность органов прокуратуры на поднадзорной территории. Элементы коллегиальности заключаются в том, что в генеральной прокуратуре и прокуратуре субъектов действуют коллегии на правах совещательного органа. Конечное решение принимает руководитель соответствующей прокуратуры. Далее руководитель соответствующей прокуратуры единолично принимает решение о поощрении, дисциплинарном наказании нижестоящего прокурорского работника, решает вопросы о приёме на работу, увольнении сотрудников в пределах своей компетенции. Плюсом единоначалия является оперативность в управлении прокурорской системой. · независимости – органы прокуратуры в своей деятельности независимы от других органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, политических партий, иных коммерческих, некоммерческих организаций. Руководствуются только законом, внутренним убеждением и собранными по делу доказательствами. Гарантиями принципами независимости являются: ü политическая независимость прокурора – в органах прокуратуры не допускается создание организаций, преследующих политические цели; ü сами прокурорские работники не вправе состоять в общественных организациях, объединениях, преследующих политические цели. · экономическая независимость прокурора – прокурор не вправе заниматься иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме научной, преподавательской и творческой. ü оплата прокурорских работников гарантирована федеральным законодательством, устанавливается в процентном соотношении к окладу судьи (берётся оклад зампредседателя ВС РФ, заместителю генпрокурора устанавливается 85 % оклада судьи). ü гарантированные государством социальные льготы; ü личная безопасность – предусматривается особый порядок привлечения к уголовной и административной ответственности, ü досмотр жилья и транспортных средств, принадлежащих прокурорскому работнику – не допускается, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством. ü право на ношение личного и огнестрельного оружия. 3. отраслевые принципы – принципы, закреплённые в других отраслях права, которыми прокурор руководствуется в своей деятельности, например, при участии в рассмотрении дел судами: · равноправие сторон; · состязательность сторон; · независимость суда и др. 28.02.2012
|