Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Изучение учебной дисциплины «Уголовно-процессуальное право» студент должен начать с ознакомления с настоящим учебно-методическим комплексом, с анализа уголовно-процессуального законодательства на предмет наличия в нем всех изменений, которые были внесены к моменту начала рассматриваемой дисциплины, подбора официальных актов высших судебных органов, материалов судебно-следственной практики, научной и учебной литературы, указанной в планах семинарских занятий и соответствующем разделе учебно-методического комплекса. Студенту, приступая к освоению материала, необходимо учитывать то, что не все термины, понятия получили законодательное закрепление, а отраженные в уголовно-процессуальном законе при их трактовке и анализе не находят единодушия, относятся к числу дискуссионных. Основными формами преподавания учебной дисциплины «Уголовно-процессуальное право» являются лекционные и семинарские занятия. В рамках лекций раскрывается понятие, сущность, смысл и назначение уголовного судопроизводства, основные, исходные начала уголовного процесса, классификация участников уголовного судопроизводства, научные основы теории доказывания, предмет и пределы доказывания, понятие и система доказательств, меры процессуального принуждения, ходатайства, жалобы, процессуальные сроки, процессуальные издержки, особенности института реабилитации, порядок и правила досудебного и судебного производств, обжалования судебных решений, не вступивших и вступивших в законную силу, исполнения приговора, особенности производства в отношении несовершеннолетних, отдельных категорий лиц, при применении принудительных мер медицинского характера, основы международного сотрудничества по уголовным делам. На семинарских занятиях осуществляется контроль знаний студентов, полученных ими в рамках аудиторных занятий и в ходе самостоятельной работы студентов по всем темам учебной дисциплины с различными учебными, научными и законодательными источниками, материалами судебно-следственной практики, прививаются навыки публичных выступлений, аргументирования своей позиции, логического мышления, участия в диспутах и дискуссиях, мгновенного реагирования на вопросы, поиска правильного решения предложенной задачи, проблемной ситуации. Это достигается посредством проведения для студентов следующих видов семинаров[4] и (или) их сочетания: вопросно-ответный вид семинаров; развернутая беседа, система докладов; решение задач и упражнений на самостоятельность мышления; контрольные (письменные) работы по отдельным вопросам (темам) с последующим обсуждением; Контроль за самостоятельной работой студентов осуществляется в форме устного опроса (собеседования), выступления студентов на семинарах, научных конференциях, руководства письменными работами (рефератами, научными статьями, сообщениями и т.д.), проверки письменных работ студентов, тестирования. В целях закрепления полученных студентами теоретических знаний, развития логического мышления, творческих способностей, приобретения ими практических навыков публичных выступлений, ораторского искусства, аргументирования позиции по делу проводятся: - ролевая игра, предполагающая инсценировку одного из следственных действий; - модельное судебное заседание по рассмотрению уголовного дела в суде первой инстанции профессиональным составом суда. С учетом уровня подготовки студентов возможна также инсценировка определенной части судебного разбирательства при рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей (формирование коллегии присяжных заседателей, судебное следствие и обсуждение последствий вердикта, порядок проведения совещания и голосования присяжных заседателей в совещательной комнате и т.д.). Для проведения ролевой игры по инсценировки следственного действия, а также модельного судебного заседания студентам необходимо разработать фабулу уголовного дела (либо фабулу уголовного дела предлагает преподаватель), распределить между собой роли – участников следственного действия, судебного разбирательства соответственно, определиться с ключевыми вопросами, разрешение которых потребуется в ходе производства следственного действия, в судебном заседании. Существенной частью учебного процесса наряду с аудиторной (лекциями и семинарами) является самостоятельная работа студентов: подготовка к лекциям, семинарам, другим практическим занятиям, зачету, экзамену, написание курсовых и (или) контрольных работ (в зависимости от формы обучения), рефератов, выполнение заданий и др. Примерная тематика рефератов, эссе, докладов предварительно согласовывается с преподавателем, примеры тестовых заданий приводятся в соответствующем разделе настоящего учебно-методического комплекса. Студенты выбирают тему для написания рефератов, эссе, подготовки научных сообщений и докладов в зависимости от темы и вопросов семинарского занятия. Учитывая научный интерес, опыт практической деятельности студента, преподаватель вправе дать разрешение подготовить студенту работу по иной теме. Рекомендуемый объем реферата 20 – 30 страниц печатного текста 14 шрифтом через 1, 5 интервал. Реферат включает в себя: титульный лист с указанием темы, дисциплины, данных о его авторе; план (содержание) с указанием страниц глав, параграфов; введение; основную часть; заключение; библиографический список использованной литературы; приложения (по усмотрению автора и в зависимости от темы). В тексте работы должны быть сделаны сноски с указанием источника заимствования материала. Рекомендуемый объем эссе 3 – 5 страниц печатного текста 14 шрифтом через 1, 5 интервал. Эссе должно содержать указание на данные об авторе работы, номер группы, тему эссе. В тексте работы должны быть сделаны сноски с указанием источника заимствования материала. Продолжительность научных сообщений и докладов не должна превышать (в зависимости от освещаемого вопроса, общего количества докладчиков) 5 – 15 минут. Рефераты, эссе, научные сообщения и доклады должны содержать обоснование актуальности избранной темы, проблемные аспекты рассматриваемых вопросов, указание на материалы судебно-следственной практики, статистические данные, собственный взгляд, позицию, мнение автора работы, конкретные выводы и предложения, направленные на совершенствование законодательства, процессуальных правил и процедур. Изучение студентом материала должно носить системный характер, что обусловит успешную его подготовку к зачету, экзамену. Требования, предъявляемые на зачете и (или) экзамене, обусловлены программой учебной дисциплины. Основываясь на содержании программы учебной дисциплины, планах семинарских занятий, перечне вопросов к зачету, экзамену, студенту в течение всего года (семестра), а также непосредственно в течение времени, отводимого для подготовки к экзамену, необходимо для каждого изучаемого или подлежащего изучению вопроса подобрать учебную, научную литературу, международные акты, нормативно-правовые акты Российской Федерации, официальные акты высших судебных органов, приговоры (постановления, определения) судов по конкретным делам, конспект лекций, собственные записи, которые вел студент в ходе самостоятельной работы с теми или иными источниками, материалами, включая письменные работы (рефераты, эссе и т.д.), тезисы научных сообщений и докладов, обратить внимание и осветить проблемные, дискуссионные моменты, постараться сформировать свое мнение по нему либо разделить точку зрения и доводы, изложенные в литературе, с обоснованием такой позиции и приведением аргументов против высказываний оппонентов избранного подхода.
Примерная тематика курсовых (контрольных) работ [5] 1. Сущность и задачи уголовного процесса. 2. Уголовно-процессуальные правоотношения. 3. Процессуальная форма. 4. Понятие, значение и система принципов уголовного процесса. 5. Состязательность уголовного процесса. 6. Презумпция невиновности, ее сущность и воплощение на практике. 7. Гласность уголовного процесса. 8. Уголовно-процессуальные функции и их виды. 9. Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту. 10. Национальный язык судопроизводства. 11. Неприкосновенность личности, жилища и частной жизни в уголовном процессе. 12. Непосредственность и устность судопроизводства. 13. Сущность и значение судебной этики. 14. Понятие и классификация участников уголовного процесса. 15. Гарантии прав потерпевшего в уголовном процессе и их развитие. 16. Нравственные начала деятельности следователя. 17. Этика адвоката в уголовном процессе. 18. Процессуальное положение обвиняемого. 19. Процессуальное положение подозреваемого. 20. Процессуальное положение защитника. 21. Свидетель в уголовном процессе. 22. Процессуальный статус судей. 23. Процессуальное положение прокурора. 24. Процессуальное положение следователя. 25. Потерпевший в уголовном процессе. 26. Гражданский иск в уголовном процессе. 27. Понятие доказательства в уголовном процессе. 28. Объективная истина в уголовном процессе. 29. Понятие и свойства доказательств (по материалам практики). 30. Основания признания доказательств недопустимыми (по материалам судебной практики). 31. Процесс доказывания. 32. Собирание доказательств. 33. Оценка доказательств. 34. Косвенные доказательства. 35. Показания подозреваемого и обвиняемого как вид доказательства. 36. Заключение эксперта как вид доказательства. 37. Вещественные доказательства. 38. Протоколы следственных и судебных действий и иные документы. 39. Охрана чести и достоинства граждан при применении мер процессуального принуждения. 40. Меры пресечения. 41. Применение научно-технических средств в уголовном процессе. 42. Возбуждение уголовного дела. Виды принимаемых решений. Возможность их обжалования. 43. Сущность и значение стадии возбуждения уголовного дела. 44. Поводы, основания и процессуальный порядок возбуждения уголовного дела. 45. Процессуальная самостоятельность следователя при производстве следственных действий и принятии решений. 46. Привлечение в качестве обвиняемого. 47. Оценка заключений и показаний эксперта и специалиста следователем и судом (по материалам практики). 48. Основания и порядок прекращения уголовного дела (по материалам практики). Порядок обжалования. 49. Судебная защита конституционных прав граждан на стадии предварительного расследования. 50. Сущность, задачи и общие условия стадии предварительного расследования. 51. Розыск, дознание, предварительное следствие. 52. Участие защитника в доказывании на предварительном следствии. 53. Понятие следственных действий и их система. 54. Познавательная сущность следственных действий. 55. Допрос свидетеля и потерпевшего (процессуальные, психологические и тактические особенности). 56. Допрос подозреваемого и обвиняемого (процессуальные, психологические и тактические особенности). 57. Очная ставка. 58. Предъявление для опознания. 59. Выемка и обыск. 60. Осмотр места происшествия. 61. Производство экспертизы на предварительном следствии. 62. Приостановление предварительного расследования. 63. Окончание предварительного расследования. 64. Полномочия судьи до судебного разбирательства дела и подготовительные действия к судебному заседанию. 65. Сущность и общие условия судебного разбирательства. 66. Предварительное слушание. 67. Предварительное слушание в суде присяжных. Виды принимаемых решений. Спорные вопросы практики. 68. Порядок судебного разбирательства. 69. Соотношение судебного разбирательства и предварительного следствия. 70. Состязательность и равенство сторон в общем судопроизводстве и в суде присяжных. 71. Прокурор в судебном разбирательстве. Сущность функции уголовного преследования. 72. Пределы судебного разбирательства (по материалам практики). 73. Судебное следствие (сущность, значение, процессуальный порядок). 74. Сущность, значение и предмет судебных прений по уголовным делам. 75. Понятие и значение судебной речи по уголовным делам. 76. Содержание и форма судебной речи по уголовным делам. 77. Обвинительная речь прокурора. 78. Защитительная речь адвоката. 79. Полемика в суде. 80. Приговор суда. 81. Оправдательный приговор как акт правосудия. Основания вынесения. 82. Частное определение (постановление) суда. 83. Вердикт и приговор в суде присяжных. 84. Особенности участи прокурора в суде присяжных. 85. Особенности участи адвоката в суде присяжных. 86. Судебное следствие в суде присяжных. 87. Процессуальное положение присяжных заседателей. 88. Роль председательствующего в суде присяжных. 89. Культура судебного процесса. 90. Особенности производства у мирового судьи. 91. Особенности апелляционного производства. 92. Сущность и значение апелляционного производства. 93. Кассационное производство. 94. Основания отмены приговора в кассационном порядке. 95. Исполнение приговора. 96. Производство в надзорной инстанции. 97. Возобновление дела ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств. 98. Производство по делам о преступлениях несовершеннолетних. 99. Производство о применении принудительных мер медицинского характера. 100.Особенности производства по отдельным категориям дел. 101.Особый порядок принятия судебного решения. 102.Возмещение ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.
Примерная тематика дипломных работ [6]
1. Уголовно-процессуальные функции (понятие, виды). 2. Реализация в уголовном судопроизводстве принципа состязательности сторон. 3. Право человека на неприкосновенность жилища в уголовном процессе. 4. Реализация функции обвинения в уголовном судопроизводстве. 5. Уголовное преследование: вопросы теории и практики. 6. Современные проблемы процесса доказывания в уголовном процессе России. 7. Сущность и значение судебного контроля при применении мер процессуального принуждения. 8. Сущность и значение судебного контроля при избрании мер пресечения. 9. Сущность и значение судебного контроля при применении иных мер процессуального принуждения. 10. Процессуальный порядок использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании. 11. Возвращение уголовного дела прокурору: проблемы и пути их решения. 12. Институт реабилитации в уголовно-процессуальном праве России. 13. Диспозитивные начала в уголовном судопроизводстве России. 14. Особенности производства в суде второй инстанции: история и современность. 15. Апелляционное производство по уголовным делам: вопросы теории и практики. 16. Проблемы кассационного производства по уголовным делам. 17. Надзорное производство по уголовным делам: вопросы теории и практики. 18. Процессуальный порядок подготовки уголовного дела к судебному разбирательству. 19. Производство о применении принудительных мер медицинского характера. 20. Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. 21. Проблемы законодательного регулирования правил производства по уголовным делам при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве. 22. Особенности защиты прав и законных интересов потерпевшего в особом порядке судебного разбирательства (гл. 40, 401 УПК РФ). 23. Особенности участия подсудимого (обвиняемого) в особом порядке судебного разбирательства (гл. 40, 401 УПК РФ). 24. Сравнительная характеристика общего и заочного порядков судебного разбирательства при рассмотрении уголовных дел судом первой инстанции. 25. Реализация участниками уголовного судопроизводства права на квалифицированную юридическую помощь: проблемы и пути их решения. 26. Пределы процессуальной самостоятельности потерпевшего (частного обвинителя) по уголовным делам частного обвинения. 27. Уголовно-процессуальные аспекты применения мер безопасности в уголовном судопроизводстве. 28. Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей: вопросы теории и практики. 29. Обжалование судебных решений в уголовном судопроизводстве: история, современное состояние и перспективы развития. 30. Реализация участниками уголовного судопроизводства права на обжалование процессуальных действий и решений в досудебном производстве. 31. Право на обжалование процессуальных действий и решений в досудебном и судебном производствах (сравнительная характеристика). 32. Проблемы реализации права на обжалование в уголовном судопроизводстве. 33. Проблемы реализации принципа «презумпция невиновности» в российском уголовном судопроизводстве. 34. Проблемы реализации принципа «неприкосновенность личности» в российском уголовном судопроизводстве. 35. Защита имущественных прав в ходе производства по уголовному делу. 36. Гражданский иск в уголовном процессе. 37. Проблемы применения мер пресечения в досудебном производстве. 38. Проблемы применения некоторых мер пресечения в уголовном судопроизводстве России. 39. Особенности стадии возбуждения уголовного дела: проблемы законодательного регулирования. 40. Особенности реализации функции защиты в уголовном процессе РФ. 41. Критерии допустимости доказательств в уголовном судопроизводстве. 42. Проблемы законодательного регулирования института приговоров, не вступивших в законную силу. 43. Проблемы регулирования института реабилитации по уголовным делам. 44. Проблемы защиты прав потерпевшего в уголовном судопроизводстве. 45. Правовые основы адвокатского расследования. 46. Проблемы участия защитника в собирании доказательств. 47. Использование защитником специальных знаний по уголовным делам. 48. Адвокатская тайна – гарантия права на защиту. 49. Свидетельские показания как источник доказательств. 50. Некоторые вопросы процессуального положения потерпевшего по УПК РФ. 51. Тактико-психологические основы участия защитника в суде присяжных. 52. Предмет, содержание и форма судебной речи. 53. Участие народного элемента в уголовном процессе России. Исторический аспект. 54. Проблемные вопросы поддержания государственного обвинения в суде присяжных. 55. Пределы активности суда в состязательном процессе. 56. Международные стандарты защиты прав человека в области уголовного судопроизводства. 57. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства.
|