Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 3. Административное право как наука и как учебная дисциплина
При изучении данных тем студенты должны учитывать происходящие изменения в правовой системе России. В советский период административное право в силу различных причин подвергалось значительному идеологическому воздействию со стороны партийно-государственных структур. В 20-х и 30-х годах административное право вообще не преподавалось в вузах страны, что, конечно же, сказалось на дальнейшем развитии этой важной отрасли публичного права. Чрезмерная идеологизация, неверно избранные методологические предпосылки развития этой отрасли права привели к необоснованно широкому объему полномочий управленческих структур, сосредоточению в них методов преимущественно императивного содержания. При рассмотрении вопросов важно определить сферу общественных отношений, регулируемых административно-правовыми нормами. При этом необходимо выделить те сферы общественных отношений, которые нуждаются в принципиально новых методологических подходах административно-правового регулирования. В связи с этим необходимо усвоить основные задачи науки административного права в современный период. Студентам рекомендуется внимательно ознакомиться со следующими работами ученых административистов: 1) Бельский К.С. К вопросу о предмете административного права // Государство и право. — 1998. — № 10. — С.18-26; 2) Тихомиров Ю.А. О концепции развития административного права и процесса // Государство и право. — 1998. — №1. — С.5-14. При изучении данной темы целесообразным будет проведение сравнительного анализа административного права различных национально-правовых систем. Для этого необходимо, как минимум, ознакомиться с соответствующими разделами книги Г. Бребана «Французское административное право». Введение — С. 18-51, а также с работами М.А. Штатиной «Административное право развивающихся стран» (С. 6-20) и Е.В.Куманина «Юридическая политика и правовая система Китайской Народной Республики», М., 1990. В рамках данной темы для дополнительного изучения предлагаются вопросы, связанные с этапами развития российского административного права, советского и постсоветского периодов. (См.: гл. I Развитие идей и программ государственного управления и административного права.). Студентам настоятельно рекомендуется ознакомиться с проблемами государственно-правовых ориентиров возрождения России, с подходами к определению понятия права, а также философией отрицания права, идеологии и практики коммунизма. Определенный интерес в ознакомлении с кругом общественных отношений — предметом административного права России представляет работа профессора К.С. Бельского Окажет определенную пользу в осмыслении сущности административного права и прочтение соответствующих разделов книг, посвященных анализу административного права зарубежных национально-правовых систем. Вопросы для самоконтроля: 1. Сфера общественных отношений, регулируемая нормами административного права. 2. Предмет науки административного права. 3. Как соотносятся между собой система отрасли и система науки административного права? 4. Метод административного права. 5. Основные этапы развития административного права. 6. Основные институты административного права. 7. Система и принципы административного права. 8. Соотношение административного права с другими отраслями права. 9. Источники административного права. 10. Административное право иных национально-правовых систем (зарубежных стран). 11. Основные направления развития науки административного права. 12. Позитивное право. Естественное право. Административное право.
|