Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя.
Изучение учебной дисциплины «Юридическая психология» предполагает следующие формы учебной деятельности: лекции, семинарские и практические занятия, заканчивается зачетом. Лекции ведутся классическим методом и являются учебной основой для организации самостоятельной работы студентов по изучению данного курса. Лекционные занятия включают в себя рассмотрение основных вопросов изучения темы и разъяснение её наиболее сложных разделов. Теоретические вопросы семинарских занятий и практические задания подобраны в соответствии с логикой учебного курса, а также с учетом знаний и умений, приобретенных и сформированных студентами в ходе предыдущего обучения. При изучении курса следует внимательно рассмотреть первую тему «Введение в юридическую психологию». Студенты должны четко усвоить, что представляет собой предмет юридической психологии, какие задачи эта наука призвана решать в ходе своего развития, какова её структура и междисциплинарные связи. Важно детально изучить этапы становления юридической психологии в России и за рубежом, основные перспективы её развития в настоящее время. Студентам следует иметь ясное представление о роли психологических знаний в повышении эффективности и качества профессиональной деятельности юриста. Одним из важных разделов изучаемой дисциплины является тема «Личность в сфере правоприменительной деятельности». В результате её изучения обучающиеся должны освоить определенный минимум знаний по общей и социальной психологии: понятие и нейрофизиологические основы психики; понятие и структура личности и т.д. Особое внимание следует уделить различным теориям личности в отечественной и зарубежной психологии, определить их достоинства и недостатки. Сложность освоения данной темы сопряжена с большим объемом материала и ограниченным временем для его усвоения. Студенты должны четко представлять себе соотношение понятий «темперамент», «характер», «личность». Они должны хорошо понимать роль мотивации и направленности личности в процессе её жизнедеятельности, знать возможные факторы криминализации личности человека, уметь применять полученные психологические знания в профессиональной деятельности и повседневной жизни. В результате изучения темы «Формы психического отражения в структуре личности субъектов судопроизводства» студенты должны иметь четкое представление о психологических закономерностях функционирования ощущений, восприятия, памяти, мышления, внимания и воображения. Студентам следует помнить, что мышление и воображение относятся к опосредованным познавательным процессам. Так, воображение конструируется из элементов ранее известного, синтезируя их. А в мышлении в виде средств используются действие, образ или понятие. Таким образом, существует три разных вида мышления – наглядно-действенное, наглядно-образное и понятийное (абстрактно-логическое). Большой интерес представляет собой информация о проявлении особенностей ощущений, памяти, восприятия, внимания в формировании свидетельских показаний. Студент должен понимать, что человеческая память – это, прежде всего, накопление, закрепление, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта. Он должен знать виды памяти и факторы забывания информации. Серьезное внимание должно быть уделено изучению эмоциональной и волевой сферы личности. Студенты должны четко разграничивать понятия «психическая норма» и «психическое расстройство», приобрести навыки эффективной саморегуляции психоэмоционального состояния личности. Особый интерес представляет собой усвоение тем «Психология преступного поведения» и «Психология личности преступника и преступной группы». Студентам нужно подробно рассмотреть существующие в науке психологические, социальные и комплексные теории преступности, понятие личности преступника и основные типы преступников, выделяемые психологической наукой. Обучающиеся должны иметь четкое представление о психологической структуре преступного деяния, его мотивах, целях и поводах. Отдельного изучения требует вопрос виктимного (способствующего) поведения жертвы преступления, значимость изучения которого обусловлена высоким уровнем преступности, существующим в современном обществе, и потенциальной возможностью для каждого человека стать жертвой преступления. Пристальное внимание должно уделяться изучению тем «Психология профессиональной деятельности юриста» и «Психологические аспекты судопроизводства», что обусловлено спецификой деятельности Российской академии правосудия. Коммуникативная компетентность является решающим фактором эффективной профессиональной деятельности юриста. Студенты должны иметь четкое представление о психологических закономерностях процесса судопроизводства. Необходимо серьезно изучить особенности психологии участников гражданского и уголовного процесса. Студент должен иметь представление о специфике реагирования в судебных ситуациях при противоборстве сторон, особый акцент следует сделать на психологии межличностных взаимодействий. Весьма важным является вопрос о формировании личного убеждения судей. Необходимо понимать, что в процессе убеждения судей значительную роль играют речи прокурора и защитника. Поэтому необходимо подробно проанализировать психологические особенности деятельности прокурора и адвоката в процессе уголовного судопроизводства. Следует также остановиться на психологических особенностях коммуникативного поведения участников процесса в суде присяжных заседателей. В результате изучения данного раздела студент должен четко уяснить, какие профессиональные качества необходимы судье, прокурору, адвокату, в чем может проявляться профессиональная деформация личности и чем она опасна для профессионала. В процессе изучения дисциплины «Юридическая психология» семинарские занятия проводятся с целью закрепления лекционного материала. Для повышения эффективности учебной деятельности студентов на семинарских занятиях определенная часть материала выносится на самостоятельную работу. Перед семинаром студенты получают задания для самостоятельной работы и темы докладов. Результаты выполненных домашних заданий и подготовленные доклады становятся основой для последующего обсуждения на семинаре. Изучение курса предполагает регулярное проведение контроля за уровнем знаний студентов в форме устных и письменных опросов, а также рубежной аттестации студентов. При организации семинарских и практических занятий преподаватель заранее объявляет тему, основные вопросы плана, указывает основную и дополнительную литературу для проработки, учитывая наличие данной литературы в достаточном количестве в библиотеке ВУЗа, указывает сроки выполнения заданий и форму отчетности. При подготовке к семинарским и практическим занятиям преподаватель формулирует основные и дополнительные учебные задачи, проблемные вопросы и ситуации, планирует формы работы, наиболее адекватные поставленным целям и задачам. При изучении дисциплины студентам рекомендуется активно использовать возможности групповых и индивидуальных консультаций с преподавателем. Для успешного освоения учебной дисциплины студентам необходимо изучить лекционный материал и рекомендуемую литературу, отработать изученный материал на семинарских занятиях, выполнить задания для самостоятельной работы. В ходе изучения учебной дисциплины студенты выполняют следующие виды самостоятельной работы: 1. Самостоятельная работа над пройденным лекционным и практическим материалом: · Работа с основной и дополнительной литературой; · Подготовка докладов; · Подготовка контрольных работ. 2. Самостоятельная работа по восстановлению пропущенных семинаров и практических занятий. 3. Самостоятельная работа по выполнению заданий преподавателя при подготовке к семинарским и практическим занятиям. 4. Самостоятельная работа по подготовке к зачету. Организуя самостоятельную работу студентов с источниками, необходимо обращать внимание обучаемых на метапознавательные способы учебной деятельности: умение выделять главное в тексте; умение составлять опорную схему изученного материала, тезисный и развернутый план-конспект; свободно владеть проработанным материалом; способность рассказать своими словами суть проблемы; умение объяснить и дать определение встречающимся в тексте новым научным терминам; находить в жизни ситуации, которые могут служить иллюстрацией теоретического материала, обсуждаемого на занятиях.
7. Примеры тестовых заданий для проведения рубежного контроля: 1. Юридическая психология – это… а) специальная часть психологической науки; б) отрасль уголовного процесса; в) прикладное направление. 2. Наиболее интенсивно в начале XIX века судебная психология развивалась в: а) России; б) Франции; в) Англии; г) Германии. 3. Выделите ученых, внесших большой вклад в историю развития юридической психологии в России: а) А.Ф. Кони; б) А.В. Петровский; в) Ж.-Ж. Руссо; г) В.М. Бехтерев. 4. Раздел юридической психологии, изучающий психологические особенности личности преступника, мотивацию преступного поведения, психологию преступных групп: а) пенитенциарная психология; б) криминальная психология; в) следственно-оперативная психология; г) судебная психология. 5. Психический процесс, обеспечивающий возможность сознательно регулировать свои действия и поступки в соответствии с поставленной целью: а) воля; б) восприятие; в) мышление; г) воображение. 6. Импульсивная реакция, отражающая отношение индивида к значимости воспринимаемого им явления – это… а) характер; б) темперамент; в) эмоции. 7. Способность лица при определенных обстоятельствах стать жертвой преступления называется… а) повышенная возбудимость; б) неосторожность; в) виктимность; г) импульсивность. 8. Причиной внутриличностного конфликта адвоката зачастую может быть: а) необходимость контактировать с различными людьми; б) необходимость защищать права человека, подозреваемого в совершении тяжкого уголовного преступления; в) необходимость быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию конфликта. 9. Правовая психология – это подотрасль а) возрастной психологии; б) пенитенциарной психологии; в) юридической психологии. 10. Профессионально важным психологическим качеством судьи является: а) общительность; б) независимость, самостоятельность суждений; в) гибкость мышления. 11. Основным требованием, предъявляемым к судебной речи, является: а) занимательность; б) логичность и легкость восприятия её содержания всеми участниками судебного заседания; в) длительность. 12. Интерес к другому человеку можно невербально выразить: а) помещенными на бедра руками; б) пронзительным голосом; в) пристальным взглядом, устремленным на собеседника; г) активной жестикуляцией. 13. Одним из факторов повышенной стрессогенности профессиональной деятельности судьи является: а) высокий уровень вариативности и нестандартности ситуаций в условиях дефицита времени; б) длительные физические перегрузки; в) большое число контактов с разными людьми. 14. Показателями инсценировок преступления на месте происшествия являются: а) признаки сокрытия, уничтожения отдельных следов преступления; б) демонстративный характер признаков менее опасного преступления; в) признаки совершения несовместимых преступных действий; г) все ответы верны. 15. К диагностическим признакам аффекта относятся: а) нарушения протекания психических познавательных процессов; б) постаффектное истощение; в) внешне наблюдаемые признаки расстройства вегетативной нервной системы (темп и артикуляция речи, цвет кожного покрова, мимика); г) все ответы верны. 16. К внешним условиям познавательной деятельности суда относятся: а) официальная обстановка общения; б) поведение участвующих в судебном процессе лиц; в) сумма материального вознаграждения адвоката. 17. Какой вид судебного допроса позволяет успешно вскрыть противоречия в показаниях, обнаружить в них погрешности, уточнить детали и изобличить допрашиваемого в даче ложных показаний? а) основной; б) перекрестный; в) шахматный. 18. К психодиагностическим признакам ложных показаний относятся: а) умолчание, сокрытие, исключение из сообщения отдельных элементов описываемого события, собственных действий и действий иных действующих лиц; б) отказ отвечать на заданный вопрос; в) подробный рассказ о происшедшем. 19. Для того, чтобы сообщение звучало убедительно, оно должно: а) не слишком отличаться от нашего мнения; б) часто видоизменяться; в) взывать главным образом к страху; г) повторяться. 20. Процесс снятия показаний – это… а) следственный эксперимент; б) допрос; в) опознание; г) задержание.
8. Литература:
|