Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Об обеспечении единства измерений

Федеральный закон

26 июня 2008   N 102-ФЗ

Об обеспечении единства измерений

Принят Государственной Думой 11 июня 2008 года Одобрен Советом Федерации 18 июня 2008 года Глава 1. Общие положения Статья 1. Цели и сфера действия настоящего Федерального закона 1. Целями настоящего Федерального закона являются: 1) установление правовых основ обеспечения единства измерений вРоссийской Федерации; 2) защита прав и законных интересов граждан, общества и государстваот отрицательных последствий недостоверных результатов измерений; 3) обеспечение потребности граждан, общества и государства вполучении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений, используемых в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающейсреды, животного и растительного мира, обеспечения обороны и безопасностигосударства, в том числе экономической безопасности; 4) содействие развитию экономики Российской Федерации инаучно-техническому прогрессу. 2. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие привыполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности пообеспечению единства измерений, предусмотренной законодательствомРоссийской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе привыполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений. 3. Сфера государственного регулирования обеспечения единстваизмерений распространяется на измерения, к которым в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, установлены обязательныетребования и которые выполняются при: 1) осуществлении деятельности в области здравоохранения; 2) осуществлении ветеринарной деятельности; 3) осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды; 4) осуществлении деятельности по обеспечению безопасности причрезвычайных ситуациях; 5) выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охранытруда; 6) осуществлении производственного контроля за соблюдениемустановленных законодательством Российской Федерации требованийпромышленной безопасности к эксплуатации опасного производственногообъекта; 7) осуществлении торговли и товарообменных операций, выполненииработ по расфасовке товаров; 8) выполнении государственных учетных операций; 9) оказании услуг почтовой связи и учете объема оказанных услугэлектросвязи операторами связи; 10) осуществлении деятельности в области обороны и безопасностигосударства; 11) осуществлении геодезической и картографической деятельности; 12) осуществлении деятельности в области гидрометеорологии; 13) проведении банковских, налоговых и таможенных операций; 14) выполнении работ по оценке соответствия промышленной продукции ипродукции других видов, а также иных объектов установленнымзаконодательством Российской Федерации обязательным требованиям; 15) проведении официальных спортивных соревнований, обеспеченииподготовки спортсменов высокого класса; 16) выполнении поручений суда, органов прокуратуры, государственныхорганов исполнительной власти; 17) осуществлении мероприятий государственного контроля (надзора). 4. К сфере государственного регулирования обеспечения единстваизмерений относятся также измерения, предусмотренные законодательствомРоссийской Федерации о техническом регулировании. 5. Сфера государственного регулирования обеспечения единстваизмерений распространяется также на единицы величин, эталоны единицвеличин, стандартные образцы и средства измерений, к которым установленыобязательные требования. 6. Обязательные требования к измерениям, эталонам единиц величин, стандартным образцам и средствам измерений устанавливаютсязаконодательством Российской Федерации об обеспечении единства измеренийи законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.Обязательные требования к единицам величин, выполнению работ и (или)оказанию услуг по обеспечению единства измерений устанавливаютсязаконодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений. 7. Особенности обеспечения единства измерений при осуществлениидеятельности в области обороны и безопасности государства устанавливаютсяПравительством Российской Федерации. Статья 2. Основные понятия В настоящем Федеральном законе применяются следующие основныепонятия: 1) аттестация методик (методов) измерений - исследование иподтверждение соответствия методик (методов) измерений установленнымметрологическим требованиям к измерениям; 2) ввод в эксплуатацию средства измерений - документальнооформленная в установленном порядке готовность средства измерений киспользованию по назначению; 3) государственный метрологический надзор - контрольная деятельностьв сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, осуществляемая уполномоченными федеральными органами исполнительнойвласти и заключающаяся в систематической проверке соблюденияустановленных законодательством Российской Федерации обязательныхтребований, а также в применении установленных законодательствомРоссийской Федерации мер за нарушения, выявленные во время надзорныхдействий; 4) государственный первичный эталон единицы величины -государственный эталон единицы величины, обеспечивающий воспроизведение, хранение и передачу единицы величины с наивысшей в Российской Федерацииточностью, утверждаемый в этом качестве в установленном порядке иприменяемый в качестве исходного на территории Российской Федерации; 5) государственный эталон единицы величины - эталон единицывеличины, находящийся в федеральной собственности; 6) единица величины - фиксированное значение величины, котороепринято за единицу данной величины и применяется для количественноговыражения однородных с ней величин; 7) единство измерений - состояние измерений, при котором ихрезультаты выражены в допущенных к применению в Российской Федерацииединицах величин, а показатели точности измерений не выходят заустановленные границы; 8) измерение - совокупность операций, выполняемых для определенияколичественного значения величины; 9) испытания стандартных образцов или средств измерений в целяхутверждения типа - работы по определению метрологических и техническиххарактеристик однотипных стандартных образцов или средств измерений; 10) калибровка средств измерений - совокупность операций, выполняемых в целях определения действительных значений метрологическиххарактеристик средств измерений; 11) методика (метод) измерений - совокупность конкретно описанныхопераций, выполнение которых обеспечивает получение результатов измеренийс установленными показателями точности; 12) метрологическая служба - организующие и (или) выполняющие работыпо обеспечению единства измерений и (или) оказывающие услуги пообеспечению единства измерений структурное подразделение центральногоаппарата федерального органа исполнительной власти и (или) еготерриториального органа, юридическое лицо или структурное подразделениеюридического лица либо объединения юридических лиц, работникиюридического лица, индивидуальный предприниматель; 13) метрологическая экспертиза - анализ и оценка правильностиустановления и соблюдения метрологических требований применительно кобъекту, подвергаемому экспертизе. Метрологическая экспертиза проводитсяв обязательном (обязательная метрологическая экспертиза) или добровольномпорядке; 14) метрологические требования - требования к влияющим на результати показатели точности измерений характеристикам (параметрам) измерений, эталонов единиц величин, стандартных образцов, средств измерений, а такжек условиям, при которых эти характеристики (параметры) должны бытьобеспечены; 15) обязательные метрологические требования - метрологическиетребования, установленные нормативными правовыми актами РоссийскойФедерации и обязательные для соблюдения на территории РоссийскойФедерации; 16) передача единицы величины - приведение единицы величины, хранимой средством измерений, к единице величины, воспроизводимойэталоном данной единицы величины или стандартным образцом; 17) поверка средств измерений (далее также - поверка) - совокупностьопераций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средствизмерений метрологическим требованиям; 18) прослеживаемость - свойство эталона единицы величины илисредства измерений, заключающееся в документально подтвержденномустановлении их связи с государственным первичным эталономсоответствующей единицы величины посредством сличения эталонов единицвеличин, поверки, калибровки средств измерений; 19) прямое измерение - измерение, при котором искомое значениевеличины получают непосредственно от средства измерений; 20) сличение эталонов единиц величин - совокупность операций, устанавливающих соотношение между единицами величин, воспроизводимыхэталонами единиц величин одного уровня точности и в одинаковых условиях; 21) средство измерений - техническое средство, предназначенное дляизмерений; 22) стандартный образец - образец вещества (материала) сустановленными по результатам испытаний значениями одной и более величин, характеризующих состав или свойство этого вещества (материала); 23) технические системы и устройства с измерительными функциями -технические системы и устройства, которые наряду с их основными функциямивыполняют измерительные функции; 24) технические требования к средствам измерений - требования, которые определяют особенности конструкции средств измерений (безограничения их технического совершенствования) в целях сохранения ихметрологических характеристик в процессе эксплуатации средств измерений, достижения достоверности результата измерений, предотвращениянесанкционированных настройки и вмешательства, а также требования, обеспечивающие безопасность и электромагнитную совместимость средствизмерений; 25) тип средств измерений - совокупность средств измерений, предназначенных для измерений одних и тех же величин, выраженных в однихи тех же единицах величин, основанных на одном и том же принципедействия, имеющих одинаковую конструкцию и изготовленных по одной и тойже технической документации; 26) тип стандартных образцов - совокупность стандартных образцоводного и того же назначения, изготавливаемых из одного и того же вещества(материала) по одной и той же технической документации; 27) утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений- документально оформленное в установленном порядке решение о признаниисоответствия типа стандартных образцов или типа средств измеренийметрологическим и техническим требованиям (характеристикам) на основаниирезультатов испытаний стандартных образцов или средств измерений в целяхутверждения типа; 28) фасованные товары в упаковках - товары, которые упаковываются вотсутствие покупателя, при этом содержимое упаковки не может бытьизменено без ее вскрытия или деформирования, а масса, объем, длина, площадь или иные величины, определяющие количество содержащегося вупаковке товара, должны быть обозначены на упаковке; 29) эталон единицы величины - техническое средство, предназначенноедля воспроизведения, хранения и передачи единицы величины. Статья 3. Законодательство Российской Федерации об обеспечении единства измерений 1. Законодательство Российской Федерации об обеспечении единстваизмерений основывается на Конституции Российской Федерации и включает всебя настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, регулирующиеотношения в области обеспечения единства измерений, а также принимаемые всоответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации. 2. Положения федеральных законов и иных нормативных правовых актовРоссийской Федерации, касающиеся предмета регулирования настоящегоФедерального закона, применяются в части, не противоречащей настоящемуФедеральному закону. Статья 4. Международные договоры Российской Федерации Если международным договором Российской Федерации установлены иныеправила, чем те, которые предусмотрены законодательством РоссийскойФедерации об обеспечении единства измерений, то применяются правиламеждународного договора. Глава 2. Требования к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений Статья 5. Требования к измерениям 1. Измерения, относящиеся к сфере государственного регулированияобеспечения единства измерений, должны выполняться по аттестованнымметодикам (методам) измерений, за исключением методик (методов)измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений, с применениемсредств измерений утвержденного типа, прошедших поверку. Результатыизмерений должны быть выражены в единицах величин, допущенных кприменению в Российской Федерации. 2. Методики (методы) измерений, предназначенные для выполненияпрямых измерений, вносятся в эксплуатационную документацию на средстваизмерений. Подтверждение соответствия этих методик (методов) измеренийобязательным метрологическим требованиям к измерениям осуществляется впроцессе утверждения типов данных средств измерений. В остальных случаяхподтверждение соответствия методик (методов) измерений обязательнымметрологическим требованиям к измерениям осуществляется путем аттестацииметодик (методов) измерений. Сведения об аттестованных методиках(методах) измерений передаются в Федеральный информационный фонд пообеспечению единства измерений проводящими аттестацию юридическими лицамии индивидуальными предпринимателями. 3. Аттестацию методик (методов) измерений, относящихся к сферегосударственного регулирования обеспечения единства измерений, проводятаккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единстваизмерений юридические лица и индивидуальные предприниматели. 4. Порядок аттестации методик (методов) измерений и их примененияустанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющимфункции по выработке государственной политики и нормативно-правовомурегулированию в области обеспечения единства измерений. 5. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющиенормативно-правовое регулирование в областях деятельности, указанных вчастях 3 и 4 статьи 1 настоящего Федерального закона, по согласованию сфедеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции повыработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию вобласти обеспечения единства измерений, определяют измерения, относящиесяк сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, иустанавливают к ним обязательные метрологические требования, в том числепоказатели точности измерений. 6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функциипо оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществомв области обеспечения единства измерений, ведет единый переченьизмерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспеченияединства измерений. Статья 6. Требования к единицам величин 1. В Российской Федерации применяются единицы величин Международнойсистемы единиц, принятые Генеральной конференцией по мерам и весам ирекомендованные к применению Международной организацией законодательнойметрологии. Правительством Российской Федерации могут быть допущены кприменению в Российской Федерации наравне с единицами величинМеждународной системы единиц внесистемные единицы величин. Наименованияединиц величин, допускаемых к применению в Российской Федерации, ихобозначения, правила написания, а также правила их примененияустанавливаются Правительством Российской Федерации. 2. Характеристики и параметры продукции, поставляемой на экспорт, втом числе средств измерений, могут быть выражены в единицах величин, предусмотренных договором (контрактом), заключенным с заказчиком. 3. Единицы величин передаются средствам измерений, техническимсистемам и устройствам с измерительными функциями от эталонов единицвеличин и стандартных образцов. Статья 7. Требования к эталонам единиц величин 1. Государственные эталоны единиц величин образуют эталонную базуРоссийской Федерации. 2. Государственные первичные эталоны единиц величин не подлежатприватизации. 3. Сведения о государственных эталонах единиц величин вносятсяфедеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции пооказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом вобласти обеспечения единства измерений, в Федеральный информационный фондпо обеспечению единства измерений. 4. Государственные первичные эталоны единиц величин содержатся иприменяются в государственных научных метрологических институтах. 5. Государственные первичные эталоны единиц величин подлежатутверждению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющимфункции по оказанию государственных услуг и управлению государственнымимуществом в области обеспечения единства измерений. 6. Государственные первичные эталоны единиц величин подлежатсличению с эталонами единиц величин Международного бюро мер и весов инациональными эталонами единиц величин иностранных государств.Ответственность за своевременное представление государственногопервичного эталона единицы величины на сличение несет государственныйнаучный метрологический институт, содержащий данный государственныйпервичный эталон единицы величины. 7. В Российской Федерации должны применяться эталоны единиц величин, прослеживаемые к государственным первичным эталонам соответствующихединиц величин. В случае отсутствия соответствующих государственныхпервичных эталонов единиц величин должна быть обеспечена прослеживаемостьсредств измерений, применяемых в сфере государственного регулированияобеспечения единства измерений, к национальным эталонам единиц величининостранных государств. 8. Порядок утверждения, содержания, сличения и применениягосударственных первичных эталонов единиц величин, порядок передачиединиц величин от государственных эталонов, порядок установленияобязательных требований к эталонам единиц величин, используемым дляобеспечения единства измерений в сфере государственного регулированияобеспечения единства измерений, порядок оценки соответствия этимтребованиям, а также порядок их применения устанавливается ПравительствомРоссийской Федерации. Статья 8. Требования к стандартным образцам 1. Стандартные образцы предназначены для воспроизведения, хранения ипередачи характеристик состава или свойств веществ (материалов), выраженных в значениях единиц величин, допущенных к применению вРоссийской Федерации. 2. В сфере государственного регулирования обеспечения единстваизмерений применяются стандартные образцы утвержденных типов. Статья 9. Требования к средствам измерений 1. В сфере государственного регулирования обеспечения единстваизмерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федеральногозакона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательствомРоссийской Федерации об обеспечении единства измерений обязательныхтребований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствамизмерений, и установленных законодательством Российской Федерации отехническом регулировании обязательных требований. В состав обязательныхтребований к средствам измерений в необходимых случаях включаются такжетребования к их составным частям, программному обеспечению и условиямэксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должнысоблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации. 2. Конструкция средств измерений должна обеспечивать ограничениедоступа к определенным частям средств измерений (включая программноеобеспечение) в целях предотвращения несанкционированных настройки ивмешательства, которые могут привести к искажениям результатов измерений. 3. Порядок отнесения технических средств к средствам измеренийустанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющимфункции по выработке государственной политики и нормативно-правовомурегулированию в области обеспечения единства измерений. Статья 10. Технические системы и устройства с измерительными функциями Обязательные требования к техническим системам и устройствам сизмерительными функциями, а также формы оценки их соответствия указаннымтребованиям устанавливаются законодательством Российской Федерации отехническом регулировании. Глава 3. Государственное регулирование в области обеспечения единства измерений Статья 11. Формы государственного регулирования в области обеспечения единства измерений Государственное регулирование в области обеспечения единстваизмерений осуществляется в следующих формах: 1) утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений; 2) поверка средств измерений; 3) метрологическая экспертиза; 4) государственный метрологический надзор; 5) аттестация методик (методов) измерений; 6) аккредитация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей навыполнение работ и (или) оказание услуг в области обеспечения единстваизмерений. Статья 12. Утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений 1. Тип стандартных образцов или тип средств измерений, применяемых всфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, подлежит обязательному утверждению. При утверждении типа средствизмерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверкамисредств измерений, а также методика поверки данного типа средствизмерений. 2. Решение об утверждении типа стандартных образцов или типа средствизмерений принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлениюгосударственным имуществом в области обеспечения единства измерений, наосновании положительных результатов испытаний стандартных образцов илисредств измерений в целях утверждения типа. 3. Утверждение типа стандартных образцов или типа средств измеренийудостоверяется свидетельством об утверждении типа стандартных образцовили типа средств измерений, выдаваемым федеральным органом исполнительнойвласти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг иуправлению государственным имуществом в области обеспечения единстваизмерений. В течение срока действия свидетельства об утверждении типасредств измерений интервал между поверками средств измерений может бытьизменен только федеральным органом исполнительной власти, осуществляющимфункции по оказанию государственных услуг и управлению государственнымимуществом в области обеспечения единства измерений. 4. На каждый экземпляр средств измерений утвержденного типа, сопроводительные документы к указанным средствам измерений и насопроводительные документы к стандартным образцам утвержденного типананосится знак утверждения их типа. Конструкция средства измерений должнаобеспечивать возможность нанесения этого знака в месте, доступном дляпросмотра. Если особенности конструкции средства измерений не позволяютнанести этот знак непосредственно на средство измерений, он наносится насопроводительные документы. 5. Испытания стандартных образцов или средств измерений в целяхутверждения типа проводятся юридическими лицами, аккредитованными вустановленном порядке в области обеспечения единства измерений. 6. Сведения об утвержденных типах стандартных образцов и типахсредств измерений вносятся в Федеральный информационный фонд пообеспечению единства измерений. 7. Порядок проведения испытаний стандартных образцов или средствизмерений в целях утверждения типа, порядок утверждения типа стандартныхобразцов или типа средств измерений, порядок выдачи свидетельств обутверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений, установления и изменения срока действия указанных свидетельств иинтервала между поверками средств измерений, требования к знакамутверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений ипорядок их нанесения устанавливаются федеральным органом исполнительнойвласти, осуществляющим функции по выработке государственной политики инормативно-правовому регулированию в области обеспечения единстваизмерений. Порядок проведения испытаний стандартных образцов или средствизмерений в целях утверждения типа и порядок утверждения типа стандартныхобразцов или типа средств измерений устанавливаются с учетом характерапроизводства стандартных образцов и средств измерений (серийное илиединичное производство). 8. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющиеразработку, выпуск из производства, ввоз на территорию РоссийскойФедерации, продажу и использование на территории Российской Федерации непредназначенных для применения в сфере государственного регулированияобеспечения единства измерений стандартных образцов и средств измерений, могут в добровольном порядке представлять их на утверждение типастандартных образцов или типа средств измерений. Статья 13. Поверка средств измерений 1. Средства измерений, предназначенные для применения в сферегосударственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода вэксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а впроцессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средстваизмерений в сфере государственного регулирования обеспечения единстваизмерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязанысвоевременно представлять эти средства измерений на поверку. 2. Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные вустановленном порядке в области обеспечения единства измеренийюридические лица и индивидуальные предприниматели. 3. Правительством Российской Федерации устанавливается переченьсредств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованнымив установленном порядке в области обеспечения единства измеренийгосударственными региональными центрами метрологии. 4. Результаты поверки средств измерений удостоверяются знакомповерки и (или) свидетельством о поверке. Конструкция средства измеренийдолжна обеспечивать возможность нанесения знака поверки в месте, доступном для просмотра. Если особенности конструкции или условияэксплуатации средства измерений не позволяют нанести знак поверкинепосредственно на средство измерений, он наносится на свидетельство оповерке. 5. Порядок проведения поверки средств измерений, требования к знакуповерки и содержанию свидетельства о поверке устанавливаются федеральныморганом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработкегосударственной политики и нормативно-правовому регулированию в областиобеспечения единства измерений. 6. Сведения о результатах поверки средств измерений, предназначенныхдля применения в сфере государственного регулирования обеспеченияединства измерений, передаются в Федеральный информационный фонд пообеспечению единства измерений проводящими поверку средств измеренийюридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. 7. Средства измерений, не предназначенные для применения в сферегосударственного регулирования обеспечения единства измерений, могутподвергаться поверке в добровольном порядке. Статья 14. Метрологическая экспертиза 1. Содержащиеся в проектах нормативных правовых актов РоссийскойФедерации требования к измерениям, стандартным образцам и средствамизмерений подлежат обязательной метрологической экспертизе. Заключенияобязательной метрологической экспертизы в отношении указанных требованийрассматриваются принимающими эти акты федеральными органамиисполнительной власти. Обязательная метрологическая экспертизасодержащихся в проектах нормативных правовых актов Российской Федерациитребований к измерениям, стандартным образцам и средствам измеренийпроводится государственными научными метрологическими институтами. 2. Обязательная метрологическая экспертиза стандартов, продукции, проектной, конструкторской, технологической документации и другихобъектов проводится также в порядке и случаях, предусмотренныхзаконодательством Российской Федерации. Указанную экспертизу проводятаккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единстваизмерений юридические лица и индивидуальные предприниматели. 3. Порядок проведения обязательной метрологической экспертизысодержащихся в проектах нормативных правовых актов Российской Федерациитребований к измерениям, стандартным образцам и средствам измеренийустанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющимфункции по выработке государственной политики и нормативно-правовомурегулированию в области обеспечения единства измерений. 4. В добровольном порядке может проводиться метрологическаяэкспертиза продукции, проектной, конструкторской, технологическойдокументации и других объектов, в отношении которых законодательствомРоссийской Федерации не предусмотрена обязательная метрологическаяэкспертиза. Статья 15. Государственный метрологический надзор 1. Государственный метрологический надзор осуществляется за: 1) соблюдением обязательных требований в сфере государственногорегулирования обеспечения единства измерений к измерениям, единицамвеличин, а также к эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений при их выпуске из производства, ввозе на территориюРоссийской Федерации, продаже и применении на территории РоссийскойФедерации; 2) наличием и соблюдением аттестованных методик (методов) измерений; 3) соблюдением обязательных требований к отклонениям количествафасованных товаров в упаковках от заявленного значения. 2. Государственный метрологический надзор распространяется надеятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих: 1) измерения, относящиеся к сфере государственного регулированияобеспечения единства измерений; 2) выпуск из производства предназначенных для применения в сферегосударственного регулирования обеспечения единства измерений эталоновединиц величин, стандартных образцов и средств измерений, а также их ввозна территорию Российской Федерации, продажу и применение на территорииРоссийской Федерации; 3) расфасовку товаров. 3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющиевыпуск из производства предназначенных для применения в сферегосударственного регулирования обеспечения единства измерений эталоновединиц величин, стандартных образцов и средств измерений, а также их ввозна территорию Российской Федерации и продажу, обязаны уведомлять о даннойдеятельности федеральный орган исполнительной власти, осуществляющийфункции по государственному метрологическому надзору, не позднее трехмесяцев со дня ее осуществления. Порядок уведомления устанавливаетсяфедеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции повыработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию вобласти обеспечения единства измерений. 4. Обязательные требования к отклонениям количества фасованныхтоваров в упаковках от заявленного значения при их расфасовкеустанавливаются техническими регламентами. В технических регламентахтакже могут содержаться обязательные требования к оборудованию, используемому для расфасовки и контроля расфасовки, правила оценкисоответствия отклонения количества фасованных товаров в упаковках отзаявленного значения, обязательные требования к упаковке, маркировке илиэтикеткам фасованных товаров и правилам их нанесения. Статья 16. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный метрологический надзор 1. Государственный метрологический надзор осуществляется федеральныморганом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственномуметрологическому надзору, а также другими федеральными органамиисполнительной власти, уполномоченными Президентом Российской Федерацииили Правительством Российской Федерации на осуществление данного виданадзора в установленной сфере деятельности. 2. Порядок осуществления государственного метрологического надзора, взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющихгосударственный метрологический надзор, а также распределение полномочиймежду ними устанавливается Президентом Российской Федерации илиПравительством Российской Федерации в пределах их компетенции. Прираспределении полномочий между федеральными органами исполнительнойвласти, осуществляющими государственный метрологический надзор, недопускается одновременное возложение полномочий по проверке соблюденияодних и тех же требований у одного субъекта проверки на два и болеефедеральных органа исполнительной власти. Статья 17. Права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного метрологического надзора 1. Обязанность проведения проверок при осуществлениигосударственного метрологического надзора возлагается на должностных лицфедеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственныйметрологический надзор, и их территориальных органов. 2. Должностные лица, проводящие предусмотренную частью 1 настоящейстатьи проверку, при предъявлении служебного удостоверения и распоряженияфедерального органа исполнительной власти, осуществляющегогосударственный метрологический надзор, о проведении проверки вправе: 1) посещать объекты (территории и помещения) юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей в целях осуществления государственногометрологического надзора во время исполнения служебных обязанностей; 2) получать документы и сведения, необходимые для проведенияпроверки. 3. Должностные лица, осуществляющие государственный метрологическийнадзор, обязаны: 1) проверять соответствие используемых единиц величин единицамвеличин, допущенным к применению в Российской Федерации; 2) проверять состояние и применение эталонов единиц величин, стандартных образцов и средств измерений в целях установления ихсоответствия обязательным требованиям; 3) проверять наличие и соблюдение аттестованных методик (методов)измерений; 4) проверять соблюдение обязательных требований к измерениям иобязательных требований к отклонениям количества фасованных товаров вупаковках от заявленного значения; 5) проверять соблюдение установленного порядка уведомления о своейдеятельности указанными в части 3 статьи 15 настоящего Федеральногозакона юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями; 6) соблюдать государственную, коммерческую, служебную и инуюохраняемую законом тайну. 4. При выявлении нарушений должностное лицо, осуществляющеегосударственный метрологический надзор, обязано: 1) запрещать выпуск из производства, ввоз на территорию РоссийскойФедерации и продажу предназначенных для применения в сферегосударственного регулирования обеспечения единства измерений стандартныхобразцов и средств измерений неутвержденных типов или предназначенных дляприменения в сфере государственного регулирования обеспечения единстваизмерений стандартных образцов и средств измерений, не соответствующихобязательным требованиям (за исключением выпуска из производства и ввозана территорию Российской Федерации стандартных образцов или средствизмерений, предназначенных для проведения испытаний стандартных образцовили средств измерений в целях утверждения типа); 2) запрещать применение стандартных образцов и средств измеренийнеутвержденных типов или стандартных образцов и средств измерений, несоответствующих обязательным требованиям, а также неповеренных средствизмерений при выполнении измерений, относящихся к сфере государственногорегулирования обеспечения единства измерений; 3) наносить на средства измерений знак непригодности в случаях, когда средство измерений не соответствует обязательным требованиям; 4) давать обязательные к исполнению предписания и устанавливатьсроки устранения нарушений установленных законодательством РоссийскойФедерации обязательных требований; 5) в случаях, предусмотренных законодательством РоссийскойФедерации, направлять материалы о нарушениях требований законодательстваРоссийской Федерации об обеспечении единства измерений в судебные иследственные органы, а также в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий аккредитацию в области обеспечения единства измерений; 6) применять иные меры в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации. 5. Форма знака непригодности средств измерений и порядок егонанесения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики инормативно-правовому регулированию в области обеспечения единстваизмерений. Глава 4. Калибровка средств измерений Статья 18. Калибровка средств измерений 1. Средства измерений, не предназначенные для применения в сферегосударственного регулирования обеспечения единства измерений, могут вдобровольном порядке подвергаться калибровке. Калибровка средствизмерений выполняется с использованием эталонов единиц величин, прослеживаемых к государственным первичным эталонам соответствующихединиц величин, а при отсутствии соответствующих государственныхпервичных эталонов единиц величин - к национальным эталонам единицвеличин иностранных государств. 2. Выполняющие калибровку средств измерений юридические лица ииндивидуальные предприниматели в добровольном порядке могут бытьаккредитованы в области обеспечения единства измерений. 3. Результаты калибровки средств измерений, выполненнойаккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единстваизмерений юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, могут быть использованы при поверке средств измерений в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющимфункции по выработке государственной политики и нормативно-правовомурегулированию в области обеспечения единства измерений. Глава 5. Аккредитация в области обеспечения единства измерений Статья 19. Аккредитация в области обеспечения единства измерений 1. Аккредитация в области обеспечения единства измеренийосуществляется в целях официального признания компетентности юридическоголица или индивидуального предпринимателя выполнять работы и (или)оказывать услуги по обеспечению единства измерений в соответствии снастоящим Федеральным законом. К указанным работам и (или) услугамотносятся: 1) аттестация методик (методов) измерений, относящихся к сферегосударственного регулирования обеспечения единства измерений; 2) испытания стандартных образцов или средств измерений в целяхутверждения типа; 3) поверка средств измерений; 4) обязательная метрологическая экспертиза стандартов, продукции, проектной, конструкторской, технологической документации и другихобъектов, проводимая в случаях, предусмотренных законодательствомРоссийской Федерации. 2. Аккредитация в области обеспечения единства измеренийосуществляется на основе принципов: 1) добровольности; 2) компетентности и независимости экспертов по аккредитации; 3) недопустимости совмещения полномочий по аккредитации свыполнением работ и (или) оказанием услуг, указанных в части 1 настоящейстатьи; 4) применения единых правил аккредитации, их открытости идоступности; 5) обеспечения равных условий лицам, претендующим на получениеаккредитации; 6) недопустимости незаконного ограничения прав аккредитуемыхюридических лиц и индивидуальных предпринимателей на выполнение работ и(или) оказание услуг в области обеспечения единства измерений для всехпотребителей (заказчиков) и на всей территории Российской Федерации. 3. Положение о системе аккредитации в области обеспечения единстваизмерений, определяющее федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий аккредитацию в области обеспечения единства измерений, исодержащее структуру системы, порядок аккредитации, порядок определениякритериев аккредитации, порядок аттестации привлекаемых на договорнойоснове федеральным органом исполнительной власти, осуществляющимаккредитацию в области обеспечения единства измерений, экспертов поаккредитации и порядок оплаты работ указанных экспертов, утверждаетсяПравительством Российской Федерации. Глава 6. Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений Статья 20. Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений 1. Нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативныедокументы, информационные базы данных, международные документы, международные договоры Российской Федерации в области обеспеченияединства измерений, сведения об аттестованных методиках (методах)измерений, единый перечень измерений, относящихся к сферегосударственного регулирования обеспечения единства измерений, сведения огосударственных эталонах единиц величин, сведения об утвержденных типахстандартных образцов или типах средств измерений, сведения о результатахповерки средств измерений образуют Федеральный информационный фонд пообеспечению единства измерений. Ведение Федерального информационногофонда по обеспечению единства измерений и предоставление содержащихся внем сведений организует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлениюгосударственным имуществом в области обеспечения единства измерений. 2. Заинтересованным лицам в порядке, установленном частью 3настоящей статьи, обеспечивается предоставление содержащихся вФедеральном информационном фонде по обеспечению единства измеренийдокументов и сведений, за исключением случаев, когда в интересахсохранения государственной, коммерческой, служебной и (или) инойохраняемой законом тайны такой доступ к указанным документам и сведениямдолжен быть ограничен. 3. Порядок создания и ведения Федерального информационного фонда пообеспечению единства измерений, передачи сведений в него и предоставлениясодержащихся в нем документов и сведений устанавливается федеральныморганом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработкегосударственной политики и нормативно-правовому регулированию в областиобеспечения единства измерений. Глава 7. Организационные основы обеспечения единства измерений Статья 21. Федеральные органы исполнительной власти, государственные научные метрологические институты, государственные региональные центры метрологии, метрологические службы, организации, осуществляющие деятельность по обеспечению единства измерений 1. Деятельность по обеспечению единства измерений основывается назаконодательстве Российской Федерации об обеспечении единства измерений иосуществляется: 1) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющимифункции по выработке государственной политики и нормативно-правовомурегулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственнымимуществом в области обеспечения единства измерений и государственномуметрологическому надзору; 2) подведомственными федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по оказанию государственных услуг и управлениюгосударственным имуществом в области обеспечения единства измерений, государственными научными метрологическими институтами и государственнымирегиональными центрами метрологии; 3) Государственной службой времени, частоты и определения параметроввращения Земли, Государственной службой стандартных справочных данных офизических константах и свойствах веществ и материалов, Государственнойслужбой стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов, руководство которыми осуществляет федеральный орган исполнительнойвласти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг иуправлению государственным имуществом в области обеспечения единстваизмерений; 4) метрологическими службами, в том числе аккредитованными вустановленном порядке в области обеспечения единства измеренийюридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. 2. Основными задачами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики инормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единстваизмерений и государственному метрологическому надзору, являются: 1) разработка государственной политики и нормативно-правовоерегулирование в области обеспечения единства измерений, а такжекоординация деятельности по нормативно-правовому регулированию в даннойобласти; 2) организация взаимодействия с органами государственной властииностранных государств и международными организациями в областиобеспечения единства измерений; 3) реализация государственной политики в области обеспеченияединства измерений; 4) координация деятельности по реализации государственной политики вобласти обеспечения единства измерений; 5) осуществление государственного метрологического надзора икоординация деятельности по его осуществлению. 3. Распределение полномочий между федеральными органамиисполнительной власти, осуществляющими функции по выработкегосударственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказаниюгосударственных услуг, управлению государственным имуществом в областиобеспечения единства измерений и государственному метрологическомунадзору, осуществляет Правительство Российской Федерации. 4. Основными задачами государственных научных метрологическихинститутов являются: 1) проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, экспериментальных разработок и осуществление научно-техническойдеятельности в области обеспечения единства измерений; 2) разработка, совершенствование, содержание, сличение и применениегосударственных первичных эталонов единиц величин; 3) передача единиц величин от государственных первичных эталоновединиц величин; 4) участие в разработке проектов нормативных документов в областиобеспечения единства измерений; 5) проведение обязательной метрологической экспертизы содержащихся впроектах нормативных правовых актов Российской Федерации требований кизмерениям, стандартным образцам и средствам измерений; 6) создание и ведение Федерального информационного фонда пообеспечению единства измерений и предоставление содержащихся в немдокументов и сведений; 7) участие в международном сотрудничестве в области метрологии. 5. Государственные научные метрологические институты могут такжевыполнять иные работы и (или) оказывать иные услуги по обеспечениюединства измерений. 6. Основными задачами государственных региональных центровметрологии являются: 1) проведение поверки средств измерений в соответствии сустановленной областью аккредитации; 2) совершенствование, содержание и применение государственныхэталонов единиц величин, используемых для обеспечения прослеживаемостидругих эталонов единиц величин и средств измерений к государственнымпервичным эталонам единиц величин. 7. Государственные региональные центры метрологии могут такжевыполнять иные работы и (или) оказывать иные услуги по обеспечениюединства измерений. 8. Государственная служба времени, частоты и определения параметроввращения Земли осуществляет научно-техническую и метрологическуюдеятельность по воспроизведению национальной шкалы времени и эталонныхчастот, по определению параметров вращения Земли, а также по обеспечениюпотребности государства в эталонных сигналах времени и частоты и винформации о параметрах вращения Земли. 9. Государственная служба стандартных образцов состава и свойстввеществ и материалов осуществляет деятельность по разработке, испытанию ивнедрению стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов вцелях обеспечения единства измерений на основе применения указанныхстандартных образцов, а также по ведению соответствующих разделовФедерального информационного фонда по обеспечению единства измерений. 10. Государственная служба стандартных справочных данных офизических константах и свойствах веществ и материалов осуществляетдеятельность по разработке и внедрению стандартных справочных данных офизических константах и свойствах веществ и материалов в науке и техникев целях обеспечения единства измерений на основе применения указанныхстандартных справочных данных, а также по ведению соответствующихразделов Федерального информационного фонда по обеспечению единстваизмерений. 11. Государственная служба времени, частоты и определения параметроввращения Земли, Государственная служба стандартных справочных данных офизических константах и свойствах веществ и материалов, Государственнаяслужба стандартных образцов состава и свойств веществ и материаловосуществляют деятельность в соответствии с положениями о них, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Статья 22. Метрологические службы федеральных органов исполнительной власти 1. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функциив областях деятельности, указанных в частях 3 и 4 статьи 1 настоящегоФедерального закона, создают в установленном порядке метрологическиеслужбы и (или) определяют должностных лиц в целях организациидеятельности по обеспечению единства измерений в пределах своейкомпетенции. 2. Права и обязанности метрологических служб федеральных органовисполнительной власти, порядок организации и координации их деятельностиопределяются положениями о метрологических службах, утверждаемымируководителями федеральных органов исполнительной власти, создавшихметрологические службы, по согласованию с федеральным органомисполнительной власти, осуществляющим функции по выработкегосударственной политики и нормативно-правовому регулированию в областиобеспечения единства измерений. Глава 8. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений Статья 23. Ответственность юридических лиц, их руководителей и работников, индивидуальных предпринимателей Юридические лица, их руководители и работники, индивидуальныепредприниматели, допустившие нарушения законодательства РоссийскойФедерации об обеспечении единства измерений, необоснованно препятствующиеосуществлению государственного метрологического надзора и (или) неисполняющие в установленный срок предписаний федеральных органовисполнительной власти, осуществляющих государственный метрологическийнадзор, об устранении выявленных нарушений, несут ответственность всоответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 24. Ответственность должностных лиц 1. За нарушения законодательства Российской Федерации об обеспеченииединства измерений должностные лица федеральных органов исполнительнойвласти, осуществляющих функции по выработке государственной политики инормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единстваизмерений, а также федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный метрологический надзор, и подведомственныхим организаций несут ответственность в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации. 2. Действия (бездействие) должностных лиц могут быть обжалованы всоответствии с законодательством Российской Федерации. Обжалованиедействий (бездействия) должностных лиц не приостанавливает исполнения ихпредписаний, за исключением случаев, установленных законодательствомРоссийской Федерации. Глава 9. Финансирование в области обеспечения единства измерений Статья 25. Финансирование в области обеспечения единства измерений за счет средств федерального бюджета За счет средств федерального бюджета финансируются расходы на: 1) разработку, совершенствование, содержание государственныхпервичных эталонов единиц величин; 2) разработку и совершенствование государственных эталонов единицвеличин; 3) фундаментальные исследования в области метрологии; 4) выполнение работ, связанных с деятельностью Государственнойслужбы времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственной службы стандартных справочных данных о физическихконстантах и свойствах веществ и материалов, Государственной службыстандартных образцов состава и свойств веществ и материалов; 5) разработку утверждаемых федеральными органами исполнительнойвласти нормативных документов в области обеспечения единства измерений; 6) выполнение работ по государственному метрологическому надзору; 7) проведение сличения государственных первичных эталонов единицвеличин с эталонами единиц величин Международного бюро мер и весов инациональными эталонами единиц величин иностранных государств; 8) уплату взносов Российской Федерации в международные организациипо метрологии; 9) создание и ведение Федерального информационного фонда пообеспечению единства измерений; 10) оплату работ привлекаемых на договорной основе федеральныморганом исполнительной власти, осуществляющим аккредитацию в областиобеспечения единства измерений, экспертов по аккредитации. Статья 26. Оплата работ и (или) услуг по обеспечению единства измерений 1. Работы и (или) услуги по проведению обязательной метрологическойэкспертизы содержащихся в проектах нормативных правовых актов РоссийскойФедерации требований к измерениям, стандартным образцам и средствамизмерений, по передаче единиц величин от государственных эталонов единицвеличин и поверке средств измерений, входящих в перечень средствизмерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными вобласти обеспечения единства измерений государственными региональнымицентрами метрологии, оплачиваются по регулируемым ценам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 2. Работы и (или) услуги по проведению испытаний стандартныхобразцов или средств измерений в целях утверждения типа, аттестацииметодик (методов) измерений, метрологической экспертизы, указанной вчастях 2 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона, по поверке средствизмерений, не вошедших в перечень средств измерений, указанный в части 1настоящей статьи, калибровке средств измерений оплачиваютсязаинтересованными лицами в соответствии с условиями заключенных договоров(контрактов), если иное не предусмотрено законодательством РоссийскойФедерации. Глава 10. Заключительные положения Статья 27. Заключительные положения 1. Нормативные правовые акты Российской Федерации, предусмотренныенастоящим Федеральным законом, за исключением нормативных правовых актовРоссийской Федерации, относящихся к законодательству Российской Федерациио техническом регулировании, должны быть приняты в течение двух лет содня вступления в силу настоящего Федерального закона. 2. До дня вступления в силу настоящего Федерального законафедеральные органы исполнительной власти, осуществляющиенормативно-правовое регулирование в областях деятельности, указанных вчасти 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, определяют в пределах ихкомпетенции перечни измерений, относящихся к сфере государственногорегулирования обеспечения единства измерений, по согласованию сфедеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции повыработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию вобласти обеспечения единства измерений. 3. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, атакже метрологические правила и нормы, принятые во исполнение ЗаконаРоссийской Федерации от 27 апреля 1993 года N 4871-I " Об обеспеченииединства измерений", действуют в части, не противоречащей настоящемуФедеральному закону, со дня вступления в силу настоящего Федеральногозакона и до дня вступления в силу нормативных правовых актов РоссийскойФедерации, предусмотренных настоящим Федеральным законом. 4. Документы, выданные в соответствии с метрологическими правилами инормами, указанными в части 3 настоящей статьи, сохраняют силу доокончания срока их действия. Статья 28. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признатьутратившими силу: 1) Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 года N 4871-I " Обобеспечении единства измерений" (Ведомости Съезда народных депутатовРоссийской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 23, ст. 811); 2) Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 апреля1993 года N 4872-I " О введении в действие Закона Российской Федерации " Обобеспечении единства измерений" (Ведомости Съезда народных депутатовРоссийской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 23, ст. 812); 3) статью 7 Федерального закона от 10 января 2003 года N 15-ФЗ " Овнесении изменений и дополнений в некоторые законодательные актыРоссийской Федерации в связи с принятием Федерального закона " Олицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательстваРоссийской Федерации, 2003, N 2, ст. 167). Статья 29. Вступление в силу настоящего Федерального закона Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ставосьмидесяти дней после дня его официального опубликования. Президент Российской Федерации Д. Медведев Москва, Кремль26 июня 2008 годаN 102-ФЗ

 

<== предыдущаЯ лекциЯ | следующаЯ лекциЯ ==>
В. Путин | Статья 1. Цели и сфера действия настоящего Федерального закона

Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал