Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Список сокращенийСтр 1 из 111Следующая ⇒
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Для студентов 1 курса психолого-педагогического факультета специальности «Психология»
Брест 2011
ПРЕДИСЛОВИЕ Поведение является чрезвычайно важным компонентом жизнедеятельности организмов, находящихся на разных ступенях эволюции. В его основе лежит комплекс врожденных и появляющихся в онтогенезе физиологических, биохимических и психических реакций, протекающих в нервной системе, и в которые вовлекается весь организм. В связи с этим поведение является предметом изучения не только специальной науки – этологии, но и анатомии, физиологии, биохимии, генетики, психологии, педагогики, социологии и других наук. При этом исследователи все в большей степени углубляются в тонкий анализ природы психофизиологических процессов на клеточном и молекулярном уровнях. Поэтому выделение физиологии поведения в самостоятельную учебную дисциплину в системе подготовки специалистов психологов закономерно и своевременно. Данное учебное пособие написано в соответствии с требованиями Госстандарта в отношении содержания учебной дисциплины «Физиология поведения» для студентов психологических специальностей. Оно состоит из шести глав. В первой главе дана краткая характеристика предмета физиологии поведения, ее связи с другими науками, описаны основные методы изучения психофизиологических функций головного мозга, раскрыты понятия об управляющих и рабочих системах организма, изложены основные способы регуляции физиологических функций. Вторая глава посвящена рассмотрению механизмов осуществления движений на клеточном и молекулярном уровнях, организации управления движениями целостным организмом, прогнозированию предполагаемых поведенческих актов на основе наблюдаемых произвольных движений. В третьей главе приводятся классические представления И.П. Павлова об анализаторах, а также изложены современные данные о закономерностях функционирования сенсорных систем, о роли каждого из анализаторов в приспособительной поведенческой деятельности организма. В четвертой главе рассматриваются механизмы гормональной регуляции, раскрывается роль эндокринных желез и синтезируемых ими гормонов в развитии, функционировании и поведении человека, отмечается значение гормонов для осуществления психофизиологических функций. Пятая и шестая главы ставят своей целью дать представления о функционировании центральной нервной системы, о ее регуляторной, координационной и интегративной функциях, лежащих в основе психических процессов. Подробно рассматриваются механизмы возникновения и проведения возбуждения в нервной системе, высшей нервной деятельности, врожденного и приобретенного поведения, научения и памяти. Учебное пособие предназначено в первую очередь для студентов психологических специальностей. Оно также будет полезным для специалистов, более глубоко изучающих роль некоторых физиологических систем в организации поведенческой и психической деятельности человека.
Авторы
Список сокращений АДГ – антидиуретический гормон АДФ – аденозиндифосфорная кислота АКТГ – адренокортикотропный гормон АТФ – аденозинтрифосфорная кислота ВИП – вазоактивный интестинальный пептид ВНД – высшая нервная деятельность ВНС – вегетативная нервная система ВП – вызванные потенциалы ВПСП – возбуждающий постсинаптический потенциал ГАМК – гамма-аминомасляная кислота ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота КГР – кожно-гальваническая реакция КП – критический потенциал КУД – критический уровень деполяризации КФ – креатинфосфат ЛГ – лютеинизирующий гормон МВПСП – миниатюрный возбуждающий постсинаптический потенциал МРТ – магнитно-резонансная томография МЭГ – магнитоэнцефалограмма РНК – рибонуклеиновая кислота ПЭТ – позитронно-эмиссионная томография СТГ – соматотропный гормон Т3 – трийодтиронин Т4 – тетрайодтиронин, тироксин ТПСП – тормозной постсинаптический потенциал ТТГ – тиреотропный гормон ФСГ – фолликулостимулирующий гормон цАМФ – циклический аденозинмонофосфат ЦНС – центральная нервная система ЭЭГ – электроэнцефалограмма
|