![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ объема производства, сортамента и качества продукции ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Колесопрокатный цех ОАО «НТЗ» производит цельнокатаные колеса, является производством четвертого передела, который использует в основном слитки мартеновского цеха. Приведенный ниже анализ выполнен с использованием основных положений теории экономического анализа. Основные технико-экономические показатели работы цеха представлены в таблице 2.1
Таблица 2.1-Основные технико-экономические показатели работы КПЦ за 2003 год
Изучим динамику товарной продукции [1]. Для этого рассчитаем темпы ее роста, воспользовавшись следующей методикой: - значения показателя товарной продукции 2001 года примем за 100% и 2001 год обозначается как год п; - тогда базисный темп роста ТП в любом последующем году р рассчитаем как отношение представленное в формуле 2.1:
где Vp – объем товарной продукции в году р, Vp – объем товарной продукции в году n; - цепные темпы роста ТП рассчитаем как отношение представленное в формуле 2.2:
В таблицы 2.2 приведены данные расчета динамики товарной продукции КПЦ за период с 2001 по 2003 год
Таблица 2.2 - Динамика товарной продукции
Из расчетов видно, что в 2003 году по сравнению с 2001 годом товарная продукция в сопоставимых ценах выросла на 120, 53%. Изменение объема товарной продукции и темпы роста представим рисунком 2.1 и 2.2
Рисунок 2.1-Изменение объема товарной продукции
Рисунок 2.2 -Темпы роста товарной продукции с 2001 года по2003 год
Графическое представление товарной продукции наглядно свидетельствует о том, что в цехе на протяжении 3-х лет наблюдается устойчивый рост товарной продукции. Причинами роста объемов товарной продукции является увеличение количества заказов на производимую цехом продукцию, улучшение сбытовой деятельности.
Таблица 2.3-Динамика изменения основных технико-экономических показателей
Из таблицы 2.3 видно, что простои в сравнении 2001-2003 г.г. снизились с 26, 8% до 21, 2%, а часовая производительность в фактическое время по годному прокату в сравнении 2001-2003 год повысилась с 16, 05 тонн/час до 32, 14 тонн/час. 2.2 Сортамент КПЦ Сортамент выпускаемой продукцмм ассмотрим в таблице 2.4
Таблица 2.4 - Сортамент выпускаемой продукции в КПЦ ОАО «НТЗ»
2.4 Оценка рынка сбыта и конкурентов
К числу серьезных импортеров колес стран ЕС и США, относятся Бразилия, Мексика, Канада, Турция, Австралия, Иран и Нигерия, а также страны Юго-Восточной Азии - Таиланд, Индонезия, Филиппины, Малайзия. Емкость этих рынков значительно превышает максимальный уровень экспорта колес на них, достигнутый ОАО «НТЗ». Возрастание потребности в железнодорожных цельнокатаных колесах объясняется ростом объемов грузовых и пассажирских перевозок в Украине и в странах СНГ. В нынешнем году прогнозируется рост рынка колесной продукции в Украине, России, странах СНГ и Болгарии. Это связано с активным развитием и модернизацией железнодорожного транспорта этих государств. На рынке прогнозируется обострение конкурентной борьбы. Два ведущих производителя колесной продукции в СНГ – Выксунский металлургический завод и Нижнетагильский меткомбинат – планируют увеличить объемы производства. Так, ВМЗ, крупнейший российский и мировой производитель железнодорожных колес предполагает нарастить выпуск продукции с 292 до 320 тыс.тн. НТМК планирует выпустить порядка 220 тыс.тн. продукции Кроме того, на рынке появляются новые конкуренты. Так, получили сертификат на поставку колесной продукции на рынок СНГ румынские производители - завод «Балш», а также китайская компания «Маньшань». В настоящий момент сертификацию своей колесной продукции в Украине проводит американская компания «Гриффин» - крупнейший мировой производитель колес для железнодорожного транспорта. Хотелось бы отметить, что главные конкуренты ОАО «НТЗ» «Выксунский металлургический завод» и «Нижнетагильский металлургический комбинат» активно включились в выполнение этой программы.
2.9 Анализ себестоимости продукции
Исходными данными для проведения анализа себестоимости являются такие документы как «Сортовая калькуляция себестоимости по цеху» таблица 2.14 [18]
Таблица 2.14–Сортовая калькуляция себестоимости по цеху
Как видно из таблицы 2.14, в цехе наибольший удельный вес занимают затраты на расход газа (20, 4%), что говорит о высоком его использовании. Большую часть в расходах по переделу также занимают энергетические затраты (12, 8 %) в общей сумме расходов по переделу. Также можно выделить то, что общепроизводственные расходы, в которые входят и затраты на текущий ремонт составляют 34, 9%, что говорит о достаточно высоком физическом износе оборудования. Показатели прибыли и рентабельности продукции приведены в таблице таблице 2.15
Таблица 2.15-Прибыль и рентабельность продукции по КПЦ
Рассмотрим влияние указанных факторов на прибыль [20]. Общее изменение прибыли от реализации рассчитывается по формуле:
где Расчет влияния каждого из факторов на прибыль представлен в виде следующих формул: - изменение объема реализации:
где
- изменение отпускных цен на продукцию:
где
- изменение себестоимости:
Баланс факторов:
Изменение рентабельности за период 2002-2003 годов составит:
где соответственно, %. Результаты расчетов представлены в таблице 2.16
Таблица 2.16-Баланс факторов, влияющих на изменение прибыли и рентабельности, тыс. грн.
Проанализировав данные таблицы, можно сделать вывод о том, что прибыль в КПЦ уменьшилась в 2003 году по сравнению с 2002 годом на 11717тыс. грн. В зависимости от объема производства все издержки делятся на условно-постоянные и переменные [19].
2.10 Анализ выполнения плана по прибыли
Проанализируем выполнение плана по прибыли и рентабельности [9] приведены в таблице 2.17.
Таблица 2.17-Анализ выполнения плана по прибыли КПЦ в 2003г.
Из таблицы 2.17 видно, что в 2003 году прибыль уменьшилась на 11717, 4 тыс. грн. или 71, 8%, рентабельность уменьшилась на 8, 5 тыс.грн или на 47, 4%. Доля статей в полной себестоимости за 2003-2002г.г. по статьям рассмотрена в таблице 2.18
Таблица 2.18-Доля статей в полной себестоимости за 2003/2002г.г. по статьям по КПЦ
Таким образом, в целом деятельность цеха является прибыльной и рентабельной. Подведем итоги анализа хозяйственной деятельности, проведенного в данной части дипломной работы. В целом работа колесопрокатного цеха ОАО «НТЗ» является прибыльной и рентабельной. Кроме того, в 2003 году наблюдается рост данных показателей как по отношению к предыдущему рассматриваемому периоду, так и по отношению к плановым показателям. В последнем анализируемом периоде наблюдается значительный прирост показателя товарной продукции, что связано с увеличением количества заказов на производимую продукцию и улучшением сбытовой деятельности. Анализ и сравнение фактических показателей деятельности с плановыми показал, что при выпуске различных видов продукции произошел структурный сдвиг в сортаменте в сторону увеличения доли высокорентабельной и снижения менее рентабельной продукции, что связано с ориентацией сбытовой деятельности на изменяющиеся потребности рынка и стремлением максимизировать прибыльность производства. Анализ использования трудовых ресурсов показал, что практически полностью использованы резервы повышения производительности труда без замены и модернизации оборудования. Анализ показал, что основные направления повышения эффективности действующего производства находятся в сфере экономии ресурсов. Таким образом, по результатам проведенных исследований можно сделать следующий вывод: в связи с тем, что существующие резервы повышения эффективности производства за счет интенсивности использования факторов производства в цехе отсутствуют либо уже использованы (например, более интенсивное использование оборудования возможно, но ограничено количеством заказов на продукцию, увеличение производительности труда невозможно без внедрения нового оборудования и пр.), для повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, а также увеличения прибыли в условиях колесопрокатного цеха необходимо проведение ряда ресурсосберегающих мероприятий. Разработка данного направления позволит повысить эффективность производственного процесса и как следствие увеличить прибыль и рентабельность деятельности цеха. Как видно из таблицы 2.18 расход металла по цеху составляет 70, 26%, для того чтобы снизить расход металла мы предлагаем внедрение мероприятий направленных на снижение доли металла, которое предусматривает переход с 6-ти заготовочного слитка на 8-ми заготовочный слиток
3.5 Оценка эффективности технических и организационных нововведений
К группам технических нововведений, по которым определяется и оценивается экономическая эффективность и другие ее виды, принадлежат создание, производство и использование новых или модернизация существующих средств труда, предметов труда и потребления, технологических процессов, включая изобретения и рационализаторские предложения. Единым обобщающим показателем экономической эффективности любой группы технических нововведений служит экономический эффект, который характеризует абсолютную величину превышения стоимости ожидаемых результатов над суммарными затратами ресурсов за определенный расчетный период. В зависимости от поставленных задач величину экономического эффекта следует исчислять в одной из двух форм - народнохозяйственной и внутрихозяйственной. Народнохозяйственный экономический эффект определяется путем сравнения результатов от применения технических нововведений и всех затрат на их разработку, производство и потребление: он отражает эффективность той или иной группы технических нововведений с позиции их влияния на конечные показатели развития экономики страны. Внутрихозяйственный экономический эффект, исчисляется на отдельных стадиях цикла «наука – производство – эксплуатация», позволит оценить эффективность определенных технических новшеств и нововведений с точки зрения рыночных экономических интересов научно-исследовательских организаций, предприятий-продуцентов и предприятий- потребителей. Первая форма экономического эффекта как оценочный показатель используется на стадиях обоснования целесообразности разработки и последующей реализации новых технических решений и выбора наилучшего варианта, а вторая - в процессе реализации новшеств, когда уже известны цены на новую научно-техническую продукцию и объем ее производства. Несмотря на различия между двумя факторами выражения эффекта ЭтНГ(ВХ) (народнохозяйственного – индекс «НГ», внутрихозяйственного – индекс «ВХ»), способы их расчета являются идентичными; они определяются как разность между результатами и затратами на достижение таковых за определенный период Т:
ЭтНГ (ВХ) = Рт - З т, (3.5)
где Рт - результаты за период; З т - затраты за этот период.
Поскольку расчетный период имеет значительную длительность, то результаты и затраты за каждый год нужно определять с учетом фактора времени, т.е. приводить к одному моменту времени – расчетному году с помощью специального коэффициента приведения ά t, определяемого по формуле:
ά t = (1 + Ен )t p – t , (3.6)
где Ен – норматив приведения разновременных затрат и результатов (Ен= 0, 1); tp– расчетный год; t – год, за который затраты и результаты приводятся к расчетному году.
Общий результат практических нововведений определяется как сумма основных (Pt0 ) и сопутствующих (Ptс ) результатов:
Рт= Pt0 + Ptс . (3.7)
Суммарные затраты на реализацию технического нововведения за расчетный период включают затраты на производство и использование продукции, т.е.
Зт = Зтпр + Зтис. (3.8)
С целью более глубокого экономического анализа эффективности технических новшеств целесообразно рассчитывать и оценивать также другие производственные измерители – коэффициент эффективности одновременных затрат, срок их окупаемости и др. В современных условиях формирования социально ориентированной экономики становится возможным и необходимым принципиально новый подход к определению эффективности новшеств и нововведений. Его сущность состоит в признании безусловной приоритетности критериев социальной эффективности и экологической безопасности объектов технических новшеств и нововведений. По сравнению с критерием экономической эффективности. Процедурный механизм сравнения и выбора наилучшего из возможных вариантов технических новшеств осуществляется в такой последовательности. - Во-первых, проводится ранжирование целей разработки производства и использования объектов технических новшеств; к высшему рангу относятся социальные цели и требования экологической безопасности, к низшему – максимизация экономической эффективности. - Во-вторых, возможные варианты технических новшеств одинакового функционального назначения проходят проверку на соответствие социальным целям и требованиям экологической безопасности, зафиксированным в государственных и международных стандартах, а также в целевых нормативах социального характера; если новшества не отвечают таким целям и требованиям, то они должны быть отклонены вне зависимости от уровня их экономической эффективности. - В-третьих, на конечной стадии процесса сравнения и выбора нужд рассматривать только социальные и экологически допустимые варианты технических новшеств или нововведений; наилучший из них определяется уже по экономическому критерию. Исходя из особенностей оценки эффективности, всю совокупность новых организационных решений можно условно разделить на две группы: первую - организационные нововведения, осуществление которых требует определенных дополнительных затрат; вторую - такие нововведения, которые не требуют инвестиций. Определение и оценка экономической эффективности организационных нововведений, относящихся к первой группе, осуществляются точно так же, как и новых технических решений. Одновременно нужно учитывать очень важное обстоятельство – в состав текущих затрат нужно включить дополнительно транспортные расходы, а также потери сырья и готовой продукции в процессе их транспортировки и хранения. Эффективность беззатратных новых организационных решений определяют в большинстве случаев на основе исчисления экономии текущих затрат, обусловленной осуществлением таких нововведений. В каждом конкретном случае необходимо точно очерчивать круг показателей для оценки эффективности той или иной группы беззатратных организационных решений [13].
4 РАСЧЕТНО-ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДОВ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА КОЛЕС В УСЛОВИЯХ КПЦ ОАО «НТЗ»
4.1 Техническое описание
С целью повышения технико–экономических показателей производства колес из слитков мартеновского цеха создана новая конструкция цилиндрического слитка с отношением Н сл /D, равным 6, 2 – 6, 5 и соответствующие конструкции: поддона, изложницы центровой изложницы, подставки и изделий сифонного припаса (звездочка с обратным буртиком, воронка с выступом, стаканчик). В основу изобретения поставлена задача уменьшения затрат металла с прибыльной части слитка при обеспечении необходимой плотности макроструктуры слитка без преобладания пористости и обеспечения надежного закрепления его в патроне слиткоразрезного станка для увеличения точности резания заготовки. Тело слитка цилиндрической формы. в нижней части переходит в донный технологический участок слитка, с расположенными по периметру приливками или шлицами [8] [3].
Сравнительные показатели геометрических размеров слитков приведены в таблице 4.1
Таблица 4.1-Сравнительные показатели геометрических размеров cитков
Из данных приведенных в таблице 4.1 видно, что объем прибыльной части слитков находится в очень узких границах 10, 18-10, 76% от объема слитков. Но относительные затраты металла уменьшаются в обратно пропорциональной зависимости от массы слитка. Сталь будет разливаться по той же технологии и на том же оборудовании, но в другие изложницы (изготавливаются на ОАО «НТЗ»). За счет увеличения полезной длины слитка, увеличивается количество получаемых при порезке слитка заготовок и, соответственно, объем производства. Вес 6-ти заготовочного слитка – 3537 кГ, вес 8-ми заготовочного слитка- 4218 кГ Из 8-ми заготовочного слитка будут производиться колеса Ø 957 мм, для «Укрзалізниці» и российских железных дорог (РЖД). Плановый расходный коэффициент рассчитывается техническим отделом на основании эскиза порезки (колесопрокатная лаборатория). Факторы, влияющие на расходный коэффициент: - сортамент (вес заготовки, вес готового колеса); - отходная часть (головная и донная); - допуски и припуски при прокате и механической обработке колеса.
Плановый расходный коэффициент на разные типы слитков приведены в таблице 4.2
Таблица 4.2-Плановые расходные коэффициенты на разные типы слитков
По результатам таблиц 4.1 и 4.2 выбираем наш вариант 8-ми заготовочного слитка, который нужно заказывать в мартеновском цехе. Следовательно затрат на осуществления мероприятия не требуется.
|