Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессиональный стресс






Профессиональный стресс — многообразный феномен, выражающий­ся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека [16].

В настоящее время он выделен в отдельную рубрику в Междуна­родной классификации болезней (МКБ-10). По мнению специали­стов, к профессиональному стрессу приводит перегрузка человека работой, недостаточно четкое ограничение его полномочий и долж­ностных обязанностей, неадекватное поведение коллег и даже долгая и выматывающая дорога на службу и обратно, не говоря уже о недо­статочной оплате труда, однообразной деятельности или отсутствии карьерных перспектив. Следует отметить, что профессиональный стресс возникает и у сотрудников, недостаточно загруженных рабо­той, а также у тех людей, которые полагают, что не реализуют в пол­ной мере свой профессиональный потенциал и способны на большее. Причиной сильного нервного перенапряжения могут служить усло­вия труда: плохие освещение и вентиляция, тесное помещение и др. К факторам, прямо или косвенно способствующим профессиональ­ным стрессам, можно также отнести отсутствие информации и отсут­ствие времени. Как полагают специалисты по профессиональным стрессам, последние два фактора являются фоном, на котором стрес­сом может стать любое дополнительное раздражение.

Английские психологи из Манчестерского университета составили шкалу стресса и риска алкоголизма и психических заболеваний для полутора со­тен профессий. Степень стресса определялась по частоте сердечных при­ступов и других заболеваний, в частности алкоголизма, а также по частоте разводов и участия в дорожных происшествиях людей разных специаль­ностей. Опасность развития профессиональных стрессов оценивалась по 10-балльной шкале. На первое место по степени риска нервного стресса вышли шахтеры (8, 3 балла) и полицейские (7, 7 балла). Затем идут строи­тели, журналисты и пилоты самолетов (по 7, 5 балла). Довольно высокий показатель риска развития психических заболеваний у актеров, полити­ческих и общественных деятелей. Среди потенциальных алкоголиков на первое место выходят врачи, за ними идут журналисты, опережая даже ра­ботников правоохранительных органов. Самая спокойная профессия по всем показателям — у сотрудников библиотек (2, 0 балла)1.

Цит. по: Работай. 2005. 17 мая. № 18.


Однако такая расстановка профессий по шкале наличия стресса не является единственно возможной. Специалист в области стресс-менеджмента доктор А. Элкин в своей книге приводит несколько по­добных ранжированных шкал, значительно отличающихся одна от другой [12].

Так, по данным Американского национального института охраны труда, первые места в списке занимают такие «обычные» профессии, как разно­рабочие, секретари, инспекторы, лаборанты и офис-менеджеры. Данный реестр основан на результатах анализа отчетов медучреждений, в которых отражены жалобы работников на стресс. Так что отсутствие в первых по­зициях этого списка полицейских, пожарников и биржевых брокеров не говорит, что данные категории служащих не страдают от стресса, а лишь то, что данные работники реже жалуются на свою жизнь. Соответственно в списке Американского института исследования стресса, составленном на основании более тщательного обследования, первые три места в спи­ске последовательно занимают: учителя старших классов, полицейские и шахтеры.

Комментируя такое расхождение в оценке стрессогенности тех или иных профессий, А. Элкин отмечает, что уровень стресса на рабо­те возрастает за счет двух факторов: тяжести психологического прес­синга и отсутствия свободы в принятии решений [12]. К ним можно с достаточным основанием добавить уровень моральной и материаль­ной удовлетворенности своим трудом. С учетом данных факторов становится понятным, почему разнорабочие и секретари заняли пер­вые места в списке Американского национального института охраны труда. Конечно, их работа не столь опасна, как у шахтеров, и не на­столько ответственна, как у авиадиспетчеров, однако они лишены свободы в принятии решений, получают маленькую зарплату, а соци­альный статус их профессий весьма низок.

Существует много классификаций профессионального стресса, отличающихся как степенью его детализации, так и концептуальны­ми подходами. Например, Н. В Самоукина выделяет информацион­ный, эмоциональный и коммуникативный стресс. Первая разновид­ность стресса, по ее мнению, возникает в условиях жесткого лимита времени, вторая разновидность — при реальной или предполагаемой опасности, а третья связана с проблемами делового общения [10]. Данная классификация представляется нам не очень удачной, так как в названии первого и третьего вида стрессов обозначены причины их возникновения, в то время как название второго вида стресса обозна­чает форму его проявления. На самом деле, любой производственный стресс является эмоциональным независимо от того, вызван ли он


5.1. Обшие закономерности профессиональных стрессов 1 35

1 34 Глава 5. Особенность профессиональных стрессов

недостатком информации или коммуникативной компетенции. В то же время Н. В. Самоукина достаточно подробно описала в своей кни­ге многие частные причины производственных стрессов:

+ профессиональный стресс достижения;

+ стресс конкуренции;

+ стресс, вызванный страхом совершить ошибку;

+ стресс от несовпадения темпов общения работников и т. д.

Западные специалисты в области профессионального стресса вы­деляют шесть главных источников стресса работников управленче­ского профиля:

1) режим трудовой деятельности (плохие условия труда, слишком
интенсивный режим деятельности, нехватка времени и т. д.);

2) роль работника в организации (ролевые конфликты, повышенная
ответственность, недостаток полномочий, ролевая неопределен­
ность и т. д.);

3) коммуникативные факторы (взаимоотношения с руководством,
подчиненными или коллегами, трудности делегирования полно­
мочий и т. д.);

4) трудности построения деловой карьеры (неадекватный уровень
притязаний, профессиональная неуспешность, слишком медлен­
ный или слишком быстрый карьерный рост, страх перед увольне­
нием и т. д.);

5) факторы, связанные с организационной культурой и психологиче­
ским климатом
(несоответствие установок и ожиданий работника
корпоративной культуре предприятия, ограничение индивидуаль­
ной свободы, интриги и т. д.);

6) внеорганизационные источники стрессов (проблемы в семейной
жизни из-за сверхнормативных нагрузок на работе; неумение раз­
делить профессиональную и семейную ролевую стратегию пове­
дения; семейные конфликты, связанные с притязанием обоих суп­
ругов на карьерное продвижение, и т. д.)1.

С нашей точки зрения, факторы, вызывающие производственный стресс, можно достаточно условно разделить на объективные (мало зависящие от личности работника) и субъективные (развитие кото­рых больше зависит от самого человека) (рис. 35).

1 По книге А. Леоновой и О. Чернышовой «Психология труда и организационная пси­хология: Современное состояние и перспективы. Хрестоматия». М., 1995, с. 179-196.


Рис. 35. Причины производственного стресса

К первой группе относятся вредные характеристики производ­ственной среды, тяжелые условия работы и чрезвычайные (форс-мажорные) обстоятельства. Следует отметить, что некоторые виды деятельности изначально предполагают наличие стрессогенных фак­торов, связанных с особенностями производства. Это пыль на цемент­ном заводе, ядовитые испарения в химическом производстве, высокий уровень шума в ткацком цехе, жара в литейном производстве и т. д. В некоторых видах дельности эти вредные факторы действуют ком­бинированно — так, например, шахтеры работают в условиях замкну­того пространства, угольной пыли, высоких температур (в глубоких выработках) и психологического ожидания возможной аварии (взры­ва метана, обвала горной породы и т. д.). Данные факторы производ-


1 36 Глава 5. Особенность профессиональных стрессов

ственной среды первично способствуют развитию биологического стресса, который затем может осложняться стрессом психологиче­ским. Например, после Чернобыльской катастрофы у многих «лик­видаторов» на фоне первичного радиационного облучения, интенсив­ность которого была им неизвестна, развивалась радиофобия, приво­дившая к серьезному стрессу1.

К неблагоприятным условиям работы, провоцирующим развитие производственного стресса, можно отнести высокий темп деятель­ности (профессиональный спортсмен), длительную работу (шофер дальних рейсов), «рваный» темп деятельности (врач скорой помощи), повышенную ответственность (авиадиспетчер), значительные физи­ческие нагрузки (грузчик) и т. д.

Дополнительными факторами стресса являются различные чрез­вычайные (форс-мажорные) ситуации, которые могут принимать раз­личный характер в зависимости от специфики труда. Так, для работ­ников нефтедобывающей промышленности это будет авария на бу­ровой установке или газопроводе, для биржевого маклера — обвал акций или неожиданное изменение курса валют, для менеджера отде­ла снабжения — срыв поставок сырья или комплектующих.

Вторая группа (субъективные факторы стресса) включает две основные разновидности: межличностные (коммуникационные) и внут-риличиостные стрессы.

Первые могут возникать при общении с вышестоящими долж­ностными лицами, подчиненными и коллегами по работе (равноста-тусными работниками). Руководитель достаточно часто является ис­точником стресса для своего подчиненного, у которого может возни­кать стойкое психологическое напряжение по самым разнообразным причинам: из-за чрезмерного контроля со стороны руководителя, из-за его завышенных требований, недооценки его труда, отсутствия четких указаний и инструкций, грубого или пренебрежительного отношения к себе со стороны начальника и т. д. В свою очередь, подчиненные становятся источниками стресса для своих начальников из-за своей пассивности, излишней инициативности, некомпетентности, воров­ства, лени и т. д.

Лица, не работающие в данной организации, но контактирующие с ней, также могут быть источником стрессов для сотрудников орга­низации. Примером может служить стресс продавцов, которым при­ходится общаться с большим количеством покупателей, или стресс

Щербатых Ю. В. Психология страха. М., 2005, с. 77-78.


 


5.1. Обшие закономерности профессиональных стрессов 1 37

бухгалтеров, сдающих квартальный или годовой отчет в налоговой инспекции. В то же время для налогового инспектора стрессорным фактором будет бухгалтер, который по отношению к нему является примером внешнего стрессора.

Внутриличностные стрессы, в свою очередь, можно подразделить на профессиональные, стрессы личностного характера и стрессы, свя­занные с плохим соматическим здоровьем работников. Профессиональ­ные причины стрессов обусловлены нехваткой знаний, умений и на­выков (стресс новичков), а также ощущением несоответствия между трудом и вознаграждением за него. Причины стрессов личностного характера носят неспецифический характер и встречаются у работни­ков самых разных процессий. Чаще всего это низкая самооценка, не­уверенность в себе, страх неудачи, низкая мотивация, неуверенность в своем будущем и т. д. Источником производственных стрессов мо­жет быть и состояние здоровья человека. Так, хронические заболева­ния могут приводить к стрессам, так как они требуют повышенных усилий для их компенсации и снижают эффективность деятельности работника, что может отразиться на его авторитете и социальном ста­тусе. Острые заболевания также служат источником переживаний как за счет соматопсихических связей, так и косвенно, «выключая» на время работника из трудового процесса (что влечет за собой фи­нансовые потери и необходимость заново адаптироваться к произ­водству).

Совокупность большей части встречающихся причин производст­венного стресса отображена на рис. 29.

Некоторые виды деятельности могут приводить и к профессио­нальным и к бытовым стрессам — например, вождение автомобиля. С одной стороны, многие профессиональные водители испытывают стрессы, связанные с их работой, но подобные стрессы испытывают и миллионы людей других профессий, которые используют автомобиль для перемещения на работу или по своим делам.

Например, в Интернете был опубликован опрос немецких психологов, экспертов журнала «Уоип^ Не! р», согласно которому, на первом месте сре­ди стрессогенов стоят автомобильные пробки (95% респондентов), на вто­ром — дорожные работы (91%), на третьем — поиск парковки (91%). В оп­росе участвовало 4995 мужчин и женщин в различных регионах Германии, так что эти результаты можно считать заслуживающими доверия. Любо­пытны тендерные различия в реакции на происходящее в пути. Женщин больше нервируют бессмысленные попытки обгона в плотном потоке, мужчин — помехи, вызванные дорожными работами. Мужчины гораздо чаще сохраняют спокойствие в том случае, если сбились с пути, тогда как



1 38 Глава 5. Особенность профессиональных стрессов

женщины чаще считают такую ошибку оскорбительной для себя. Анало­гичные исследования психологов из Великобритании показывают, что для англичан дорога на работу и обратно вызывает стресс не меньше, чем сама работа. Таких в опросе оказалось 44%. Результаты российских опросов по­казывают, что среди причин «стресса водителя» на первом месте распола­гаются автомобильные пробки, на втором — неадекватное поведение дру­гих участников движения — автомобилистов и пешеходов. Чуть реже ви­новниками нервных срывов становятся представители ГИБДД, неполад­ки в автомобиле, светофоры, расставленные слишком густо, и незнакомые маршруты. В то же время, раздражающим фактором может быть и дорога, по которой приходится ездить изо дня в день, ибо предсказуемость про­цесса подавляет живое, заинтересованное отношение к движению1.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал