Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лучше меньше или лучше эффективнее?
На короткой временной дистанции самый доступный способ управления издержками — их снижение, недаром с этого начинают почти все руководители. Сначала делят затраты в соответствии с традиционной классификацией на постоянные и переменные, прямые и косвенные. Затем выделяют основные «драйверы затрат», то есть статьи, которые являются причиной их увеличения, как правило это энергоресурсы, материалы, численность персонала. Кроме того, начинают отслеживать динамику издержек, учитывать сезонные изменения, устанавливать нормативы (подробнее см. «Эксперт» № 9). По словам Михаила Давыдова, консультанта корпорации «Карана», основная сложность тут заключается не в перечисленных мерах — все они довольно просты, а в подготовительном мероприятии, то есть выработке БДР. Кроме того, требуется точный экономический учет затрат согласно принятым нормативам, а для этого нужна дополнительная функция в бухгалтерии. «Снижение затрат особенно эффективно в кризисные моменты, — говорит Вячеслав Кондратьев (консалтинговая группа „БИГ'). — А в „мирное время" все зависит от выбора критерия оценки рациональности затрат. Если таковым является „минимизация затрат при заданном уровне продаж", то речь пойдет о снижении издержек. А можно выбрать такой критерий, как „максимизация отдачи при фиксированном уровне затрат". Кстати, это вовсе не означает, что затраты останутся на прежнем уровне: они могут расти, если такой рост повысит их эффективность. Просто менеджеры компании должны заранее определять темпы роста тех или иных статей». Хотя выбор критерия в основном дело вкуса руководителя (-«по науке» это входит в процедуру стратегического планирования, но и там большую роль играет личностный фактор, так называемая философия стратегии), надо иметь в виду, что увеличение отдачи при фиксированном уровне затрат требует применения более сложных инструментов, чем снижение издержек. Речь идет о таких методиках, как оптимизация складских запасов АВС, поставки just in time, различных методиках производственного планирования (см. «Эксперт» № 19). Кроме того, большой эффект дают техники управления ассортиментом. Смысл последнего заключается в оптимальном распределении средств между разными продуктами компании. Рассказывает Михаил Давыдов: «В данном случае необходимо оценить финансовую привлекательность продуктов. После этого имеющиеся средства распределяются так, чтобы самый привлекательный продукт можно было производить в объемах, наиболее приближенных к рыночному спросу. Когда объем выпуска дойдет до точки насыщения спроса, нужно перейти к следующему по привлекательности продукту. И так до конца». Например, в ходе исследования, проведенного на ОАО «Красфарма», крупнейшем производителе фармацевтической продукции в Сибири и на Дальнем Востоке, выяснилось, что выпуск препарата, ради которого было образовано предприятие, стал экономически невыгодным, а прибыль приносят лекарства, которые выпускались как вспомогательные. Компания не отказалась от выпуска основного продукта, но увеличила объемы выпуска других средств, причем в заранее посчитанных пропорциях. Кроме того, в руках менеджеров оказались расчеты, с которыми можно было вести переговоры с местными властями о налоговых льготах или получении дотаций. Чисто технически оценка привлекательности отдельных продуктов является одной из самых сложных задач в управлении ассортиментом. Михаил Давыдов считает, что ее можно делать, например, опираясь на коэффициент вклада на покрытие (см. «Эксперт» № 9), который показывает, какая доля в объеме продаж может быть использована для покрытия постоянных издержек и формирования прибыли. А вот использование показателя рентабельности в данном случае не очень удобно, так как его расчет подразумевает наличие такой субъективной процедуры, как разнесение накладных общецеховых и общезаводских расходов на отдельные продукты. «В одной и той же компании при одних и тех же условиях в зависимости от учетной политики продукт может быть как прибыльным, так и затратным, — утверждает г-н Кондратьев. — Поэтому встает вопрос о выборе правильного критерия разнесения затрат. На Западе его решили просто: любая корпоративная, информационная система рассчитывает себестоимость по нескольким методикам одновременно. Менеджеру остается только выбрать методику, адекватную моменту». В большинстве российских компаний, где в принципе осознают важность этой проблемы, ее решают пока методом проб и ошибок. Часто при управлении ассортиментом приходится учитывать и фактор времени. «Перед одной из региональных компаний, оказывающей услуги по сотовой связи, стоит задача максимизации прибыли, — рассказывает г-н Давыдов. — В данном случае проблему нельзя решить без учета фактора времени. Например, если речь идет о сроке в один месяц, то самым правильным будет устроить распродажу телефонов и аксессуаров к ним. Если же горизонт планирования увеличить до года, то нужно будет считаться с тем, что скидки приведут к увеличению числа клиентов, что в свою очередь потребует инвестиций для увеличения мощности передающей станции. Причем инвестиции нужны уже сейчас, так как если качество связи будет неудовлетворительным, то привлеченные скидками клиенты уйдут к конкурентам. Получается, что у компании уже два направления бизнеса: продажа телефонов и абонентское обслуживание». Рассматриваемый промежуток времени может быть и больше, но тогда компания выходит за рамки управления затратами в краткосрочном периоде.
|