![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
С курсом анестезиологии и реаниматологииСтр 1 из 4Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра общей и клинической фармакологии с курсом анестезиологии и реаниматологии
Утверждено на заседании кафедры Протокол № Зав. кафедрой, д.м.н. Е.И. Михайлова
ТЕМА: «АДРЕНЕРГИЧЕСКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА»
Учебно-методическая разработка для студентов 3 курса лечебного факультета
Авторы: ассистент Новогран Л.И. ассистент Топольцева Е.И.
Гомель 2012 Методическая разработка предназначена для самостоятельной работы студентов. В ней представлены: 1. Актуальность темы. 2. Цель занятия (умение и знание). 3. Базисные разделы. 4. Рекомендуемая литература. 5. Вопросы для самоподготовки. 6. Графическая структура темы занятия. 7. Самостоятельная работа студентов. 8. Ситуационные задачи и тестовый контроль Актуальность темы Значение адренотропных средств сложно переоценить. Это, пожалуй, самая многочисленная и распространенная группа лекарственных средств, влияющих на эфферентную иннервацию. Препараты данной группы используются практически в каждой отрасли медицины. Цель занятия: Уметь оценивать возможности использования средств, влияющих на передачу возбуждения в адренергических синапсах для целей фармакотерапии. Уметь выписывать лекарственные средства этой группы в рецептах, исходя из их фармакокинетических и фармакодинамических особенностей. Студент должен знать: · анатомо-физиологические особенности иннервации органов; · биохимические особенности механизма передачи нервных импульсов в адренергических синапсах; · классификацию средств, влияющих на адренорецепторы; · механизмы действия средств, влияющих на адренорецепторы; · особенности основных представителей каждой из выше перечисленных групп; · эффекты, показания и противопоказания к применению адреномиметиков, адреноблокаторов, симпатолитиков. Студент должен уметь: · оценивать возможности практического использования этих средств на основе представления об их свойствах; · выбрать рациональный путь введения препарата с учетом локализации патологического процесса и степени тяжести · выписать в форме врачебных рецептов лекарственные средства из выше указанных групп. Разделы, изученные ранее и необходимые для данного занятия (базисные знания) · анатомия эфферентной иннервации; · механизм возникновения и распространения возбуждения по эфферентным нервам; · теория синаптической передачи нервных импульсов в адренергических нервных окончаниях. Рекомендуемая литература Учебники по анатомии, нормальной и патологической физиологии для студентов медицинских ВУЗов. Рекомендуемая литература по теме занятия Основная литература 1. Материалы лекций. 2. Харкевич, Д.А. Фармакология / Д.А. Харкевич. - М., 2008. - С. 133-159 3. Машковский, М.Д. Лекарственные средства / М.Д. Машковский. - М., 2006. - С. 230-266. 4. Курбат, Н.М. Рецептурный справочник врача. / Н.М. Курбат, П.Б. Станкевич. - Мн., 1996. - С. 32-45. 5. Лекарственные средства, регулирующие функции периферического отдела нервной системы / Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов медвузов. - Гомель, 2005. - С. 57-83. Дополнительная литература 1. Вдовиченко, В.П. Фармакология и фармакотерапия / В.П. Вдовиченко. - Мн., 2011. - С. 83-115. 2. Воронов, Г.Г. Общая фармакология: вопросы, ответы, тесты / Г.Г. Воронов, Д.А. Рождественский. Мн., 2003. С. 33-44. 3. Интернет-ресурсы. Вопросы для самоподготовки Вопросы по базисным знаниям. 1. Какие биохимически реактивные системы называют адренорецепторами? 2. С помощью какого медиатора передаётся возбуждение в адренергических синапсах? 3. Как происходит синтез и разрушение медиатора норадреналина? 4. Какие адренорецепторы различают и где они расположены? 5. Перечислить эффекты при возбуждении адренорецепторов разной локализации. Вопросы по изучаемой теме 1. Адренергическая передача импульса. Строение адренергических синапсов и механизм передачи нервных импульсов. Регуляция высвобождения медиаторов и их метаболизм. 2. Гетерогенность рецепторов: α - и β -адренорецепторы – локализация, эффекты физиологической и фармакологической стимуляции. 3. Классификация адренергических средств. 4. α -адреномиметики (α 1-адреномиметики, α 2-адреномиметики): фармакологические эффекты на различные системы организма, показания к применению, побочные эффекты, противопоказания. 5. β -адреномиметики (β 1-адреномиметики, β 2-адреномиметики, неселективные β -адреномиметики): фармакологические свойства, влияние на автоматизм, проводимость, возбудимость, сократимость и потребность миокарда в кислороде, тонус гладкой мускулатуры, сосудов, бронхов, матки, особенности фармакокинетики и применения. 6. Смешанные адреномиметики (α - и β -агонисты – эпинефрин, норэпинефрин; дофаминомиметики – допамин): действие эпинефрина на ССС, гладкие мышцы, обмен веществ, особенности действия норэпинефрина и допамина на ССС, показания к назначению, побочные эффекты, противопоказания. 7. α -адреноблокаторы (α 1-адреноблокаторы, α 2-адреноблокаторы, неселективные α -адреноблокаторы): фармакологические эффекты на различные системы организма, показания к применению, побочные эффекты, противопоказания. 8. β -адреноблокаторы (β 1-адреноблокаторы, β 2-адреноблокаторы, неселективные β -адреноблокаторы): фармакологические свойства, влияние на автоматизм, проводимость, возбудимость, сократимость и потребность миокарда в кислороде, тонус гладкой мускулатуры, сосудов, бронхов и другие органы и системы организма, особенности фармакокинетики и применения, побочные эффекты, противопоказания. 9. Смешанные α - и β -адреноблокаторы (лабетолол, карведилол): фармакологические эффекты на различные системы организма, показания к применению, побочные эффекты, противопоказания. 10. Критерии выбора β -адреноблокаторов: селективность, внутренняя симпатомиметическая активность (ВСМА), дополнительная вазодилатирующая активность, продолжительность действия, влияние на липидный и углеводный обмен. Побочные и токсические эффекты адреноблокаторов. 11. Средства пресинаптического действия (симпатомиметики и симпатолитики): механизм действия, фармакологические эффекты, применение, побочные эффекты. Темы УИРС: 1. Провести сравнительную характеристику фармакологических эффектов селективных и неселективных ß -адреноблокаторов. 2. Использование α -адреноблокаторов новых поколений в лечении доброкачественной гиперплазии предстательной железы. Дидактические средства для организации самостоятельной работы студентов 1. Компьютерная база данных. 2. Стенды: Адреномиметики. Адреноблокаторы. Симпатолитические средства. 3. Таблицы: Расположение адренорецепторов и основные эффекты, возникающие при их возбуждении. Вещества, влияющие на разные типы α -адренорецепторов. Вещества, влияющие на разные типы β -адренорецепторов. Основные эффекты, связанные со стимуляцией постсинаптических и внесинаптических α - и β -адренорецепторов. 4. Задачи, тестовый контроль. 5. Задания для самостоятельной работы студентов. 6. Схемы: «Пути биосинтеза дофамина, норадреналина и адреналина»; «Адренергический синапс»; «Влияние катехоламинов на сердечно-сосудистую систему»; «Основная направленность действия норадреналина и адреналина на пресинаптические, постсинаптические и внесинаптические адренорецепторы»; «Основная направленность действия адреноблокаторов и симпатолитиков».
Учебный материал Адренергическая передача импульса, строение адренергических синапсов и механизм передачи нервных импульсов, регуляция высвобождения медиаторов и их метаболизм, гетерогенность рецепторов: α - и β -адренорецепторы – локализация, эффекты физиологической и фармакологической стимуляции раскрыты в учебно-методическом пособии «Лекарственные средства, регулирующие функции периферического отдела нервной системы» (стр. 57-61).
|