![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Адренонегативные средства. Симпатолитические средства.Стр 1 из 5Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра общей и клинической фармакологии С курсом анестезиологии и реаниматологии
Утверждено на заседании кафедры Протокол № ____ от «___» __________ 2008 Заведующая кафедрой к.м.н. Е.И.Михайлова
ТЕМА: «СРЕДСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПЕРЕДАЧУ ВОЗБУЖДЕНИЯ В АДРЕНЕРГИЧЕСКИХ СИНАПСАХ. АДРЕНОПОЗИТИВНЫЕ СРЕДСТВА. АДРЕНОНЕГАТИВНЫЕ СРЕДСТВА. СИМПАТОЛИТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА. СРЕДСТВА, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ДОФАМИНОВЫЕ РЕЦЕПТОРЫ»
Учебно-методическая разработка по фармакологии для студентов 3 курса лечебного факультета
Авторы: ассистент Новогран Л.И. аспирант Сатырова Т.В.
Гомель 2008 Методическая разработка предназначена для самостоятельной работы студентов. В ней представлены: 1. Актуальность темы. 2. Цель занятия (умение и знание). 3. Базисные разделы. 4. Рекомендуемая литература. 5. Вопросы для самоподготовки. 6. Графическая структура темы занятия. 7. Самостоятельная работа студентов. 8. Ситуационные задачи и тестовый контроль Актуальность темы Значение адренотропных средств сложно переоценить. Это, пожалуй, самая многочисленная и распространенная группа лекарственных средств, влияющих на эфферентную иннервацию. Препараты данной группы используются практически в каждой отрасли медицины. Цель занятия: Уметь оценивать возможности использования средств, влияющих на передачу возбуждения в адренергических синапсах для целей фармакотерапии. Уметь выписывать лекарственные средства этой группы в рецептах, исходя из их фармакокинетических и фармакодинамических особенностей. Студент должен знать: · анатомо-физиологические особенности иннервации органов; · биохимические особенности механизма передачи нервных импульсов в адренергических синапсах; · классификацию средств, влияющих на адренорецепторы; · механизмы действия средств, влияющих на адренорецепторы; · особенности основных представителей каждой из выше перечисленных групп; · эффекты, показания и противопоказания к применению адреномиметиков, адреноблокаторов, симпатолитиков. Студент должен уметь: · оценивать возможности практического использования этих средств на основе представления об их свойствах; · выбрать рациональный путь введения препарата с учетом локализации патологического процесса и степени тяжести · выписать в форме врачебных рецептов лекарственные средства из выше указанных групп. Разделы, изученные ранее и необходимые для данного занятия (базисные знания) · анатомия эфферентной иннервации; · механизм возникновения и распространения возбуждения по эфферентным нервам; · теория синаптической передачи нервных импульсов в адренергических нервных окончаниях. Рекомендуемая литература Учебники по анатомии, нормальной и патологической физиологии для студентов медицинских ВУЗов. Рекомендуемая литература по теме занятия Основная литература 1. Материалы лекций. 2. Д.А. Харкевич. Фармакология. М., 2003. С. 130-157 3. М.Д. Машковский. Лекарственные средства. М., 2002. Часть 1. С. 230-266. 4. Н.М. Курбат, П.Б.Станкевич. Рецептурный справочник врача. Мн., 1996. С.32-45. 5. Лекарственные средства, регулирующие функции периферического отдела нервной системы. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов медвузов. Гомель, 2005. с. 57-83. Дополнительная литература 1. В.П. Вдовиченко. Фармакология и фармакотерапия. Мн., 2006. С. 72-98. 2. Г.Г. Воронов, Д.А. Рожденственский. Общая фармакология: вопросы, ответы, тесты. Мн., 2003. С. 33-44. Вопросы для самоподготовки Вопросы по базисным знаниям. 1. Какие биохимически реактивные системы называют адренорецепторами? 2. С помощью какого медиатора передаётся возбуждение в адренергических синапсах? 3. Как происходит синтез и разрушение медиатора норадреналина? 4. Какие адренорецепторы различают и где они расположены? 5. Перечислить эффекты при возбуждении адренорецепторов разной локализации. Вопросы по изучаемой теме 1. Классификация адренопозитивных средств. 2. α, β -адреномиметики. Эпинефрина гидрохлорид (адреналина гидрохлорид). Механизм действия. Влияние на ССС: сердце, кровеносные сосуды; артериальное давление. Действие на глаз, дыхательные пути, ЖКТ, мочеполовую систему, скелетную мускулатуру, экзокринные железы. Метаболические эффекты адреналина. Применение. Возможные нежелательные эффекты. Противопоказания к применению. 3. Особенности фармакологического действия норэпинефрина (норадреналина) гидротартрата. 4. Адреномиметики преимущественно непрямого действия (симпатомиметики). Механизм действия эфедрина гидрохлорида. Основные эффекты. Применение. 5. α -адреномиметики. Фенилэфрин (мезатон). Влияние на тонус сосудов, работу сердца, АД; применение при гипотензивных состояниях. 6. Адреномиметики, стимулирующие преимущественно α 2-адренорецепторы: нафазолин (нафтизин), клонидин (клофелин). Применение, побочные эффекты. 7. β -адреномиметики. Классификация. Фармакологические свойства. Влияние на автоматизм, проводимость, возбудимость, сократимость и потребность миокарда в кислороде, тонус гладкой мускулатуры, сосудов, бронхов, матки. Особенности фармакокинетики и применения. 8. Классификация адренонегативных средств. 9. Средства, блокирующие α -адренорецепторы. Классификация. Механизм действия. Фармакологические эффекты. Применение в медицинской практике. 10. Средства, блокирующие ß -адренорецепторы. Классификация. Механизм действия. Влияние на ССС, бронхи, глаза. Основные показания и противопоказания к назначению. 11. Средства, блокирующие α -ß -адренорецепторы. Особенности лабеталола. Применение. 12. Симпатолитические средства. Механизм действия. Эффекты симпатолитиков. Применение. Побочное действие. Темы УИРС: 1. Провести сравнительную характеристику фармакологических эффектов селективных и неселективных ß -адреноблокаторов. 2. Использование α -адреноблокаторов новых поколений в лечении доброкачественной гиперплазии предстательной железы. Дидактические средства для организации самостоятельной работы студентов 1. Компьютерная база данных. 2. Стенды: Адреномиметики. Адреноблокаторы. Симпатолитические средства. 3. Таблицы: Расположение адренорецепторов и основные эффекты, возникающие при их возбуждении. Вещества, влияющие на разные типы α -адренорецепторов. Вещества, влияющие на разные типы β -адренорецепторов. Основные эффекты, связанные со стимуляцией постсинаптических и внесинаптических α - и β -адренорецепторов. 4. Задачи, тестовый контроль. 5. Задания для самостоятельной работы студентов. 6. Схемы: «Пути биосинтеза дофамина, норадреналина и адреналина»; «Адренергический синапс»; «Влияние катехоламинов на сердечно-сосудистую систему»; «Основная направленность действия норадреналина и адреналина на пресинаптические, постсинаптические и внесинаптические адренорецепторы»; «Основная направленность действия адреноблокаторов и симпатолитиков».
Учебный материал В пределах периферической иннервации норадреналин принимает участие в передаче импульсов с адренергических волокон на эффекторные клетки. Адренергические аксоны, подходя к эффектору, разветвляются на тонкую сеть волокон с варикозными утолщениями, выполняющими функцию нервных окончаний. Последние участвуют в образовании синаптических контактов с эффекторными клетками. В варикозных утолщениях находятся везикулы (пузырьки), содержащие медиатор норадреналин. Биосинтез норадреналина осуществляется в адренергических нейронах из тирозина с участием ряда энзимов. Образование ДОФА и дофамина происходит в цитоплазме нейронов, а норадреналина — в везикулах. Особенности адренергической передачи возбуждения, синтез, высвобождение и утилизация медиатора НА, основные типы и подтипы адренорецепторов, их распределение по органам и тканям, эффекты, механизмы раскрыты в кафедральной методичке стр. 57-61.
|