Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






По дисциплине 7 страница






На адвокатов не распространяются нормы трудового законодательства Республики Беларусь.
Адвокат пользуется правом на отпуск, на пособие по государственному социальному страхованию и на государственное пенсионное обеспечение.

Назначение и выплата адвокатам пособий по государственному социальному страхованию и государственное пенсионное обеспечение адвокатов производятся в соответствии с действующим законодательством.
Адвокаты вправе образовывать фонды для социальных нужд.

Статья 26. Оплата труда адвокатов и иных работников
адвокатских объединений

Труд адвокатов оплачивается из средств, поступивших от физических и юридических лиц за оказанную им правовую помощь.

Размер гонорара определяется соглашением сторон.

Размер оплаты труда адвоката за счет государственного бюджета определяется в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Оплата труда адвоката при оказании юридической помощи лицу, освобожденному от оплаты юридической помощи по решению заведующего юридической консультацией или Президиума коллегии адвокатов, производится из средств коллегии.

Условия и размер оплаты труда должностных лиц, других работников адвокатских объединений определяются их руководящими органами (руководителями) в соответствии с требованиями уставов и действующим законодательством.

Статья 27. Налогообложение доходов, полученных от занятия
адвокатской деятельностью

Адвокаты уплачивают подоходный налог со всей суммы получаемого ими заработка, за вычетом документально подтвержденных расходов, связанных с адвокатской деятельностью, за вычетом сумм, направляемых в фонд коллегии адвокатов.

Сокрытие от налогообложения доходов, полученных за оказание юридической помощи, является основанием для аннулирования лицензии, дающей право на занятие адвокатской деятельностью (статья 24 настоящего Закона).

Коллегии адвокатов выплачивают взносы на социальное страхование и освобождаются от общегосударственных налогов, сборов и иных платежей # в бюджет, в том числе и от чрезвычайного налога для финансирования расходов по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС #. Местные налоги и сборы выплачиваются коллегиями адвокатов в порядке, установленном законодательством.

Статья 28. Страхование адвокатской деятельности

В целях финансирования мер по социальной защите адвокатов в адвокатских объединениях могут быть созданы страховые фонды адвокатов.

Правила образования, порядок выплаты, размер отчислений в страховой фонд определяются общим собранием членов коллегии адвокатов.


 

54.Лишение права на занятие адвокатской деятельностью. Аннулирование лицензии.

Статья 24. Прекращение членства. Лишение права на занятие
адвокатской деятельностью. Аннулирование лицензии

Членство в коллегиях адвокатов прекращается в результате отчисления либо исключения из коллегии адвокатов.
Отчисление из коллегии адвокатов производится:
по заявлению адвоката;
при обнаружившейся невозможности исполнения адвокатом своих обязанностей по состоянию здоровья;
в случае занятия адвокатской деятельностью вне коллегии адвокатов.
Исключение адвокатов из состава коллегии адвокатов производится в случаях:
совершения проступка, не совместимого со званием адвоката;
систематического нарушения настоящего Закона, Правил профессиональной этики или недобросовестного выполнения своих обязанностей, если за указанные нарушения ранее уже применялись меры дисциплинарного воздействия;
выявления обстоятельств, свидетельствующих о незаконных действиях адвоката при получении лицензии на право занятия адвокатской деятельностью.


Лишение права занятия адвокатской деятельностью допускается также в случаях сокрытия доходов от налогообложения.
Аннулирование лицензии на право занятия адвокатской деятельностью производится по представлению Президиума коллегии адвокатов либо # Квалификационной комиссии по вопросам адвокатской деятельности в Республике Беларусь Министерством юстиции Республики Беларусь либо Министерством юстиции Республики Беларусь самостоятельно #.
Лицо, в отношении которого принято в установленном порядке решение об исключении из состава членов коллегии, прекращении права занятия адвокатской деятельностью, вправе в месячный срок обжаловать указанное решение в суд.

55.Гарантии адвокатской деятельности. Права и обязанности адвоката.

Статья 16. Гарантии адвокатской деятельности

Адвокат в своей деятельности независим и подчиняется только закону.
Запрещается вмешательство в профессиональную деятельность адвоката, требование от него сообщения каких-либо сведений, составляющих предмет адвокатской тайны, а также требование подобных сведений от должностных лиц и технических работников органов адвокатского самоуправления и адвокатских объединений.
Предметом адвокатской тайны являются вопросы, по которым лицо обратилось за помощью, суть консультаций, советов и разъяснений, полученных этим лицом от адвоката.
Сведения, составляющие предмет адвокатской тайны, не могут быть получены от адвоката и использованы в качестве доказательств в гражданском, административном и уголовном процессах.
Все органы и должностные лица Республики Беларусь признают и соблюдают тайну консультаций адвоката с лицом, которому он оказывает юридическую помощь, при осуществлении им своих профессиональных обязанностей.

Статья 17. Права адвоката

Адвокат вправе оказывать физическим и юридическим лицам любую правовую помощь, в которой они нуждаются.
Адвокат, выступая в качестве представителя или защитника, имеет право:
1) представлять законные интересы физических и юридических лиц, обратившихся за правовой помощью, во всех судах, государственных, частных, общественных и иных организациях и объединениях, в компетенцию которых входит разрешение соответствующих правовых вопросов;
2) самостоятельно собирать, закреплять и представлять сведения, касающиеся обстоятельств дела;
3) запрашивать справки, характеристики и иные документы, необходимые в связи с оказанием юридической помощи, из государственных, частных, общественных и иных организаций и объединений, которые обязаны в установленном порядке выдавать эти документы или их копии;
4) запрашивать с согласия лица, обратившегося за правовой помощью, мнения специалистов для решения вопросов, возникших в связи с выполнением принятого адвокатом поручения об оказании юридической помощи и требующих специальных познаний в области науки, техники, искусства и других сферах деятельности;
5) беспрепятственно общаться наедине со своим доверителем, подозреваемым, обвиняемым, подсудимым, в том числе и с находящимися под стражей;
6) заявлять ходатайства, приносить в установленном порядке жалобы на неправомерные действия суда, органов власти и управления, должностных лиц, ущемляющих права и законные интересы лица, обратившегося за правовой помощью, а также права адвоката при осуществлении профессиональных обязанностей;
7) применять в своей профессиональной деятельности технические средства (компьютеры, видео- и звукозаписывающую аппаратуру, фото- и киноаппаратуру, множительную и иную технику).
Суд, любой иной орган или должностное лицо не могут отказать в признании права адвоката представлять интересы лица, обратившегося за юридической помощью.
Адвокат при осуществлении своей профессиональной деятельности пользуется свободой слова в устной и письменной формах в пределах, определенных задачами адвокатуры и положениями настоящего Закона. Высказывания адвоката, затрагивающие честь и достоинство стороны, ее представителя, обвинителя или защитника, свидетеля, потерпевшего, эксперта, переводчика, не нарушающие Правила профессиональной этики адвокатов, преследованию не подлежат.

Статья 18. Обязанности адвоката

Адвокат в своей деятельности обязан точно и неуклонно соблюдать действующее законодательство, использовать все предусмотренные законом средства и способы защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, обратившихся к нему за правовой помощью.
Адвокат должен постоянно поддерживать престиж своей профессии в качестве участника осуществления правосудия и общественного деятеля.
Адвокат не вправе принять поручение по оказанию юридической помощи лицу в случаях, если он по данному делу оказывает или ранее оказывал юридическую помощь лицам, интересы которых противоречат интересам обратившегося лица, или участвовал в качестве судьи, прокурора, следователя, лица, проводившего дознание, эксперта, специалиста, переводчика, свидетеля, понятого, а также если в расследовании или рассмотрении дела принимает или принимало участие должностное лицо, с которым адвокат состоит в родственных отношениях.
Адвокат не вправе действовать вопреки законным интересам лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, занимать правовую позицию, не согласованную с ним, отказаться без уважительных причин от принятой на себя защиты подозреваемого, обвиняемого, подсудимого.
Адвокат не вправе признавать доказанной вину своего подзащитного, если последний ее отрицает. Признание вины подзащитным не лишает адвоката права оспаривать такое утверждение и просить об оправдании за недоказанностью его вины.
По делам, по которым юридическая помощь в соответствии с действующим законодательством оказывается адвокатом по назначению, освободить его от оказания этой помощи может только орган, который его назначил.
Адвокату запрещается покупать или иным способом приобретать являющиеся предметом спора имущество и права физических и юридических лиц, обратившихся к нему за правовой помощью, как на свое имя, так и под видом приобретения для других лиц.

 


56.Понятие и основные этапы развития нотариата в Республике Беларусь. Задачи, компетенция и организация нотариата.

В системе правоохранительных юрисдикционных органов особое место занимает нотариат, удостоверяющий сделки и имеющие правовое значение факты в целях придания им юридической достоверности (бесспорности), а также совершающий иные, предусмотренные законом и связанные с гражданским оборотом действия.

Назначение нотариата, таким образом, в юридическом оформлении и подтверждении правильности, законности договоров и других сделок или подлинности бесспорных обстоятельств, имеющих значение для защиты субъективных прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

В отличие от суда, предметом рассмотрения которого являются гражданские споры, нотариат занимается бесспорными делами. Нотариальное производство отличается от гражданского процесса и тем, что оно осуществляется единолично, без состязательности и публичности, но при строгом соблюдении закона.

Выполняя свои функции по удостоверению сделок, свидетельствованию верности копий документов, обеспечивая исполнение бесспорных обязательств, нотариат способствует предупреждению правонарушений, укреплению законности, охране гражданских прав. Обнаружив при совершении нотариальных действий нарушение законности гражданскими или отдельными должностными лицами, нотариусы сообщают об этом для принятия мер учреждениям, предприятиям, организациям или прокурору. При сомнении в подлинности представленных документов нотариус вправе задержать их и направить на экспертизу.

Появление нотариата в нашей стране, как и других странах мира, было вызвано общественными потребностями и, в первую очередь, необходимость защиты частной собственности, которая многие века признавалась священной и неприкосновенной. Историю нотариата обычно начинают с Древнего Рима. Само название этого правового института происходит от латинского слова “nota”, что означает стенографический знак, которым в античные времена удостоверяли сделки.

Наибольшее развитие нотариат получил в условиях капиталистического общества, поскольку он является неотъемлемой частью рыночной экономики.

Дореволюционный нотариат с победой Октябрьской революции прекратил свою деятельность. Нотариальные действия в первые годы Советской власти выполняли местные органы государственного управления и созданные при них нотариальные отделы и подотделы, а также народные судьи.

С переходом к новой экономической политике и развитием гражданского оборота роль нотариата существенно возросла. Необходимо было усилить государственный контроль за законностью сделок, не допускать злоупотребления правом, обхода закона. В этой связи 15 октября 1921 года Наркомат юстиции БССР предложил организовать при уездных бюро юстиции нотариальные отделы. Нотариальный отдел создавался также в Минске при Наркомюсте БССР.

В январе 1922 г. в республике после ликвидации уездных бюро юстиции были учреждены должности уездных народных нотариусов. Общее руководство уездными народными нотариусами осуществлялось нотариальным подотделом Наркомата юстиции БССР. Это дает основание считать 1922 г. годом учреждения нотариата в республике. 6 марта 1925 г. постановлением Президиума ЦИК БССР было утверждено первое Положение о государственном нотариате БССР, которое подробно регламентировало организацию нотариата и порядок совершения нотариальных действий. На Наркомат юстиции возлагалось издание инструкций и циркуляров по применению этого Положения. Вопросы организации нотариата регулировались также Положениями о судоустройстве БССР.

Единообразная структура нотариальных органов в масштабе Союза ССР была установлена Основами судоустройства СССР и союзных республик 1924 г. (ст. 18).

Принципиальное значение для развитие нотариата в союзных республиках имело постановление ЦИК и СНК СССР от 14 мая 1926 г. “Об основных принципах организации государственного нотариата”. Этот общесоюзный акт определял задачи, основные принципы построения и деятельности нотариальных органов, обеспечивая их организационное единство и одинаковый порядок выполнения нотариальных действий во всех союзных республиках.

На основе указанного постановления ЦИК и СНК БССР утвердили новое Положение о государственном нотариате БССР, введенное в действие с января 1927 г. В последующие годы законодательство о нотариате неоднократно обновлялось. Уточнялись компетенция нотариата, совершенствовались его организация и порядок выполнения нотариальных действий, повышались требования к кандидатам на должности нотариусов.

Ликвидация Минюста БССР в 1960 г. привела к передаче руководства нотариатом областным судам и Верховному Суду БССР. В соответствии со ст. 11 Положения о государственном нотариате БССР, утвержденном Указом Президиума Верховного Совета БССР от 12 января 1967 г.) сеть и штаты государственных нотариальных контор утверждались Верховным Судом БССР. Председатель этого суда назначал и освобождал от должности старших нотариусов. Нотариусы назначались председателями областных судов. Однако осуществление судами несвойственных для них функций было временным явлением и с восстановлением органов юстиции в 70-м году указанные прерогативы были вновь отнесены к компетенции Министерства юстиции БССР и его отделов на местах.

Повышение роли нотариата в условиях экономического и социального развития, совершенствования государственного и хозяйственного управления нашло отражение в общесоюзном Законе о государственном нотариате от 19 июля 1973 г. и принятом на основе его 30 апреля 1974 г. Законе о государственном нотариате БССР.

В связи с переходом к рыночным отношениям роль нотариата, имеющего своей задачей обеспечение прав и законных интересов граждан и организаций, охрану собственности, значительно возрастает. Увеличивается и объем нотариального обслуживания, особенно в сфере предпринимательства. В целях полного и своевременного удовлетворения потребностей населения в нотариальном обслуживании в порядке эксперимента в г. Минске, а позднее и в областных центрах и ряде крупных городов республики в 1993 г. и последующих годах была допущена частная нотариальная практика.

Как показала жизнь, частная нотариальная деятельность себя оправдала: повысилась производительность труда и культура обслуживания, техническая оснащенность, появились новые рабочие места. Вместе с тем эксперимент выявил и некоторые недостатки в функционировании этого правового института, в частности, незаконное обогащение частных нотариусов за счет обращения в свою пользу государственной пошлины; неоказание бесплатных нотариальных услуг лицам, имеющим соответствующие льготы; отсутствие действенного контроля за их работой. В связи с этим Декретом Президента Республики Беларусь № 12 от 3 мая 1997 г. “О некоторых мерах по совершенствованию адвокатской и нотариальной деятельности в Республике Беларусь” с мая 1997 г. была приостановлена выдача лицензий на право осуществления частной нотариальной деятельности до принятия соответствующего решения главой государства. Декретом был также установлен срок действия таких лицензий - пять лет, в том числе и на ранее выданные.

Конституционный Суд Республики Беларусь своим решением от 23 января 1998 г., признав конституционность введения в республике частной нотариальной практики, обязал частных нотариусов добровольно или в судебном порядке возвратить государству неправомерно полученные средства, т.е. государственную пошлину, полученную ими за оказание нотариальных услуг с 1995 г. по 1997 г.

В условиях перехода к многоукладной экономики возникла настоятельная необходимость в реформировании института нотариата, введения в Республике Беларусь нотариата латинского типа, наиболее эффективного и экономически выгодного в европейских условиях. Это дало бы нам возможность со временем вступить (как это сделала Россия) в Международный союз латинского нотариата, основанного в 1948 г. и насчитывающего 69 национальных объединений частных нотариусов, а, следовательно, использовать опыт, накопленный мировым сообществом, войти в единое правовое пространство, способствующее развитию рыночных отношений и сбалансировано обеспечивающим как государственные, так и частные интересы в гражданско-правовой сфере.

Суть так называемого свободного латинского нотариата в том, что нотариус является лицом свободной профессии, т.е. независим при исполнении своих функций, и одновременно он представитель официальной власти, действует от имени государства. Составленные нотариусом латинской школы документы обладают полной юридической силой и не нуждаются в дополнительном подтверждении. Он консультирует клиента при заключении контрактов и выполнении иных нотариальных действий, разъясняет их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения ими нотариальных действий, с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла причинить вред их интересам. Нотариус же англосаксонской системы права занимается лишь заверением документов, подтверждающих аутентичность подписи. Нотариус -государственный служащий пользуется меньшим доверием у населения и инвесторов, менее активен и оперативен, чем частный нотариус латинской школы.

Латинский нотариат - это эффективный правоприменительный и правозащитный институт, который выполняет функцию предупредительного правосудия, т.е. позволяет не доводить дело до суда, путем устранения или снижения вероятности возникновения споров, является надежным механизмом прав и законных интересов защиты участников гражданско-правовых отношений.

Международные стандарты в организации нотариата содержатся в Резолюции Европейского парламента “Нотариат в Европейском Сообществе” АЗ-0422/93.

2 февраля 2000 г. Указом Президента Республики Беларусь № 38 утверждено Положение о нотариате и нотариальной деятельности в Республике Беларусь, которым усовершенствовано правовое регулирование функции и деятельности нотариата.

В Положении, в частности, указывается, что правовую основу деятельности нотариата (нотариальной деятельности) в Республике Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь, настоящее Положение, другие акты законодательства (ст. 3).

Порядок осуществления нотариальной деятельности консульскими должностными лицами определяется Консульским уставом Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 19 февраля 1996 г. № 82.

Актами законодательства могут предусматриваться особенности осуществления нотариальной деятельности нотариусами, занимающимися частной нотариальной деятельностью.


 

57.Задачи, организация, основные направления деятельности юридической службы.

Согласно Положению о нотариате и нотариальной деятельности нотариат - это система, включающая государственные органы и должностных лиц, которые обеспечивают защиту государственных интересов, прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем осуществления нотариальной деятельности.

Систему нотариата в Республике Беларусь образуют:

нотариусы;

уполномоченные должностные лица (руководитель, его заместитель, секретарь или член исполкома) местных исполнительных и распорядительных органов в населенных пунктах, где нет государственных нотариальных контор (нотариусов);

соответствующие должностные лица консульских учреждений Республики Беларусь, совершающие нотариальные действия для граждан Республики Беларусь, находящихся за границей;

нотариусы, занимающиеся частной нотариальной практикой.

Для обеспечения защиты прав и законных интересов граждан, создания для них максимальных удобств действующее законодательство (ст. 186 и 1047 Гражданского Кодекса Республики Беларусь) наделяет правом совершать некоторые нотариальные действия (удостоверение доверенности и завещаний) ряд должностных лиц лечебных, военных учреждений, ИТУ и др., а именно: главных врачей, их заместителей по медицинской части или дежурных врачей этих больниц, госпиталей и других лечебных учреждений, а также начальников госпиталей, директоров или главных врачей домов для престарелых и инвалидов, начальников экспедиций, мест лишения свободы и т.д.

Однако, поскольку преимущественно нотариальной деятельностью занимаются нотариусы государственных нотариальных контор, для совершения нотариальных действий в районах, городах, Министерством юстиции образуются государственные нотариальные конторы.

В городе Минске и областях (в городах, являющихся областными центрами) одна из государственных нотариальных контор учреждается в качестве первой государственной нотариальной конторы. Она совершает наиболее ложные нотариальные действия и осуществляет методическое руководство государственными нотариальными конторами соответствующей административно-территориальной единицы.

Реестр государственных нотариальных контор ведет Министерство юстиции. Оно же утверждает штаты этих контор в пределах установленной для них штатной численности и выделенных на эти цели средств.

Управление государственной нотариальной конторой осуществляет заведующий, который решает вопросы организации ее работы. Заведующий имеет право совершать все нотариальные действия в качестве государственного нотариуса.

На должность государственного нотариуса может быть назначен гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование, свидетельство на право занятия нотариальной деятельностью и отвечающий иным требованиям законодательства.

Назначение на должность государственного нотариуса лиц, претендующих на занятие этой должности впервые, после трехлетнего перерыва в работе, непосредственно связанной с совершением нотариальных действий в качестве нотариуса, и в иных случаях, предусмотренных законодательством, допускается при соблюдении следующих дополнительных условий:

прохождение стажировки в качестве стажера нотариуса сроком до одного года (при назначении на должность после соответствующего перерыва в работе - до 6 месяцев);

сдачи квалификационного экзамена квалификационной комиссии по вопросам нотариальной деятельности, образованной Министерством юстиции.

Порядок прохождения стажировки, выдачи и аннулирования соответствующего свидетельства, а также образование и деятельности квалификационной комиссии по вопросам нотариальной деятельности, компетенция этой комиссии определяется Министерством юстиции (ст. 13 Положения).

Лицо, впервые приступающее к работе государственного нотариуса, приносит в торжественной обстановке присягу следующего содержания:

“Я, (фамилия, имя, отчество), торжественно присягаю, что буду добросовестно исполнять обязанности нотариуса, защищать государственные интересы, права и законные интересы граждан и юридических лиц, хранить тайну нотариальных действий, всегда и везде беречь чистоту высокого звания нотариуса”.

Государственный нотариус подписывается под текстом присяги. Текст присяги, хранится в его личном деле.

Порядок принесения присяги определяется Министерством юстиции.

Согласно ст. 15 указанного положения заведующий государственной нотариальной конторы назначается на должность и освобождается от должности начальником управления юстиции местного исполнительного и распорядительного органа по согласованию с Министерством юстиции, а заведующий первой государственной нотариальной конторой.

Министерством юстиции, как правило, по представлению соответствующего управления юстиции;

Назначение на другие должности в государственной нотариальной конторе и освобождение от этих должностей осуществляется управлением юстиции местного исполнительного и распорядительного органа.

Руководство нотариатом осуществляется Министерством юстиции, управлениями юстиции местных исполнительных и распорядительных органов, другими государственными органами в пределах их компетенции.

Управления юстиции местных исполнительных и распорядительных органов осуществляют непосредственный контроль за: исполнением служебных обязанностей нотариусами; правильностью совершения нотариальных действий уполномоченными должностными лицами, а также за правильностью удостоверения завещаний и доверенностей другими должностными лицами, которые наделены правом совершать определенные нотариальные действия.

Должностные лица органов юстиции, уполномоченные на осуществление указанного контроля, имеют право знакомиться со сведениями и документами, касающимися исполнения нотариусами служебных обязанностей, совершаемых (совершенных) нотариальных действий, расчетов с гражданами и юридическими лицами, а также другими необходимыми документами.

Органы юстиции (Министерство юстиции и их управления на местах) и другие уполномоченные государственные органы рассматривают также жалобы, не связанные с законностью нотариальных действий или с отказом в их совершении (нарушение сроков совершения таких действий, несоблюдение установленных часов приема, грубое отношение к гражданам и т.п.).

Жалобу на неправильное совершение нотариального действия или неправильный отказ в его совершении заинтересованное лицо имеет право подать в районный (городской) суд по месту нахождения соответствующей государственной нотариальной конторы (рабочего места нотариуса), местного исполнительного и распорядительного органа в 10-дневный срок. Также жалобы, рассматриваются в суде в порядке производства, возникающих из административно-правовых отношений, однако условие отсутствия спора о праве гражданском.

Как уже ранее отмечалось, в Республике Беларусь действуют также и частные нотариусы. Всего Министерством юстиции с февраля 1993 г. было выдано 144 лицензии на право занятия частной нотариальной деятельностью. После издания Декрета Президента Республики Беларусь от 3 мая 1997 г. лицензии не выдавались и по состоянию на 5.02.99 г. в республике насчитывается 78 частных нотариусов. Их правовой статус регламентирован Положением о порядке выдачи лицензий на право занятия частной нотариальной деятельностью и проведение эксперимента этого вида деятельности в Республике Беларусь, утвержденным Министерством юстиции Республики Беларусь 25 января 1994 г. и зарегистрированным в реестре Государственной регистрации за № 188/12 от 27 января 1994 г. (с изменениями и дополнениями).

Согласно Положению лицензия на право занятия частной нотариальной деятельностью может быть выдана гражданину Республики Беларусь, постоянно проживающему в том городе, в котором проводится эксперимент - частной нотариальной деятельности, имеющему высшее юридическое образование и опыт работы в качестве нотариуса не менее одного года, а также прошедшему собеседование на предмет знания нотариальной деятельности в соответствующей Комиссии Министерства юстиции. Лицензия не могла быть выдана гражданину, признанному в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным, ранее судимому за умышленные преступления, уволенному из правоохранительных и других органов по компрометирующим обстоятельствам. Решение об отказе в выдаче лицензии и об аннулировании ее могло быть обжаловано в суд в течение 30 дней со дня вынесения решения. Лицензия может быть аннулирована Министерством юстиции при нарушении частным нотариусом законодательства, регулирующего нотариальную деятельность.

После выдачи лицензии частный нотариус должен был получить регистрационное свидетельство в Управлении юстиции облисполкома (Мингорисполкома) и в течение трех месяцев начать нотариальную деятельность. Частный нотариус работает индивидуально или может объединиться с одним, двумя или более частными нотариусами, создав нотариальное бюро. Частный нотариус должен иметь свою печать, а также удостоверительный штамп и бланки нотариальных документов, открыть расчетный счет и другие счета (в том числе и валютный) для хранения денежных средств.

Частный нотариус может совершать все виды нотариальных действий, предусмотренные ст. 13 Закона Республики Беларусь “О государственном нотариате”, за исключением:

выдачи свидетельств о праве на наследство;

выдачи свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе пережившему супругу;

наложения и снятия запрещения отчуждения недвижимого имущества, в том числе земельного участка.

Вместе с тем Министерство юстиции вправе разрешить частному нотариусу совершать все виды нотариальных действий без исключения. Частный нотариус имеет право совершать любые нотариальные действия, для которых не предусмотрено определенное место их совершения. Нотариальные действия, для которых установлено определенное место их совершения, частный нотариус совершает в том регионе, на который ему выдана лицензия на осуществление этого вида деятельности.

Частный нотариус обязан иметь рабочее помещение для надлежащего обслуживания физических и юридических лиц, которое должно быть открыто для приема в рабочие дни не менее шести часов.

Профессиональным объединением частных нотариусов является Белорусская нотариальная Палата, осуществляющая методическое руководство и контроль за их деятельностью. Общее государственное руководство частными нотариусами, как и государственными нотариальными конторами, осуществляет Министерство юстиции и его Управления на местах.

Таким образом, нотариат в Республике Беларусь, являясь особым правовым институтом, включает: государственные нотариальные конторы; органы местной власти на местах, где нет нотариусов; консульские учреждения за рубежом, а также нотариусов, занимающихся частной нотариальной практикой. Кроме того, как указывалось выше, некоторые нотариальные действия разрешается совершать уполномоченным должностным лицам лечебных, военных учреждений, ИТУ и др.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал