Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Место дисциплины в структуре ООП ВПО. (наименование дисциплины (модуля)






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

КОНФЛИКТОЛОГИЯ

(наименование дисциплины (модуля)

Направление подготовки: 050100.62 «Психолого-педагогическое образование

Профиль подготовки: «Психология образования».

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

 

 

Краснодар 2012


 

Рабочая программа дисциплины «Конфликтология» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от " 22" мая 2010 г. №200, по направлению подготовки психолого-педагогическое образование.

 

Автор:

к.п.н. доцент ______________ /Е.Н. Азлецкая/

 

 

Рецензент:

к. психол.н. доцент кафедры

психологии и педагогики

ФППК КубГУ _____________ /Н.В. Балабанова/

 

к. психол.н. _____________ /______________ /

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1. Цели и задачи дисциплины…………………………………………….. 4

1.1. Цель дисциплины………………………………………………………..4

1.2. Задачи…………………………………………………………….............4

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО………………………….. 4

Компетенции студента, формируемые в результате освоения

дисциплины………………………………………………………………….. 5

4. Структура и содержание дисциплины………………………………....7

4.1. Структура дисциплины…………………………………………………..7

4.2. Матрица формируемых дисциплиной компетенций…………….9

4.3. Содержание дисциплины…………………………………………10

4.4. Содержание самостоятельной работы и формы ее контроля…………12

5. Образовательные технологии…………………………………………… 14

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины…………………... 15

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1 Основная литература………………………………………………………28

7.2 Дополнительная литература………………………………………………28

7.3 Интернет ресурсы…………………………………………………………..28

7.4 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы………….34

8. Материально – техническое обеспечение дисциплины………………. 35

 

Цели и задачи дисциплины

1.1. Целью освоения учебной дисциплины «Конфликтология» студентами 3 курса является формирование представления о конфликтологии как науке, а также о существующих в мире научных и практических подходах по решению проблем, связанных с урегулированием конфликтных и кризисных ситуаций путем переговоров и посреднических процедур.

1.2. Для реализации поставленной цели в процессе освоения учебной дисциплины «Конфликтология»решаются следующие задачи:

- научить анализировать современные конфликты, понимать их природу;

- научить критически оценивать различные теоретические школы, занимающиеся анализом и урегулированием конфликтов;

- уметь применять теоретические знания к анализу конкретных конфликтов;

- уметь оценивать целесообразность и эффективность использования различных переговорных и посреднических процедур.

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

2.1. Учебная дисциплина «Конфликтология» относится к циклу Б3.В.Д.В.10 базовой части дисциплин общенаучного цикла ООП ВПО.

2.2. Для изучения данной дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, формируемые предшествующими дисциплинами: «Культура и межкультурные взаимодействия в современном мире», «Информационные системы и базы данных по психологии и педагогике», «Безопасность жизнедеятельности», «Социальная педагогика», «Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований», «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса», «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности», «Коммуникативная компетентность личности», «Развитие психологической культуры детей и подростков».

2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых освоение дисциплины «Конфликтология»необходимо как предшествующее: «Поликультурное образование», «Основы психологии семьи и семейного консультирования», «Возрасно-психологическое консультирование».

 

3. Компетенции студента, формируемые в результате освоения дисциплины:

- способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);

- способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5);

- способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-8);

- способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9).

В результате освоения дисциплины «Психологическая служба в системе образования» студент должен:

Знать:

- основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);

- основные принципы публичных выступлений и работы с научными текстами (ОК-5);

- этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-8);

- принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9).

Уметь:

- использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);

- последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеть русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5);

- учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-8).

Владеть:

- методами и техниками публичных выступлений и работать с научными текстами (ОК-5);

- методами и техниками организации научного исследования, способами достижения и построения научного знания (ОК-9).

4. Структура и содержание дисциплины «Конфликтология»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

 

Содержание дисциплины

Наименование разделов, тем дисциплины Содержание разделов, тем
3 курс
Раздел 1. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА
Тема 1.Введение в конфликтологию Исторические условия возникновения конфликтологии. Эволюция кон­фликтологических взглядов в истории философско-социологической мыс­ли.: Возникновение и развитие конфликтологии как тео­рии и как практики (1950-1980-е годы). Теоретико-методологиче­ские основы конфликтологии. Конфликтология в системе наук. Современ­ные проблемы развития конфликтологии.
Тема 2. Характеристика конфликта как социального феномена Понятие конфликта, его сущность и структура. Необходимые и доста­точные условия возникновения конфликта. Субъекты конфликта и их ха­рактеристика.
Тема 3.Теории механизмов возникновения конфликтов. Формулы конфликта. Зависимость конфликта от конфликтогенов. Закон эскалации конфликтов (формула А). Зависи­мость конфликта от конфликтной ситуации и инцидента (формула Б). За­висимость конфликта от двух и более конфликтных ситуаций (формула В).
Тема 4.Технологии управления конфликтами Понятие управления конфликтом. Управление конструктивными и де­структивными конфликтами. Основное содержание управления конфлик­том: прогнозирование, предупреждение, стимулирование, регулирование и разрешение. Динамика конфликта и содержание управления им. Источни­ки прогнозирования конфликта.
Раздел 2. ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА
Тема 1. Теории поведения личности в конфликте Модели поведения личности в конфликтном взаимодействии и их харак­теристика. Стратегии поведения личности в конфликте. Двухмерная модель Томаса—Киллмена стратегии поведения в конфликте.
Тема 2. Технологии эффективного общения и рационального по­ведения в конфликте Понятие технологий эффективного общения и их разновидности. Понятие технологий рационального поведения в конф­ликте.
Тема 3. Психология переговорного процесса по разрешению кон­фликтов Переговорный процесс, его функции и основное содержание. Модели по­ведения партнеров в переговорном процессе («Избегающий», «Уступаю­щий», «Отрицающий», «Наступающий»).  
Тема 4. Внутриличностные конфликты Понятие внутриличностного конфликта и его особенности. Внутриличностный конфликт и борьба мотивов. Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов. Теория потребностей А. Маслоу. Формы проявления внутриличностных конфликтов и их симптомы: неврастения, эйфория, ре­грессия, проекция, номадизм, рационализм.
Тема 5. Межличностные конфликты Понятие межличностного конфликта и его структура. Сферы проявления межличностных конф­ликтов, их причины и способы разрешения: коллектив, семья, система «гражданин—общество», диффузная группа. Классификация межличност­ных конфликтов. Взаимоположительные и взаимоотрицательные конфликты; односто­ронние положительно-отрицательные и односторонне противоречиво-поло­жительные конфликты; взаимно противоречивые и безразличные конфлик­ты.
Тема 6. Групповые конфликты Понятие групповых конфликтов и их структура. Классификация груп­повых конфликтов. Особенности образа конфликтной ситуации в группо­вых конфликтах. «Деиндивидуализация» восприятия и групповая атрибу­ция. Социально-психологические и инду­стриально-психологические причины.
Раздел 3. СОЦИОЛОГИЯ КОНФЛИКТА
Тема 1. Конфликты в обществе Социальные конфликты как конфликты в сфере всех общественных от­ношений (экономических, политических, социальных, идеологических, пра­вовых, нравственных и этических).
Тема 2. Конфликты в организации Понятие организации как основной ячейки в структуре современного общества. Типы конфликтов в организации.  
Тема 3. Конфликты в семье Семья как ячейка общества и ее социальные функции. Структура семей­ных отношений. Отношения между супругами. Отношения в системе: «роди­тели—дети», «супруги и их родители». Факторы конфликтности в семейных отношениях.
Тема 4. Конфликты в сфере управления Предпосылки конфликтности процесса управления. Типы конфликтов в сфере управления. Конфликт между субъектом и объектом управления и его причины. Конфликты между различными уровнями управления и внутри них.
Тема 5. Глобальные и региональные конфликты Понятие глобальных конфликтов, их критерии и причины. Типы гло­бальных конфликтов. Конфликт между обществом и природой; проблема войны и мира; проблема дисбаланса в развитии стран и другие.

Содержание самостоятельной работы и формы ее контроля

Раздел дисциплины, темы раздела Всего часов Содержание самостоятельной работы Форма контроля
Раздел 1. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА   Подготовка к тестированию Тестирование
Тема 1.Введение в конфликтологию   Проработка учебного материала по конспектам лекций, уч. литературе. Особенности развития воззрений на конфликт в древние времена, эпоху Возрождения, новое время и эпоху Просвещения. Воззрения на природу конфликта в пер­вой половине XIX века. Теоретические и социально-исторические предпосылки возникновения конфликтологии во второй половине XIX и в XX веке. Устный опрос
Тема 2. Характеристика конфликта как социального феномена   Проработка учебного материала по конспектам лекций, уч. литературе Классификация конфликтов и причины конфликтов. Причина и кон­фликтная ситуация. Типы конфликтных ситуаций. Динамика конфликта. Этапы и фазы конфликта. Устный опрос
Тема 3.Теории механизмов возникновения конфликтов.   Подготовка презентации по проработанному материалу   Проверка презентаций
Тема 4.Технологии управления конфликтами   Проработка учебного материала по конспектам лекций, уч. литературе Пути предупреждения конфликта. Вынуж­денные и превентивные формы предупреждения конфликта. Алгоритмы деятельности руководителя (менеджера) по управлению конфликтами. Факторы принятия конструк­тивных решений по конфликту. Модель применения власти по разрешению конфликтов по X. Корнелиус и Ш. Фэйр. Устный опрос
Раздел 2. ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА   Подготовка к тестированию Тестирование
Тема 1. Теории поведения личности в конфликте   Подготовка презентации по проработанному материалу Теория акцентуации характеров: К. Леонгард, А. Е. Личко и др. Проверка презентаций
Тема 2. Технологии эффективного общения и рационального по­ведения в конфликте   Написание эссе Обще­ние как основной элемент в конфликтном взаимодействии. Коммуникатив­ный, интерактивный и перцептивный аспекты общения и их функции в кон­фликте. Достижение взаимопонимания, конструктивного взаимодействия и эмпатии в общении. Проверка эссе
Тема 3. Психология переговорного процесса по разрешению кон­фликтов   Написание реферата Д. Скотт и ее технологии управления эмоциями («заземление», «визуализа­ция», «проецирование», «очищение ауры»). Правила самоконтроля эмоций (эмоциональная выдержка; рационализация эмоций и поддержание высо­кой самооценки) и их применение в переговорном процессе. Проверка рефератов
Тема 4. Внутриличностные конфликты   Проработка учебного материала по конспектам лекций, уч. литературе. Проблема внутриличностных конфликтов во взглядах 3. Фрейда. Теория комплекса неполноценности А. Лодера. Учение об экстраверсии и интроверсии К. Юнга. Концепция «экзистенциальной дихотомии» Э. Фромма. Теория психоаналитического развития Э. Эриксо-на. Мотивационные конфликты по К. Левину. Теория когнитивного диссо­нанса Л. Фестингера. Устный опрос
Тема 5. Межличностные конфликты   Написание эссе. Основные подхо­ды в изучении межличностных конфликтов. Мотивационный подход М. Дойча и Г. Макклинтона. Когнитивный подход. Деятельностный подход. Организационный подход и др. Межличностные конфликты и межличностные отноше­ния. Проверка эссе
Тема 6. Групповые конфликты   Проработка учебного материала по конспектам лекций, уч. литературе. Устный опрос
Раздел 3. СОЦИОЛОГИЯ КОНФЛИКТА   Подготовка к тестированию Тестирование
Тема 1. Конфликты в обществе   Проработка учебного материала по конспектам лекций, уч. литературе. Экономические конфликты. Политические конф­ликты. Конфликты в социальной сфере. Идеологические конфликты. Конфликты в сфере искусства. Война как самый острый социальный конфликт. Устный опрос
Тема 2. Конфликты в организации   Проработка учебного материала по конспектам лекций, уч. литературе. Органи­зационно-технические, социально-экономические и административно-уп­равленческие предпосылки конфликтов в организации. Устный опрос
Тема 3. Конфликты в семье   Проработка учебного материала по конспектам лекций, уч. литературе. Девиантное поведение как фактор конфликтности. Характеристика конфликтности в супружеских отношениях. Кризисная семья, конфликтная семья, проблемная семья. Фор­мы конфликтного поведения супругов. Устный опрос
Тема 4. Конфликты в сфере управления   Проработка учебного материала по конспектам лекций, уч. литературе. Сущность управления и его структура. Конфликты стиля управ­ления. Роль оптимизации управленческой структуры и научной организа­ции труда в предупреждении управленческих конфликтов. Устный опрос
Тема 5. Глобальные и региональные конфликты   Подготовка презентации. Национальные интересы как причина и предмет межгосударственных конфликтов. Этнические конфликты. Внут­ригосударственные конфликты. Проверка презентаций
Итого      

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал