Место дисциплины в структуре ООП ВПО. (наименование дисциплины (модуля)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
КОНФЛИКТОЛОГИЯ
(наименование дисциплины (модуля)
Направление подготовки: 050100.62 «Психолого-педагогическое образование
Профиль подготовки: «Психология образования».
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная
Краснодар 2012
Рабочая программа дисциплины «Конфликтология» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от " 22" мая 2010 г. №200, по направлению подготовки психолого-педагогическое образование.
Автор:
к.п.н. доцент ______________ /Е.Н. Азлецкая/
Рецензент:
к. психол.н. доцент кафедры
психологии и педагогики
ФППК КубГУ _____________ /Н.В. Балабанова/
к. психол.н. _____________ /______________ /
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1. Цели и задачи дисциплины…………………………………………….. 4
1.1. Цель дисциплины………………………………………………………..4
1.2. Задачи…………………………………………………………….............4
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО………………………….. 4
Компетенции студента, формируемые в результате освоения
дисциплины………………………………………………………………….. 5
4. Структура и содержание дисциплины………………………………....7
4.1. Структура дисциплины…………………………………………………..7
4.2. Матрица формируемых дисциплиной компетенций…………….9
4.3. Содержание дисциплины…………………………………………10
4.4. Содержание самостоятельной работы и формы ее контроля…………12
5. Образовательные технологии…………………………………………… 14
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины…………………... 15
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
7.1 Основная литература………………………………………………………28
7.2 Дополнительная литература………………………………………………28
7.3 Интернет ресурсы…………………………………………………………..28
7.4 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы………….34
8. Материально – техническое обеспечение дисциплины………………. 35
Цели и задачи дисциплины
1.1. Целью освоения учебной дисциплины «Конфликтология» студентами 3 курса является формирование представления о конфликтологии как науке, а также о существующих в мире научных и практических подходах по решению проблем, связанных с урегулированием конфликтных и кризисных ситуаций путем переговоров и посреднических процедур.
1.2. Для реализации поставленной цели в процессе освоения учебной дисциплины «Конфликтология»решаются следующие задачи:
- научить анализировать современные конфликты, понимать их природу;
- научить критически оценивать различные теоретические школы, занимающиеся анализом и урегулированием конфликтов;
- уметь применять теоретические знания к анализу конкретных конфликтов;
- уметь оценивать целесообразность и эффективность использования различных переговорных и посреднических процедур.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО
2.1. Учебная дисциплина «Конфликтология» относится к циклу Б3.В.Д.В.10 базовой части дисциплин общенаучного цикла ООП ВПО.
2.2. Для изучения данной дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, формируемые предшествующими дисциплинами: «Культура и межкультурные взаимодействия в современном мире», «Информационные системы и базы данных по психологии и педагогике», «Безопасность жизнедеятельности», «Социальная педагогика», «Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований», «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса», «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности», «Коммуникативная компетентность личности», «Развитие психологической культуры детей и подростков».
2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых освоение дисциплины «Конфликтология»необходимо как предшествующее: «Поликультурное образование», «Основы психологии семьи и семейного консультирования», «Возрасно-психологическое консультирование».
3. Компетенции студента, формируемые в результате освоения дисциплины:
- способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);
- способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5);
- способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-8);
- способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9).
В результате освоения дисциплины «Психологическая служба в системе образования» студент должен:
Знать:
- основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);
- основные принципы публичных выступлений и работы с научными текстами (ОК-5);
- этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-8);
- принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9).
Уметь:
- использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);
- последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеть русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5);
- учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-8).
Владеть:
- методами и техниками публичных выступлений и работать с научными текстами (ОК-5);
- методами и техниками организации научного исследования, способами достижения и построения научного знания (ОК-9).
4. Структура и содержание дисциплины «Конфликтология»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
Содержание дисциплины
Наименование разделов, тем дисциплины
| Содержание разделов, тем
| 3 курс
| Раздел 1. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА
| Тема 1.Введение в конфликтологию
| Исторические условия возникновения конфликтологии. Эволюция конфликтологических взглядов в истории философско-социологической мысли.: Возникновение и развитие конфликтологии как теории и как практики (1950-1980-е годы). Теоретико-методологические основы конфликтологии. Конфликтология в системе наук. Современные проблемы развития конфликтологии.
| Тема 2. Характеристика конфликта как социального феномена
| Понятие конфликта, его сущность и структура. Необходимые и достаточные условия возникновения конфликта. Субъекты конфликта и их характеристика.
| Тема 3.Теории механизмов возникновения конфликтов.
| Формулы конфликта. Зависимость конфликта от конфликтогенов. Закон эскалации конфликтов (формула А). Зависимость конфликта от конфликтной ситуации и инцидента (формула Б). Зависимость конфликта от двух и более конфликтных ситуаций (формула В).
| Тема 4.Технологии управления конфликтами
| Понятие управления конфликтом. Управление конструктивными и деструктивными конфликтами. Основное содержание управления конфликтом: прогнозирование, предупреждение, стимулирование, регулирование и разрешение. Динамика конфликта и содержание управления им. Источники прогнозирования конфликта.
| Раздел 2. ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА
| Тема 1. Теории поведения личности в конфликте
| Модели поведения личности в конфликтном взаимодействии и их характеристика. Стратегии поведения личности в конфликте. Двухмерная модель Томаса—Киллмена стратегии поведения в конфликте.
| Тема 2. Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте
| Понятие технологий эффективного общения и их разновидности. Понятие технологий рационального поведения в конфликте.
| Тема 3. Психология переговорного процесса по разрешению конфликтов
| Переговорный процесс, его функции и основное содержание. Модели поведения партнеров в переговорном процессе («Избегающий», «Уступающий», «Отрицающий», «Наступающий»).
| Тема 4. Внутриличностные конфликты
| Понятие внутриличностного конфликта и его особенности. Внутриличностный конфликт и борьба мотивов. Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов. Теория потребностей А. Маслоу. Формы проявления внутриличностных конфликтов и их симптомы: неврастения, эйфория, регрессия, проекция, номадизм, рационализм.
| Тема 5. Межличностные конфликты
| Понятие межличностного конфликта и его структура. Сферы проявления межличностных конфликтов, их причины и способы разрешения: коллектив, семья, система «гражданин—общество», диффузная группа. Классификация межличностных конфликтов. Взаимоположительные и взаимоотрицательные конфликты; односторонние положительно-отрицательные и односторонне противоречиво-положительные конфликты; взаимно противоречивые и безразличные конфликты.
| Тема 6. Групповые конфликты
| Понятие групповых конфликтов и их структура. Классификация групповых конфликтов. Особенности образа конфликтной ситуации в групповых конфликтах. «Деиндивидуализация» восприятия и групповая атрибуция. Социально-психологические и индустриально-психологические причины.
| Раздел 3. СОЦИОЛОГИЯ КОНФЛИКТА
| Тема 1. Конфликты в обществе
| Социальные конфликты как конфликты в сфере всех общественных отношений (экономических, политических, социальных, идеологических, правовых, нравственных и этических).
| Тема 2. Конфликты в организации
| Понятие организации как основной ячейки в структуре современного общества. Типы конфликтов в организации.
| Тема 3. Конфликты в семье
| Семья как ячейка общества и ее социальные функции. Структура семейных отношений. Отношения между супругами. Отношения в системе: «родители—дети», «супруги и их родители». Факторы конфликтности в семейных отношениях.
| Тема 4. Конфликты в сфере управления
| Предпосылки конфликтности процесса управления. Типы конфликтов в сфере управления. Конфликт между субъектом и объектом управления и его причины. Конфликты между различными уровнями управления и внутри них.
| Тема 5. Глобальные и региональные конфликты
| Понятие глобальных конфликтов, их критерии и причины. Типы глобальных конфликтов. Конфликт между обществом и природой; проблема войны и мира; проблема дисбаланса в развитии стран и другие.
|
Содержание самостоятельной работы и формы ее контроля
Раздел дисциплины,
темы раздела
| Всего часов
| Содержание самостоятельной работы
| Форма контроля
| Раздел 1. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА
|
| Подготовка к тестированию
| Тестирование
| Тема 1.Введение в конфликтологию
|
| Проработка учебного материала по конспектам лекций, уч. литературе.
Особенности развития воззрений на конфликт в древние времена, эпоху Возрождения, новое время и эпоху Просвещения. Воззрения на природу конфликта в первой половине XIX века. Теоретические и социально-исторические предпосылки возникновения конфликтологии во второй половине XIX и в XX веке.
| Устный опрос
| Тема 2. Характеристика конфликта как социального феномена
|
| Проработка учебного материала по конспектам лекций, уч. литературе
Классификация конфликтов и причины конфликтов. Причина и конфликтная ситуация. Типы конфликтных ситуаций. Динамика конфликта. Этапы и фазы конфликта.
| Устный опрос
| Тема 3.Теории механизмов возникновения конфликтов.
|
| Подготовка презентации по проработанному материалу
| Проверка презентаций
| Тема 4.Технологии управления конфликтами
|
| Проработка учебного материала по конспектам лекций, уч. литературе
Пути предупреждения конфликта. Вынужденные и превентивные формы предупреждения конфликта. Алгоритмы деятельности руководителя (менеджера) по управлению конфликтами. Факторы принятия конструктивных решений по конфликту. Модель применения власти по разрешению конфликтов по X. Корнелиус и Ш. Фэйр.
| Устный опрос
| Раздел 2. ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА
|
| Подготовка к тестированию
| Тестирование
| Тема 1. Теории поведения личности в конфликте
|
| Подготовка презентации по проработанному материалу
Теория акцентуации характеров: К. Леонгард, А. Е. Личко и др.
| Проверка презентаций
| Тема 2. Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте
|
| Написание эссе
Общение как основной элемент в конфликтном взаимодействии. Коммуникативный, интерактивный и перцептивный аспекты общения и их функции в конфликте. Достижение взаимопонимания, конструктивного взаимодействия и эмпатии в общении.
| Проверка эссе
| Тема 3. Психология переговорного процесса по разрешению конфликтов
|
| Написание реферата
Д. Скотт и ее технологии управления эмоциями («заземление», «визуализация», «проецирование», «очищение ауры»). Правила самоконтроля эмоций (эмоциональная выдержка; рационализация эмоций и поддержание высокой самооценки) и их применение в переговорном процессе.
| Проверка рефератов
| Тема 4. Внутриличностные конфликты
|
| Проработка учебного материала по конспектам лекций, уч. литературе.
Проблема внутриличностных конфликтов во взглядах 3. Фрейда. Теория комплекса неполноценности А. Лодера. Учение об экстраверсии и интроверсии К. Юнга. Концепция «экзистенциальной дихотомии» Э. Фромма. Теория психоаналитического развития Э. Эриксо-на. Мотивационные конфликты по К. Левину. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера.
| Устный опрос
| Тема 5. Межличностные конфликты
|
| Написание эссе.
Основные подходы в изучении межличностных конфликтов. Мотивационный подход М. Дойча и Г. Макклинтона. Когнитивный подход. Деятельностный подход. Организационный подход и др. Межличностные конфликты и межличностные отношения.
| Проверка эссе
| Тема 6. Групповые конфликты
|
| Проработка учебного материала по конспектам лекций, уч. литературе.
| Устный опрос
| Раздел 3. СОЦИОЛОГИЯ КОНФЛИКТА
|
| Подготовка к тестированию
| Тестирование
| Тема 1. Конфликты в обществе
|
| Проработка учебного материала по конспектам лекций, уч. литературе.
Экономические конфликты. Политические конфликты. Конфликты в социальной сфере. Идеологические конфликты. Конфликты в сфере искусства. Война как самый острый социальный конфликт.
| Устный опрос
| Тема 2. Конфликты в организации
|
| Проработка учебного материала по конспектам лекций, уч. литературе.
Организационно-технические, социально-экономические и административно-управленческие предпосылки конфликтов в организации.
| Устный опрос
| Тема 3. Конфликты в семье
|
| Проработка учебного материала по конспектам лекций, уч. литературе.
Девиантное поведение как фактор конфликтности. Характеристика конфликтности в супружеских отношениях. Кризисная семья, конфликтная семья, проблемная семья. Формы конфликтного поведения супругов.
| Устный опрос
| Тема 4. Конфликты в сфере управления
|
| Проработка учебного материала по конспектам лекций, уч. литературе.
Сущность управления и его структура. Конфликты стиля управления. Роль оптимизации управленческой структуры и научной организации труда в предупреждении управленческих конфликтов.
| Устный опрос
| Тема 5. Глобальные и региональные конфликты
|
| Подготовка презентации.
Национальные интересы как причина и предмет межгосударственных конфликтов. Этнические конфликты. Внутригосударственные конфликты.
| Проверка презентаций
| Итого
|
|
|
|
|