Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исторический роман.






И.И. Лажечников. «Поэзия истории» как «поэтически верное изображение истории». «Ледяной дом». Историческая основа и художественная интерпретация эпохи Бирона. Полемика с пушкинской трактовкой исторических персонажей (Бирон, Волынский, Тредиаковский). Художественная логика изображения персонажей и авторская оценка (зоологические сравнения, аналогии, бестиарий, говорящие имена и т.д.). Политический и любовный сюжеты, их слияние. Элементы авантюрного романа в любовной линии. Цыганская тема. Сюжетный архетип и его вариации в романе (интеллектуальный герой/дикарка). Фольклоризм, обрядовая стихия женского персонажа. Человек в водовороте истории: Волынский, его «преступление» и «наказание». Психологический рисунок раздвоенного персонажа. Логика истории и логика характера (наказание как очищение). Символика заглавия. Эсхатологические мотивы в романе.

Ф.В. Булгарин. Литературная репутация: Булгаринский миф в русской культуре. Булгарин и западноевропейский тип романа. Динамика романного жанра: от «Дмитрия Самозванца» к «Мазепе». Историческая концепция Булгарина и метафизика истории. Феномен самозванства. Принцип документирования: функции авторских комментариев и автобиографический подтекст. Многоликий персонаж (в несведенности ролей и ипостасей, смена имен и костюмов) и жанровая модель. «Мазепа»: трагический взгляд на историю. Борьба героического и авантюрного и их персонификации в сюжете (Мазепа – Палей). Исторический персонаж и «ролевое» поведение. Пушкин и Булгарин: трактовки Мазепы. Национальная модель мира и национальный характер. Содержательность оппозиции цивилизация/дикость. «Польский» элемент в романе. Палей как персонифицированный идеал казачьей модели жизни. Эпиграфы как знак «поэтического» в романе, функция достоверности.

М.Н. Загоскин. «Русская идея» в исторической романистике. Идея православной соборности в исторической концепции романа «Юрий Милославский, или русские в 1612 г.». Художественная концепция романа и идея официальной народности. Сакральный топоним «Святая Русь» как символ духового единства нации. «Московский текст» в романе. Юродивые. Хронотоп. Структура романа: политический и любовный сюжеты. Исторический персонаж и идея родовой предопределенности. Проблема выбора персонажа: герой на сломе времен. Житийная традиция. Юрий и Кирша, идейная функция персонажа. Сказочный архетип в романе. Тип «кроткой невесты» и женский национальный идеал. Драматическая и комическая стихии как выражение неоднозначности русского бытия. Война 1812 г. в русской исторической прозе: «Рославлев» Загоскина и «Рославлев» Пушкина.

В.Ф. Одоевский. «Русский Гофман». Парадоксы Одоевского (знание и мистика). Романтический идеал универсальной личности и его реализация в бытии дилетанта. Одоевский и любомудры. Философский романтизм и «философическая повесть». «Русские ночи» как роман-итог философского движения 20-30-х гг. Рассказчик, его автопортретность. Проблема цельного знания (поэзия как познание) и варианты ее художественного решения. Диалогичность как структурообразующий принцип целого и принцип авторского мышления, авторской оценки. Система рассказчиков в философском романе о смысле жизни, рационалистичность и условность персонажей-символов (оппозиция рацио/интуицио), «иллюстративный» характер новелл. Символика заглавия. Мысль как главный герой, сюжет как движение мысли. Романтическая поэтика: фрагментарность, музыкально-ассоциативный принцип организации целого, композиционный контрапункт, аналогии и т.д. Проблематика. Типы новелл. Концепция творческой личности («гениальные безумцы»), мотив безумия и его «двойная» трактовка. Проблема «художник и толпа» и ее решение в новеллах «Себастьян Бах», «Последний квартет Бетховена». Трагедия гения. Тема «страшного мира» и апокалипсический характер «светской» новеллы. Концепция языка и слова, символ как язык Истины. «Русские ночи» как история человечества: Россия и «больной» Запад. Одоевский и П.Я. Чаадаев.

«Анатомия» света в светской повести Одоевского («Княжна Мими», « Княжна Зизи» ): механизмы бытия.

Поздние утопии Одоевского.

А. Погорельский. Погорельский на перекрестке традиций: Гофман и Жуковский. Природа и смысл ирреального. Погорельский в историко-культурной перспективе: концепция быта как поэзии будничной жизни. Концепция фантастики. «Двойник, или мои вечера в Малороссии» Погорельского как целое. Принципы организации целого. Структура книги: диалоги-споры как обрамление и романтические новеллы как «художественные иллюстрации» идей. Центральные оппозиции книги (добро/зло, ум/сердце, вера/неверие и т.д.). Позиции автора и его двойника. «Лафертовская маковница» в структуре книги. Архетипический мотив продажи души дьяволу и его художественное решение. Парадокс формы: Двойник как отрицание самого себя. Поэтика зеркальности («зеркало как семиотический объект»). Диалог как структурообразующий принцип и Двойник как овеществленная метафора раздвоения человеческого сознания. Двойная трактовка таинственного, чудесного.

А. Вельтман. Забытый писатель: «человек мира». Множанровость художественного творчества. Синтетическая природа «Странника». «Странник» и традиции русской культуры: роман путешествия, записки офицера, история молодого человека, эпистолярный роман. Семантика заглавия. Автобиографический подтекст. Игровая природа романа и традиции Л. Стерна. Ассоциативное мышление и нелинейное динамическое повествование. Смешение реального с воображаемым как эстетический принцип. Роман-мистификация и пародийность формы. Триединство Автор – Рассказчик – Странник в структуре книги. Принцип диалогизации и его функция. Стихи и проза в структуре книги. Лирико-философский характер романа.

Исторические романы и их генетическая природа: романы Вальтера Скотта, славянский фольклор, «неистовый романтизм» и т.д. Переплетение исторической реальности и вымысла. Сказочный архетип и его жанрообразующая роль. Усложненность структуры. Синхронность планов повествования: реально-исторического, сюжетно-бытового, фантастически-сказочного). Роль вставных конструкций и их жанровая пестрота. Двоение героя как следствие смешения жанров, стилей, языков. Пародия в структуре романа. Специфика фольклорно-исторического романа.

·

· М.Ю. Лермонтов (1814-1841)

Личность и судьба поэта. Круг его философских идей. Лермонтов и его время. Гипотеза о «московской поэтической школе» как поэтической альтернативе (интерес к философскому и поэтическому эксперименту). Концепция личности в творчестве Лермонтова. Изначальная двойственность человеческой натуры, «боренье» дум и страстей. Романтическое мироощущение. Абсолютный характер идеала и трагическое осознание невозможности его осуществления. Избранничество. Действенный скептицизм как источник движения по пути познания. Демонический герой и простой, естественный человек. Руссоистско-байроническая традиция противостояния природы и цивилизации, прошлого и настоящего. Жизнестроительство.

Лирика. Ранняя лирика. «Московский период». Автобиографичность лирики. Дублетность, автоцитатность. Ранняя лирика как лирический дневник. Изменение функции дневника в лермонтовскую эпоху: потребность целостного изображения внутреннего мира. Дневник как запись текучего размышления («1831-го июня 11 дня»). Лирический дневник как метажанровое единство (исповедальность, интроспективность, личностный характер, отражение процесса возникновения и движения мысли, диффузия жанров). Процесс самопознания личности как метафизическое беспокойство (противоречивость и внутренний разлад, индивидуалистское сознание и коренные вопросы бытия). Монолог как отражение процесса мышления: нелинейность, аналогии, параллели, ассоциации, переносы, парафрастичность, метафоричность, антитетичность.

Ипостаси лирического героя в ранней лирике и единство натуры (максимализм, идея избранничества и т.д.). Оппозиция небо/земля и неоднозначность их семантики. Полярность внутренней жизни: между покоем (как утратой интенсивности психологической жизни) и страданием как мерой бытия и высшей ценностью. Мотивы смерти/бессмертия, избранничества, поиска смысла жизни и своего назначения и т.д. Категория времени: смысл и значение будущего. Философия смерти. Фатализм. Двойственность человеческой психики и два пути устремления к идеалу. Воля и ее оправдание. Проблема высокого зла: желание блага неразрывно связано с необходимостью зла. Неоднозначная мотивировка демонизма. Демонизм как вынужденная этическая позиция (оправдание потребности высшей гармонии и справедливости) и проявление комплекса обиды на мир (следствие отторжения от общества, мира). Богоборчество и трансформация жанра молитвы.

Жанры. Трансформация элегии в сторону самоуглубленности. Отрывок как мистификация. Послание: монологизация жанра. Лирические циклы (ивановский, сушковский, лопухинский).

Динамика лирики Лермонтова: неоднозначность ее оценки в науке (К. Григорьян, У. Фохт, Б. Удодов, Д. Максимов, И. Роднянская и др.). Зрелая лирика: изменение лирического героя (поставлен под контроль действительности: соотнесен с естественным человеком), движение к простоте, возрастание роли подтекста. Сложная субъектная организация лирики; множественность голосов, диалогичность. Новеллизация любовной лирики («Свидание», «Договор»). Диалогизация текста («Не верь себе…», «Есть речи – значенье…»). Культурологическое поле: библейский и пр. коды. Сплетение голосов и притчеобразность (Цикл «Восток»: «Ветка Палестины», «Три пальмы», «Листок»).

Объективация лирического «я».

Баллады как косвенная форма выражения лирического переживания. Внеличностные способы выражения авторского сознания и песенное начало (природно-бытийные символы, параллели, олицетворения, иносказательные пейзажи и т.д.). Ролевая лирика и авторские маски («тюремный цикл», «Бородино», «Завещание»). Два принципа построения лирического субъекта: типизация и сохранение романтического. Дублирование лирических ситуаций в разных тональностях.

Поэмы: концепция жанра и поэтический мир. Ранние романтические поэмы Лермонтова: конфликт, своеобразие героя, сфера повествователя и героя, их соотношение, односубъектность, образ дикой природы. «Кавказский пленник»: «свое» и «чужое». Естественный человек в героической ипостаси («Последний сын вольности». Фрагментарность, умолчания, недосказанность. Противоречивость авторского взгляда: фатализм в трактовке истории и двойная концовка.Жанр.

Демонизм и его вариации. Героическая ипостась: противоречие и трагизм героя («Литвинка»).Персонификация героического: литературный код (Клара).

Кавказский цикл. «Аул Бастунджи» – голос повествователя как выражение внеличностной точки зрения. Конфликт как столкновение естественного и демонического героев, персонификация внутренней борьбы демонического героя. Несовместимость идеала и демонизма. «Измаил-Бей» – уход от односоставности и центростремительности, единодержавия героя, усложнение характера героя, его неоднозначность. Две линии в поэме как реализация этического и социологического. Идея необратимости исторического развития человечества и духовного развития личности. Стихия лиризма как выражение авторской оценки.

Жанровая динамика: разграничение точек зрения повествователя и героя, возрастание роди субъективного повествования, противоречивость авторского взгляда на мир и оценка героя.

«Сашка» как «нравственная поэма». Источники. Ирония, ее смысл и функции. Объективация героя. «Московский текст» в поэме и стихия авторского лиризма. Автобиографический подтекст. Пародирование романтической поэтики. Демонический герой и естественный человек. Антропологическая и социологическая трактовки человека. Герой в соотношении в другими персонажами. Идеал автора и идея Руссо. Прощание с романтизмом.

Поэмы зрелого периода: усложнение семантической структуры, ипостаси демонического героя, повествователь и объективная сфера. Ирония и ее функции: пародия на романтизм и на самого себя. «Онегина размер» в «Тамбовской казначейше»: реалистические тенденции, диалог с читателем.Анекдот и новелла в структуре поэмы. Выход к психологической прозе.

«Мцыри» как романтическая поэма: проблема героя.

Философская поэма «Демон» в контексте творчества Лермонтова. Творческая история поэмы. Проблема канонического текста. Библейский миф и его разработка. Сюжет как персонификация представлений о демонизме. Сопряжение многообразных культурных пластов. Полифоничность поэмы. Демон: герой, символ, принцип. Конфликт: его пласты. Монологи Демона и динамика сюжета. Неоднозначность Демона. Финал. Философский смысл поэмы. Метод. Мцыри и Демон как выражение лермонтовской концепции личности.

Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», ее художественная специфика. Фольклорные традиции. Конфликт. Проблема героя. Историзм.

Драматургия Лермонтова. Ранняя драматургия. («Люди и страсти», «Испанцы», «Два брата», «Странный человек»). Проблематика. Автобиографизм. Своеобразие конфликта и его художественное решение. Драматургические принципы (автор и герой, роль авторских ремарок, символика).

Драма «Маскарад» в контексте творчества Лермонтова. Мотивы игры, маскарада, судьбы, безумия. Конфликт, персонажи. Поэтика.

Проза Лермонтова, ее место в русской литературе.

Роман «Вадим». Жанр: поэма в прозе (Б. Эйхенбаум). Философия истории. Тема народного бунта и литературные источники: «Вадим» Лермонтова и «Дубровский» Пушкина. Демонический герой и «двойная» мотивировка его поведения. Мотив бунта. Герой как воплощение идеи мести. Трактовка добра и зла. Специфика психологизма. Поэтика демонизма. Позиция повествователя. Соотношение романтических и реалистических начал. Незавершенность романа.

«Княгиня Лиговская» – этап развития психологической прозы Лермонтова. Игровое творческое поведение как источник романа. Герой и среда. Перестройка романной схемы: сюжет и раздвоение роли Печорина (Печорин и Красинский). Мотив бунта: генезис и литературные источники. Психологизм. Условность фигуры повествователя. Изменение функции повествователя: сосредоточенность на мотивировках поступков. Мотивировка проникновения во внутренний мир героя. Незавершенность романа. Реконструкция финала.

«Герой нашего времени» как философско-психологический роман. Печорин как эпохальный тип. Незавершенность и невоплотимость героя. Демонизм Печорина и его мотивировки. Смысл заглавия. Теория Фурье о страстях и объяснение ею высокого зла. Герой как литературный характер. Вампирическое начало. Интертекстуальность романа. Мир и текст. Книжный код. Обусловленность жанра типом героя. Жанровый генезис (связь с поэмой – П. Дебрецени, лирический цикл – А. Журавлева и др.). Переосмысление жанровой формы. Трансформация жанра записок: введение меры очевидца, появление субъективного начала. Жанр путешествий (тема странствий и ее осмысление в эпоху Лермонтова, хронотоп дороги, мотив путешествия и т.д.). Композиция романа: система персонажей в романе (функция женских персонажей), дискретность, новеллистичность композиции, множественность субъектов повествования. Вершинность композиции и ее функция, введение фигуры издателя. Многосубъектность повествования и жанровые формы. Предисловия как комментарий к характеру Печорина. Повести как психологический эксперимент и решение проблемы личности. «Бэла»: схема авантюрного романа и разрушение стереотипов. «Тамань»: схема романтической готики и ее трансформация. Балладная семантика. «Княжна Мери»: схема светской повести и ее усложнение. Печорин как сочинитель и его марионетки. «Фаталист» как философский комментарий к роману. Философский смысл главы «Фаталист», и ее место в художественной структуре романа. Проблема фатализма, ее актуальность (роман судьбы или роман воли?). Типы фатализма.

Переосмысление дневниковой формы. Автоконцепция личности в дневнике. Дневник как форма воплощения рефлексии. Преодоление традиции рационализма.

Психологизм, дифференциация приемов психологического анализа.

Проблема метода (дискуссия в литературоведении).

«Герой нашего времени» в контексте русской и западноевропейской прозы («Адольф» Б. Констана, «Исповедь сына века» А. де Мюссе).

· Н.В. Гоголь (1809-1852)

Мирской и духовный путь Гоголя. Религиозно-нравственное мировоззрение и творческое поведение. Идея мессианства в сознании Гоголя. «Свое» и «чужое»: Гоголь и русская проза его времени. Единство художественной системы писателя.

Циклизация как эстетический принцип гоголевской поэтики и ее философское обоснование. Динамика форм выражения авторского сознания в прозе писателя (от мистифицированного рассказчика к автору-повествователю). Генезис лиризма и функции лиризма в прозе Гоголя. Концепция Слова в эстетике Гоголя. Просветительское осмысление смеха. Принципы создания комизма.

Художественная концепция и ее реализация в циклах повестей: от «Вечеров» к «Миргороду» и к «Петербургским повестям». Динамика картины мира, двоемирие как основа этой картины, соприкосновение миров. Романтические оппозиции и их семантическое переосмысление (столица/провинция). Человек в картине мира: духовное начало и его метаморфозы в прозе Гоголя.

Сборник Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Этимология «Диканьки»: культ заложных покойников. Идея плотского человека, обретающего духовность. Иерархическая система рассказчиков как воплощение коллективного, соборного сознания. Рудый Панько как мистификация. Псевдонимы и маски Гоголя. Рудый Панько, панич и Автор. Рассказчики как комические двойники автора. Гоголь – «русский Стерн»: игра поэтическими формами.

Предисловия, их роль. «Правда» рассказчиков, способы ее удостоверения. Множественность интерпретации текста в рассказах. Двойничество рассказчиков и персонажей. Единство трагического и комического. Новая художественность (романтическая ирония и стремление к всеохватности). Ироническая техника Гоголя: самосозидание и саморазрушение мира Диканьки. Проблема относительности суждений о мире.

Двоемирие и диалогическая концепция жизни. Двухчастность сборника. Гоголевская модель мира. Принципы циклизации и отражение историко-философской концепции Гоголя. Поэтика зеркальности, ее содержательность в структуре целого и в отдельных частях. Оппозиции в сборнике. Проблема добра и зла и ее решение в двуплановом сюжете. «Сорочинская ярмарка» как ключ к концепции. Зеркальный пейзаж и идея мира, стоящего над бездной. «Зеркало» в сюжетах «свадебных» повестей: контакт между космическим и обыденным. Зеркало и «мистическая» сущность женских персонажей. Сюжеты о пересечении границ. Карнавал и идея целостности бытия.

Проблема добра и зла: мотив чертовщины, его семантика и функции. Концепция фантастического у Гоголя. Время и пространство в гоголевской модели мира. Романтическое изображение природного, вещного мира и человека. Оппозиция мужского/женского и ее функция. «Софийная печаль» персонажей и Автора. Неоднозначность финала: образ пляшущих старух, его семантика; мотив скуки. Сновидения, их функция. Проза Гоголя и барочный театр: натуралистическая и аллегорическая (живые картины) линии. Немые сцены в кульминационных узлах сюжета. Вещное, кукольное начало в персонажах, формы его репрезентации. Принципы барокко в пейзаже: антитеза пейзажа и натюрморта. «Бытовое» и «волшебное» и их корреляция. Фрагментарное видение и внимание к бесконечным деталям – специфика оптики «Вечеров».

«Ночь перед Рождеством» как мистерия и карнавал. Мифологический прасюжет, испытание героя.

«Майская ночь»: эмпирический и метафизический сюжет.

Именной миф в повести о Шпоньке: антибиография и метафизика Пустоты. Идея женитьбы и ее реализация в сюжетных и внесюжетных историях. Жена как символ и мотив вытеснения человека из мира. Сон и его смыслы. Мотив насилия. Телесность и ее функции в повести. Пародия в структуре повести.

«Миргород» как продолжение «Вечеров». Национальное бытие в героической и прозаической ипостасях. Художественное исследование буколического мира в «Миргороде». Конфликт «буколической умиротворенности» и «дерзких мечтаний» в авторском сознании и сюжетике.

«Старосветские помещики». Вещественный мир в антропологической перспективе. Категория времени: вечность и иллюзорность мира. Философичность орнамента: мировые формулы бытия. Идиллия и культура бидермейера. Дом и сад как модели бытия, «душевное хозяйство. Тема потопа-смерти. Смерть как демиург, реорганизующий пространство: мотив зова. Парадоксы авторской оценки: двоящийся мир или двоящееся сознание? Неоднозначность авторской позиции. Динамика повествователя: неучастный зритель – мыслящая личность, создающая новую достоверность.

Богатырство, его ипостаси. Мифологема степи. Степь как метафора души. Смена точки зрения в описании. Раздвоение субъекта. Синестезия. Гоголь и барокко. Античный код в «Тарасе Бульбе». Батальная техника Гоголя: «персональная» точка зрения. Война как цепь поединков. Разножанровость. Внутренняя исчерпанность эпопейного мира: распадение родовой цельности. Внутренний конфликт с бытием Тараса. Проблема трагической вины Тараса и смерть мученика. Эмблематичность финала. Авторская позиция.

Демонология Гоголя. «Вий»: многозначность образа и многообразие трактовок смысла повести. Генезис Вия: мотив зрения и слепоты при переходе границы миров. Двоемирие и двойной хронотоп. Онтологический статус фантастики. Многозначность трактовок гибели Хомы.

Пародия «перевернутого мира» в «Повести о том, как Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем». Равновесие статики и динамики: вписанность персонажей в вещный мир и мини-сюжеты, включенные в описания персонажей. Живописность 1-ой главы: перемещение взгляда наблюдателя. Традиции вертепного театра. Гипертелесность. Мотивы распада и гибели и их реализация в сюжете. Историческая тема: миф, анекдот, бурлеск. Гротескный исторический подтекст и пародия на историю. Мотив кривой дороги, блуждания по кругу, ложного пути. Нарастания мотива чертовщины и мотив окаменелости. Близнечный миф и обезличивание персонажей.

Динамика рассказчика в цикле. Культурологическое поле повестей: диалог автора с читателем.

«Петербургские повести» как цикл и как «петербургский текст». Проблематика, сквозные мотивы, метафора как «свернутый» сюжет, авторская концепция человека и действительности. Автор и повествователь в цикле. Художественное исследование современного мира в «Петербургских повестях». Барокко и романтизм в повестях.

«Невский проспект». Петербург как «царство мертвых», «заколдованное место» и т.д. Город в модели мира Гоголя. Семиотика пространства: Центр и Окраина. Оппозиция центр/окраина. «Окраинная» точка зрения повествователя-провинциала: смена маски и взглядом человека, «закутавшегося в плащ». Диалектика части и целого в сборнике и принцип двойничества. Оппозиция живого/мертвого. Принципы поэтики: закон масштаба, или закон смещенных пропорций (дробление целого) и закон односторонности. Энтомологический код: мотив насекомых.

Парная новелла. Пирогов и Пискарев – взаимоотражение противоположных типов, персонажи-двойники в сновидной реальности. Поэтика имен. Игровая стихия и жанровый генезис.

Отказ повествователя от авторитетной роли. Событие в смене точек зрения.

«Нос». Сюжет – эксперимент и подтексты. Реальная историческая основа и ее отзвуки в тексте (аллюзии на безносого кавказца). Анекдот-притча о Носе и мотив самозванства. Мотив испытания и его трансформация. Метафорика повести: имя и Лицо, Костюм и Чин. Мифопоэтический уровень. Гоголевская носология. Концепция фантастического: неявное присутствие нечистой силы. Числовая и календарная символика. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов: мотивы. Функция врача. Цирюльник и анекдотический код. Генезис историй о Носе (русский лубок). Техника лубка и ироническая двусмысленность. Диалог с читателем как способ пробуждения современников.

Современность и миф в синхронном отношении («Портрет»). Чартков как заурядный Фауст петербургского пространства: мотив продажи души дьяволу. Демонические персонажи и их ипостаси.

«Шинель». Социологические трактовки. Жанровые модели. Житийный канон и его разрушение. Башмачкин в контексте юродства. Сакральная пародия. Маргинальность Башмачкина: пребывание в двух сферах. Косноязычие и его функция. Мотив искушения. Башмачкин в жанровой модели анекдота. Мифопоэтические смыслы. Переключение точки зрения. Метафорика переодевания.

Позиция повествователя: «незнание» и избыточная информация. Динамизм нарративной маски.

Споры о финале. Мотив оживления мертвеца. Прием слухов и его функция. Финал и его многосмысленность. Поиски “внутреннего” человека. Идеи Г. Сковороды в «Шинели».

«Записки сумасшедшего». Сумасшествие Поприщина: «ролевое поведение» и «детские корни». Мотив женщины и черта.

Миф о преображении в цикле. Авторское видение человека и религиозное мировоззрение писателя. Парадоксы художественного мышления: взаимодействие трагического и комического.

Драматургия. Трансформация классической драмы у Гоголя. Драматургические принципы Гоголя. Реализация диалогической концепции жизни. Комедия «Ревизор». Структура конфликта, динамика сюжета. Город-гротеск. «Мусор» и «куча» как символы. Безгеройность пьес. Концепция характера. Принципы комизма. Алогизм как принцип поэтики. Хлестаков как самый многосторонний персонаж. Психологическая мотивировка и смысл ошибки. Двойная развязка и ее функции. Смысл немой сцены и многообразие ее трактовок в науке. Генезис сцены. Барочная традиция. Картина К.Брюллова «Последний день Помпеи» в структуре комедии и ее функции. Эффект скульптурности. Образ Апокалипсиса и его воплощение в немой сцене. Гоголевская трактовка смеха. Смысл эпиграфа. «Театральный разъезд» как метатекст.

«Мертвые души». Поэма «Мертвые души» в контексте гоголевской философии истории: замысел и воплощение. Споры в современной Гоголю критике: национальная эпопея или сатира на современную действительность? Философия истории и гоголевские размышления о человеке в истории. «Мертвые души» как утопия. Триада «национальное» – «общечеловеческое» – «мировое» и идея Воскресения нации.

Смысл заглавия, многовариантность его интерпретаций, контексты. Концепция человека и концепция характера (метафизика характера, принцип доминанты, обращенность психики и т.д.), и принципы моделирования персонажей. Поэтика имен. Помещики и их «литературные архетипы». Главы о помещиках и жанровые архетипы. Гоголевский бестиарий: зооморфизмы в сюжетах о помещиках. Психологизм. Преобладание телесного в персонажах.

Чичиков в историко-культурной перспективе (Наполеон – Антихрист – Апостол Павел). Чичиков и его «литературные архетипы». Чичиков в контексте жанров. Белинский и другие о гоголевских «оговорках». «Высокий стиль» размышлений Чичикова и авторская воля. Внутренняя конфликтность Чичикова: добро и зло. Мотивы воскресения.

Мифологизм Гоголя.

Жанр «Мертвых душ». Генезис и интерпретации жанра в современном литературоведении. Мотив путешествия и его культурные смыслы. Путешествие как мотив и как композиционный стержень, символика путешествия. Главы о помещиках – ступени разрушения связей с действительностью. Эсхатология.

Жанр в религиозно-проповедническом аспекте. «Мертвые души» как утопия и как роман.

Композиционные принципы 1 тома. Двуплановость структуры, содержательный смысл. Мотив дороги, его композиционная функция. Алогизм как художественный принцип, его функции. Параллелизм как принцип композиции. Автор и Чичиков. Авторский лиризм. Финал I тома.

Романтическая ирония Гоголя. Двуплановость трактовки романтических ценностей: «высокое» и его снижение. Содержательность приема и связь его с общей концепцией «Мертвых душ».

II том, его место в общем замысле. Рай, Божий сад и монастырь. Человек и труд. Риторика проповеди и утопия слова. Фольклорно-мифологическая основа 2 тома.

«Выбранные места из переписки с друзьями»: Гоголь как Мессия. Театральная природа переписки Гоголя. Семиотика поведения и текст. Религиозный пласт творчества Гоголя.

Гоголь в русской критике ХIХ-ХХ вв.

·

· 40-е годы

Своеобразие эпохи 40-х гг. Своеобразие русской культуры 40-х гг. ХIХ века в ее обусловленности противостоянием двух столиц – Петербурга и Москвы.

Евразийский характер русской культуры: европеизм и патриархальность.

Славянофильство и западничество как основные идейные течения эпохи в контексте культурологической проблемы Запад/Восток. Западничество и славянофильство как типы культуры и диалог культур.

Термин «славянофил», его генетические корни. Периодизация славянофильства.

Кружок как адекватная национальному бытию и характеру форма общения. Тип бытового поведения. Дом в картине мира славянофилов, его семантика (семейное гнездо и корабль, ковчег). Мифологема Дома. «Русская идея» в трактовке западников и славянофилов.

П. Чаадаев и его «Философические письма».

Нравственность и религия в вероучении славянофилов. Проблема самобытности и мессионизма. Утопия А. Хомякова. Славянофилы и Гоголь, споры о природе искусства, о сущности и функции Слова, о пути писателя.

В.Г. Белинский и натуральная школа в русской литературе. «Неистовый Виссарион»: как личность и литератор. Максимализм и противоречивость как следствие борьбы деспотизма идеи с «живой» жизнью. Периодизация творчества и динамика критической мысли.

«Натуральная школа» в русской литературе. К истории термина. Философия и поэтика. Основные жанры. Роль Белинского в становлении школы.

А.И. Герцен. 30-40-е гг. как этап становления Герцена-писателя. формирование художественных принципов прозы Герцена как «поэта мысли». Белинский о таланте Герцена. Роман «Кто виноват?» в контексте творчества Герцена. Герцен и «натуральная школа». Повести Герцена. «Сорока-воровка». «Былое и думы». Концепция человека и ее реализация в мемуарах. Авторская личность, особенности ее воссоздания в «двойном времени». Литературный портрет в структуре текста, его типы. Символические образы. Типовой психологизм. Документ в структуре книги. Ирония. Композиция. Мемуары Герцена в контексте мировой литературы.

·

· Русская поэзия середины века

· Н.А. Некрасов (1821-1878)

Парадоксы жизни и поэтическая судьба: бытовое и бытийное. Идея жизнетворчества в новых социальных условиях. Литература и действительность, «разрушение эстетики» и новая концепция Слова. Драма поэта. Проблема периодизации творчества.

Лирика. Становление Некрасова-поэта: от подражаний к воссозданию драмы жизни. Формы выражения авторского сознания в ранней лирике Некрасова. «Боль» как доминанта сознания лирического героя. «Чужая речь» в структуре лирического стихотворения. Функция многоголосия. Некрасов и «натуральная школа». Принцип социальности и его художественная реализация.

«Проза любви» в поэзии Некрасова. Несобранный панаевский цикл. Рационалистическая теория и стихия чувства. Аналогичность как принцип поэтики Некрасова. Трансформация элегии в поэзии Некрасова.

Эволюция лирики Некрасова: от изображения характеров к художественному исследованию внутреннего мира человека из народа, к освоению народно-поэтического мышления. Покаянная лирика. Миниатюра в жанровой системе Некрасова и ее возможности.

«Последние песни» как лирический цикл. Биографическая основа цикла. Образ мира, лирический герой, женское начало. Библейские реминисценции.

Поэмы. Поэма «Саша» в контексте русской прозы ХIХ века. Концепция современного героя и образ Агарина. Оппозиция мужского/женского в поэме, ее смысл. Саша как природный характер. Сюжет и его реализация. Автор-повествователь в поэме. Параллелизм сюжетов повествователя и героини. Образная символика.

«Мороз Красный Нос»: фольклоризм Некрасова и народно-поэтическое мышление в стиле. Архитектоника поэмы, двухчастность и ее смысл. Традиции физиологического очерка в первой части и их преодоление. Автор-повествователь, его позиция и способы ее выявления. Многоголосие и его функции. Человек и природа в поэме. Фольклорное мышление и его оформление в поэме (образ Дарьи и способы передачи ее мироощущения: сны, суеверия, предсказания, плачи, причитания и др. обрядовые формы). Параллелизм автора и героини, слияние их голосов, многозначность мотивировок. Специфика сюжета (двойной ракурс освещения событий. Стихия природы и ее персонификация (Мороз Красный Нос). Сны в поэме, эстетика и поэтика снов, их многозначная функция. Двойная трактовка смерти героини в финале: сон-смерть. Авторская позиция.

«О погоде». Жанровая природа (цикл стихов или поэма), споры о жанре в современном науке. Петербургская тема (образные переклички и ходы, символика, пародирование традиций). Принцип повествования и сюжетно-композиционная организация (аналог потока сознания). Многоголосие в поэме, его содержание и функции (музыка города, голос толпы, форма выражения авторской позиции). Позиция жизнетворчества в поэме (диалог с читателем и его функции, спор литературы с жизнью и преодоление литературности, необходимость превращения слова в дело).

Историко-революционные поэмы («Дедушка», «Русские женщины»). Историзм поэмы «Дедушка» (постижение истории через человека, через историю рода, пушкинская традиция и ее преодоление). Подтекст в поэме; принципы его создания, функция подтекста. Сюжет и предыстория, их соотнесенность. Сюжетная недосказанность, ее роль. Автор-повествователь и его позиция. Утопия и идиллия в поэме, соотнесенность земного рая и реальности. Биография героини и ее исповедь в поэме «Русские женщины» (документ и его использование автором, роль примечаний к поэме, соотношение времен и осмысление героиней времени, мышление героини и способы его передачи). Поэтика героического в поэме «Русские женщины». Поэмы в контексте эпохи.

«Современники» как сатирическая поэма. Композиционные принципы поэмы-обозрения (смена точек зрения, монтаж, смена пространственных планов и т.д.). Роль газеты, репортажа в поэме; газета как элемент поэтики. Повествователь и его позиция в поэме. Персонажи. Диалоги и монологи в поэме. Символика.

Незавершенная поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания, споры в науке об эволюции замысла (точки зрения Сакулина, Евгеньева-Максимова, Чуковского, Розановой, Журко). Полемика о композиции поэмы в науке. Художественная структура поэмы. «Пролог», его место и функция в поэме. Основные мотивы, значимые для всей поэмы и их семантика («дорога», «спор», «пир»). Функция повтора в поэме. Крестьяне-странники, их изменение в поэме. Природа и ее динамика. Фольклор и его функции в поэме. Способ повествования. Соотношение частей и раскрытие авторского замысла.

Критерии счастья и их изменение в связи с развитием сюжета. Функция встреч с представителями разных слоев (тех, кто считает себя счастливым, кого считают счастливыми). Две концепции счастья в поэме, логика их взаимодействия, обоснование в поэме появления народных заступников. Идейный стержень в поэме и проблема национального характера (коллективный образ народа и принципы его построения, многоголосие и способы его создания, галерея крестьян – народных заступников, принципы построения характеров), портрет, речь, исповеди, самохарактеристики, биографии, психологизм. Смена принципов авторского повествования. Функции сюжета.Типология крестьянских характеров (холопы, правдоискатели, женский характер). Содержательность композиционных принципов. Полифонизм как принцип мышления поэта. Пейзаж и его функция в поэме. Авторская позиция и способы ее выявления в поэме. Жанровое своеобразие «Кому на Руси жить хорошо».

Некрасов в русской критике ХIХ-ХХ вв.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.021 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал