Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Терминологический минимум⇐ ПредыдущаяСтр 54 из 54
· АВТОБИОГРАФИЗМ – преломление биографического материала в художественном творчестве. АВТОР – создатель литературного произведения, налагающий свой персональный отпечаток на его художественный мир. Присутствие А. дает о себе знать даже в безымянно-фольклорных произведениях, ибо в них ощутимы единая воля, вычленяющая и оформляющая данную художественную действительность, единополагающий исполнительско-речевой акт. · АВТОДУБЛЕТЫ – произведения, повторяющие друг друга. · АВТОР-ДЕМИУРГ – автор, носитель художественной концепции. · АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ – авторское понимание жизни и её оценка, в частности оценка изображенных характеров. Существуют разные способы выражения авторской позиции. 1. Прямое высказывание автора. 2. Выражение через персонажа, наиболее близкого автору. 3. Косвенные формы (портрет, особенности поведения персонажей своеобразие речевой характеристики героя, через раскрытие его мыслей и чувств. В качестве способов выражения авторской позиции могут использоваться заглавие произведения, эпиграфы, образы природы, мир вещей и т.п.; в драматическом произведении – ремарки. · АКАДЕМИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ – высшая форма критических изданий, при подготовке которых проводится научная критика текста. · АКАФИСТ – жанр церковного песнопения, поэма-гимн в честь святого или праздника, не входящий в литургический канон · АКСИОЛОГИЯ – учение о ценностях, их происхождении, сущности, функциях, типах и видах. · АЛОГИЗМ – алоги́ чность; от др.-греч. а – отрицательная частица и др.-греч. logí smó s – разум, рассудок) – нелогическое рассуждение, ход мысли, нарушающий законы и правила логики, либо факт, который не укладывается в рамки логического мышления, то, что нельзя обосновать логически, противоречащее логике. А. как литературный прием – введение в литературную речь всякого рода логически бессмысленных моментов, нелепости в литературной речи, разрушение логических и причинных связей, движение речи по случайным ассоциациям, намеренное нарушение в речи логических связей. Обычно А. применяется для создания комического эффекта, в народном творчестве часто используется при создании загадок. · АЛЬТРУИЗМ – жертвенная любовь, готовность личности бескорыстно жертвовать своими интересами ради другого человека или общества. АЛЛЮЗИЯ – одна из стилистических фигур, намек на историческое событие или литературное произведение, которые предполагаются общеизвестными. АМБИВАЛЕНТНОСТЬ – от лат. Ambi – кругом, с обеих сторон, valenia – сила) – двойственность переживания объекта, выражающаяся в том, что одни и те же явления вызывают у человека одновременно противоположные чувства. АНАГРАММА – (греч. ana– пере-, через-; gramma – буква) способ составления стихов, при котором отдельные фонемы ключевого слова в стихотворении повторяются в других словах. В широком смысле: слово или словосочетание, образованное путем перестановки букв, входящих в состав другого слова. АНАЛОГИЯ – художественный прием, близкий сравнению. При помощи А. автор заменяет анализ сложных явлений изображением подобных им, но более простых или более знакомых читателю. АНАКРЕОНТИКА – поэзия, воспевающая земные наслаждения АНЕКДОТ – короткий рассказ с иронической окраской и неожиданной остроумной концовкой АНИМИЗМ – от лат. Anima – душа. Вера в существование мира души и духов. АНТИНОМИИ – противоречие между двумя сужениями, одинаково логически доказуемыми. Разичают априсущие самой действительности, и антиномии суждения (парадоксы). · АНТОЛОГИЯ – от греч. Antoligia – собрание цветов. Названия сборников, содержащих избранные стихи и т.д. литературы одного народа, периода, течения. · АНТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ – В России начала XIX в – жанр поэзии, в на мотивы и в манере античной поэзии. · АНТРОПОМОРФИЗАЦИЯ – очеловечивание природы и мира, уподобление человеку. · АНТРОПОЦЕНТИРЗМ – философское учение, видящее в человеке центр и высшую цель мира · АПОКАЛИПСИС – заключительная книга Нового завета, содержащая ряд пророческих видений о конце света, о воцарении антихриста и о втором пришествии Христа АПОФАТИКА (от греч. apophatikos – отрицательный) – невыразимое, неизъяснимое на земном языке. АРХЕТИПЫ – универсальные устойчивые психические схемы, бессознательно воспроизводимые и обретающие содержание в архаическом ритуале, мифе, символе, сновидениях, художественном творчестве. АРХИТЕКТОНИКА – внешнее построение литературного произведения как единого целого, взаимосвязь и соотношение основных составляющих его частей и элементов. Внешнее выражение А. находит в членении произведения на главы, действия, песни и т.д. Понятие А., как правило, отождествляется с понятием композиции. АТРИБУЦИЯ – установление авторства произведения. АУРА – от греч. Aura – дуновение, веяние – в мистических учениях сияние, излучаемое божественными существами и святыми и изображаемое в виде нимба. БАЙРОНИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ– л итературный персонаж, названный по имени английского поэта Дж. Г. Байрона, в «Восточных поэмах» («Гяур», «Корсар», «Лара» и др.) которого получил законченное воплощение. Это индивидуалист, гордый одиночка, вступающий в непримиримую борьбу с оскорбившим его обществом. БАТАЛЬНЫЕ СЦЕНЫ – сцены, изображающие военные сражения. БИДЕРМЕЙЕР – направление в нем. и австр. искусстве, отличающееся тщательной проработкой интерьера, природы, быт. деталей, интимностью, дом. уютом. БИНАРНЫЕ ОППОЗИЦИИ – универсальное средство познания мира, осознанное в XX в. Основано на двоичности восприятия мира, где «левое» – положительное, «правое» – отрицательное. БИОГРАФИЯ – жизнеописание в определенной парадигме (линейной, хронологической, системной, семиотической). БУКОЛИКА (от греч. Bukolikos – пастушеский). Жанр античной поэзии, описывающий жизнь мирную пастухов. Идиллия, эклога. ВЕРШИННАЯ КОМПОЗИЦИЯ – вид композиции, имеющий целью усилить напряжение повествования; для этого в сюжете опускается развитие действия, а вслед за завязкой почти сразу же следует кульминация; для вершинной композиции характерно выделение нескольких эпизодов и отсутствие полного изложения биографии персонажа. ВИЗУАЛЬНЫЙ – наблюдаемый зрительно, видимый невооруженным глазом. ВНЕСУБЪЕКТНЫЕ ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ АВТОРСКОГО СОЗНАНИЯ – термин, используемый Л.Я.Гинзбург, Б.О. Корманом и др., означает неличностные и непрямые (опосредованные) формы выражения авторского (напр., пейзаж). Как правило, они встречаются в лирике таких поэтов, где субъект растворен, зашифрован в пейзаже, на который спроецированы его переживания (А.Фет, И.Анненский), где Я отступает перед природой. ВСТАВНАЯ НОВЕЛЛА (вставная конструкция) – законченный рассказ, включенный в прозаическое произведение (роман, повесть), но не связанный с ним сюжетно. ГЕДОНИЗМ – направление в этике, утверждающее наслаждение, удовольствие как высшую цель и осн. мотив человеческого поведения. ГЕНДЕРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ – вид исследования, в основе к-рого лежит изучение особенностей поведения людей, отличающихся по полу. ГЕНЕЗИС – происхождение, зарождение. ГЕРМЕНЕВТИКА – искусство понимания, толкования текстов, учение о принципах их интерпретации. ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ КРУГ – парадокс несводимости понимания и истолкования текста к логически непротиворечивому алгоритму. ГЕРМЕТИЗМ – закрытость, недоступность для непосвященных. Направление в поэзии, нацеленное на максимальное выявление символических возможностей поэтического слова, к-рое должно запечатлеть в себе и передать читателю самые широкие контексты объект. и суб. действительности даже тогда, когда отд. Слова даются вне традиц. окружающих его логич., ритор. связей и примет реальности. ГИПЕРТЕКСТ – система, иерархия текстов, представляющая собой одновременно единство и множество текстов. ГЛОССАРИЙ – собрание глосс – непонятных слов и выражений, толкователь непонятных слов. ГОТИЧЕСКИЙ РОМАН – англ gotic novel – роман ужасов и тайн., отличит черта – тематика и философия мир. зла. Сверхъест, загадочное, мрачное. ГРАФИЧЕСКИЙ ЭКВИВАЛЕНТ ТЕКСТА – пропуски слов, строк (термин Ю. Тынянова). ГРОТЕСК – тип художественной образности, основанный на причудливом сочетании и контрасте фантастического и реального, прекрасного и безобразного, трагического и комического, правдоподобия и карикатуры. ДАТИРОВКА – одна из проблем текстологии, установление времени создания произведения, одной из его редакций, списка и т.п. ДВОЕМИРИЕ (романтическое) – это разделенность мира на две части: мир, одухотворенный, мир мечты, и мир материальный ДВУГОЛОСОЕ СЛОВО – совмещение в одном высказывании двух личностных голосов, преломление смысловых интенций автора сквозь призму чужих слов. ДЕМОНИЗМ – восходящее к библ. мифологии обозначение тношения к миру, предельная цель к-рого разрушение существующих духовных и материальных ценностей, вплоть до обращения мира в ничто. Д. основывается на абсолютной свободе воли его носителя, к-рый воспринимает эту свободу прежде всего как свободу от мораль- ных обязательств перед людьми. ДЕНОТАТ – предмет, обозначаемый данным знаком. Для некоторого конкретного речевого отрезка Д. – то же, что референт. Для некоторой языковой единицы – множество объектов действительности, которые могут именоваться данной единицей; обычно речь идет о Д. лексических единиц. ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ – общее определение тех явлений кризиса личностного начала, которые в философии, эстетике и литературной критике XX в. получали различные терминологические именования: «теоретический антигуманизм», «смерть субъекта», «смерть автора», «кризис индивидуальности» и т.д. ДЕСТРУКЦИЯ – нарушение, разрушение нормальной структуры чего-либо. ДЕТАЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ – выразительная подробность произведения, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку, отличающаяся повышенной ассоциативностью; обычно к Д.х. относят подробности предметные в широком понимании: подробности быта, пейзажа, портрета, интерьера, частной ситуации и речи, когда она становится предметом изображения. «ДИАЛЕКТИКА ДУШИ»–прием психологизма, литературное изображение внутреннего мира персонажа в динамике, в развитии его чувств и переживаний. Термин «диалектика души» принадлежит Н.Г. Чернышевскому. ДИАЛОГИЧЕСКОЕ СЛОВО – понятие, разработанное М. Бахтиным применительно к его теории полифонического романа. Слово неоднозначное, многомерное, несущее чужой голос, взгляд, видение. ДИАХРОНИЯ – историческое развитие, эволюция явлений. ДИЕГЕСИС – повествование, рассказ о событиях (в отличие от мимесиса в узком смысле, подражания чужой речи). ДИСКРЕТНЫЙ – прерывистый, состоящий из отдельных частей. ДИСКУРС – 1) в лингвистике: связный текст в совокупности с экстралингвистическими (прагматическими, социокультурными, психологическими и др.) факторами; речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное действие, как компонент, участвующий во взаимодействии людей и механизмах их сознания (когнитивных процессах). Д. – это речь, «погруженная в жизнь». Д. включает паралингвистическое сопровождение речи (мимику, жесты), выполняющее следующие основные функции: ритмическую, референтную (связывающую слова с предметной областью приложения языка), семантическую, эмоционально-оценочную, функцию воздействия на собеседника. 2) В литературоведении Д. называют все те уровни, которые накладываются на нить повествования в строгом смысле слова. Таким образом, текст можно разделить на историю (или интригу) и Д. Например, в детективном рассказе распределение и комбинация признаков, указывающих на виновного в преступлении, относятся к плану интриги, в то время как нагнетаемая атмосфера страха относится к плану Д., т.е. не к фабульной, а к сюжетной организации текста. ДИСТАНЦИЯ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ – понятие, определяющее степень неожиданности произведений для читателя и, по представлениям рецептивной эстетики, его художественную ценность. DUBIA – в собраниях сочинений писателей-классиков особый отдел произведений, принадлежность которых данному автору не может считаться доказанной безусловно. ДНЕВНИК – форма повествования, ведущегося от первого лица в виде подневных записей. Обычно такие записи не ретроспективны, а современны описываемым событиям. ЖАНР – исторически складывающийся тип литературного пр-ия. ЗНАК – термин, используемый для указания на некоторое мыслительное содержание, который через посредство этого содержания может указывать на некоторую предметную область. То, на что указывает 3. (означаемое), находится вне 3. В работах семиотика Ч.С. Пирса по характеру соотношения двух сторон 3. выделяется три типа 3.: 1) иконические 3., формируемые на основе подобия означающего и означаемого; 2) знаки-индексы, создаваемые отношением смежности означаемого и означающего; 3) знаки-символы, порождаемые установлением связи означающего и означаемого по условному соглашению. ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА – совокупность знаков (чаще всего однотипных), обладающая внутренней структурой, явными (формализованными) или неявными правилами образования, осмысления и употребления ее элементов и служащая для осуществления индивидуальных и коллективных коммуникативных и трансляционных процессов. ЗНАЧЕНИЕ – отображение предмета действительности в сознании, становящееся фактом языка вследствие установления постоянной и неразрывной его связи с определенным звучанием, в котором оно реализуется; это отображение действительности входит в структуру слова в качестве его внутренней стороны (содержания), по отношению к которой звучание данной языковой единицы выступает как материальная оболочка, необходимая не только для выражения значения и сообщения его другим, но и для самого его возникновения, формирования, существования и развития. 1. ЗООМОРФИЗМ – представление богов в виде животных ИГРА – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в результате, а в самом процессе. ИДЕНТИФИКАЦИЯ – самоотождествление читателя с литературными персонажами, его переживание вымышленного мира художественного произведения как конкретно-жизненного, реального, возникающее на основе его веры в реальность художественной иллюзии. ИДИЛЛИЯ – жанровая форма букол. Поэзии. ИДИОЛЕКТ – совокупность формальных и стилистических особенностей, свойственных речи отдельного носителя данного языка. В поэтике И. рассматривается как только специфические речевые особенности данного носителя языка. ИДИОСТИЛЬ – индивидуальный стиль. ИМПЛИЦИТНЫЙ – скрытый, неявный. ИМПРЕССИОНИЗМ – от фр. Impression – впечатление, направление в искусстве, которое отталкивается от объективного знания о мире в пользу сиюминутного впечатления ИНВАРИАНТ – абстрактное обозначение одной и той же сущности в отвлечении от конкретных модификаций – вариантов. В понятии И. отображены общие свойства класса объектов, образуемого вариантами. Сам И. не существует как отдельный объект. ИНДИВИДУАЛИЗМ – учение, возвеличивающее отдельное я, возводящее его в абсолют и основанное на праве человека переступать через общечеловеческие нормы ИНТЕНЦИЯ – направленность сознания, воли на какой-либо предмет. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ – метод литературоведения и литературной критики, толкование смысла произведения в определенной культурно-исторической ситуации его прочтения. И. основана на принципиальной «открытости», многозначности художественного образа, который требует неограниченного множества толкований для полного выявления своей сути и способен к долгой исторической жизни, обогащающей его новыми значениями. ИНТЕРТЕКСТ – основной вид и способ построения текста в искусстве модернизма и постмодернизма, состоящий в том, что текст строится из цитат и реминисценций к другим текстам. ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ – термин, введенный Ю. Кристевой для обозначения спектра межтекстуальных отношений, постулирует, что любой текст всегда является составной частью широкого культурного текста. Вопрос об И. продолжает проблематику диалогического понимания, рассматриваемого в работах М.М. Бахтина, и предлагает рассматривать любой текст как открытую структуру. В тексте, особенно художественном, всегда присутствуют отсылки, аллюзии, цитаты. Таким образом, текст существует за счет многих других предшествующих текстов. ИНТРОСПЕКЦИЯ – самонаблюдение, изучение психических процессов самим переживающим эти процессы. ИНФЕРНАЛЬНАЛЬНЫЙ (от лат. inferna – преисподняя, infernus – находящийся внизу ) – адский, жуткий, демонический. ИРОНИЯ – выражающее насмешку или лукавство иносказание, при котором слово или высказывание обретают в контексте речи значение, противоположное буквальному смыслу или отрицающее его, ставящее под сомнение. И. обычно является выражением насмешки посредством иносказания; явлению умышленно приписывают то свойство, которого в нем нет. ИСПОВЕДЬ – разновидность лирического самовыражения. Как жанр была развита романтиками, соотносится с лир. формой высказ. от 1 лица, ИСПОВЕДАЛЬНОСТЬ – откровенность, интимность. ИСТОРИЗМ – художественное освоение в литературе конкретно-исторического содержания той или иной эпохи, а также ее неповторимого облика и колорита. ИСТОРИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ.1) Принцип изображения характеров и обстоятельств, при котором писатель стремится понять и объяснить, что породило изображаемые им характеры и явления, каковы они по своей сути и что в результате описываемого может произойти дальше. Другими словами, это изображение какого-либо явления в процессе его естественного развития. 2) Художественная достоверность в изображении быта, нравов, характеров, обстановки той или иной эпохи, а также создание исторического колорита, например в историческом романе. ИСТОРИОГРАФИЯ– р аздел литературоведения, изучающий развитие теории и истории литературы, борьбу различных научных учений и школ, а также обобщающий результаты такого изучения. ИСТОРИОСОФИЯ – концепция философии истории, созданная как целостное постижение вариативности и преемственности конкретных исторических форм с т. зр. раскрытия в них универсального закона или метаисторического смысла. КАЛАМБУР – игра слов, использование многозначности – полисемии, омонимии или Зв. Сходства с целью достиж комич. эфф. КАЛОКАГАТИЯ – античный принцип, предполагающий гармонию внешнего и внутреннего. КАНОНИЧЕСКИЙ ТЕКСТ – стабильный, установленный для издания текст. КАРНАВАЛИЗАЦИЯ – термин исторической поэтики. Введен в современное литературоведение М.М. Бахтиным для обозначения традиций карнавального фольклора в истории европейской литературы (прежде всего, средневековья и Ренессанса). КАРТИНА МИРА – система интуитивных представлений о реальности. КАТАРСИС – термин из «Поэтики» Аристотеля, означающий очищение духа. КОГНИТИВНЫЙ – познаваемый, соответствующий познанию. КОД – совокупность правил или ограничений, обеспечивающих функционирование какой-либо знаковой системы, коммуникацию. Для этого К. должен быть понятным всем участникам коммуникативного процесса и поэтому носит конвенциональный характер. КОЛЛИЗИЯ – противоборство, противоречие между характерами, либо между характерами и обстоятельствами, либо внутри характера, лежащие в основе действия литературного произведения. КОМИЧЕСКОЕ – эстетическая категория, подразумевающая отражение в искусстве явлений, содержащих несоответствие, несообразность или алогичное противоречие и оценку их посредством смеха. Постоянным началом К. служит необоснованная претензия. КОММЕНТАРИЙ – жанр филол. исслед., толкование разъяснение текста памятника. КОННОТАЦИЯ – дополнительное содержание слова (или выражения), его сопутствующие семантические или стилистические оттенки, которые накладываются на его основное значение, служат для выражения разного рода эмоционально-оценочных обертонов и могут придавать высказыванию торжественность, игривость, непринужденность, фамильярность и т.п. КОНТАМИНАЦИЯ – в текстологии: соединение текстов разных редакций одного произведения. КОНТЕКСТ – речевое или ситуативное окружение литературного произведения или его части, в пределах которого наиболее точно выявляется смысл и значение отдельного слова, фразы и т.д. «Окружение», в котором создавалось и продолжало жить художественное произведение. Контекст может быть социально-историческим (общественная обстановка в момент создания произведения), биографическим (обстоятельства жизни писателя, его возраст, жизненные впечатления и т. п.), бытовым (характер уклада жизни), литературным (связь произведения с литературой своей эпохи) и т. п. В одних случаях без привлечения контекста нельзя правильно понять художественное произведение; например, без знания социально-исторических процессов, протекавших в России в конце 50-х–начале 60-х годов XIX в., невозможно глубоко понять проблематику романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». В других случаях привлечение контекста не только не обязательно, но и нежелательно (так, определение реальных адресатов любовной лирики может лишить художественные образы их обобщающего смысла). Социально-исторический и литературный контекст играет важную роль и в последующем бытовании произведения за пределами его эпохи, определяя особенности его интерпретации новыми поколениями критиков и читателей. КОНТИНУУМ – непрерывность, неразрывность явлений, процессов. КОНЦЕПТ – смысловое значение знака, т.е. содержание понятия, объем которого есть предмет (денотат) этого имени. КОНЦЕПЦИЯ – система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов. КРЕАТИВНОСТЬ – характерная черта творческой личности, проявляющаяся в изменении универсума культуры, способность осуществить что-то новое ЛЕГКАЯ ПОЭЗИЯ – от фр. Poesie figutiv – пр-ия, выражающие личные страсти, проявления чел. натуры. ЛЕЙТМОТИВ – термин, заимствованный литературоведением из музыки. В широком значении – преобладающее настроение, главная тема, основной идейный и эмоциональный тон произведения, творчества, направления. В более узком значении – образ или оборот художественной речи, повторяющийся в произведении как момент постоянной характеристики героя, переживания или ситуации. В поэзии отмечаются, помимо образных, звуковые, ритмические и интонационные Л. ЛИНЕЙНОСТЬ – последовательное расположение элементов речевого целого, последовательность элементов высказывания, вытягивающихся в речевую цепь, определяемая звуковой природой речи. ЛИРИЗМ ДОБРОВОЛЬНОГО ИЗГНАНИЯ – термин в пушкиноведении, означающий переосмысление поэтом обстоятельств южной ссылки опд влиянием поэзии Байрона. ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ – форма выражения авторского сознания; художественный «двойник» автора-поэта, вырастающий из текста лирических композиций (цикл, книга стихов, вся совокупность лирики) как четко очерченная фигура или жизненная роль, как лицо, наделенное определенностью индивидуальной судьбы, психологической отчетливостью внутреннего мира, а подчас и чертами пластического облика. ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ – форма авторской речи; слово автора-повествователя, отвлекающегося от сюжетного описания событий для их комментирования и оценки или по иным поводам, прямо не связанным с действием произведения. ЛИТЕРАТУРНАЯ МИСТИФИКАЦИЯ – от греч. Mystes – посвященный в тайну, facio – делаю. Лит. при-ие, приписываемое другому автору в стил манере автора, предполагает создание образа автора в отличие от псевдонима. ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ – зафиксированный в тексте продукт словесно-художественного творчества, форма существования литературы как искусства слова. ЛИТЕРАТУРНЫЕ СВЯЗИ И ВЛИЯНИЯ – одна из главных особенностей литературного процесса, заключающаяся в постоянном взаимодействии литератур, в усвоении и преодолении одной литературой художественного опыта другой. ЛИТЕРАТУРНЫЙ БЫТ – особые формы быта, человеческих отношений и поведения, порождаемые литературным процессом и составляющие один из его исторических контекстов. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС – историческое существование, функционирование и эволюция литературы как в определенную эпоху, так и на протяжении всей истории нации, страны, региона, мира. МАДРИГАЛ – пр-ие любовно-комплиментарного содержания с парадоксально заостренной концовкой. МАРИНИСТИКА – изображение моря, морские пейзажи. МАРГИНАЛЬНОСТЬ – периферийность, «пограничность» какого-либо явления социальной жизнедеятельности человека по отношению к доминирующей тенденции своего времени или общепринятой философской или этической традиции; позиция нравственного протеста и неприятия окружающего мира. МЕДИТАТИВНАЯ ЛИРИКА – жанрово-тематическая разновидность поэзии, родственная философской лирике. Стихотворения, относящиеся к М.л., строятся как непосредственные созерцания, индивидуализированные «умозрения», направленные к постижению сокровенных закономерностей бытия. МЕМУАРЫ – повествование в форме записок от лица автора о реальных событиях прошлого, участником или очевидцем которых он был. По форме изложения, идущего, как правило, от первого лица, по отсутствию сюжетных приемов, по хроникальности и фактографичночти изложения М. примыкают к дневнику. МЕСТНЫЙ КОЛОРИТ – воспроизведение в художественной литературе особенностей национального быта, пейзажа, языка, свойственных сугубо определенной местности или области. МЕТАФИЗИКА – от греч. «meta ta phisika» – после физики. Филос. Учение о сверхчувст. принципах бытия. Противоположный диалектике филос. Метод, рассматривающий явления в их неизменности и независимости друг от друга. МЕТАМОРФОЗЫ – необратимые превращения, преобразования. МЕТАФОРА – троп, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основании сходства, контраста, аналогии и т.п. М. – это скрытое сравнение, в котором слова «как», «как будто», «словно» опущены, но подразумеваются. МЕТАФОРИЗАЦИЯ – расширение смыслового объема слова за счет возникновения у него переносных значений и усиления его экспрессивных свойств. МЕТАЯЗЫК – язык «второго порядка», т.е. такой язык, на котором говорят о языке-объекте. МЕТОД – категория марксистской эстетики, обозначающая способ отражения действительности, принцип ее типизации. МЕТОНИМИЯ – вид тропа, в основе которого лежит принцип смежности. МИНУС-ПРИЕМ – сознательный отказ автора художественного произведения от общепринятых норм стиля, жанра, а также читательского восприятия литературных приемов. М.-п. Представляет собой значимое отсутствие какого-либо элемента художественной структуры текста. МИФЕМА, МИФОЛОГЕМА – термин мифологической критики, обозначающий заимствование у мифа мотива или темы и воспроизведение в более поздних фольклорных и литературных произведениях, составной элемент мифологического сюжета. МИФОЛОГИЗМ – использование в литературе мифологических сюжетов, мотивов, образов. МИФЫ – создания коллективной общенародной фантазии, обобщенно отражающие действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевленных существ, которые мыслятся реальными. МОНОЛОГ – в литературном произведении: речь действующего лица, обращенная к самому себе или к другим, но, в отличие от диалога, не зависящая от их реплик. В драме в некоторых случаях – обращение персонажа непосредственно к зрителям. МОНТАЖ – композиционный прием, основанный на соединении, «стыковке» различных по содержанию (теме) или стилистической окраске фрагментов литературного произведения или различных зрительных образов в кинематографе. МОРФОЛОГИЯ – строение, форма. МОТИВ – устойчивый формально-содержательный компонент литературного текста; М. может быть выделен как в пределах одного или нескольких произведений писателя, так и в контексте всего его творчества, а также какого-либо литературного направления или литературы целой эпохи. М. в отличие от темы имеет непосредственную словесную (и предметную) закрепленность в самом тексте произведения; в поэзии его критерием в большинстве случаев служит наличие ключевого, опорного слова, несущего особую смысловую нагрузку. Для повествовательных и драматических произведений, более насыщенных действием, характерны сюжетные М.: узнавание и прозрение, испытание и возмездие. МОТИВИРОВКА – в узком смысле композиционный прием, с помощью которого объясняется ход всего повествования или введения отдельных эпизодов и сцен; в широком – художественное обоснование событий, поступков и переживаний персонажей. НАПРАВЛЕНИЕ И ТЕЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ – понятия, обозначающие совокупность фундаментальных духовно-содержательных и эстетических принципов, характерных для творчества многих писателей, ряда группировок и школ, а также обусловленные этими важнейшими принципами совпадения и соответствия программно-творческих установок, тематики, жанров и стиля. НАРРАТАТОР – термин нарратологии, обозначающий одну из повествовательных инстанций внутритекстовой коммуникации; разновидность внутреннего адресата, явного или подразумеваемого собеседника, к которому обращена речь рассказчика-нарратора; слушателя обращенного к нему рассказа. НАРРАТОЛОГИЯ – теория повествования. Как особая литературоведческая дисциплина оформилась в конце 60-х годов в результате пересмотра структуралистской доктрины с позиций коммуникативных представлений о природе искусства, о самом модусе его существования. НАРРАТОР – повествователь, рассказчик – одна из основных категорий нарратологии. НАТУРФИЛОСОФИЯ – философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее последовательности НЕСОБСТВЕННО-ПРЯМАЯ РЕЧЬ – прием изложения, при котором речь персонажа внешне передается в виде авторской речи, не отличаясь от нее ни синтаксически, ни пунктуационно. Но Н.-п.р. сохраняет все стилистические особенности, свойственные прямой речи персонажа, что и отличает ее от авторской речи. ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ– категория эстетики, характеризующая особый, присущий только искусству способ освоения и преобразования действительности. О. также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении (особенно часто, - действующее лицо или литературного героя). Само терминологическое словосочетание «О. чего-то» или «О. кого-то» указывает на устойчивую способность художественного О. соотноситься с внехудожественными явлениями, отсюда господствующее положение этой категории в эстетических системах, устанавливающих специфическую связь искусства с не-искусством, жизнью, сознанием и т.д. ОДОРИЗМ – термин для обозначения запахов. ОКСЮМОРОН – сочетание слов с прямо противоположными значениями, преднамеренное объединение в единое смысловое целое двух или нескольких контрастных лексических единиц. Несовместимость составных частей О. и вытекающая отсюда «несообразность» представляют собой основу его экспрессивного эффекта. («Люблю я пышное природы увяданье» (А.С. Пушкин). ОНЕЙРОСФЕРА – сфера сновидений. ОНОМАТОПЕЯ – 1) В лингвистике звукоподражание, имитация фонетическими средствами того или иного языка неречевого звука: хохотать, куковать, кудахтать и т.д. 2) В поэтической речи – художественный прием имитации звуковых явлений, о которых идет речь в стихах или прозе. ОПИСАНИЕ – один из элементов повествования. Основные компоненты текста, для которых характерно О., – это портрет, пейзаж, интерьер. О. в его чистом виде – это статическая картина, приостанавливающая развитие действия. Если чистое О. не приурочено к определенному моменту времени, то динамическое О. развертывается в рамках этого времени (пейзаж-маршрут; изображение обстановки через восприятие персонажа). ОППОЗИЦИЯ – отношение, в результате которого термин приобретает свою значимость и свое значение по отношению к другому термину. ОРИЕНТАЛИСТИКА – востоковедение. ОСТРАНЕНИЕ – описание знакомого автору явления как впервые увиденного и потому воспринимаемого им или героем как необычного, странного. Цель О. – вызвать у читателя видение предмета, а не автоматическое узнавание. Термин «О.» принадлежит В.Б. Шкловскому. ОТКРЫТЫЙ ФИНАЛ – сознательный авторский прием, означающий сюжетную незавершенность произведения ОЧУЖДЕНИЕ – отклонение от привычного, видимого облика явлений и предметов, отказ от того, чтобы посредством искусства создавать иллюзию действительности. ПАНОРАМНОСТЬ – принцип в живописи, означающий максимально широкое обозрение, широкий охват пространства. ПАНТЕИЗМ – религиозное и филос. учение, отождествляющее бога и природу. ПАРАДИГМА – отношение оппозиции между двумя элементами или рядом элементов, один из которых отсутствует или, наоборот, присутствует при наличии других. Таким образом, речь идет об отношении in absentia (в отсутствии) противопоставляемого члена ассоциативного ряда. П. противопоставляется синтагме. Анализ П. Заключается в классификации, в то время как синтагмы – в членении. ПАРАДОКС – от греч. Paradoxos – неожиданный, странный. 1. неожиданное, расходящееся с традиционным. 2.в логике противоречие, полученное в результате внешне логически правильного рассуждения, приводящее к взаимно противоречащим заключениям. ПАРАЛЛЕЛИЗМ – тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый поэтический образ. ПАРОДИЯ – жанр литературно-художественной имитации, подражание стилю отдельного произведения, автора, литературного направления, жанра (обычно с целью его осмеяния). Автор П., сохраняя форму оригинала, вкладывает в нее новое, контрастирующее с ней содержание, что по-новому освещает пародируемое произведение и дискредитирует его. ПАУЗА – перерыв в течении речи. Различаются П. смысловая (логическая), целиком определяемая синтаксисом, и П. ритмическая, от синтаксиса не зависящая и определяемая ритмическим импульсом. Первая наличествует во всякой речи, вторая – только в стихотворной. ПЕЙЗАЖ – один из композиционных компонентов и вид словесно-художественной детализации; с филологической точки зрения термин не строго научный. П. – описание природы, иногда – вообще внешнего мира, открытого пространства. ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ – термин, принятый в языкознании для таких значений слов, которые сложились в результате перехода слова от обозначения одного предмета к обозначению другого. П.з. в этом смысле противопоставляется исходному, прямому, номинативному значению слова. Прямое значение является немотивированным, П.з. мотивировано. ПЕРСОНАЖ – в обычном значении то же, что литературный герой. В литературоведении термин «П.» употребляется в более узком, но не всегда одинаковом смысле. Чаще всего под П. понимается действующее лицо. Но и здесь различаются два толкования: 1) лицо, представленное и характеризующееся в действии, а не в описаниях; 2) любое действующее лицо, субъект действия вообще, представлен ли он непосредственно, или о нем рассказывается. В такой интерпретации действующее лицо противополагается лишь «чистому» субъекту переживания, выступающему в лирике. Это понимание самое распространенное. Под П. подчас понимается лишь второстепенное лицо, существенно не влияющее на события произведения. ПЕРСОНИФИКАЦИЯ – представление природных явлений, человеческих свойств, отвлеченных понятий в образе человека. ПЛАГИАТ – самовольное заимствование, воспроизведение чужого произведения под своим именем. ПОВЕСТВОВАНИЕ – весь текст эпического произведения за исключением прямой речи (голоса персонажей могут быть включены в П. лишь в виде различных форм несобственной прямой речи). Характер П. зависит от того, каким образом излагаются события, характеристики, факты – констатируются или при этом и оцениваются; кому – персонажу или повествователю – принадлежит оценка; каков повествователь (рассказчик); каковы взаимоотношения повествователя и автора. Тип П. существенным образом определяет особенности индивидуального стиля писателя. ПОВТОР – одно из средств выразительности, присущее главным образом поэтической речи, – регулярное воспроизведение идентичных языковых элементов. К языковым П. относятся: звуковые П. – аллитерация, ассонанс, рифма; морфологические П. синтаксических конструкций создает синтаксический параллелизм. К П. лексическому относят П. отдельных слов или их групп. ПОДТЕКСТ – скрытый смысл высказывания, вытекающий из соотношения словесных значений с контекстом и особенно – речевой ситуацией. ПОЛИФОНИЯ – понятие, использованное М.М. Бахтиным для характеристики особенностей художественного мышления Ф.М. Достоевского. Основной признак П. – наличие в произведении нескольких равноправных независимых точек зрения, принадлежащих непосредственно участникам повествуемого события. ПОНИМАНИЕ – метод, обосновывающий методологическую автономию гуманитарных наук («наук о духе»); П. противопоставляется объяснению в естественных науках (генерализирующей интерпретации фактов). ПОРТРЕТ – изображение наружности человека (черт лица, фигуры, позы, мимики, жеста, иногда – одежды) как одно из средств его характеристики. В роли композиционного компонента П. наряду с пейзажем и интерьером представляет собой разновидность описания. ПОСЛЕСЛОВИЕ – дополнение автора к литературному произведению, содержащее те или иные выводы из написанного и дающее необходимые, по мнению автора, разъяснения к его тексту. П. обычно следует непосредственно за литературным произведением. В отличие от эпилога, оно не является продолжением фабулы или сюжета произведения. Будучи структурно самостоятельным, П. зачастую тесно связано с литературным произведением единым авторским замыслом, выполняя роль внефабульной мотивировки изображаемого. Помимо П. от автора широко распространено послесловие к авторскому тексту от другого лица (П. критика, составителя, редактора). ПОЭЗИЯ И ПРОЗА – два основных типа организации художественной речи, внешне различающиеся в первую очередь строением ритма. Ритм поэтической речи создается отчетливым делением на соизмеримые отрезки, в принципе не совпадающие с синтаксическим членением. ПОЭТИКА – наука о строении литературных произведений и системе эстетических средств, в них используемых. Состоит из общей П., исследующей художественные средства и законы построения любого произведения; описательной П., занимающейся описанием структуры конкретных произведений отдельных авторов или целых периодов, и исторической П., изучающей развитие литературно-художественных средств. ПОЭТИЧЕСКИЙ ЯЗЫК – система правил, лежащих в основе создания и прочтения (интерпретации) художественных текстов (как стихотворных, так и прозаических). В новое время каждое новое литературное направление всегда включало в свои программы утверждение нового отношения к системе выразительных средств, к П.я., подчеркивая этим свое отличие от других направлений. ПРИЕМ – конструктивный принцип организации литературного высказывания. П. может быть сюжетно-композиционным, жанровым, стилистическим, стиховым. ПРОЛЕГОМЕНЫ – предисловие, введение. ПРОЛОГ – вводная часть художественного произведения, в которой излагаются события, предшествующие основному действию, или разъясняются автором замысел и содержание произведения. ПРОТАГОНИСТ – главное действующее лицо пьесы, которое находится в центре действия и конфликтов. ПРОТОТИП – реальное лицо, представление о котором послужило автору первоначалом при создании образа, типа или литературного героя. РАССКАЗЧИК – условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении. РЕЗОНЕР – амплуа рассудочного человека, склонного к назидательным рассуждениям, на которого возложена задача сообщить через свой комментарий объективную или авторскую точку зрения на ситуацию. РЕМАРКА – замечание автора в тексте пьесы (обычно в скобках), поясняющее обстановку действия, а также внешность и поведение действующих лиц: их уход, приход, передвижение по сцене, поступки, жесты, интонации. РЕМИНИСЦЕНЦИЯ – в художественном произведении (преимущественно поэтическом) какие-либо черты, наводящие на воспоминание о другом произведении. Р. обычно рассматривается как бессознательное заимствование автором чужих образов или ритмико-синтаксических ходов, что чаще всего бывает следствием так называемой ритмической памяти. РЕТАРДАЦИЯ – композиционный прием: задержка в развитии сюжетного действия, замедление в развертывании фабулы. Осуществляется посредством введения внесюжетных компонентов: лирических отступлений, литературно-полемических, философских, публицистических размышлений, всякого рода описаний (пейзаж, интерьер, развернутый портрет, характеристика, сон и т.п.), «предыстории», «между историй», повторением однородных эпизодов. РЕТРОСПЕКЦИЯ – обращение к прошлому, обзор прошлого РЕФЛЕКСИЯ от лат. Reflexio – обращение назад. Размышление, наблюдение, самопознание. РИТУАЛ – исторически сложившаяся форма неинстинктивного предсказуемого, социально санкционированного упорядоченного символического поведения, в которой способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и не поддаются рациональному объяснению в терминах средств и целей. РИТОРИКА – наука об ораторском искусстве и – шире – о художественной прозе вообще. РОМАНТИЧЕСКАЯ ИРОНИЯ – категория романтической эстетики, означает возвышение автора над субъектом и миром вообще, признание относительности его законов и истин СЕМАНТИКА – раздел семиотики и языкознания, исследующий значения знаков: слов и словосочетаний естественного языка, поэтической речи, знаков искусственных логических языков и других знаковых систем. СЕМИОЗИС – процесс порождения знака. СЕМИОСФЕРА – семиотическое пространство, по своему объекту равное культуре. СЕМИОТИКА – наука о знаках и системах знаков, исследующая основные характеристики любых знаков и их сочетаний (например, слов и словосочетаний языка, метафор поэтической речи, химических и математических символов) и систем знаков (например, устных и письменных естественных языков, искусственных логических и машинных языков, языков поэтических школ). СИМВОЛ – 1) в искусственных формализованных языках: понятие, тождественное знаку; 2) в эстетике и философии искусства: универсальная категория, отражающая специфику образного освоения жизни искусством – содержательный элемент художественного произведения, рассматриваемый в своем знаковом выражении. СИНЕРГЕТИКА – наука о процессах самоорганизации в природе и обществе. Предметом С. являются механизмы спонтанного образования и сохранения сложных систем, особенно находящихся в отношении устойчивого неравновесия со средой. СИНХРОНИЯ – состояние системы в определенный момент ее развития. СИНЭСТЕЗИЯ – в литературоведении: построение художественного мира через образное воспроизведение совокупности чувственных восприятий (зрительных, фонических, тактильных и др.). СИСТЕМА – множество закономерно связанных друг с другом элементов, представляющее собой определенное целостное образование, единство. СКАЗ – форма повествования, при которой рассказ ведется от лица какого-либо фразеологически определенного (не равного автору), рассказчика, не являющегося героем произведения. СИНХРОНИЯ – состояние системы в определенный момент ее развития. СИНЭСТЕЗИЯ – в литературоведении: построение художественного мира через образное воспроизведение совокупности чувственных восприятий (зрительных, фонических, тактильных и др.). СИСТЕМА – множество закономерно связанных друг с другом элементов, - представляющее собой определенное целостное образование, единство. СКАЗ – форма повествования, при которой рассказ ведется от лица какого-либо фразеологически определенного (не равного автору), рассказчика, не являющегося героем произведения. СТИЛИЗАЦИЯ – намеренное построение художественного повествования в соответствии с принципами организации языкового материала и характерными внешними речевыми приметами, присущими определенной социальной среде, исторической эпохе, литературному направлению, жанру, индивидуальной манере писателя, которые избираются автором как объект имитации. СТИЛЬ – устойчивая общность средств художественной выразительности, характеризующая своеобразие творчества писателя, отдельного произведения, национальной литературы. СТОИЦИЗМ – направление в философии, цель к-рого освободиться от страстей и влечений. СТРАТЕГИЯ ТЕКСТА – термин рецептивной эстетики, обозначающий совокупность указаний, получаемых реципиентом со стороны текста в ходе управляемого восприятия. СТРУКТУРА литературного произведения – строение произведения словесного искусства, его внутренняя и внешняя организация, способ связи составляющих его элементов. Наличие определенной С. обеспечивает целостность произведения, его способность воплощать и передавать выражаемое в нем художественное содержание. СТРУКТУРАЛИЗМ – направление в литературоведении второй половины XX в., один из методов гуманитарных наук, разработанный с целью обнаружить, описать и объяснить структуры мышления, лежащие в основе культуры прошлого и настоящего. СТРУКТУРНАЯ ПОЭТИКА – область теории литературы, в центре внимания которой – проблемы организации всех текстовых элементов в художественную целостность. СУБЪЕКТ – в структурализме: функция рассказа, объединяющая все атрибуты и действия главного героя, стремящегося получить желаемый объект или достичь желаемой цели. СУГГЕСТИВНОСТЬ – от лат. Suggestion – внушение, намек. Активное воздействие на воображение, эмоции, подсознание читателя посредством отдаленных тематических, образных, ритмических, звуковых ассоциаций. СУГГЕСТИВНАЯ поэзия – лирическая поэзия, основанная не столько на предметно-понятийных связях, сколько на ассоциативном сочетании дополнительных смысловых и интонационных оттенков. СЮЖЕТ – последовательность событий в художественном тексте. ТИПОЛОГИЯ – метод научного познания, в основе к-рого лежит расчленение систем объектов их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ – от лат. «transcendo» – выхожу за пределы. В философии И. Канта априорные формы познания, организующие опытные знания. ТРАНСФОРМАЦИЯ – изменения. ТЕКСТ – объединенная смысловой связью последовательность знаковых единиц, передающих информацию, основными свойствами последовательности являются связность и цельность. ТЕКСТ В ТЕКСТЕ – построение, характерное для повествовательных текстов и состоящее в том, что основной текст несет задачу описания или написания другого текста, что и является содержанием всего произведения. ТЕКСТОЛОГИЯ – отрасль филологии, занимающаяся изучением и изданием текстов литературных произведений в целях их критической проверки и дальнейшего исследования. ТЕЛЕСНОСТЬ – понимание тела в соответствии с представлениями эпохи, направления и т.д. Тело человека с присущими ему от природы особенностями, формами поведения, находящееся в социокультурном пространстве и взаимодействующее с ним. ТЕМА – объект художественного изображения, круг жизненных явлений, отражаемых писателем и скрепленных воедино авторским замыслом. ТЕРМИНОЛОГИЯ – совокупность, система терминов какой-либо науки. ТИП – обобщенный образ человеческой индивидуальности, наиболее возможной, характерной для определенной общественной среды. ТИПИЗАЦИЯ – процесс создания типических образов. ТИПИЧЕСКОЕ, типичное – наиболее вероятное, «нормальное», образцовое для данной конкретной системы объективного мира. ТОПИКА – система общих мест. ТОПОС – общее место, образ, характерный для культуры данного периода или нации. ТОЧКА ЗРЕНИЯ – позиция, с которой ведется повествование в литературном произведении. Смена точек зрения в литературном произведении аналогичной приему монтажа в кинематографе, проблеме перспективы в живописи. ТРАГИЧЕСКОЕ – эстетическая категория, характеризующая неразрешимый художественный конфликт (коллизию), развертывающийся в процессе свободного действия героя и сопровождающийся страданием и гибелью героя или его жизненных ценностей. Причем катастрофичность Т. вызывается не гибельной прихотью случая, но определяется внутренней природой того, что гибнет, и его несогласуемостью с наличным миропорядком. ТРАНСФОРМАЦИЯ – изменения. ТРОПЫ – понятие, обозначающее такие обороты (образы), которые основаны на употреблении слова (или сочетания слов) в переносном значении и используются для усиления изобразительности и выразительности речи. УСЛОВНОСТЬ – принцип художественной изобразительности, обозначающий нетождественность художественного образа объекту воспроизведения. Различают первичную и вторичную. У. Первичная У. связана с природой самого искусства, неотделимого от У. и потому характеризует любое художественное произведение, т.к. оно не тождественно жизни. Вторичная У. – демонстративное и сознательное нарушение художественного правдоподобия в произведении. ФАБУЛА – цепь событий, о которых повествуется в сюжете, в их логической причинно-временной последовательности. ФАТАЛИЗМ – вера во всемогущество судьбы. ФУНКЦИЯ – такая соотнесенность одного элемента целостной структуры с другим, которая поддерживает существование самой структуры. ХАРАКТЕР художественный – образ человека в литературном произведении, очерченный с известной полнотой и индивидуальной определенностью, через который раскрываются исторически обусловленный тип поведения и присущая автору нравственно-эстетическая концепция человеческого существования. ХРОНОТОП – существенная взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе. ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ – сложный комплекс внутренних (структурных) свойств, определяющих принадлежность плодов творческого труда к сфере искусства. В более узком и более употребительном значении понятие «X.» выдвигает на передний план оценочный момент завершенности и осуществленности, адекватной воплощенности творческого замысла и артистизма, свойственных состоявшемуся произведению искусства и являющихся залогом его воздействия на читателя, зрителя, слушателя. ЦЕНТОН – стихотворение, целиком составленное из строк других стихотворений. ЦИКЛ – группа произведений, сознательно объединенных автором по жанровому, тематическому, идейному принципу или общностью персонажей. ЭКЗЕГЕТИКА – то же, что герменевтика, учение о способах научного прочтения, понимания, филологического толкования и комментирования какого-либо литературного произведения в сочетании с реконструкцией его текста (как правило, древнего произведения, смысл которого затемнен вследствие большой давности и недостаточной сохранности источника); органичная часть текстологии. ЭПИЗОД – основной структурный элемент сюжета эпического, лиро-эпического и драматического произведения. Каждый Э.. воплощает один законченный момент действия, происходящего между двумя и более персонажами в одном месте и на протяжении ограниченного промежутка времени. ЭПИЛОГ – в античной драме: заключительное обращение хора (или актера) к зрителям, объясняющее замысел автора, значение происходивших событий. В драме и эпосе (преимущественно романе) XIX–XX вв. Э. – обычно изображение событий, дальнейших судеб героя после завершения – развязки и исхода – основного конфликта произведения. ЭПИСТОЛЯРИЙ – собрание чьих-либо писем. ЭПИСТОЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА – различных родов и видов произведения, в которых используется форма писем или посланий (эпистол). ЭПИГРАФ – от греч. Epigraphe – надпись. Цитата, изречение, пословица и т.д., помещаемое автором перед текстом всего произведения. ЭПИТЕТ – разновидность определения, отличающаяся от обычного экспрессивностью, переносным (тропическим) характером. ЭПОС – повествовательный род литературы, включающий в качестве жанровых разновидностей сказку, новеллу, повесть, героический эпос, рассказ, очерк, роман и т.д. ЭССЕ – от фр. Essai – опыт, набросок. Жанр литературы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь. ЭПИКУРЕИЗМ – учение, основанное на разумном стремлении человека к счастью. ЭСТЕТИКА – философская дисциплина, изучающая мир эстетических явлений и художественную деятельность человека. ЭСХАТОЛОГИЗМ – учение о конце света, о гибели мира. ·
|