![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организационный контекст
• миссия и видение • организационная культура • вознаграждение • обратная связь • тренинга и консультации • технологические и материальные ресурсы • размещение Рис. 1. Составляющие групповой эффективности
ГРУППОВОЙ ПРОЦЕСС. В первую очередь этот блок связан с коммуникацией и принятием решений. Целевой вопрос здесь: «Как происходят действия и что сделать, чтобы это было эффективно?» Во-первых, проблема решается последовательно. Это очевидно лишь теоретически, а на практике в ходе решения многие группы непоследовательны. И второе правило: «В один и тот же промежуток времени члены группы сосредоточиваются на одном и том же этапе группового процесса». Если одни члены группы будут вести разговор о причинах проблемы, а другие — предлагать варианты ее решения, процесс неизбежно «забуксует», решения приняты не будут. При налаживании процесса принятия решений целесообразно ответить на следующие вопросы: • Кто будет участвовать в решение проблемы? • Когда следует вовлекать участников в решение проблемы? • Каким образом будет приниматься решение в группе? • Наконец, в решение каких проблем будут вовлечены участники группы? ГРУППОВАЯ СТРУКТУРА представляет второй блок модели групповой эффективности. Группа выделяется в структуре большой организации, известны ее участники, перечень вопросов/заданий, за которые они отвечают, и их полномочия. При работе с группой необходимо иметь в виду следующие особенности групповой структуры. • ясные цели и мотивированные задания; • оптимальное количество (относится как к количеству участников, так и к обязательному набору знаний и навыков); • групповая культура (набор принципов и ценностей, разделяемых всеми членами группы) и групповые нормы поведения; ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОНТЕКСТ включает в себя знание членами группы миссии и видения организации, их приверженность и включенность в организационную культуру, известность процедур вознаграждения, обратной связи, возможность проведения тренингов и консультаций, обеспечение технологическими и материальными ресурсами и размещение/местонахождение. Для достижения целей фасилитации часто используются игровые методы. В зависимости от ситуации применения игровые методы можно разделить на три группы. 1) Разогревающие игры: к ним относятся первые три игры представленные ниже. Они направлены на вовлечение группы/коллектива в игровую ситуацию, которая в свою очередь улучшает коммуникации и помогает раскрепощению коллектива. 2) Базовая группа игр используется для аналитики, формулирования выводов и рекомендаций на будущее. 3) Поддерживающие игры помогают психологически и физически отдохнуть, направлены на закрепление более важных и ранее изученных проблем. Характерные особенности игр: открытость, инновационность, рефлексивность, самопрограммируемость, использование эффекта «синергии», получаемой в результате применения технологий групповой работы.
|