Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. Стр. Введение Тема 1Стр 1 из 3Следующая ⇒
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Дисциплина «Психология» включена в цикл общепрофессиональных дисциплин базовой части. Целями освоения дисциплины являются: - повышение психологической культуры; - формирование целостного представления о психологических особенностях человека как фактора успешности его деятельности; - формирование умения самостоятельно мыслить и предвидеть последствия собственных действий, самостоятельно учиться и адекватно оценивать свои возможности, самостоятельно находить оптимальные пути достижения цели и преодоления жизненных трудностей. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: - знать основные категории и понятия психологической науки; - уметьпроектировать, организовывать, диагностировать собственное обучение, профессиональную деятельность и жизнедеятельность в целом; - владеть навыками анализа профессиональных и учебных проблемных ситуаций, организационными умениями в области профессионального общения и взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений; опытом учета индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, навыками профилактики и нейтрализации межличностных и межгрупповых конфликтов. Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа. Таблица 1. Содержание модулей дисциплины
Формой итоговой аттестации является зачёт.
Быть хорошим житейским психологом - одно из важных требований, предъявляемых к специалистам в тех профессиях, которые предполагают постоянное общение с людьми, таких как педагог, врач, менеджер, продавец и т.д. Ярчайшими образцами житейской психологии являются те произведения литературы и искусства, где представлен глубокий психологический анализ жизненных ситуаций и мотивов поведения героев. Содержание житейской психологии находит свое воплощение в обрядах, традициях, пословицах, поговорках, притчах, ритуалах, закрепляющих в себе многовековую народную мудрость. В связи с этим возникает вопрос: нужна ли научная психология, или, может быть, знаний и опыта, накопленных в житейской психологии, достаточно для осуществления его профессиональной деятельности? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо осознать принципиальную разницу между житейскими и научными психологическими знаниями. Ю.Б. Гипенрейтер приводит пять основных различий. Первое: житейские психологические знания, конкретны, они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Научная психология стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия, в которых отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы. Второе отличие житейских психологических знаний состоит в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб. В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена. Житейский опыт передается, как правило, с большим трудом и в очень незначительной степени. В то же время в науке знания аккумулируются, фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств. Четвертое различие состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент. Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется. С введением в психологию экспериментального метода психология оформилась в самостоятельную науку. Пятое отличие, и вместе с тем преимущество, научной психологии состоит в том, что она располагает обширным по объему, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки. Разработка специальных отраслей психологии является преимуществом научной психологии, которого лишена, конечно, житейская психология. Перечисленные различия показывают преимущества научного психологического знания. Вместе с тем мы не можем отрицать необходимость житейского опыта, играющего важную роль в развитии психологии как науки. Научная психология опирается на житейский психологический опыт, извлекает из него свои задачи, на последнем этапе им проверяется.[1]
На смену психологии души в 19 веке пришла психология сознания (способность думать, чувствовать, желать). На протяжении длительного времени единственным методом психологии был метод самонаблюдения. Широкое распространение данного метода привело к кризису в науке, поскольку утверждалось что ученый должен изучать самого себя (выявленные в процессе такого изучения психологические знания не находили своего практического применения). В начале 20 века появляется новое направление психологической науки, основоположник которого Дж. Уотсон видел задачу психологии в исследовании поведения живого существа, адаптирующегося к окружающей среде. В психологию были введены совершенно новые факты – факты поведения как внешнего проявления психической деятельности. Представителями данного направления игнорировалось существование внутреннего психического мира человека, его содержание сравнивалось с черным ящиком, проникнуть в суть которого не возможно. Начиная со второй половины 20 века, наблюдается возвращение к изучению явлений, фактов и закономерностей психической жизни человека. Психология становится наукой о психике. [7] В настоящее время психология имеет свой особый предмет изучения (особенности функционирования психики), свои специфические задачи, свои специальные методы исследования; она располагает сетью психологических учреждений (институтов, лабораторий, учебных заведений, готовящих кадры психологов), журналами. Систематически собираются международные психологические конгрессы, психологи объединяются в научные ассоциации и общества. Современная психология представляет собой сложную и разветвленную систему направлений научных исследований, структуру которой составляет множество относительно самостоятельно развивающихся отраслей. Основными отраслями психологии являются: ð социальная психология, постигающая закономерности взаимодействия личности и социума, формирования и развития групп; ð возрастная психология, исследующая развитие психики от зачатия человека до его смерти; ð педагогическая психология, имеющая своим предметом психику (учащегося и преподавателя) в условиях образовательного процесса (обучение и воспитание); ð психология труда, рассматривающая психику в условиях трудовой деятельности; ð психолингвистика, занимающаяся изучением речи; ð медицинская психология, исследующая психику в условиях болезни: душевной или телесной. ð психология аномального развития или специальная психология. ð дифференциальная (сравнительная) психология, исследующая всевозможные различия психики людей: индивидуальные, типологические, этнические и др. ð психометрия, постигающая вопросы математического моделирования психики, проблемы измерения в психологии, способы количественного анализа результатов психологических исследований; ð психофизиология, изучающая соотношение взаимодействия биологического и психического, физиологии высшей нервной деятельности и психологии. Особое положение среди всех направлений занимает общая психология, объединяющая различные отрасли в целостное научное знание. Изучая сущность и общие закономерности возникновения, функционирования и развития психики, она представляет собой основу всех психологических дисциплин.[4] Психика - свойство высокоорганизованной живой материи (головного мозга), заключающееся в активном отражении окружающей действительности, построении картины мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.
Психические процессы, в свою очередь, могут быть разделены на три группы: познавательные, эмоциональные и волевые. К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущение, восприятие, память, воображение, мышление, внимание. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе. Однако сами по себе сведения или знания для человека не играют никакой роли, если они для него не значимы. Одни события остаются в памяти надолго, а о других вы забываете на следующий день. Иная же информация вообще может остаться для вас незамеченной. Это связано с тем, что любая информация может иметь или не иметь эмоциональную окраску, т. е. может быть значимой или не значимой. Поэтому наряду с познавательными психическими процессами в качестве самостоятельных выделяют эмоциональные психические процессы. В рамках этой группы психических процессов рассматривают такие психические явления, как аффекты, эмоции, чувства, настроения и эмоциональный стресс. Мы вправе полагать, что если определенное событие или явление вызывает у человека положительные эмоции, то это благоприятно сказывается на его деятельности или состоянии, и, наоборот, отрицательные эмоции затрудняют деятельность и ухудшают состояние человека. Тем не менее, бывают и исключения. Например, событие, вызвавшее отрицательные эмоции, повышает активность человека, стимулирует его к преодолению возникших преград и препятствий. Подобная реакция свидетельствует о том, что для формирования поведения человека существенны не только эмоциональные, но и волевые психические процессы, которые наиболее ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением и др. Психические процессы тесно взаимосвязаны между собой и выступают в качестве первичных факторов формирования психических состояний человека.[10] Иногда выделяют как самостоятельную еще одну группу психических процессов - неосознаваемые процессы. В нее входят те процессы, которые протекают или осуществляются вне контроля со стороны сознания.
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: АСТ, 2008. - 352 с. 2. Введение в психологию/ Петровский А.В. - М.: Академия, 1996. - 496 с. 3. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 1008 с. 4. Лекции по общей психологии/ А.Р. Лурия. – СПб.: Питер, 2004. – 320 с. 5. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001. – 511 с. 6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2010. – 713 с. 7. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX в. – М.: 8. Директмедиа Паблишинг, 2008, - 772 с. 9. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 276 с. 10. Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней. – М.: Академический проект, 2008. – 576 с.
|